Конспект подгрупповой логопедической НОД в старшей группе. "К звездам!"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Елизарьева Людмила Владимировна

Конспект подгрупповой НОД в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы. Лексическая  тема "Космос".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx85.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Абакан

«Центр развития ребёнка – детский сад «Калинка»

Конспект подгрупповой  логопедической НОД в  старшей группе

Учитель - логопед Елизарьева Людмила Владимировна
Тема: К звездам!

Цели:
Коррекционно – образовательные:
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос».
Коррекционно -развивающие: Развитие связной речи.
Коррекционно –воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Задачи:
1.Создать условия для поисковой и  речевой активности детей.
2.Совершенствовать  грамматический строй речи (образование однокоренных слов)
3. Упражнять в подборе слов-антонимов.
4. Развивать  навыки  слогового анализа слов.
5.Автоматизировать произношение звука [р] в игровой деятельности.
6.Развивать  фонематическое восприятие (подбор слов с заданным звуком)
7. Развивать творческое воображение , координацию  речи с движением.
8.Развиватье навыки  речевого общения, зрительного восприятия и  внимания, мышления,  общей, тонкой и артикуляционной моторики, конструктивного праксиса.
Лексика: космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать.

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого -

педагогические условия / задачи

Организационный момент

Предметные картинки  (ракета, спутник, космонавт, луна)

Доброе утро!

Я хочу вам передать таинственные сигналы. В этих сигналах зашифрованы слова. Я буду отстукивать слоги, а вы попробуйте угадать, по количеству слогов, что это за слова. Картинки-подсказки вам помогут.

Молодцы! Вы быстро и правильно выполнили это задание.

Сегодня мы с вами поговорим о космосе.

Дети проговаривают слова, отхлопывают слоги, называют их количество.
Ра-ке-та. В этом слове три слога.

Спут-ник. В этом слове два слога.

Кос-мо-навт. В этом слове три слога.

Лу-на. В этом слове два слога.

Развитие навыков слогового анализа слов. Объявление темы занятия.

Рассматривание фотографии  «В открытом космосе» и беседа по ней.

http://mardoc.ru/staty/kosmos/vselennay/2sezon/2_8vselennaja.kosmicheskie_puteshestvija.jpg

Картина на ноутбуке

 

У меня есть интересная фотография, сделанная в космосе.  Пойдем, рассмотрим ее. Как ее можно назвать? Да, модно ее назвать, например,   «В открытом космосе».
-
Что и кого вы видите на ней?

Верно. Это действительно космическая станция. Ее называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Космонавты вышли из орбитальной станции в открытый космос и монтируют новое оборудование. Оно необходимо им для исследования космоса.
-
Что еще вы видите в космосе?

-Что вы можете сказать о Земле? Какая Земля?

- А Луна какая?

- Какие звезды вы видите?

- Как вы думаете, какая работа у космонавтов?

Правильно. Космонавты действительно выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника.

Дети рассматривают фотографию, придумывают ей название. Затем  отвечают на вопросы:

- Мы видим космическую станцию и космонавтов.
- Мы видим Землю, Луну и много звезд.

- Голубая, далекая, красивая.

- Маленькая, холодная, круглая.
-  Большие, блестящие, яркие.

-Трудная, интересная, важная, опасная

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Развитие диалогической речи.

Отгадывание загадок.

А теперь попробуйте отгадать мои загадки.
- Какая станция мчится быстрее любого поезда?  Почему вы так решили?

Угли пылают —

Совком не достать.

 Ночью их видно,

А днем не видать.

Что это? Как вы догадались?

-Орбитальная.

У нее очень большая скорость.

- Это звезды. Звезды ярко горят, но днем их не видно.

Развитие связной речи, мышления.

Игра-соревнование «Кто больше?»

Тетради «Занимаемся вместе», фишки.  
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.xxlbook.ru%2Fimgh871399.png&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1265-wh-907-pd-1-wp-5x4_1280x1024&_=1429003800563&p=1&text=%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%20%D0%BD%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0&redircnt=1429003807.1&noreask=1&pos=57&rpt=simage&lr=1095&pin=1

Откройте тетради там, где лежат закладки, Рассмотрите картинку с изображением космонавта. Давайте проведем соревнование. Победит в нем тот, кто с помощью картинки подберет как можно больше слов со звуком [к]. За каждое слово я буду давать фишку.

Дети подбирают слова: космический, корабль, космонавт, скафандр, рука, конструкция, карман, комбинезон, рукав, застежка. За каждое верно подобранное слово ребенок получает фишку.  Все вместе они считают фишки и выбирают победителя.

Развитие фонематического восприятия (подбор слов с заданным звуком)

Подвижное упражнение «Ракета».

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,
       А потом руки вниз.

Раз, два, потянись.

Вот летит ракета ввысь!

                                       В. Волина

Маршируют по кругу.

Поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их.

Опускают руки.

Вновь тянутся вверх.

Бегут по кругу на носочках.

Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.

Игра
«Семейка слов».

Мяч

Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову звезда. Садитесь на ковер. Будем катать мяч друг другу.
- Как можно ласково назвать звезду?

- Если на небе много звезд, какое оно?

- Как можно назвать корабль, который летит к звездам?

- Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?

Дети подбирают однокоренные слова

Звездочка.
Звездное.
Звездолет.
Звездочет.

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов)

Игра «Выложи по образцу»

Счетные палочки, схема ракеты

Возьмите счетные палочки и выложите ракеты по образцу.

Дети выкладывают схему ракеты на столах.

Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса.

Игра «Кто полетит в ракете».

маленькие предметные картинки, изображающие сказочных персонажей

(Чебурашка, Буратино, Красная Шапочка, Дед Мороз)

Давайте отправим в космос сказочных героев на наших ракетах. Закрепляйте в иллюминаторе картинку и рассказывайте, кто полетит в ракете на Марс . Следите за произношением звука [р].






Замечательно!  Ракета с нашими друзьями отправилась на Марс.  

- На Марс полетит Чебурашка.
-  Вместе с Чебурашкой на Марс полетит Буратино.
- Чебурашка и Буратино возьмут с собой на Марс Красную Шапочку.
- Вместе с Чебурашкой, Буратино и Красной Шапочкой на ракете полетит Дед Мороз.

Автоматизация произношения звука [р] в игровой деятельности.

Игра
«В открытом космосе».

Гимнастический обруч. Канат , стульчики






Звучит музыка группы «Space», композиция «Magic Fly»

https://myzuka.org/Song/3323481/Space-Blaster-Magic-Fly

Давайте тоже полетим в космос? Из чего мы быстро можем смастерить себе космический корабль?

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит,

И на Землю вниз глядит.

Сверху видит он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной- наш дом родной.

Теперь выходим через люк . И вот, мы оказались в открытом космосе. Вы уже знаете, что здесь безвоздушное пространство, невесомость. Все движения в невесомости замедленные и плавные. Попробуйте изобразить, как двигаются космонавты в невесомости.

Дети предлагают  различные варианты создания космического корабля. Затем моделируют контур космического корабля из каната, расставляют стульчики внутри и «летят» в космос.



После прослушивания стихотворения в исполнении логопеда,  дети покидают ракету через люк и  под музыку изображают  плавные движения в невесомости.

Развитие творческого воображения, общей моторики, координации движений.

Игра «Зажги звезду».

Плоскостные изображения звезд.

Посмотрите, как красиво в космосе. Что вы видите вокруг? Наши сказочные герои летят в далеком космосе.  Возьмите в руки по одной звездочке. Мы будем освещать путь нашим друзьям. Вы будете поднимать звезды, как только услышите звук [р] в словах:  
Радуга, звезда, орбита, космос, ракета, созвездие, скафандр, кислород, млечный путь, туманность, Марс, Луна, Венера, Солнце, Сатурн.

В космосе  планеты и очень много звезд.

Дети слушают и поднимают звездочки, услышав звук [р]

Развитие фонематического восприятия.

Игра
«Скажи наоборот».

Мяч

Уважаемые космонавты, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».
- В солнечный день очень светло, а в космосе...

- Летом на солнце очень жарко, а в космосе...

-  На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе...

- На Земле работать легко, а в космосе...

Дети по очереди ловят мяч и называют слово, противоположное по значению.

 
-темно
-холодно

-медленно

-тяжело.

Развитие словаря (подбор слов-антонимов)

Графический диктант «Ракета»  

тетради, контейнер с карандашами.

Прежде, чем вернуться на Землю, мы должны составить точный чертеж ракеты.  Сейчас мы с вами это и будем выполнять. Слушайте меня внимательно, не отвлекайтесь.

- на ракете, на космическом корабле.

Дети внимательно слушают и выполняют пошаговую инструкцию.

Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.

Итог работы

Что понравилось вам на занятии больше всего делать? Что запомнилось? Кто из детей работал лучше других?

Дети перечисляют задания,  оценивают свою работу и работу других ребят.

Формирование навыков доброжелательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром встаршей группе Тема "Воздух и его свойства".

Расширить знание детей о воздухе, его свойствах, роли.Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодейс...

Конспект занятия в старшей группе "Почему звезд не видно днем?"

Почему ночью, поздно вечером и рано утром мы можем видеть прекрасное звездное небо, а днем на небе ни обной звезды не видно? Предлагаем провести исследование и эксперимент с воспитанниками старшей и п...

План работы познавательно-исследовательской деятельности встаршей группе

Тема моего самообразования"Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.Над данной темой работаю второй год....

КОНСПЕКТ НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» встаршей группе «На лесной полянке выросли грибы» (аппликация)

КОНСПЕКТНОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» встаршей группе«На лесной полянке выросли грибы» (аппликация)...

Картотека дидактических игр встаршей группе детского сада

Картотека дидактических игр в старшей группе детского сада...