Логопедическое занятие на тему: «Систематизация знаний детей о домашних животных»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Малахова Елена Николаевна

При обследовании детей, выяснилось, что многие не знают многих домашних животных нашей местности, хотя мы живём в посёлке. Тем более, они не знают как "зовут" детёнышей домашних животных. Дети лучше знают экзотических домашних животных, потому что они их часто видят в зоопарках, да и модно сейчас дома держать хорьков, питонов и т. д. Вот поэтому я решила построить логопедическое занятие с опорой на лексическую тему: "Домашние животные", чтобы систематизировать знания детей о домашних животных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_na_temu.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие на тему:

  «Систематизация знаний детей о домашних  животных»

Цель: систематизировать знания детей о домашних животных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

- активизировать словарный запас детей по теме;

- закрепить обобщающее понятие «домашние животные»;

-  закрепить использование в речи предлогов (на, с, под, из-под, за);

- упражнять в умении согласовывать прилагательные с существительными;  

- упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

- упражнять в умении сравнивать слова по длине, делить на слоги;

- продолжить учить согласовывать притяжательные местоимения мой, моя, мои с существительными;

- закрепить навыки словообразования и словоизменения.

Коррекционно-развивающие: 

- совершенствовать целостное зрительное восприятие;

- умение узнавать предмет по его силуэтному изображению;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать мелкую моторику рук;

 Коррекционно-воспитательные: 

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- продолжать совершенствовать навыки поведения в коллективе;

- формировать навык самоконтроля и самооценки

Материал и оборудование: силуэты, картинки домашних животных и их детёнышей, мягкие игрушки домашних животных, детская коляска, «Чудесный луг», «Волшебный» берег реки,  мяч, паровозики для слогов.

Время реализации занятия: 31 минута

Вводная часть:

Логопед: Здравствуйте, ребята. Посмотрите в окно, какой сегодня солнечный и  светлый день. Давайте возьмем, друг друга за руки и улыбнёмся друг другу, чтобы получить как можно больше добра, света и энергии на целый день. (Стоя кругом)

Начинает логопед и далее дети произносят  по кругу: «Здравствуй, Руслан, я дарю тебе свою улыбку»

2. Артикуляционная гимнастика: (сидя на стульчиках кружком).

Фырканье лошади.

Вибрация губ.

Корова и теленок жуют жвачку.

Имитировать жевание.

Котенок зевает.

Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью — подбородком рисовать букву «о».

Бульдог  сердится.

Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.

Собака рассердилась — у нее хотят отнять косточку.

Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

Кошка лакает молоко.

Высунуть «широкий» язык изо рта. Поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Основная часть

3. Объявление темы (переходим на ковёр).

Логопед: Ребята, посмотрите, на «Чудесном лугу», что-то новое появилось! Хотите узнать что? (дети подходят к лугу)

Варианты ответов детей

Логопед: Это тени животных.

А чьи это тени, нам помогут узнать загадки, послушайте их: (кто отгадал загадку, тот находит  и берёт тень этого животного и логопед даёт ему ещё и мягкую игрушку).

Мохнатенькая,

  Усатенькая,

  Молочко пьёт,

  Песенки поёт,

  Мягкие лапки,

  А в лапках царапки.

                         Кошка

Гладишь — ласкается,

Дразнишь — кусается,

На цепи сидит,

Дом сторожит.

         Собака

Голодная мычит,         

 Сытая жуёт,

 Всем ребятам

 Молоко даёт.

         Корова

Спереди пятачок, сзади крючок,

Посередине спинка,

А на ней щетинка.

           Свинья  

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

 Доят, а не корова,

 Лыко дерёт,

 А лаптей не плетёт.

                 Коза

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан.

                     Овца

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

                Кролик

Быстрее ветра я скачу,

 ''Цок-цок,'' – копытами стучу,

 Я громко ''иго-го'' кричу,

Садись на спину – прокачу!

                      Лошадка

Логопед: Как называют этих животных?

Дети: домашние животные

Логопед: А почему их так зовут?

Варианты ответов детей.

4. Активизация словарного запаса детей.

Подбор слов-признаков (о животном говорит тот ребёнок, который держит  мягкую игрушку этого животного)

Кот  - весёлый, добрый, красивый, черный с былыми пятнами, пушистый;

корова - большая, ласковая, добрая, рогатая, бодливая; лошадь - сильная, большая, трудолюбивая, добрая, красивая; свинья - толстая, грязная; коза – рогатая, бородатая, пушистая, бодливая, ласковая; овца – кучерявая, шерстяная, пушистая, добрая; собака – верная, злая, добрая, кусачая; кролик – маленький, трусливый, пушистый, красивый.

Подбор слов-действий

Кто как кричит (корова - мычит, кошка - мяукает, лошадь - ржёт, свинья - хрюкает, собака - лает, коза - блеет);

Что они умеют делать: есть, спать, пить, бегать,

Лошадь -  возит,

корова и коза - дают молоко, шерсть, мясо, бодаются

Собака - сторожит дом,

Кот - умеет прыгать, лазить, мурлыкать, петь, ловить мышей, умываться

5. Закрепление умения использования в речи предлогов.

Логопед: Ой, смотрите,  к нам пришёл  кот. Давайте встанем и пойдем, посмотрим, зачем же он пришёл? (Дети садятся за столы, мягких «животных» ставят на стол перед собой)

Логопед берёт игрушку кота и говорит:

Я такой заводной,

 Я проказник такой,

Мне сидеть на месте лень,

Прыгаю я целый день

На чём прыгает кот? (Кот прыгает на столе)

 Откуда спрыгнул кот? (кот спрыгнула  со стола, с подоконника)

 Куда спрятался кот? (Кот спрятался под стол)

Откуда выпрыгнул кот? (Кот выпрыгнул из-под стола.  Кот выпрыгнул из коляски.)

За что спрятался кот? (Кот  спряталась за коляску.)

Вот мы всё время говорили «кот», а давайте придумаем ему кличку. Тот, кто придумает кличку нашему коту, тот должен назвать первый звук в этом слове, н/р, Васька - [в], Мурзик - [м], и др.

6.  Что-то наши животные заскучали. Давайте им покажем нашу физкультминутку. (Дети выходят из-за столов и становятся в круг)

Физкультминутка

У лошадок  пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

На лбу, на ушах, на шее, на локтях, на ногах,

На животах, на коленях и носках.

 (Дети хлопают себя по телу, изображая пятна)

 У свинок есть складки, складки, складки, складочки везде

 На лбу, на ушах, на шее, на локтях, на ногах, на животах,

 На коленях и носках.

Дети щипают себя, изображая складки)

А у кошек есть полоски, есть полосочки везде

На лбу, на ушах, на шее, на локтях, на ногах, на животах,

На коленях и носках.

 (Дети ребром ладони показывают полоски)

7. Игра «Один и много» (Садятся на стульчики в круг рядом с учительским столом)

Логопед: У наших животных есть детеныши. ( картинки выставляются на мольберт) Кто это?
Давайте скажем полным предложением:- У кошки котёнок. У кошки котята.
У лошади жеребёнок.  У лошади жеребята.

У крольчихи крольчонок. У крольчихи  крольчата.

У коровы телёнок. У коровы телята.

У козы козлёнок. У козы козлята.  

У овцы ягненок.  У овцы ягнята.

У свиньи поросёнок. У свиньи поросята.

У собаки щенок. У собаки щенки.

8. Игра «Паровозики».

Логопед: Молодцы. Все хорошо справились с заданием.

Но это ещё не всё. Каждая из мам хочет знать, чьё же имя длиннее, а чьё короче. И мы им в этом поможем. А как же мы узнаем это? Да, всё верно, по количеству слогов в слове.  (Картинки с детёнышами разложить рядом с паровозиками)

Посмотрите, к  нам на помощь приехали паровозики. Давайте подойдём к ним поближе, но не просто пойдём, а как паровозик - друг за другом.

Давайте посчитаем, сколько их? (4). Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга? Правильно, у них разное количество окошек (одно, два, три, четыре). Как вы думаете почему? (ответы детей). Правильно, сколько  окошек, столько и слогов в слове. Сейчас мы определим количество слогов в слове. Кто ответит правильно, тот и посадит детёныша в нужный вагончик.

9. Игра «Назови ласково»

Давайте наших животных немножко побалуем, будем называть их ласково:

Корова – коровка; телёнок - телёночек

Лошадь – лошадка; жеребёнок - жеребёночек

Собака – собачка; щенок - щеночек

Кошка – кошечка; котёнок - котёночек

Свинья – свинка; поросёнок – поросёночек

Овца – овечка; ягнёнок – ягнёночек

Коза – козочка; козлёнок – козлёночек

Крольчонок – крольчоночек

10. Игра «Мой, моя, мои» (Стоя в круге, я в центре)

Логопед: Животные любят играть, и ребята любят играть.  Я кидаю вам мяч,  и  называю животное, а вы возвращаете мяч со словами мой, моя, мои. (Мой кот, мой кролик, моя кошка, мои телята и т. д.)

11. Игра «Жаркий полдень» (На ковре)

Логопед: В жаркий полдень звери решили искупаться. На берегу реки, они решили оставить то, что мешало им купаться. Кто оставил хвост, кто рога, кто уши. Когда они вышли из воды, они забыли, где, чьи части тела. Давайте поможем им в этом. Чей это хвост, чьи это рога, чьи это уши? (Это собачий хвост, это козьи рога, это кроличьи уши, это кошачий хвост, это коровий хвост, это бараньи рога, это лошадиный хвост, это свиной   хвост).

Только животные получили свои недостающие части тела, как выяснилось, что когда они купались в  холодной воде, у них пропали голоса. Им снова нужна наша помощь. Поможем им обрести свои голоса? Тогда внимательно слушаем и отвечаем, где чей голос. Не выкрикиваем и отвечаем полным предложением, н/р,

Это голос коровы.

Это голос свиньи.

Это голос овцы. ….

12. Игра «У кого есть..»   -СМОТРЯ ПО ВРЕМЕНИ.

У кого есть лапы? – У собаки, кошки.

У кого есть копыта? – У коровы, свиньи, козы, лошади.

У кого есть рога? У кого есть шерсть? У кого есть грива?

У кого есть пятачок? У кого есть вымя?

13. Игра «Наложенные контуры» (за столами)

Логопед: Сейчас я раздам вам листы и фломастеры. (Пока я раздаю, дети садятся за столы). Внимательно посмотрите на изображение. Здесь нарисованы контуры домашних животных,  о которых мы сегодня говорили. Каждый из вас обведёт одно животное, то, чью тень вы взяли на «чудесном лугу»  в начале занятия. Прежде чем обводить, подумайте, фломастером,  какого цвета вы это сделаете, чтобы не было у нас синих или зелёных коров. Пока вы будете выполнять задание, я вам включу музыку из голосов домашних животных.

(Дети выполняют задание под музыку – голоса животных, наложенные на музыку).

 Логопед: Молодцы. Вы замечательно справились с заданием. Рисунки возьмите домой. Дома обведёте остальных животных, раскрасите их, покажите родителям и расскажите им, где какое домашнее животное и что вы о нем знаете.  

Заключительная часть:

14.Итог.

А теперь скажите, вам понравилось занятие? Что вам особенно понравилось или запомнилось?

Все сегодня хорошо занимались, все были активными, похлопаем себе за отлично проделанную работу.

   

Литература:

1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.- 160 с.

2.Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-64 с.

3. Интернет – ресурсы.

4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2005.-64 с.

5. Нищева Н. В.        Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 656 с.

6. Новиковская О. А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. -48 с.

7. Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников / Авт. – сост. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, И. В. Переверзева. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие на тему: "ШКОЛА" для детей с общим недоразвитием речи

предлагаю конспект итогового логопедического занятия для детей 3-го года обучения в группе с общим недоразвитием речи...

Конспект логопедического занятия по теме "Транспорт" для детей младшего дошкольного возраста

Занятие направлено на всестороннее гармоничное развитие детей от 3-х до 5 лет, а также на обучение родителей теоретическим аспектам,практическим методам и технологиям по воспитанию и развитию ребенка....

Конспект логопедического занятия по теме "Насекомые", для детей старшей логопедической группы

Конспект занятия  по развитию лексики , грамматики  и связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста ....

«Обобщение и систематизация знаний детей о природе, позволяющих шире ориентироваться в окружающей среде»

Одной из важнейших задач в работе нашего детского сада является формирование навыков успешной социальной адаптации в процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром. Именно на этапе дошкольного ...

Конспект логопедического занятия по теме "Осень" для детей с ОНР подготовительной к школе группы

Конспект предназначен для учителей-логопедов, работающих с детьми 6-7 лет, имеющими в своём диагнозе ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В конспекте представлены игры, загадки, чистоговорки, скороговорки и стихотворения  по  автоматизации звука "С" (Лексическая тема «Зима»)...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Фрукты" для детей с ОВЗ.( ЗПР )

В данной презентации представлен материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОВЗ по теме "Фрукты".Наглядный материал способствует развитию навыков слово...