Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР в группе компенсирующей направленности с ЗПР. Тема: «В гости к бабушке в деревню».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Агапова Анжелика Васильевна

Конспект занятия будет интересен для учителей - логопедов так и для воспитателей. Занятие написано в едином игровом сюжете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР в группе компенсирующей направленности с ЗПР. Тема: «В гости к бабушке в деревню». Старший дошкольный возраст.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные:

- Уточнять и расширять словарь по теме «Овощи»;

-Учить образованию относительных прилагательных;

- Продолжать учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Закрепить навык образования существительных во множественном числе

Коррекционно – развивающие цели:

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки, психические процессы.

Коррекционно – воспитательные цели:

-Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь старшим.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: тропинка, игрушка- бабушка, домик, деревья, ватман с изображением огорода, скамейка,  зеркала, картинки овощей, д/и «Один  много», «Какой сок, салат».

Ход занятия:

1.Организациооный момент. Приветствие

Круг широкий вижу я,

Это все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И в гости к бабушке пойдем.

Логопед: Ребята,  я приглашаю вас отправиться в гости к бабушке. По тропинке мы пойдем прямо в деревню попадем.

Мы присядем на скамейку и послушаем сказку нашей бабушки.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Жили были дедушка и бабушка. К ним внуки приехали в гости, толстые (надуваем щёки), С ними худые – лишь кожа да кости(втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбались (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Бабушка внукам блинов напекла (распластанный язык на нижней губе)

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

Чаю попили — никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).
Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

Все мы на них покачаться успели.

Дедушка ловко на лошади скачет(щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
3.Развитие психических процессов(мышления, памяти)

Логопед: Наша бабушка в огороде собирает урожай. А какой узнаете, отгадав загадки:

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

       Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец)

       Заставит плакать всех вокруг,

       Хоть он и не драчун, а ... (Лук)

       Маленький и горький, луку брат. (Чеснок)

       Круглый бок, желтый бок,

       Сидит в грядке колобок.

       Врос в землю крепко.

       Что же это? (Репка)

        И зелен, и густ на грядке вырос куст.
      Покопай немножко: под кустом ... (картошка)
   

       Красна девица

       Сидит в темнице,

       А коса на улице. (Морковь)

       Как надела сто рубах,

       Захрустела на зубах. (Капуста)

4.Развитие мелкой моторики  пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Логопед: Ребята, что за урожай собрала бабушка?

Дети: Урожай овощей.

Логопед: Бабушка ухаживает за огородом, и свои фрукты называет ласково. Давайте ей поможем назвать овощи ласково.

5.Игра «Назови ласково» (с мячом).Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Логопед: - Я буду бросать вам мяч, и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик;       морковь-морковочка

Огурец – огурчик;                  тыква – тыковка;

Лук – лучок;                           свёкла – свёколка;

Чеснок – чесночок;               капуста – капустка;

Горох – горошек;                  картошка – картошечка.

 - Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

6. Игра «Один – много» Образование существительных мн. числа

Логопед: Ребята у меня один овощ, а в огороде много.

У меня один помидор, а в огороде…помидор

У меня один огурец, а в огороде много  …огурцов

У меня одна морковка, а в огороде много…моркови

У меня один кабачок, а в огороде много…кабачков

У меня одна капуста, а в огороде много…капусты

Логопед: Молодцы ребята, а теперь настала пора помочь бабушке собрать урожай овощей

7. Речь с движением  «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем.                 Маршируют.

Мы морковки натаскаем                                   «Таскают».

И картошки накопаем.                                      «Копают».

Срежем мы кочан капусты,                              «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный,                                                  Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко                                 «Рвут».

И вернёмся по дорожке.                                     Маршируют.

-Молодцы, а бабушка приготовила сок, салат и суп  из овощей.

8. Игра «Какой сок, салат». Образование относительных прилагательных.

Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать, какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови- морковный          Суп из гороха – гороховый

Сок из капусты- капустный           Суп из картофеля – картофельный

Сок из свёклы- свёкольный

Салат из огурцов- огуречный

- Ребята, а бабушка для вас приготовила раскраски с изображением овощей.

Логопед: Пора возвращаться в детский сад. По тропинке мы пойдем в детский сад попадём.

9. Итог

Логопед: Ребята вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да, было интересно

Логопед: У кого в гостях мы были?

Дети: В гостях у бабушки, в деревне.

Логопед: Какие овощи росли у бабушки на грядке?

Дети: Огурцы, помидоры, капуста, морковка, лук, репа.

Логопед: Как одним словом назвать, всё это что?

Дети: Овощи

Логопед: Вы молодцы, помогли бабушке собрать урожай овощей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико – грамматических категорий у детей с ОНР в группе компенсирующей направленности с ЗПР. (старший дошкольный возраст) Тема: Обувь

Данное занятие можно использовать в работе логопедам. В процессе занятия расширяется словарь по теме" Обувь", а так же направлено на формирование лексико - грамматических категорий....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации

Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме «Семья»

Данный конспект занятия подходит для учителей-логопедов при проведение фронтальноого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....