Выступление на семинаре для педагогов "Формирование способов словообразования в разных формах образовательного процесса"
учебно-методический материал по логопедии на тему

Воронцова Надежда Сергеевна

В материале кратко изложены способы словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_slovoobrazovaniya.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

 «Методика формирования грамматического строя речи детей»

Формирование способов словообразования

в разных формах образовательного процесса.

Словообразование — один из важнейших источников пополнения словарного состава языка, один из главных путей образования терминов.

Словообразование – создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств.

Периоды формирования словообразования в дошкольном возрасте:

  • от 2,6 до 3,6 – 4 лет - период формирования предпосылок словообразования , когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер.
  • от 3,6 - 4,0 до 5,5 - 6,0 лет - период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества. В этот период формируется словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.
  • 5,6 - 6,0 - период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества

Программа по развитию речи (раздел «Формирование грамматического строя речи») включает задачи по формированию морфологической, словообразовательной и синтаксической сторон речи.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо:

  • развивать речевой слух;
  • обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире;
  • обогащать словарь, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи;
  • обогащать смысловую сторону грамматических средств;

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться.

Основные способы словообразования в русском языке:

морфологический способ

(с помощью различных морфем)

неморфологический способ

(без помощи морфем)

Морфологический способ.

  1. Аффиксация:
  • суффиксальный (учитель — учительница);
  • приставочный (ехал — уехал — переехал — выехал);
  • приставочно-суффиксальный (шёл – ушли, скорый – ускорить, есть – наесться);
  • бессуффиксальный (переходить – переход, кричать – крик).
  1. Сложение – сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной (тёмнокожий – тёмная кожа, семилетний – семь лет).
  2. Сложение + суффиксация – сложение сокращённых основ (спецкор – специальный корреспондент, стенгазета – стенная газета).

Неморфологический способ.

  1. Морфолого-синтаксический – переход одной части речи в другую. (Столовая (комната) — (заводская) столовая. Прилагательное столовая перешло в существительное столовая. Дежурный (курсант) — дежурный (при входе). Прилагательное дежурный перешло в существительное дежурный).
  2. Лексико-синтаксический – образование слов из словосочетаний объединенных в одно слово в процессе употребления в языке (Ума лишенный — умалишенный. В этом слове нет соединительной гласной, потому что слово в р. п., ед. ч. с окончанием -а слилось с идущим далее словом.  Быстро растворимый — быстрорастворимый. В этом слове нет соединительной гласной -О-, потому что наречие с суффиксом -О- слилось с идущим далее словом.)

Формы образовательного процесса при формировании способов словообразования:

совместная деятельность                 непосредственно – организованная деятельность

                                    прогулка

                                                 интеграция через все образовательные области в              

                                                  в различных видах детской деятельности

В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ. Овладение морфологическим способом словообразования идет наиболее эффективно через:

  • словотворчество детей;
  • самостоятельное «искание» нужных форм.

Свидетельством усвоения морфологических средств являются так называемые образования по аналогии.

Свертывание явления словотворчества к концу дошкольного возраста говорит о том, что ребенок овладевает механизмом словообразования как автоматизированным действием. 

Дети с нормальным речевым развитием часто занимаются словотворчеством. Педагогу необходимо понять, где заканчивается словотворчество, как норма, а где начинается нарушение законов словообразования. Если ребенок делает ошибки в словообразовании, воспитатель должен фиксировать свое внимание на них, чтобы помочь ребёнку сказать правильно. 

Таким образом, процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального и речевого развития. Ребенок, наблюдая реальные отношения, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы и обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".

Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....

Материал для выступления на Круглом столе « Применение информационно- коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста», для воспитателей Тема: «Мультимедийная презентация - одна из форм ИКТ в работе с д

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опрных образов, наполненных исчерпывающей структурирующей информацией в алгоритмическом порядке. В э...

Выступление на семинаре Д/С "Организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения".

quot;Организации взаимодействия семьии дошкольного образовательного учреждения"...

Семинар – практикум «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса»

ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух.Аспекты звуковой культуры речи:- Слуховое внимание- Фонематический слух- Подвижный артикуляционный...

Цифровой ресурс МЭО как средство организации разных форм образовательного процесса

Одним из ресурсов реализации образовательной деятельности, которую осуществляет наш сад, является цифровая образовательная платформа МЭО.Использование Internet-ресурса позволяет сделать образова...

Презентация "Использование Яндекс-форм - как способ анкетирования, тестирования, опроса участников образовательного процесса в ДОУ"

Презентация "Использование Яндекс-форм  - как способ анкетирования, тестирования, опроса участников образовательного процесса в ДОУ" поможет педагогам познакомиться с возможностями Янде...