Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда Дуброва Марии Сергеевны для ребенка старшей группы, посещающего логопункт( первый год обучения), по профилактике возникновения оптической дисграфии.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дуброва Мария Сергеевна

В ходе диагностики, при заполнении речевой карты, выяснилось, что ребенок ( А .) испытывает значительные трудности при ориентировании в схеме собственного тела; при определении положения предметов в пространстве; путает право-лево, впереди-сзади, вверху-внизу и т.д. В самостоятельной речи это выражается в неправильном использовании предлогов при построении предложных конструкций, а так же является угрожающим фактором для возникновения оптической дисграфии.

Для коррекции имеющихся у ребенка ( А. ) специфических трудностей в развитии предлагается данный  индивидуальный образовательный маршрут по профилактике возникновения оптической  дисграфии.

Маршрут рассчитан на 35 недель: с сентября по май. Занятие проводится один раз в неделю  (в дополнение к трем индивидуальным  занятиям с логопедом, по коррекции, имеющегося у ребенка, речевого нарушения).  Длительность занятия 20 минут.   В ходе диагностики, при заполнении речевой карты, выяснилось, что ребенок ( А .) испытывает значительные трудности при ориентировании в схеме собственного тела; при определении положения предметов в пространстве; путает право-лево, впереди-сзади, вверху-внизу и т.д. В самостоятельной речи это выражается в неправильном использовании предлогов при построении предложных конструкций, а так же является угрожающим фактором для возникновения оптической дисграфии.

Для коррекции имеющихся у ребенка ( А. ) специфических трудностей в развитии предлагается данный  индивидуальный образовательный маршрут по профилактике возникновения оптической  дисграфии.

Маршрут рассчитан на 35 недель: с сентября по май. Занятие проводится один раз в неделю  (в дополнение к трем индивидуальным  занятиям с логопедом, по коррекции, имеющегося у ребенка, речевого нарушения).  Длительность занятия 20 минут.   В ходе диагностики, при заполнении речевой карты, выяснилось, что ребенок ( А .) испытывает значительные трудности при ориентировании в схеме собственного тела; при определении положения предметов в пространстве; путает право-лево, впереди-сзади, вверху-внизу и т.д. В самостоятельной речи это выражается в неправильном использовании предлогов при построении предложных конструкций, а так же является угрожающим фактором для возникновения оптической дисграфии.

Для коррекции имеющихся у ребенка ( А. ) специфических трудностей в развитии предлагается данный  индивидуальный образовательный маршрут по профилактике возникновения оптической  дисграфии.

Маршрут рассчитан на 35 недель: с сентября по май. Занятие проводится один раз в неделю  (в дополнение к трем индивидуальным  занятиям с логопедом, по коррекции, имеющегося у ребенка, речевого нарушения).  Длительность занятия 20 минут.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_1.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              «Утверждаю»  

                                                                                                      Директор  ГБУ ДО ЦППМСП 

                                                                                                                              Володарская М.И.                                                   

                                                                                                           19 сентября 2016 года.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда Козинец Марии Сергеевны для ребенка  старшей группы, посещающего логопункт( первый год обучения), по профилактике возникновения оптической  дисграфии.                                          

В ходе диагностики, при заполнении речевой карты, выяснилось, что ребенок ( А .) испытывает значительные трудности при ориентировании в схеме собственного тела; при определении положения предметов в пространстве; путает право-лево, впереди-сзади, вверху-внизу и т.д. В самостоятельной речи это выражается в неправильном использовании предлогов при построении предложных конструкций, а так же является угрожающим фактором для возникновения оптической дисграфии.

Для коррекции имеющихся у ребенка ( А. ) специфических трудностей в развитии предлагается данный  индивидуальный образовательный маршрут по профилактике возникновения оптической  дисграфии.

Маршрут рассчитан на 35 недель: с сентября по май. Занятие проводится один раз в неделю  (в дополнение к трем индивидуальным  занятиям с логопедом, по коррекции, имеющегося у ребенка, речевого нарушения).  Длительность занятия 20 минут.    

Месяц/

Неделя.

                            Этапы работы.

                            Задачи обучения.

 Виды заданий, игр,

упражнений.

  1.  Добуквенный этап .

Сентябрь

4-ая неделя

- развитие зрительного восприятия и узнавания

-соединить линией  изображение геометрической фигуры и картинку, схожую с ней по форме;

-объединить изображенные предметы в группы по схожести их геометрической формы;

Октябрь

1-ая неделя

- развитие зрительного восприятия и узнавания

-найти изображение предмета, непохожего на остальные, по своей геометрической форме;

-отобрать из предложенных изображений предметов только те, которые напоминают по форме заданную геометрическую фигуру;

Октябрь

2-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-отобрать из предложенных предметов те, которые соответствуют заданной геометрической форме;

- отобрать из имеющихся предметов окружающего пространства  все те, которые соответствуют заданной геометрической форме;

Октябрь

3-я неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-расположить предметы в порядке возрастания (убывания) их размера;

-собрать пирамидки в разных вариантах по заданному образцу;

Октябрь

4-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-подобрать формы в соответствии с прорезями на рамках ( « Волшебный куб»);

-найти предмет по его оттиску на пластилине;

Октябрь

5-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-узнать наложенные изображения контуров геометрических фигур;

- узнать наложенные изображения контуров знакомых ребенку предметов;

Ноябрь

1-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-узнать «зашумленные» изображения геометрических фигур и предметов;

-узнать геометрическую фигуру и знакомый предмет по его контуру, тени;

Ноябрь

2-ая неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-узнать предмет по изображению его отдельной детали;

-дорисовать недостающую деталь в изображении предмета;

Ноябрь

3-я неделя

-развитие зрительного восприятия и узнавания

-дорисовать изображение предмета, используя принцип симметрии;

Ноябрь

4-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 5-ти предметов; ответить на вопросы:

-« Чего не стало?»

-« Что изменилось?» ( варианты:

появляется новый предмет; предметы меняются местами);

Декабрь

1-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 5-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

- найти отличия между двумя изображениями;

Декабрь

2-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 5-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

-раскрасить изображение по символам, каждому символу в части изображения соответствует определенный цвет ( например: *-красный; #-синий и т.д.);

Декабрь

3-я неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 5-6-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

-соединить точки по цифрам в порядке возрастания, начиная с 1. ,и получить изображение знакомого предмета;

Декабрь

4-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд 6-ти предметов, а затем по памяти отобрать их среди большего количества предложенных;

-- найти отличия между двумя изображениями;

Декабрь

5-ая неделя

-тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-запомнить ряд из 6-ти предметов, а затем назвать их по памяти;

-расставить заданные символы в изображениях геометрических фигур (по образцу ): игра «Шифровальщик»;

  1. Буквенный этап (начинается с момента изучения по программе первой  буквы, имеющей оптически-сложное расположение элементов.)

Январь

3-я неделя

-Буква« К»;

-ориентировка в схеме собственного тела, различение правой и левой его части

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «К»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «К»;

-игра «Робот» ( ребенок выполняет инструкции логопеда: -возьми мяч правой рукой; наступи на коврик левой ногой ;закрой правый глаз; дотронься до левого уха, правого колена; наклонись вправо  и т.д);

Январь

4-ая неделя

-Буква« К»;

-ориентировка в схеме собственного тела, различение правой и левой его части

-выкладывание «К» из счетных палочек;

- выкладывание «К» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «К» из ниточек на фланели;

-выкладывание «К» из липкой ленты на ковролине;

--игра «Робот» ( ребенок выполняет инструкции логопеда: -дотронься левой рукой до правого уха; закрой правой рукой левый глаз; возьмись левой рукой за правое колено, а правой рукой за левое ухо и т.д;

Январь

5-ая неделя

- Буква« К»;

- ориентировка в окружающем  пространстве

- слепить букву «К» из пластилина;

-выложить букву «К» из элементов  магнитной  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «К» (починить букву );

-найти и обвести все буквы «К» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-показать рукой и назвать предметы, которые расположены справа-слева, впереди-сзади, сверху-внизу по отношению к себе ( игра « Что вокруг».);

Февраль

1-ая неделя

-Буква« Б »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «В»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «В»;

-найти букву «В» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-показать  и назвать предметы, которые расположены справа-слева, впереди-сзади, сверху-внизу по отношению к себе и к заданному предмету ( что находится справа от мишки и т.д.);

Февраль

2-ая неделя

-Буква« Б »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

-выкладывание «Б» из счетных палочек;

- выкладывание «Б» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «Б» из ниточек на фланели;

-выкладывание «Б» из липкой ленты на ковролине;

-написание «Б» в плоской тарелочке с манкой;

-выполнение простых инструкций: « Возьми кубик и поставь его справа от пирамидки , слева от ёжика, между слонёнком и котёнком и т.д.;

Февраль

2-ая неделя

-Буква« Б »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

- слепить букву «Б» из соленого теста;

-выложить букву «К» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «Б» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «К» в предложенном тексте (ксерокопия книжной страницы);

-выполнение сложных инструкций: « Возьми игрушку, которая стоит справа от слонёнка и поставь её слева от ёжика, между слонёнком и котёнком и т.д.;

Февраль

3-я неделя

-Буква« Г »;

- ориентировка в окружающем  пространстве (в плоскости многогранника);

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «Г»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «Г»;

-найти букву «Г» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-найти «спрятанные» изображения буквы «Г» ( игра «Коврики», «Кольчуги»);

-ориентировка в плоскости прямоугольника, разбитого на четыре части : «Поставь предмет в верхний правый угол и т.д.» ( Игра «Муха».)

Февраль

4-ая неделя

-Буква« Г »;

- ориентировка в окружающем  пространстве (в плоскости многогранника);

-выкладывание «Г» из счетных палочек;

- выкладывание «Г» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «Г» из ниточек на фланели;

-выкладывание «Г» из липкой ленты на ковролине;

-написание «Г» в плоской тарелочке с мелким песком;

-ориентировка в плоскости прямоугольника, разбитого на шесть частей: «Поставь предмет в верхний правый угол; в средний верхний квадрат  и т.д.» ( Игра «Муха».)

Март

1-ая неделя

-Буква« Г »;

- ориентировка в окружающем  пространстве (в плоскости многогранника);

- согнуть букву «Г» из медной проволочки;

-выложить букву «Г» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «Г» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «Г» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-ориентировка в плоскости прямоугольника, разбитого на шесть частей: «Поставить предметы в разные его части по заданному образцу».

Март

2-ая неделя

-Буква« В »;

- тренировка  зрительного  внимания и зрительной памяти

--узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «В»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «В»;

-найти букву «В» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-найти «спрятанные» изображения буквы «В» ( игра «Коврики», «Кольчуги»);

- запомнить ряд из 5-6-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

Март

2-ая неделя

-Буква« В »;

- тренировка  глазомера, зрительного  внимания и зрительной памяти

-выкладывание «В» из магнитов на доске;

- выкладывание «В» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «В» из ниточек на фланели;

-выкладывание «В» из липкой ленты на ковролине;

-написание «В» в плоской тарелочке с манкой;

- графический диктант ( начиная от заданной точки под диктовку: 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо; 8 клеточек вверх и т.д. ( «Слонёнок» ).

Март

3-я неделя

-Буква« В »;

- тренировка  глазомера, зрительного  внимания и зрительной памяти

- слепить букву «В» из соленого теста;

-выложить букву «В» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «В» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «В» в предложенном тексте (ксерокопия книжной страницы);

- графический диктант «Ключик»;

Март

4-ая неделя

-Буква« Ы »;

- тренировка  глазомера, зрительного  внимания и зрительной памяти

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «Ы»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «Ы»;

-найти букву «Ы» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-найти «спрятанные» изображения буквы «Ы» ( игра «Коврики», «Кольчуги»);

- графический диктант «Жираф»;

Апрель

1-ая неделя

Буква« Ы »;

- тренировка  зрительного  внимания и зрительной памяти;

-выкладывание «Ы» из магнитов на доске;

- выкладывание «Ы» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «Ы» из ниточек на фланели;

-выкладывание «Ы» из липкой ленты на ковролине;

- запомнить ряд из 6-ти предметов, а затем: назвать их по памяти;

- запомнить ряд из 7-ми предметов, а затем сказать какого предмета не стало;

Апрель

2-ая неделя

-Буква« Ы »;

- тренировка  зрительного  внимания и зрительной памяти;

- сложить «Ы» из разрезанных кусочков;

-выложить букву «Ы» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы «Ы» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «Ы» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-запомнить предметы и их расположение на полках стеллажа в кабинете , а затем воспроизвести по памяти;

Апрель

3-я неделя

-Буква« С »;

 -тренировка зрительного внимания и зрительной памяти

-узнать наложенные изображения изученных букв, среди которых есть «С»;

 -узнать «зашумленные» изображения буквы «С»;

-найти букву «С» в ряду схожих по начертанию букв и похожих символов;

-найти «спрятанные» изображения буквы «С» ( игра «Коврики», «Кольчуги»);

-раскрасить изображение по буквам, каждой букве в части изображения соответствует определенный цвет ( например: К-красный; Г-синий и т.д.);

Апрель

4-ая неделя

-Буква« С»;

-ориентировка в схеме собственного тела, различение правой и левой его части

-выкладывание «С» из магнитов на доске;

- выкладывание «С» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «С» из ниточек на фланели;

-выкладывание «С» из липкой ленты на ковролине;

--игра «Робот» ( ребенок выполняет инструкции логопеда: -дотронься левой рукой до правого уха; закрой правой рукой левый глаз; возьмись левой рукой за правое колено, а правой рукой за левое ухо и т.д;

Апрель

5-ая неделя

-Буква« С »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

- слепить букву «С» из соленого теста;

-выложить букву «С» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающую часть буквы «С» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «С» в предложенном тексте (ксерокопия книжной страницы);

-выполнение сложных инструкций: « Возьми игрушку, которая стоит справа от слонёнка и поставь её слева от ёжика и т.д.».

Май

1-ая неделя

-Буква« 3 »;

- ориентировка в окружающем  пространстве

- слепить букву «З» из пластилина;

-выложить букву «З» из элементов  магнитной  мозаики

-дописать недостающие элементы буквы «З» (починить букву );

-найти и обвести все буквы «З» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-показать рукой и назвать предметы, которые расположены справа-слева, впереди-сзади, сверху-внизу по отношению к себе ( игра « Что вокруг».);

Май

2-ая неделя

-Буква« З »;

- тренировка  глазомера, зрительного  внимания и зрительной памяти

-выкладывание «З» из магнитов на доске;

- выкладывание «З» из бусинок, гороха, бобов, семечек на пластилиновой дощечке;

- выкладывание «З» из ниточек на фланели;

-выкладывание «З» из липкой ленты на ковролине;

-написание «З» в плоской тарелочке с манкой;

- графический диктант ( начиная от заданной точки под диктовку: « Зайчик».

Май

3-я неделя

-Буква« З »;

- ориентировка в окружающем  пространстве (в плоскости многогранника);

- согнуть букву «З» из медной проволочки;

-выложить букву «З» из элементов  детской  мозаики;

-дописать недостающие элементы буквы З» ( починить букву );

-найти и обвести все буквы «З» в предложенном тексте ( в вырезанном фрагменте газетной статьи);

-ориентировка в плоскости прямоугольника, разбитого на шесть частей: «Поставить предметы в разные его части по заданному образцу».

Май

4-ая неделя

-Буквы «К, Б, Г, В, Ы, С, З»;

-развитие тактильных ощущений;

-узнать наложенные изображения данных букв;

- обозначить буквы по предложенной инструкции: все буквы «К» в кружок, все буквы «Б» в треугольник, все буквы «Г» подчеркнуть одной чертой и т.д.;

-сложить данные буквы из предложенных элемнтов;

-реконструирование и конструирование букв: сложить восьмерку из семи палочек и, выполняя инструкцию, конструировать буквы: -убери одну палочку так, чтобы получилась буква «Б» и т.д.

 

Подведение итогов работы________________________________________________   

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда на тему: «посуда» в средней группе.

-обогащение активного словаря на тему «посуда».-совершенствовать употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме.-развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фон...

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда.

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда....

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема «Весна. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях»

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельностиучителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленностиТема «Весна. Автоматизация звука «С&r...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с синдромом Дауна (старшая группа)

Индивидуальный образовательный маршрут, разработан для ребенка с ОВЗ. Включает в себя описание основных направлений работы. Для ребенка также разработана тетрадь для индивидуальной работы, где указаны...

Индивидуальный образовательный маршрут учителя-логопеда

Личная программа развития профессиональной компетентности педагога...