Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния дыхательной системы, особенности носовых пазух - это также позволяет выявить причины неправильного произношения звуков, и как следствие, неправильной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.

         Возраст до семи лет наиболее благоприятен как для развития речи, так и для ее коррекции в случае нарушения. Безусловно, на ее формирование большое влияние оказывают различные факторы. Социальная и речевая среда, наличие или отсутствие задержки психического развития и других органических поражений, особенности строения речевого аппарата.

         Нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи называется – механической дислалией. Возникают такие изменения преимущественно во внутриутробном периоде, как правило, в первые три месяца беременности, когда происходит закладка лицевой части скелета. Особенно это касается нёбных расщелин. Но аномалии развития артикуляционных органов могут носить и приобретённый характер, являясь результатом травм, ожогов, ранений, привычки ребёнка постоянно держать пальцы во рту и т. п. Изменения, происходящие в этот момент в речевом аппарате, «заставляют» организм на них реагировать, приспосабливать мышцы к новому положению языка, щек, твердого неба. 

В процессе моей работы я регулярно сталкиваюсь с детьми всех возрастов с различными речевыми нарушениями. Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, может быть эффективной только в том случае, когда она основана на глубоком и объективном логопедическом обследовании.

       Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния дыхательной системы, особенности носовых пазух - это также позволяет выявить причины неправильного произношения звуков, и как следствие, неправильной речи.

       Обследование особенностей строения артикуляционного аппарата ребёнка производится в определённом порядке.

  1. Исследование  губ.
  2. Исследование зубного ряда.

3.        Исследование прикуса.

  1. Исследование языка.
  2. Исследование твёрдого и мягкого нёба
  3. Исследование нижней челюсти.

       Какие аномалии зубочелюстной системы могут стать причиной неправильного произношения звуков?

Прежде всего это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы  перекрывают нижние на 1,5 - 3 мм, то есть примерно на 1/3 высоты коронок зубов.

Наиболее характерны следующие аномалии прикуса.

Глубокий прикус - верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.

Открытый передний прикус - при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.

Открытый боковой прикус - при смыкании резцов между коренными зубами с одной   или с обеих сторон остается щель.

Прямой прикус - при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.

Перекрестный прикус - нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.

Прогнатия - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти.

Прогения - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти.

Наиболее  распространенными аномалиями зубов являются следующие:

  • редкое расположение зубов;
  • наличие диастемы (щели между верхними резцами);
  • слишком мелкие или деформированные зубы;
  • полное отсутствие зубов.

Аномалии  в строении языка:

  • короткая уздечка языка, не позволяющая языку подниматься вверх;
  • слишком маленький язык;
  • слишком большой язык.

Аномалии в строении мягкого и твердого нёба:

  • слишком низкое твёрдое нёбо;
  • слишком высокое (готическое) твёрдое нёбо;
  • расщелины мягкого и твёрдого нёба.

Аномалии в строении губ:

  • расщелина верхней губы
  • недоразвитие губ.

Отмеченные аномалии в строении артикуляционных органов по - разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (например, короткая подъязычная уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение  практически всех звуков речи.

Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образоваться очень узкая (не более 1,5 - 2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего  прикуса,  отсутствие передних зубов  лишает ребёнка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что  может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.

Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звука «Р», иногда - звука «Л» и даже шипящих - звуков верхней артикуляции, посколько для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика  языка.

Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука «Р», так как в этих условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.

Аномалии в строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчетливости звучания многих звуков речи.

Нарушения звукопроизношения при механической дислалии имеют некоторые особенности.

Во - первых, в этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие -  то общие моменты артикуляции. Например, при наличии  у ребёнка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков (С, З,  Ц, Ш, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л), поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами.

Во - вторых, дефекты звукопроизношения при механической дислалии выражаются главным образом в искаженном произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребёнок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из - за дефектов в строении артикуляционного аппарата звучание получается искаженным.

      Важно отметить, что для того, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, необходимо компенсировать имеющиеся недостатки. Для этого необходима слаженная работа логопеда-дефектолога, детского стоматолога и врача ортодонта. Своевременное хирургическое лечение (пластика уздечки языка), ортопедическое лечение (пластинки с искусственными зубами) и ортодонтическая коррекция станет фундаментом не только правильного произношения, но и полноценного пережевывания пищи и глотания.

.

Литература

Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. -  Спб.: Питер, 2004. - 352 с.

Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

В своем сообщении рассказываю о том , как художественная литература помогает мне объяснить детям, что все живое в природе нуждается в любви и защите, учит понимать природу, ценить ее значимость в наше...

Влияние развития мелкой моторикирук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь....

Консультация для родителей "Влияние мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста"

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику....

Сообщение из опыта работы педагога-психолога на тему: «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием кинезиологических упражнений»

Актуальность.  Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается ...

Сообщение из опыта работы «Использование ИКТ технологий в познавательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...

Сообщение из опыта работы на тему: «Организация спортивных игр и упражнений с детьми дошкольного возраста в образовательном учреждении»

Для повышения двигательной активности детей дошкольного возраста особое значение имеет использование спортивных игр и спортивных упражнений в воспитательно- образовательном процессе....

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста"

Сообщение из опыта работы на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста". Выспутала с этим сообщением на стажировочной площадке в детском сад...