Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

В данной консультации представлен игровой материал по работе сдошкольниками  5-7 лет на этапе обучения звукового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx63.1 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 450 «Сибирская сказка» компенсирующего вида».  

_________________________________________________________________________________

            Г. Новосибирск, Учительская, 17а тел./ факс 265-88-16

    e-mail: ds_450_nsk@ nios.ru

     

Консультация

                   для воспитателей

«Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза»

         Учитель-логопед                                                                                             Зарецкая

Елена Анатольевна

Новосибирск, 2017 г.

I. Игра - важное направление коррекционной логопедической работы.

С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Причины этого явления видятся в следующем:

  • часто поздняя диагностика речевого развития детей;
  • некомпетентность и пассивность педагогов и родителей в вопросах речевого
    развитияребенка;
  • подмена речевого  развития  обучением грамоте;

•        ухудшение состояния здоровья детей.

Всё чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено зву копроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общей, так и артикуляционной. Доступная    и    привлекательная    игровая    ситуация    на    занятии    делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями,   столь   важными  для  ребёнка  -   дошкольника.   С   помощью развлекательных   моментов   поддерживается   стойкий   интерес   к   занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

Игровые приёмы в логопедической работе на этапе обучения навыкам

звукового анализа и синтеза.

1. Словесные игры

В своей работе хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые наиболее часто используют в работе. Не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определённым звукам, например не дифференцируют на слух звуки с-ц, с-ш, ш-ж и другие.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-зэ с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразахнужные слова.

Найди и назови нужное слов или «Эхо».  

Логопед предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

«С»        Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, В окнах огонёк, Светлой полосою На воду он лёг.

(А.Плещеев. «На берегу»)

«3»     На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи. Почему собака лает На того, кого не знает? Потому она и лает -Познакомиться желает.

(А.Власов. «Почему?»)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведёнными выше парами звуков.

Вариант 2.

Педагог вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой - со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются ли звуки. В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3.

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому - со звуком ж. Выигрывает тог, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении. То же можно проделывать и другими парами звуков.

Цель данных ниже игр и упражнений - развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.

Назови последний звук в слове.

Наглядный матернем; картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук/?ь, а вер). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Подумай, не торопись.

Педагог предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и вьщелять определённые звуки в словах:

  • Подбери слово, которое начинается на последний звук слова  стол.
  • Вспомни  название  птицы,   в   которой был бы последний звук слова
    сыр. (Воробей, грач...)
  • Подбери слово, чтобы первый звук был к, а последний - ш. (Карандаш,
    камыш...)
  • Какое   получится   слово,   если   к но - прибавить один звук? (поле,
    нос
    ...)
  • Составить такое предложение, в котором все слова начинались бы со
    звука
    м, (мама моет Машу мочалкой.)
  • Найти в комнате предметы, в названии которых второй звуку. (Бумага,
    дудочка, Буратино...)

Полминутки на шутки.

Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах. Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Закричал охотник «Ой, Двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползёт зелёный лук, С длинными усами.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Мы собрали васильки, На голове у нас щенки.

Какое слово отличается от других. Осень, осень, носим, осень Цыплёнок, цыплёнок, утёнок, цыплёнок Позёмка, позёмка, повозка, позёмка

Какое слово не подходит

Сова, совята, совушка, совет Белка, белочка, бельчонок, берлога Волк, волчица, волокно, волчий Олень, оленёнок, лень, оленина

Утка, утенок, минутка, утиный

2. Игры с использованием наглядности.

При изучении звуков необходимо давать их характеристику - описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абстрактные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть.

Игра «Где спрятался звук» - учит определять место заданного звука в слове (начало, конец, середина). В связи с этим хочу сказать, что довольно часто в процессе работы сталкиваюсь с тем, что дети путают понятия начало - конец, первый - последний.

Поэтому необходимы и полезны игры - занятия для развития пространственных представлений, зрительного восприятия (это могут быть конструкторы, строители, кубики).

Традиционно принято твердые согласные звуки обозначать синим цветом, а мягкие согласные - зеленым. Для закрепления условного обозначения этих звуков и дифференциации понятий «твердый»-«мягкий» звук использую игру «Светофор». Дети «зажигают» огоньки светофора в соответствии с услышанным звуком, который произнес логопед, то есть поднимают квадрат синего цвета (также можно использовать пуговицы, пробки от пластиковых бутылок соответствующих цветов) на «твердый» согласный звук и зеленый квадрат (пуговицы, пробки) - если услышали «мягкий» согласный звук.

В своей работе я попыталась придумать новые игры.

Игра «Мозаика». Можно использовать при дифференциации конкретных звуков, а также при закреплении понятия «гласный звук - согласный звук».

Оборудование: карточки в виде полей поделённых на четыре, шесть или девять ячеек и набор цветных квадратов. Квадраты синего, зелёного и красного цвета для обозначения звуков.

1 Вариант. Ход игры. Перед ребёнком карточка в виде поля из четырех ячеек. Предварительно участники игры обговаривают направления заполнения мозаики; сверху - вниз или слева - направо. Затем логопед произносит различные звуки (можно как гласные, так и согласные), а дети выстраивают мозаику, накладывая на пустые ячейки квадрат нужного цвета Таким образом, в конце игры должен получиться цветной коврик.

2. Вариант. Оборудование: те же поля, но цветные.

Ход игры. Перед ребёнком цветное поле. Он должен разгадать: -Какие звуки строили мозаику? По мере усложнения игры количество ячеек увеличивается

Игра «Следы» 

1.        Вариант.

-        Шли по дорожке звуки и оставили своиследы.

Угадай, какие звуки здесь прошли? Сколько их было? Придумай слова для звуков

Перед ребёнком полоска бумаги в виде дорожки, поделённая на цветные квадраты.

2.        Вариант. Оборудование: карандаши, квадраты, пуговицы или пробки,
соответствующихцветов.

-        Нарисуй или выложи следы звуков, которые пройдут по дорожке.
Воспитатель последовательно произносит ряд звуков, а дети фиксируют их:
а) с помощью игрового материала (квадраты, пуговицы или пробки)
б)буквами:   переводя  звук в   графическое изображение.

Таким образом, развивается не только фонематический слух, но и память, внимание, воображение, мелкая моторика. Но главное, что собственноручное написание даёт ребёнку дополнительную возможность увидеть и кинестетически ощутить графическое изображение выделяемого звука. Затем ребёнок повторяет все произнесённые воспитателем звуки, опираясь на оставленные звуками следы и подбирает слова на эти звуки.

Для работы над понятиями твердости -мягкости звуков использую памятки -подсказки в виде карточек соответствующих цветов

На занятиях по звуковой культуре речи часто использую звуки - персонажи: шесть гласных, отличающихся формой губ (девочки) и четыре согласных (мальчики)

Игра «Подари слово» - подбор слов на заданный звук.

Предлагается игровая ситуация: Сегодня к нам в гости пришли Том и Тим (появляются звуки персонажи). Дети определяют первый звук в именах гостей. Затем придумывают и «дарят» слова каждому из гостей: Тому - слова, начинающиеся со звука [Т], Тиму - со звука [Ть].

Игра «Две рейки» - распределить картинки на две группы (использую на занятиях по дифференциации звуков). Игровая ситуация: Том и Тим играли с картинками и перепутали их. Поможем отыскать картинки для Тома и Тима.

Игра «Расскажи о звуке» - дети учатся рассказывать об артикуляционных и акустических характеристиках.

Игра «Угадан звук»

Использую при изучении гласных звуков.

Предварительно внимательно наблюдаем перед зеркалом и обсуждаем с детьми форму губ при произношении того или иного гласного звука. Они убеждаются, что гласные произносятся свободно, воздух не встречает преграды (в отличие от согласных, которым «живется труднее», так как им всегда что-то метает: то губы, то зубы, то язык). Затем все это фиксируется на «фотографии» гласного звука» (карточки с артикуляционными образами звуков)

Использую несколько вариантов проведения игры:

  • Произношу гласный звук, дети показывают соответствующую
    «фотографию» звука
  • Дети определяют и называют звук побеззвучной артикуляции логопеда.
  • Показываю «фотографию» звука - дети называют звук.
  • Подружите звуки, спойте их песенку (составление и чтение
    звукокомплекс ов:  ау, уа, иа...)
  • Угадайте звук по характеристике:

  • при  произношении этого  звука губы широко улыбаются, звук
    произносится свободно;
  • при   произношении   этого звука губышироко открыты, воздух не
    встречает преграды.

Затем дети могут самостоятельно придумывать «звуковые» загадки друг для друга (описывая, таким образом артикуляционные и акустические характеристики звука).

Эту же игру использую при изучении согласных звуков на этапе дифференциации.

•        Даю характеристику одного из сравниваемых звуков. Дети должны
определить, о каком звуке идёт речь и объяснить свой выбор.

Например: дифференциация звуков Т - Д

Этот звук согласный, твердый, звонкий -(ответ детей)

Этот звук согласный, твердый, глухой - (ответ детей)

Все это происходит с опорой на наглядность (см. звуки - персонажи, таблица для игры «Расскажи о звуке») и дети могут наглядно уви-деть, чем звуки отличаются друг от друга и что у них общего.

Игра «В гостях у слова» - развитие умения определять порядковый номер звука или звук по номеру. Оборудование: слово в виде до мика - линейки, фишки или мелкие игрушки.

Ход игры: Фишки «ходят в гости» от одного звука к другому по порядку, или к какому-то конкретному звуку.

1

2

3

4

5

6

7

Игра «Волшебный домик» - развитие умения определять последовательность букв в слове. Оборудование: плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход игры: воспитатель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает в произвольном порядке наборы букв. Дети должны собрать слово, которое живет в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребёнок получает игровой жетон.

Например: Б, У, С, Ы, Р (усы, бусы, сыр).

М, А, Ш, К, А (каша, мак, Маша).

Р, Ы, Б, А, К (рыбак, бык, рак, бак).

III. Заключение.

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие сё зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих -ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребёнку в формировании правильно, чёткой речи. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребёнка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребёнок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребёнок отделяется от коллектива, замыкается в себе.

Задача педагога ввести ребенка в коллектив через игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Папка – передвижка для родителей по формированию у дошкольников фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.

Неправильное звукопроизношение и другие речевые недостатки приносят ребенку немало огорчений в дошкольном возрасте, а в школе трудностей становится еще больше. Многие родители считают подобные проблем...

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.

Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией....

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

Папка-передвижка по формированию у дошкольников фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.

Неправильное звукопроизношение и другие речевые недостатки приносят ребенку немало огорчений в дошкольном возрасте, а в школе трудностей становится еще больше. Многие родители считают подобные проблем...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...