Выступление на пед. совете "Работа воспитателя по устранению недостатков звукопроизношения"
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Татьяна Ивановна Жданова

В данном выступлении говорится о том, какую работу необходимо проводить воспитателю для устранения недостатков звукопроизношения у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped_sovete.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №4

Тема: «Работа воспитателя

по устранению недостатков звукопроизношения»

Подготовила:

учитель-логопед

Жданова Т.И.

декабрь 2012 г.

Работа воспитателя по устранению недостатков звукопроизношения

у детей дошкольного возраста

Воспитание у детей правильного произношения всех звуков родного языка является одной из основных задач воспитания детей дошкольного возраста.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести к неуспеваемости.

Практическая деятельность учителей-логопедов показывает, что без комплексного подхода логопеда, воспитателей и родителей трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе.

    При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе коррекционные задачи,  стоящие  перед  воспитателями важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:

1. Развитие артикуляционной моторики. Для четкой артикуляции нужны сильные  и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо.

2. Развитие мелкой моторики. Педагоги, работающие с детьми, хорошо знают, как сложна и важна работа на развитие мелкой моторики. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения.

3. Развитие  слухового  внимания,  слуховой  памяти  и  фонематического        восприятия.

4. Закрепление  и  автоматизация  произношения  поставленных  логопедом        звуков.

5. Закрепление,  уточнение  и  активизация лексического  материала  на  занятиях  по  развитию   речи,   других занятиях, в режимных моментах.

6. Выработка умеренного темпа речи.

7.Закрепление грамматических категорий.

8. Формирование диалогической и монологической форм связной речи.

9. Закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза.

10. Развитие памяти, внимания, мышления.

        Воспитатель активно участвует  в  коррекционном  процессе,  способствуя устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами.  В первую очередь постепенности перехода от легкого к трудному, сознательности усвоения материала, учета возрастных особенностей.    

    Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке,  экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет  также  коррекционную  работу. Значимость  этой работы  в  том,  что  она  предоставляет  возможность  практики речевого   общения      и   закрепления   речевых    навыков.

        При  исправлении  и формировании    звукопроизношения         организационная работа  воспитателя  и  работа  логопеда  различна  по приёмам, продолжительности.  Она   требует   различных   знаний,   умений,   навыков.

Рассмотрим основные отличия:

Логопед исправляет нарушения речи.  - Воспитатель под руководством    логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Подготовительный этап

Логопед, в зависимости от характера нарушения звука, тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем  отсутствовали. - Воспитатель по заданию логопеда закрепляет у детей движения и положения органов   артикуляционного аппарата.          

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, используя специальные приёмы.  - Воспитатель закрепляет поставленный логопедом звук, фиксируя внимание ребёнка на его звучании и артикуляции.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь:  слог, слово, предложение, потешки, рассказы. -  Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.    

 

Роль речи воспитателя в развитии речи детей

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь.  Дети подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, в детском саду является воспитатель. Поведение, внешний вид воспитателя - всё является образцом для детей.

Также и речь воспитателя является образцом для подражания, прежде всего в повседневном общении. В практике же воспитатели допускают ошибки, иногда разговаривают с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно.

Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?

1. Обращённая к ребёнку речь должна быть близкой и понятной детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.

2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются разнообразные грамматические ошибки.

3. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь не затрагивает эмоций у детей, поэтому и  не повышает их речевой культуры.

4. Речевой образец воспитателя на занятиях имеет особое значение потому, что здесь привлекается внимание всех детей одновременно к тому, что говорит воспитатель. Приобретённые на занятиях умения необходимо сделать прочными, чтобы дети могли применять их в жизни.

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям.

1. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей).

3. Нужно систематически контролировать речь детей: прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку — лучше несколько раз произнести правильную форму.

В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые методы по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ

ТЕМА: “Игры по коррекции недостатков звукопроизношения в работе воспитателя логопедической группы ДОУ»....

Роль дыхательной гимнастики в устранении недостатков произношения

Развитие речевого дыхания является важным моментом в структуре логопедических занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения.      Дыхательная гимнастика начинается с об...

Коррекция и устранение недостатков произношения шипящих звуков у дошкольников старшей группы

Краткое методическое руководство по коррекци и устранению недостатков произношения шипящих звуков...