Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Горбунова Ольга Николаевна

ТЕМА: Звук и буква «Ч». Цель: формирование правильного произношения звука [ч]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

ТЕМА: Звук и буква «Ч».

Цель: формирование правильного произношения звука [ч]

Задачи:

  1.  Уточнить артикуляцию звука [Ч], дать характеристику звука.
  2.  Учить выделять звук [Ч] из ряда других согласных звуков, словах, выделять звук [Ч] в начале, середине, конце слова.
  3.  Познакомить с буквой «Ч».
  4.  Учить анализировать и синтезировать слово ЧАСЫ.
  5.  Развивать слуховое восприятие, внимание.
  6.  Воспитывать умение слушать своих товарищей.

Оборудование:  флажки на каждого ребёнка, буква Ч, тарелочки с семенами тыквы, цветные карандаши, мяч, предметные картинки со звуком [Ч], карточки с заданием.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  

Сначала сядут те, у кого имя начинается с гласного звука,

потом сядут те, у кого имя начинается с согласного звука.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:

Погулять язык собрался         (открываем рот)

Он умылся                         (облизать верхнюю губу),

Причесался                 («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся         (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал                         (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез                 (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез         (закрыть рот)!

  1. Повторение пройденного материала.

-Скажите,  на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.

Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.

Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).

  1. Изучение нового материала.

Артикуляция и характеристика звука Ч.

Попробуйте изобразить :
- как человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);

- какой звук мы слышим?

- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

- зубы не смыкаются.

- где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

-А теперь ловите клубочки. (кидает воображаемые клубочки, дети их ловят). Попробуйте размотать клубочек. Что происходит с ниточкой? (ниточка разрывается). Значит, звук [Ч]-  согласный.

-Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

- Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)

-Каким символом мы выделяем мягкий согласный звук?(кружком зелёного цвета)

4.  Развитие фонематического слуха.

Игра: «Поймай звук » Сейчас вы должны притвориться спящими: положить голову на руки, закрыть глаза (чтобы «не вспугнуть звук [Ч]») . А проснуться- сесть прямо, когда услышите звук [Ч] (игра позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом).

Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, З

Игра « Слушай и выполняй». Теперь я буду вам говорить слова, если услышите в них звук [Ч] – поднимайте флажок. (Мяч, чашка, дорога, обруч, калач, ручка, карандаш, сумка, ученик.

-Повторите слова, где звук [Ч] в начале слова,

-в середине,

- в конце.

   5. Игра на внимание «Четвертый лишний» Приложение 1.

На доске картинки, на которых изображены:

  1. мяч, карандаш, чашка, учитель (объясните, почему)
  2. обруч, часы, машина, почтальон (объясните, почему)

усложнение: найди лишнюю картинку в следующем ряду:

      3) бочка, ручка, чайник, очки (позиция звука [Ч ] в слове)

6. Физкульминутка  «Рыбка и червячок»

Рыбка в озере жила, рыбка к берегу плыла, (И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в   стороны.)

Хвостиком виляла, корм себе искала. (Прыжки: ноги в стороны, вместе и т. д.)

Возле берега червяк извивается - вот так, (Руки на поясе, круговые движения бедрами влево, вправо).

Рыбка подплывает, червяка хватает.             (Имитируют хватательные движения)

Дернул леску рыбачок, да сорвался червячок, (И. п. – о. с. Хлопки перед грудью и за спиной).

Рыбка не попалась, с червяком умчалась.  (Ладони вместе, руки вперед имитация движений рыбки)

7. Знакомство с буквой Ч.

-Вспомните главное правило звуков и букв.( Звуки мы слышим и произносим, а букву видим, пишем и читаем).

 - Это буква Ч. (на доске картинка с буквой «Ч») На что она похожа?

а) рассматривание элементов;

Да, вы правильно решили: 
Ч похожа на четыре. 
Только с цифрами, друзья, 
Буквы путать нам нельзя. 

б) выкладывание буквы «Ч» из семян тыквы.

          8. Уменьшительно-ласкательные формы существительных.

-Я хочу вам сказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук [Ч ] и получилась маленькая - речка.

  Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое (слова: яблоко, чашка, рука, стул, коробка, цветок, молоко).

  1. Звуко- буквенный анализ слова. Приложение 2.

-На столе у вас карточка. Что изображено на ней? (часы) Под карточкой нужно составить схему этого слова. Возьмите цветные карандаши.

-Какой в этом слове первый звук? (звук [Ч]) Какой это звук – гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук Ч? Он всегда какой? (всегда мягкий).

-Каким цветом раскрашиваем? (зелёным)

-Следующий звук в слове какой? (звук [А]). А это какой звук – гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть)

-Каким цветом обозначаем? (красным)

-Следующий звук какой? (звук [С]) . Какой это звук? (дети самостоятельно дают характеристику данного звука) Каким цветом обозначаем? (Синим)

    Последний звук в этом слове дети определяют самостоятельно.

(Логопед следит за тем, кто делает работу самостоятельно, кто затрудняется. С теми, кто не справился, занимается на индивидуальном занятии).

10. Итог

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что для вас было сложным?

Придумайте слово, в котором звук [Ч] стоит в конце.

Приложение 1.

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»

Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамотев подготовительной группе.    Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»ЦЕЛЬ: Формирование представлени...

Конспект занятия развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Цель:- подготовка детей к обучению в школе.Задачи:-совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, делении слов на слоги, нахождении ударного слога;- совершенствовать умение детей...

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»

Обобщить знания  детей  по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий),  гласные буквы».Развивать  фонематический сл...