до школы один год...
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Сальникова Юлия Петровна

В жизни каждого дошкольника наступает момент важного этапа – поступление в школу. Многих родителей мучают вопросы о том, как правильно  готовить ребенка к школе, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу, как определить, готов ли ребенок к школьному обучению, как правильно выбрать учебное заведение?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vperedi_shkola.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Впереди школа …

В жизни каждого дошкольника наступает момент важного этапа – поступление в школу. Многих родителей мучают вопросы о том, как правильно  готовить ребенка к школе, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу, как определить, готов ли ребенок к школьному обучению, как правильно выбрать учебное заведение?

Разговор о приеме в школу и о подготовке к школьному обучению может быть бесконечным. На мой взгляд, в школу должны принимать детей, которым на момент 1 сентября исполняется 7 лет, как это было раньше. Потому что этот возраст является самым благоприятным для начала обучения с учетом физиологии, созревания познавательных процессов, формирования эмоционально – волевой сферы.

Понятно, что каждый ребенок развивается в своем темпе, и при одинаковых возможностях один будет в чем – то опережать другого, в чем – то уступать ему. Но существуют критерии готовности ребенка к школе, пренебрегать которыми нельзя.

Специалисты не говорят о готовности ребенка к обучению в 1 классе в общем, они выделяют следующие ее виды:

-  Физиологическая зрелость. Педиатры считают, что ребенок с точки зрения физиологии является достаточно зрелым для школы, если он:

  • Легко дотягивается сзади рукой до верхушки противоположного уха;
  • Имеет сформированные коленные чашечки и суставы пальцев, хорошо выраженную арку стопы;
  • Умеет прыгать на одной ноге;
  • Одним из косвенных признаков готовности ребенка к школе считается начало процесса замены молочных зубов коренными;
  • С легкостью ловит и бросает мяч;
  • Отводит большой палец при рукопожатии.

Следует так же учитывать уровень развития мелкой моторики: умение вырезать ножницами, работать с пластилином, застегивать молнию, шнуровать ботинки, застегивать – расстегивать пуговицы.

Также необходимо учитывать общее состояние здоровья (есть ли хронические заболевания, часто ли болеет ребенок)

- Интеллектуальное развитие:

  • Имеет связную грамотную речь и существенный словарный запас
  • Может составить небольшой рассказ по картинке
  • Хорошо произносить звуки родной речи, умеет различать и находить их место в слове
  • Пишет печатными буквами
  • Знает геометрические фигуры
  • Обладает представлениями и свойствах предметов (форма, размер, относительное положение в пространстве)
  • Считает до 10 в прямом и обратном порядке, понимает смысл сложения и вычитания
  • Умеет собирать пазлы
  • Может рассказывать наизусть стихотворения, повторять скороговорки, петь песни
  • Аккуратно раскрашивает, не выходя за контуры

- Эмоциональная зрелость характеризует наличие у ребенка собранности, взвешенности в действиях, умения сначала подумать, а потом уже делать.

- Мотивация к учебе. По словам детского психолога Л.А.Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!» Идеальная мотивация для учебы – учебная, то есть желание узнавать что – то новое.

-  Познавательная активность ребенка. Присмотритесь к своему ребенку, проявляется ли у него интерес ко всему новому: к новым играм, новым книгам, нравятся ли ему решать интеллектуальные задачи.

- Коммуникативные навыки. Для первоклассника важно не только желание общаться, но и обладание определенными умениями в этом отношении и адекватная самооценка. Кроме того, ребенок должен чувствовать себя комфортно вне привычной домашней обстановки.

- Темперамент первоклассника во многом определяет успешность школьного обучения. Как показывают исследования, сложнее всего приходится в учебе девочкам – холерикам и мальчикам – флегматикам.

        Мальчики меланхоличного типа нежны, мягки, ранимы. Им сложно «поставить» себя в детском коллективе, отстоять при необходимости свою позицию. В эмоционально сложной ситуации такой чувствительный мальчик может и заплакать. К сожалению, сверстники часто не понимают таких детей.

Девочкам – холерикам в силу собственной бойкости, беспокойности и непоседливости бывает крайне сложно выдерживать целых 40 минут на одном месте. А активное отстаивание своей правоты в детских ссорах, причем иногда даже в драке, в школе, как вы сами понимаете, не слишком одобряется.

Тип темперамента важен в начальной школе. Впоследствии он перестает быть существенным фактором успешности в учебе – определяющими становятся другие качества.

- Самостоятельность в школе является необходимостью. Школьник должен уметь сам справляться со своей одеждой и обувью: одеваться, раздеваться, застегивать молнии, пуговицы, переобуваться, завязывать шнурки. Посещение, в случае необходимости, общественного туалета так же не должно стать для ребенка стрессом.

Таким образом, ребенок до школы должен получить дошкольное образование, то есть гармоничное общее физическое, психическое и психолого – социальное развитие.

Итак, суммируя вышесказанное, обобщим готовность ребенка к школьному обучению:

-  Общее состояние здоровья.

- Достаточный уровень сформированности мотивации и произвольности.

- Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

- Хорошее умственное развитие: внимание, память, восприятие, мышление и речь должны соответствовать возрастным нормам.

- Хорошо развиты общая и мелкая моторика.

- Соответствующий возрасту уровень сформированности пространственных и латеральных представлений.

- Достаточная познавательная активность.

Родители, учитывайте это:

  • Если вы хотите отдать ребенка в школу в 6 лет, то в школе должны быть созданы особые условия для обучения таких детей (как в детском саду);
  • Если вашего ребенка готовы записать в школу, не взирая на его ранний возраст, в обход всех правил, бегите из этой школы – здесь обеспокоены только комплектованием, а не здоровьем своих учеников;
  • Любые собеседования с ребенком проводятся только в присутствии родителей, и только после зачисления его в 1-й класс; любые конкурсные испытания, тестирования запрещены.
  • Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок пошел учиться в школу с углубленным изучением каких-либо предметов или в гимназию, постарайтесь объективно оценить его возможности, способности и состояние здоровья. Обучение в этих школах предусматривает повышенную нагрузку. Справится ли Ваш малыш с этим? Не превратятся ли для него первые школьные годы в кошмар?
  • Есть хороший житейский совет опытных родителей, который в полной мере относится к родителя будущих первоклассников, - НЕ ИЩИ ШКОЛУ, А ИЩИ УЧИТЕЛЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».

Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности  в школе»....

Открытое мероприятие по плану преемственной работы детского сада и школы "Город мой - ты один такой!" (подготовительная к школе группа)

Конспект открытого мероприятия по плану преемственной работы МАДОУ № 2 и МБОУ Средняя общеобразовательная школа№ 1 в рамках Года, посвященного 50-летию города Нижнекамска....

Выступление на родительском собрании "До школы один год"

Выступление на родительском собрании "До школы один год"...

Протокол родительской встречи "До школы один год"

Протокол родительской встречи "До школы один год"...

Родительское собрание "До школы один год"

Собрание направлено на расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Памятка для родителей "До школы один год"

Памятка для родителей "До школы один год"...