конспект занятия в старшей логопедической группе "Что мы знаем о птицах"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект логопедического занятия по обобщею знаний детей о перелетных и зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгрупповой НОД в старшей логопедической группе

 по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Что мы знаем о птицах»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

1.Обогащать и активизировать словарь детей по лексическим темам «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»

2. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы простым предложением.

4. Продолжать развивать связную речь детей.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

1. Расширять знания детей о птицах нашей местности (их внешнем виде, повадках и особенностях жизни в разные периоды).

2. Закреплять умение дифференцировать перелетных и зимующих птиц.

3. Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

1. Воспитывать любовь и заботу о птицах.

2. Воспитывать самостоятельность, активность, умение слушать ответы других детей.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование: картинки с изображением отдельных частей тела птиц; картинки с изображением птиц (синица, ласточка, грач, аист), картинки с изображением птиц для подвижной игры, календарь наблюдений за птицами, презентация к сообщениям о зимующих птицах, картинки для игры «Посчитай птиц» (кормушка, две синицы, четыре снегиря, три вороны, пять воробьев, один голубь, семь сорок), музыка для динамической паузы, мультимедийное оборудование  .

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением перелетных и зимующих птиц, наблюдения за птицами, НОД на тему «Перелетные птицы», подготовка детьми совместно с родителями сообщений о птицах чтение художественной литературы. 

Ход НОД

  1. Открытый вход в деятельность.

(Логопед собирает детей.  Дети стоят полукругом).

- Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, поздоровайтесь.

2.Вводно  - организационный 

(Стук в дверь)

- Кажется, к нам еще кто-то спешит.

(Входит Незнайка – воспитатель)

Незнайка: - Здравствуйте , друзья!

Логопед: - Здравствуй, Незнайка!  Как ты к нам попал?

Незнайка: - Друзья подарили мне фотоаппарат, и я теперь все фотографирую. Вот и сегодня вышел из дома и увидел красивую птичку, я побежал за ней, чтобы сфотографировать, так и оказался у вас в детском саду.

Логопед: - А, что это была за птица?

Незнайка: - Не знаю, как она называется, но у меня есть ее фотография. Хотите - покажу?

3.Мотивация на деятельность

Логопед: - Ребята, давайте поможем Незнайке разобраться, каких птиц он сфотографировал.

4.Расширение имеющихся знаний

(Дети садятся на стулья полукругом)

Игра «Незнайкины фотографии»

На доке выставляются картинки, с изображением отдельных частей тела птиц (голова, грудка, крыло, хвост). Дети узнают птицу по ее части, называю, объясняя свой ответ.

(Это - синичка, ее можно узнать по желтой грудке. Это- ласточка. Я узнал ее по раздвоенному хвосту.  т.д.)

Незнайка:- Какие вы молодцы. Вы так хорошо знаете птиц. Может и меня научите?

Логопед: - Конечно, Незнайка, оставайся с нами. Мы с ребятами как раз изучаем птиц.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: - Ребята, вспомните, какие птицы были на фотографиях.

(Синица, ласточка, грач, аист. По ходу ответов выставляются картинки)

- Как вы думаете, какую из этих птиц можно назвать лишней? Почему?

Незнайка:- Скажите, а что значит перелетные птицы, зимующие птицы? Я ничего не понимаю.

(Дети читают стихотворение)                          

1 реб.: Бывают птицы разными:

           Одни боятся вьюг

           И улетают на зиму

           На добрый, тёплый юг.

2 реб.: Другие – те народ иной:

            В мороз над лесом кружат,

            Для них разлука с родиной

            Страшнее лютой стужи.

 3 реб.: К их пёрышкам взъерошенным

             Не пристают снежинки,

             Они и под порошами

              Резвятся для разминки.

(предполагаемые ответы детей: перелетные птицы – это те птицы, которые осенью улетают от нас в теплые края и возвращаются обратно только веной. А зимующие птицы – это те, которые остаются зимовать вместе с нами и никуда не улетают).

5. Динамическая пауза 

Логопед: - А сейчас вы превратитесь  птиц. Выберите себе любую картинку с изображением птицы.  По  условному музыкальному звуку  зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

6. Знакомство с новым материалом

Незнайка: - А почему одни птицы улетают в теплые края, а другие нет.

Логопед: - А вот в этом и мы хотим разобраться. Наши ребята узнали, почему перелетные птиц улетают на юг. Сейчас ребята тебе расскажут.

(ответы детей: с наступлением холодов, насекомые прячутся, поэтому птицам, которые питаются насекомыми, становится нечего есть и они вынуждены улетать в теплые страны, чтобы прокормиться. Водоплавающие птицы улетают, потому что замерзают водоемы, им негде плавать и находить корм.)

Незнайка: - А почему же не все птицы улетели?

Логопед: - Давайте разбираться вместе. Для начала вспомним, каких зимующих  птицы мы уже знаем. В этом нам поможет календарь наблюдений, который заполняли ребята в течение недели. В нем отмечено, какие птицы прилетали к нам на участок или летали в округе.

(Внесение календаря наблюдений за птицами)

(Дети называют зимующих птиц)

Логопед: - Незнайка, наши ребята дома вместе с родителями  изучали зимующих птиц и приготовили сообщения, хочешь послушать.

(Сообщения детей о зимующих птицах:

  1. Я расскажу о синице. Это – зимующая птица. Она хотя и питается насекомыми, но теми, которых находят в трещинах коры деревьев, или в других укрытиях.  В эти укрытия насекомые забираются на зиму, а синицы их оттуда достают.
  2. Я хочу рассказать о щеглах. Эти птицы тоже остаются с нами зимовать. Они питаются семенами растений (кустарников, деревьев), которые зимой не покрыты снегом.
  3. Такие птицы как тетерев и глухарь называются  растительноядными. Обычно они питаются зелеными частями растений. Конечно, зимой лиственные деревья сбрасывают листья, потому эти птицы едят хвою сосны, березовые сережки, почки.
  4. Я узнал (а), что такие птицы, как  ворона, галка, воробей, сизый голубь живут в городах и селах, где всегда могут найти себе корм, даже зимой.
  5. А я расскажу вам о птицах-хищниках (ястребах,  совах).  Они охотятся на мелких зверьков и птичек, которые на зиму никуда не исчезает.)

Логопед: - Вот видишь, Незнайка, какие птицы остаются у нас зимовать – те, которые могут найти себе зимой пропитание. И все равно тяжело птицам зимой, и мы должны им помогать.

Незнайка: - А как?

Логопед:-  Дети, расскажите Незнайке, как помочь птицам зимой.

(ответы детей: подкармливать их: сделать кормушки и не забывать насыпать туда корм).

7.Практическая деятельность 

Логопед: - А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час? 

(Логопед читает стихотворение З. Александрова «Новая столовая»)

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок. 

Игра «Посчитай птиц»

Логопед: - Я предлагаю вам  смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц и посадить их в кормушку в правильной последовательности. А затем посчитать, сколько каких птиц прилетел.

Вопросы к детям:

-  Какие птицы прилетали первыми на кормушку? Сколько всего синиц?
- Кто прилетел во вторник? Сколько снегирей на кормушке?
-  В какой день прилетели вороны? Сколько ворон прилетало?
-  Кто прилетел после ворон? Сколько воробьев в стае?

- Кто прилетал к кормушке в пятницу? Сколько прилетало голубей?

- Какие птицы прилетели в субботу на пирог? Сколько их было?

8. Открытый выход из деятельности

Логопед: - А сейчас ребята я предлагаю вам вместе с  Незнайкой взять корм , который мы приготовили для птиц и во время прогулки покормит птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей логопедической группе "Перелетные птицы весной"

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей логопедической группе....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Жизнь птиц весной."

Конспект занятия по обучению детей грамоте "Жизнь птиц весной" с использованием компьютрных технологий, с элементами квест технологий. Для детей подготовительной группы.В занятии используетс...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Домашние птицы"

Цель занятия:- активизация и расширение словаря по теме- употребление уменьшительно-ласкательной формы слов- усвоение навыка согласовывания числительных существительных...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Зимующие птицы"цель:- активизация и расширение словаря по теме- различение мужского и женского рода сущ.-употребление предлога нараз...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Перелетные птицы"

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение и расширение словаря по теме. Согласование существительных с числит...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Зимующие птицы»

Цель:активизация и расширение словаря по темеразличие мужского и женского рода сущупотребление предлога наразвитие связной речи, умение составлять небольшой рассказ...