постановка свистящих звуков
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Титова Светлана Николаевна

поставка звука

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему характеристика свистящих звуков. [ С ] – [C‘] [ Ц ] .

Слайд 2

Общая характеристика группы свистящих звуков. В группу свистящих входят звуки С, Сь, З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с'], [з], [з'], [ц]). Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с'] - дополнительным подъемом средней части языка. В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы. Если у Вашего ребенка нарушено несколько звуков данной группы, работу над постановкой нужно начинать со звука [с]. Звуки С, З одного места образования: во время их произношения кончик языка находиться у нижних резцов. В русистике они называются зубными переднеязычными.

Слайд 3

С (С ' ) По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости: согласный, согласный. По участию в артикуляции мягкого неба ротовой ротовой. По работе голосовых складок глухой, звонкий. По способу образования – щелевой, щелевой. По месту образовния – переднеязычный, переднеязычный. По степени напряжения средней части языка – твердый (мягкий), твердый (мягкий)

Слайд 4

Правильная артикуляция Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы. Спинка выгнута, посередине ее проходит желобок. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятс­твуя проходу воздуха по бокам языка. Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз (рис. 1, 2, 6). Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки разомкнуты, напряже­ние выдыхаемой струи сильное. Рис. 1. Артикуляции звуков с, з в натуре.Рис. 2. Профиль артику­ляции звуков с, з. При мягком СЬ спинка языка дополни­тельно приподнята, весь язык больше напря­жен, кончик языка сильнее упирается в ниж­ние резцы, см. пунктирную линию в профиле артикуляции звуков С, 3. Рис. 1. Артикуляции Рис. 2. Профиль артику­ляции звуков с, з.

Слайд 5

Виды искажений звука. Дефекты артикуляции. Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом. Различают следующие виды сигматизма.

Слайд 6

Межзубный сигматизм Межзубный сигматизм — при произношении звуков С и 3 кончик языка просовывается между передними зубами, придавая этим звукам оттенок шепелявости (рис. 3). Рис. 3. Межзубный сигматизм.

Слайд 7

Призубный сигматизм Призубный сигматизм — кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притупленный звук (рис. 4). Рис. 4. Призубный сигматизм.

Слайд 8

Шипящий сигматизм Шипящий сигматизм — кончик языка упирается в нижние десны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу — слышится отчетливый, мягкий, шипящий звук, подобный звуку шь (шябака — собака) (рис. 5). Рис. 5. Шипящий сигма- тизм.

Слайд 9

Губно-зубной сигматизм Губно-зубной сигматизм — ниж­няя губа подтягивается к верхним резцам. Струя воздуха рассеивается по всей плос­кости спинки языка, раздувая щеки, отчего дефект получил дополнительное название: «щёчный сигматизм».

Слайд 10

Боковой (латеральный) сигматизм Боковой (латеральный) сигма­тизм встречается в двух формах: Рис. 6. Боковой сигма-тизм (стрелка означает прохождение воздуха между боками языка и щеками).Рис. 8. Фронтальный разрез при боковых С и 3: спинка языка упи­рается в небо, края язы­ка оторваны от корен­ных верхних резцов.Голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху (рис. 6, 8). Спинка языка горбом плотно прикаса­ ется к нёбу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь. Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны. Рис. 9. Носовой сигма­тизм.Рис. 7. Фронтальный разрез нормальной арти­куляции С и 3.В некоторых случаях бокового сигматиз-ма не исключены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача-невропатолога. Рис. 6. Боковой сигма-тизм (стрелка означает прохождение воздуха между боками языка и щеками). Рис. 8. Фронтальный разрез при боковых С и 3: спинка языка упи­рается в небо, края язы­ка оторваны от корен­ных верхних резцов.

Слайд 11

Носовой сигматизм Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении сиз корень языка под­нимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым оттенком последующих гласных, рис. 9. Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка. Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом. Рис. 9. Носовой сигма­тизм. Рис. 9. Носовой сигма­тизм.

Слайд 12

Парасигматизмы Смягчение твердого звука С, при котором слоги са, со, су произносятся как ся, сё, сю (сябака — собака, нось — нос), обусловлено чрезмерным подъемом спинки языка. Замена звуков С и СЬ любым другим звуком (ш, ч, т, х и др.) называется парасигматизмом. Рис. 7. Фронтальный разрез нормальной арти­куляции С и 3.

Слайд 13

Виды парасигматизмов Чаще всего это явление связано с нарушением фономатического слуха у ребенка Губно-зубной – замена на Ф (фанки, фобака) Призубной – замена на Т (танки, тобака) Замена любых звуков на Т и Д называются ТЕТТИЗМОМ. ТЕТТИЗМ – часто встречается у детей с нарушением слуха Шипящий – замена на Ш (шанки, шобака)

Слайд 14

Подготовительный этап постановки звука. Отработка базовых звуков И и Ф. Проводится работа на развитие фонематического слуха. Подбор арт- упражнений, зависит и от правильной артикуляции и от вида упражнения. В простейших случаях звук С ставится по подражанию: перед зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться и показать зубки («сделать заборчик»), а затем, не разжимая зубы (заборчик не ломать!), сильно подуть, как насос: с... с... с... Можно посвистеть: с, с, с. Внимание ребенка следует обратить на «тонкий» свист и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку.

Слайд 15

Приемы постановки свистящих при разных видах сигматизма При межзубном и призубном (рис. 3,4) сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить ребенку произнести изолированно звук С несколько раз (сделать насос): с... с... с..., затем «попробовать» в слогах: са-са-са. Рис. 3. Межзубный сигматизм. Рис. 4. Призубный сигматизм.

Слайд 16

Важно помнить! На рисунке 10 показана установка с механической помощью зазубного нижнего положения кончика языка для звуков С, СЬ (3, ЗЬ).Надо помнить, что межзубные сигматиз-мы часто требуют длительной логопедичес­кой работы, упорно держатся в свободной речи, даже если звуки С, 3, Ц закреплены и частично автоматизированы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы. Рис. 10. Губы в улыбке язык за нижними зубами удерживается зондом.

Слайд 17

При шипящем сигматизме При шипящем сигматизме (см. рис. 5) важно отучить логопата от привычки оттягивать язык при произношении свистящих в глубь рта. С этой целью рекомендуем временно перевести ребенка на межзубное произношение звука С в слогах, словах и даже некоторых фразах. Когда язык укрепится в этом положении, перевести кончик языка за нижние резцы, что происходит обычно автоматически. Рис. 5. Шипящий сигма- тизм.

Слайд 18

При боковом сигматизме При боковом сигматизме (рис. 6) ставить звук С целесообразно в три приема: а) межгуб­ное дутье, язык широкий, края языка достают до уголков губ (рис. 11); б) межгубное дутье заменяется на межзубное; в) затем кончик языка постепенно переводится за нижние резцы при условии, если ребенок умеет укладывать широкий язык за нижние зубы, что можно до­стичь с помощью зонда или шпателя. Рис. 6. Боковой сигма-тизм (стрелка означает прохождение воздуха между боками языка и щеками).

Слайд 19

При смягченном произношении твердого С При смягченном произношении твердого С (сябака, сюп, сёк) целесообразно провести предварительную дифференциацию мягких и твердых согласных в правильно произносимых слогах: мы-ми, ва-вя, ну-ню и т.п. Можно временно перевести ребенка на межзубное произ­ношение свистящих с целью ослабления напряженности спинки языка.

Слайд 20

При исправлении носового сигматизма При исправлении носового сигматизма (рис. 9) необходима предварительная работа над организацией правильного выдоха через середину ротовой полости. Упражнения прово­дятся сначала в межгубном положении (см. рис. 11) с тем, чтобы выдыхаемая струя ощущалась на кончике языка. Затем язык переводится в межзубное положение. Закрепление навыка дутья на кончик языка, просунутого между передними зубами, рекомендуется производить параллельно с общей тренировкой ротового выдоха: задувание свечи, поддувание кусочков ваты, бумажек и т.п. Зажим крыльев носа для предотвращения утечки воздуха через нос — не эффективен. Рис. 9. Носовой сигматизм.

Слайд 21

Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма Исправление губно-зубного (щечного) сигматизма включает два момента: а) обнаже­ние резцов, для чего необходимо раздвинуть губы («до ушей»!); б) удержание (можно с меха­нической помощью) нижней губы, чтобы она не подтягивалась к верхним резцам. Чтобы струя воздуха не уходила в щеки, рекомендуем сначала отработать ротовой выдох (рис. 10). Рис. 10. Губы в улыбке язык за нижними зубами удерживается зондом

Слайд 22

Звук [ Ц ] Характеристика: 1.Согласный 2. Ротовой 3.Звонкий 4.Щелевой 5.Переднеязычный 6. Мягкий

Слайд 23

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Ц . Слитный звук Ц состоит из одномоментного соединения двух звуков: взрывного смычного Т и щелевого, фрикативного С 1)Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. 2)Зубы сжаты или находятся на расстоянии 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы (как при звуке С). 3)Первый компонент звук Т, произносится с опущенным к нижним резцам кончиком языка, смычка образуется круто выгнутой передней частью спины языка. 4)Мягкое нёбо поднято. 5Голосовые связки разомкнуты

Слайд 24

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Ц Поскольку звук Ц содержит в себе два компонента (Т+С), то все недостатки произноше­ния звуков Т и С переносятся обычно на звук Ц. Поэтому все виды сигматизма (межзубный, боковой, щечный и др.), как правило, распространяются и на произношение звука Ц .Иногда недостатки звука Ц в форме бокового, межзубного и других видов сигматизма могут иметь место и при правильном произношении звуков С и Т. Произношение звука Ц имеет и свои специфические недостатки, которые можно обозначить, как парасигматизм: 1. Вместо звука Ц произносится один из его компонентов, Т или ТЬ («куритя» — курица) или Ц произносится как С (куриса); 2. Между двумя компонентами слышится редуцированный гласный: тыс или тэс (куритэса).

Слайд 25

Подготовительный этап постановки звука Ц Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка» — Под счёт до 5 — 10 и т.д. удерживаем широкий спокойный язык на нижней губе. «Футбол» — Кончик языка упереть в щёку с внутренней стороны, удерживать под счёт до 5, затем делать на другую сторону. «Спусти шарик». Выпускать воздух из надутых щёк маленькими порциями. Дыхательные упражнения : «Сдуй одуванчик» (если сезон одуванчиков еще не настал, можно сдувать пушинку или ватку с тетрадного листа). «Как шипит змейка». Предложить ребенку показать как шипит маленькая змейка (шипит тихо). Как шипит большая змейка (средний звук) Как шипит огромная змея (очень сильный звук).

Слайд 26

Постановка звука Ц 1. По подражанию с введением игровых приемов: - поднесите палец ко рту – «Не шуми!» — тс-ц-ц; - паровоз при остановке (тс-ц-ц). 2. От опорных звуков. Ребенка быстро просят произнести два звука «Т» и «С» . Добиваться четкого произнесения звука «Ц» . взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука «Ц» он ощутил один удар воздушной струи. А не два. Как при «тэс» или «тыс».

Слайд 27

3. Механическим способом при помощи зонда или при помощи других подручных средств, заменяющих зонд. Главное, чтобы подручные средства были не опасны и не могли травмировать органы артикуляции ребёнка. Обычно при помощи зонда создаётся желобок посредине языка.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков

Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...

Тема: Постановка свистящего звука ’’С’’ ( мастер – класс)

Мастер - класс для  учителей - логопедов. Обучение  учителей - логопедов  методам и приёмам постановке  свистящего звука "С"....

Консультация для логопедов "Постановка свистящих звуков с использованием мнемотехники"

В данной консультации дан материал по мнемотехники, которую можно использовать на индивидуальных занятиях. Приведены примеры мнемокарточек и мнемотаблиц....

Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)

Артикуляционная гимнастика (для постановки свистящих звуков)...

упражнения для языка при постановке свистящих звуков

упражнения для языка при постановке свистящих звуков...

Комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»

I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц» 1. «Покусаем язычок»Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусыват...