Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Кулюпина Людмила Вячеславовна

Рассматртвается проблема формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, этапы формирования звукового анализа и синтеза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Развитие навыков звукового анализа и

синтеза у детей с общим недоразвитием речи

 

 (фото ребенка с кубиками лего)

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности.

Для чтения детей с сохранным (даже в нерезко выраженном варианте) общим недоразвитием речи характерны:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков: свистящих — шипящих, твердых — мягких, звонких — глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
  • искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);
  • грамматические ошибки (лодку перевернулась с двум друзьями);
  •     побуквенное чтение (К, А, Ш, А);   медленный темп чтения;
  •     «угадывающее» чтение;   нарушение понимания прочитанного. (Фото ребенок читает)

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Для письма детей, у которых по разным причинам сохранилось общее недоразвитие речи, характерны 3 группы ошибок:

  • специфические фонетические замены: ошибки, указывающие на незаконченность процесса тонких акустико-артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих — шипящих, звонких — глухих, твердых — мягких и пр.);
  • искажение слоговой структуры слов: перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное - двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа;
  • грамматические ошибки: перенос аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

 (Фото ребенок пишет)

Многочисленными исследованиями, было подтверждено предположение, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, — несформированность навыков звукового анализа и синтеза. (просто текст)

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный... А, еще Фанта!»

При нарушении синтеза ребенок не может составить из ряда звуков слово. К примеру, на вопрос взрослого: «Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, M», ребенок отвечает: «РОМА».

Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове.

В свою очередь звуко - слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи невозможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка, то есть звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Важнейшим положением реабилитационной программы является следующее: переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.  (ФОТО книги фонематическое восприятие)

   

Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, являются зрительные символы гласных и согласных звуков.  V (Символы согласных и гласных звуков)

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их восприятие и выделение в словах проще, чем согласных.

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для их обозначения необходимо использовать не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и дополнительный жестовый символ, связанный со зрительным. V (Жестовые символы)

 Известно, что для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в слове (начало, середина или конец) представляет значительную трудность. С целью облегчения формирования этого навыка также используются различные зрительные символики, что формирует быстрый и стойкий навык определения заданного звука в слове. V(Фото дорожек

Таким образом, материализованное с помощью зрительных символов слияние звуков и есть моделирование чтения, а составление с их помощью слов — аналог письма. В данном случае и то, и другое происходит в занимательном, игровом варианте.

Знакомство детей со зрительными символами следует проводить постепенно, по мере изучения соответствующих звуков: по одному — два на каждом занятии.

Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребенка.

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью  символики:

  • ускоряет процесс фонемообразования;
  • обеспечивает готовность к усвоению грамоты;
  • способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

(Фото ребенок с игрой логико малыш и кубиками лего+текст)

Порядок изучения звуков (только текст)

Итак, для формирования полноценного звукового анализа и синтеза слов должны использоваться только те звуки речи, которые воспринимаются и произносятся детьми правильно.

На начальном этапе обучения к ним можно отнести звуки раннего онтогенеза: гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т и др.), которые обычно дети произносят правильно, но недостаточно четко.

Затем, по мере исправления произношения, следует перейти к изучению звонких согласных звуков (Б, Д), задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц).

При формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения рекомендуется ограничиться указанными звуками, а использование слов, содержащих шипящие и сонорные звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Д Р), а также мягкие варианты согласных перенести на второй год обучения.

Немаловажно, что для создания какого-либо навыка звукового анализа (например, определения в слове конечного согласного) недостаточно предъявить ребенку 3-5 слов. Для формирования каждого навыка  рекомендуется использовать не менее 10-20 слов. В противном же случае навык нельзя автоматизировать и сложно проконтролировать.

На основании вышеизложенного,  можно условно выделить три этапа формирования навыков звукового анализа:

  1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в слова        х..
  2. В ходе второго этапа, наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.
  3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием “живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:
  • различать изученные звуки;
  • знать гласные звуки первого ряда и звук И;
  • знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость);
  • выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);
  • определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
  • определять линейную последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове.

Таким образом, со всей определенностью можно констатировать, что одной из основных задач логопеда в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, становится формирование навыков звукового анализа и синтеза.



Предварительный просмотр:

  Развитие навыков звукового анализа и

синтеза у детей с общим недоразвитием речи

 

 (фото ребенка с кубиками лего)

Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности.

Для чтения детей с сохранным (даже в нерезко выраженном варианте) общим недоразвитием речи характерны:

  • трудности слияния звуков в слоги и слова;
  • взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков: свистящих — шипящих, твердых — мягких, звонких — глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);
  • искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);
  • грамматические ошибки (лодку перевернулась с двум друзьями);
  •     побуквенное чтение (К, А, Ш, А);   медленный темп чтения;
  •     «угадывающее» чтение;   нарушение понимания прочитанного. (Фото ребенок читает)

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.

Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Для письма детей, у которых по разным причинам сохранилось общее недоразвитие речи, характерны 3 группы ошибок:

  • специфические фонетические замены: ошибки, указывающие на незаконченность процесса тонких акустико-артикуляционных дифференцировок соответствующих звуков (свистящих — шипящих, звонких — глухих, твердых — мягких и пр.);
  • искажение слоговой структуры слов: перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное - двух слов, указывающие на несформированность слогового анализа;
  • грамматические ошибки: перенос аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

 (Фото ребенок пишет)

Многочисленными исследованиями, было подтверждено предположение, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, — несформированность навыков звукового анализа и синтеза. (просто текст)

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону и не улавливая сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный... А, еще Фанта!»

При нарушении синтеза ребенок не может составить из ряда звуков слово. К примеру, на вопрос взрослого: «Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, M», ребенок отвечает: «РОМА».

Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове.

В свою очередь звуко - слоговой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи невозможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка, то есть звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Важнейшим положением реабилитационной программы является следующее: переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребенка с нарушениями речи следует только после достижения им определенного (начального) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.  (ФОТО книги фонематическое восприятие)

   

Одним из вспомогательных средств обучения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, являются зрительные символы гласных и согласных звуков.  V (Символы согласных и гласных звуков)

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их восприятие и выделение в словах проще, чем согласных.

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для их обозначения необходимо использовать не только зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук, но и дополнительный жестовый символ, связанный со зрительным. V (Жестовые символы)

 Известно, что для детей с речевыми нарушениями определение позиции заданного звука в слове (начало, середина или конец) представляет значительную трудность. С целью облегчения формирования этого навыка также используются различные зрительные символики, что формирует быстрый и стойкий навык определения заданного звука в слове. V(Фото дорожек

Таким образом, материализованное с помощью зрительных символов слияние звуков и есть моделирование чтения, а составление с их помощью слов — аналог письма. В данном случае и то, и другое происходит в занимательном, игровом варианте.

Знакомство детей со зрительными символами следует проводить постепенно, по мере изучения соответствующих звуков: по одному — два на каждом занятии.

Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребенка.

Выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощью  символики:

  • ускоряет процесс фонемообразования;
  • обеспечивает готовность к усвоению грамоты;
  • способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

(Фото ребенок с игрой логико малыш и кубиками лего+текст)

Порядок изучения звуков (только текст)

Итак, для формирования полноценного звукового анализа и синтеза слов должны использоваться только те звуки речи, которые воспринимаются и произносятся детьми правильно.

На начальном этапе обучения к ним можно отнести звуки раннего онтогенеза: гласные и легко произносимые согласные звуки (М, Н, В, Ф, П, Т и др.), которые обычно дети произносят правильно, но недостаточно четко.

Затем, по мере исправления произношения, следует перейти к изучению звонких согласных звуков (Б, Д), задненёбных (К, Г, X) и свистящих (С, 3, Ц).

При формировании навыков звукового анализа и синтеза на первом году обучения рекомендуется ограничиться указанными звуками, а использование слов, содержащих шипящие и сонорные звуки (Ш, Ж, Ч, Щ, Д Р), а также мягкие варианты согласных перенести на второй год обучения.

Немаловажно, что для создания какого-либо навыка звукового анализа (например, определения в слове конечного согласного) недостаточно предъявить ребенку 3-5 слов. Для формирования каждого навыка  рекомендуется использовать не менее 10-20 слов. В противном же случае навык нельзя автоматизировать и сложно проконтролировать.

На основании вышеизложенного,  можно условно выделить три этапа формирования навыков звукового анализа:

  1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в слова        х..
  2. В ходе второго этапа, наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами, и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук.
  3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием “живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения:
  • различать изученные звуки;
  • знать гласные звуки первого ряда и звук И;
  • знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость);
  • выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина);
  • определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова);
  • определять линейную последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове.

Таким образом, со всей определенностью можно констатировать, что одной из основных задач логопеда в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, становится формирование навыков звукового анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...

«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».

      Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...

«Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст) «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушения...

"Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи"

Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи....