Парциальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет «Планета Здоровья», как новая образовательная технология по здоровьесбережению в дошкольных организациях.
методическая разработка по логопедии на тему

Стефанко Александра Викторовна

Пояснительная записка к адаптированной парциальной программе для детей с ТНР от 4 до 7 лет "Планета Здоровья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 69

Структурное подразделение «Отделение дошкольного образования детей»

Курортного района Санкт-Петербурга

Парциальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет «Планета Здоровья», как новая образовательная технология по здоровьесбережению в дошкольных организациях.

Авторы:

Старший воспитатель Стефанко Александра Викторовна

Педагог-психолог Никулина Лидия Викторовна

Инструктор физической культуры Снежко Татьяна Александровна

Учитель-логопед  Пальцева Дарья Владимировна

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, укреплению, сохранению и формированию культуры здоровья осуществляются в дошкольных организациях.

 Педагоги целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут новые современные методы, приемы и подходы, соответствующие возрасту дошкольников и их индивидуальным особенностям.

Поэтому хотим предложить свою модель здоровьесберегающей технологии, программу «Планета Здоровья», основой которой является, укрепление, сохранение и формирование не только физического и психического, но и речевого здоровья, так как она разработана для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Парциальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи  (ОНР) от 4 до 7 лет «Планета Здоровья» включает в себя такие области как: физическое, речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие. Она разработана  в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 Программа рассчитана на три учебных года и состоит из двух модулей:

  • Проект  «Планета Здоровья» для средней группы,
  • Система образовательной, коррекционно-развивающей работы в  старшей и подготовительной группе по темам ЗОЖ.

Она основывается на трёх блоках: физическое, психическое и речевое здоровье. В каждом блоке есть ответственный педагог (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре), который осуществляет эту образовательную технологию, с помощью взаимодействия воспитателей, родителей и детей.

 В программу «Планета Здоровья» вошли такие

образовательные технологии как:

  • личностно-ориентированная;
  • игровая;
  • проектная деятельность;
  • здоровьесбережение (пальчиковые, артикуляционные, дыхательные, мимические, глазные, релаксационные гимнастики, психогимнастики, самомассаж, логоритмические упражнения, коррегирующие, бодрящие зарядки, физ. минутки, подвижные игры, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки);
  • сказкотерапия.

Для внедрения образовательной технологии «Планета Здоровья» участниками образовательного процесса разработаны в учреждение:

  • практический инструментарий (подборка игр, упражнений, гимнастик, литературы для детей и педагогов),
  • организация развивающей среды в группах,
  • целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы,
  • комплексно-тематическое планирование,
  • конспекты непрерывной образовательной деятельности,
  • физкультурные досуги, развлечения,
  • интегрированные занятия, которые представлены в виде технологических карт для удобства педагогов.

В средней группе образовательная деятельность проходит как долгосрочный проект «Планета Здоровья», рассчитанный на один учебный год. Проект  состоит из трёх разделов: речевое, физическое и психическое здоровье. С сентября по ноябрь ответственный за проектную деятельность по теме здорового образа жизни становится учитель-логопед. Он вместе с воспитателем знакомит детей и родителей с Планетой Здоровья и царством Говорилиус. Здесь все участники проекта: дети, педагоги и родители, включают в образовательную деятельность темы:  «здоровье» и «знакомься твоё тело». Сюда вошли такие здоровье сберегающие технологии как: пальчиковые, дыхательные, артикуляционные, мимические гимнастики, логоритмические упражнения, самомассаж. Следующие три месяца c декабря по февраль инструктор по физической культуре активно знакомит детей и родителей с Царством Физкультуриус по темам: «я здоровье сберегу, себе и вам я помогу» и «режим дня – верный помощник нашего здоровья». В этот период педагоги используют на заданную тематику: коррегирующие, бодрящие зарядки и глазные гимнастики, физ. минутки, подвижные игры, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки. И наконец, с марта по май педагог-психолог знакомит детей и родителей с царством Гармониус по темам: «чистота-залог здоровья» и «приятного аппетита». На протяжении этой части проекта педагоги включают  в совместную образовательную деятельность сказкотерапию, знакомят с этой технологией родителей и детей.

Заканчивается этот долгосрочный проект большим мероприятием «Шаги к здоровью». Это выставка и самопрезентация всех творческих работ и продуктов совместной деятельности на тему здорового образа жизни, сделанных в течение года. Здесь родители с детьми демонстрируют свои творческие продукты, рассказывая и представляя их другим участникам проекта.  

Воспитатели на протяжении всего проекта тесно взаимодействуют со всеми специалистами ответственными за свои разделы и активно включают в совместную образовательную деятельность беседы, дидактические, речевые, двигательные, сюжетно-ролевые игры, чтение, слушание, а также просмотры видео художественных произведений литературы на темы здорового образа жизни.

Кроме того помогают активно включать в проектную деятельность родителей: организовывают выставки, конкурсы, консультации, мастер классы, дают творческие поручения, создают совместные тематические альбомы, книжки, игры, игрушки и пособия.

В старшей и подготовительной группе это разработанное комплексно-тематическое планирование, конспекты непрерывной образовательной деятельности, физкультурные досуги, интегрированные занятия, которые представлены в виде технологических карт для удобства педагогов, игры, упражнения. Участниками программы становятся дети, педагоги и родители.

Главным героем программы стал, «Здоровейка» - это мальчик - пальчик, с которым дети, а также и взрослые отправляются к далёкой «Планете Здоровья».

На этой планете они будут играть, узнавать много нового и постигать основы здорового образа жизни вместе с героем, а за одно, научат его тем навыкам и умениям, которыми уже овладели.  

Для того чтобы путешествовать с «Здоровейкой» по «Планете Здоровья» разработан цикл мероприятий  и образовательных ситуаций на разные темы, по здоровому образу жизни.

Это такие темы как: Знакомься – твоё тело, Чистота залог здоровья, Приятного аппетита, Я здоровье сберегу – себе и Вам я помогу, Режим дня – верный помощник нашего здоровья, Витамины, Микробы и вирусы.

Этот модуль программы «Планета Здоровья» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) от 4 до 7 лет состоит тоже из трёх блоков это:

  • Физическое здоровье
  • Речевое здоровье
  • Психическое здоровье

Для детей они стали тремя царствами, которые находятся на «Планете Здоровья».

За блок «физическое здоровье» отвечает инструктор по физической культуре – это физкультурные досуги.

За блок «речевое здоровье» отвечает учитель-логопед – это логопедические занятия на темы ЗОЖ.

За блок «психическое здоровье» отвечает педагог-психолог – это занятия с использованием сказкотерапии.

Все занятия объединены одной из тем  здорового образа жизни, в соответствии с комплексно-тематическим планированием и проводятся два раза в месяц, одна тема длится на протяжении двух месяцев. За эти месяцы специалисты проводят по одному занятию с детьми и мероприятию с родителями. Сначала инструктор по физической культуре проводит с детьми досуг, после это учитель-логопед проводит логопедическое занятие, а затем педагог-психолог проводит занятие по сказкотерапии. После проведения тематических занятий связанных одной темой, все три специалиста проводят итоговое интегрированное занятие. В итоговые интегрированные занятия входят игры, задания, упражнения, проводимые ранее на занятиях специалистов. С целью повторения и обобщения полученных знаний детьми. В конце учебного года педагогами организовываются игры-квесты «Планета Здоровья», по всем пройденным темам в течение года.

На протяжении всей программы воспитатель осуществляет совместную образовательную деятельность и предварительную работу перед занятиями специалистов с детьми по комплексно-тематическому планированию. Также оказывает организационную и творческую помощь в роботе с родителями.

Физическое здоровья это царство «Физкультуриус». Оно красного цвета.

Физическое здоровье - это состояние организма и его правильное функционирование. Цель этого блока сохранение, укрепление и коррекция физического здоровья дошкольника.

Цель блока сформировать устойчивые понятия о здоровом образе жизни коррекционными средствами физической культуры.

Задачи:

  • обогатить знания детей в области  физического развития по темам ЗОЖ.
  • расширить набор двигательных умений и навыков в области физического развития путем введения в образовательный процесс различных коррекционных средств физ.культуры.
  • интегрировать решение задач по физическому развитию и формировать понятия о ЗОЖ по темам комплексно-тематического планирования программы «Планета Здоровья».

В этом царстве все играют в разные спортивные игры, прыгают на скакалках, быстро бегают, красиво танцуют, умеют плавать. Здесь все быстрые, ловкие и смелые, потому что  любят двигаться и заниматься физкультурой.

Каждый, кто побывал в царстве «Физкультуриус» должен соблюдать законы.

  • Рано вставать и делать зарядку.
  • Правильно питаться, и есть витамины.
  • Пить больше чистой воды.
  • Гулять на свежем воздухе и закаляться.
  • Делать физические упражнения и следить за осанкой.
  • Ухаживать за собой и следить за соблюдением личной гигиены.
  • Воспитывать хорошие привычки и бороться с вредными привычками.
  • Слушать взрослых и беречь свое здоровье.

Образовательная и коррекционно-развивающая работа с детьми ТНР по физическому здоровью, включает физкультурные досуги и занятия, в которые вошли: дыхательные, глазные, релаксационные гимнастики, самомассаж,  коррегирующие, бодрящие зарядки, гинастики,  комплексы ОРУ, физкультурные минутки, подвижные, речевые игры, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.

Также в образовательный процесс, включаются родители, которые участвуют в таких мероприятиях как:

  • изготовление семейного физкультурного ежедневника здорового образа жизни «Календарь здоровых привычек»
  • изготовление детей и родителей из бросовых материалов тренажеров – массажеров для коррекции осанки или профилактики плоскостопия
  • фото-коллаж «Режим дня – верный помощник нашего здоровья»
  • фотовыставка  «Я умею кататься на коньках и лыжах»
  • консультация для родителей. «Как устроены биологические часы, биологические ритмы организма»
  • мастер-класс для родителей «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
  • изготовление книжки – самоделки «Где прячутся витаминки?»

Психическое здоровье это царство «Гармониус». Оно зелёного цвета.

Под психическим здоровьем, понимается   умение человека адаптироваться в различных социальных условиях.

Задачи блока:

  • Укрепление психологического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
  •  Развивать умение чувствовать свое тело, осознанно относиться к своему здоровью.
  • Развивать детскую любознательность, активную, деятельностную позицию, творческий потенциал детей.
  • Развивать общение и активное взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками на основе общих дел; стремление участвовать в социально-значимых событиях, проектах, досугах, играх, акциях.

В этом царстве главное это психическое здоровье детей. Здесь, вместе с главным героем дети овладеют умением проявлять сопереживание  и помощь по отношению к другим людям; справляться с трудностями в сложных и незнакомых ситуациях без значительного ущерба для психики, адекватно себя в них вести, быть уверенным в себе, эмоционально благополучным и успешным; выражать эмоции и чувства; контролировать свои эмоции, себя и осознавать свое эмоциональное состояние и конструктивно разрешать конфликты. 

Играя с детьми, мы используем один из методов, направленных на решение какой-либо проблемы – это Сказкотерапия. Сказка знакомит детей с реальностью, даёт понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Данный метод, используется для речевой активности детей с тяжелыми нарушениями речи, развивает у детей творческую инициативу, совершенствует взаимоотношения с окружающими. Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи.

Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, используем сюжетно-тематическую организацию занятий со сказочной тематикой, так как данные занятия более целесообразны для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а также, максимально реализуют потенциальные возможности детей. В занятия по сказкотерапии включены: дыхательные, релаксационные, пальчиковые гимнастики, а также психогимнастика.

Также в образовательный процесс, включаются родители, которые участвуют в таких мероприятиях как:

  • мастер-класс по изготовлению книжки-малышки о важности соблюдения чистоты
  • конкурс рецептов: Делимся опытом приготовления вкусной и здоровой пищи для ребёнка «Что любит мой малыш»
  • консультация для родителей «Что такое сказкотерапия?».
  • изготовление атрибутов для ритуала вхождения детей в сказку (конкурс на лучший атрибут)
  • консультации для родителей о здоровом образе жизни детей 5- 6 лет.
  • конкурс на лучшую придуманную сказку детей с родителями на тему пользы овощей и фруктов.
  • мастер класс по созданию куклы-марионетки «Витаминка».

Речевое здоровье это царство «Говорилиус». Оно желтого цвета.  Учитывая то, что программа направлена на детей с тяжелыми нарушениями речи, мы решили выделить отдельное царство по речевому здоровью.

Цель блока - развитие компонентов речевой системы посредством здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

Активизировать словарь и способствовать овладению детьми с тяжелыми нарушениями речи самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.

Речь - показатель психического здоровья человека, его интеллекта. Она не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка.

Поэтому в этом царстве вместе с "Здоровейкой"  дети будут играть в речевые игры, выполнять логоритмические упражнения, развивать артикуляционный аппарат и пальчиковую моторику, делать дыхательную гимнастику.

Также в образовательный процесс, включаются родители, которые участвуют в таких мероприятиях как:

  • мастер-класс «Арт. гимнастика со Здоровейкой»
  • создание интерактивной развивающей игры «Шаги к здоровью»
  • консультация «Логопедические упражнения и здоровьесбережение».
  • изготовление пособия «Волшебные часы» с картинками режима дня группы
  • совместное создание тематического альбома "Я здоровье сберегу..."
  • консультация «Развитие речи ребенка и воспитание здорового образа жизни»

Мы рекомендуем оформить методическое пособие в виде планеты, на которой находятся три царства и конечно самого героя «Здоровейку». В каждом царстве есть ворота, которые открываются и все видят картинку с изображением того, какой деятельность сегодня будут заняты дети: или они будут выполнять какие-то действия самостоятельно, или при поддержке родителей, педагогов. Все царства имеют свой основной цвет, так что, когда у нашего героя появляется шапочка того же цвета всем сразу становится понятно куда мы сегодня отправимся. Также дети могут проявлять инициативу и сами решают, в какое из царств мы сегодня отправимся. Разработаны серии картинок с изображениями основных направлений здоровья, образовательных ситуаций, игр, упражнений, мероприятий не только для детей, но и консультации для родителей по знакомству с «Здоровейкой» и царствами «Планеты Здоровья». Все картинки и макет «Планеты Здоровья» должны, находится в группе в свободном доступе для детей. Чтобы они могли самостоятельно проявлять инициативу, взяв картинку, которую можно вложить в определённое царство и организовать любой вид деятельности вместе с остальными детьми.  Для родителей советуем оформить стенд «Советы Здоровейки», где периодически выставлять информацию по здоровьесбережению, творческие поручения, содержание тем изучающихся по программе. А также макет «Планеты Здоровья» с открытыми воротами определённого царства, с картинкой на тему, которую осваивают дети с педагогами. На картинках обычно предлагается совершить какое-то действие или совместную деятельность родителя с ребёнком. Например: при встрече обними меня; когда прощаешься поцелуй; поиграйте в мяч; спросить, как прошёл сегодняшний день…

На протяжении всей программы родители и дети выполняют творческие поручения, проявляют творческие способности, участвуют в практикумах, мастер классах, конкурсах и выставках, создают тематические альбомы, пособия, игры и книжки-малышки на тему здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа составлена на основе автора Нищева Н. В. «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающей работы с детьми ТНР»

Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) дошкольного детства, формирование основ базовой культуры ли...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №10 "Аленушка"

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комб...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (4 – 5, 5 – 6 лет с ОНР III уровня)

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (4 – 5, 5 – 6 лет с ОНР III уровня)...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (5-7 ЛЕТ) ГРУППЫ № 11 «ПЧЕЛКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА

Программа разработана в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи группы старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет № 18 «Облачко»

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа) разработана в соответствии с Порядком разработки...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения«Детский с...