ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ИГРЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
статья по логопедии (старшая группа) на тему


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ИГРЫ

ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

В настоящее время весьма актуальным становится применение здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: дыхательные  упражнения, массаж, гимнастику для глаз. Благодаря дыхательным упражнениям развивается речевое и физиологическое дыхание, сила и длительность выдоха, закрепляется правильное звукопроизношение. Гимнастика для глаз помогает снять напряжение, усталость глаз. Массаж биологически активных точек, расположенных на лице, ушах, носу, шее, стопах полезен для защиты организма от простудных заболеваний, для улучшения работы органов дыхания. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Предлагаю вашему вниманию здоровьесберегающие игры по лексической теме «Дикие животные».

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

Дыхательное упражнение «Ёжик».

После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых-пых…», энергично работая мышцами живота.

Массаж кистей рук «Мышка».

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корки.

Поскрести ногтями по коленям.

«Хрум, Хрум!» -

Что за шум?

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Потереть ладони друг о друга.

Массаж лица «Ёжик».

Жа-жа-жа –

Мы нашли в лесу ежа.

Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.

Жу-жу-жу –

Подошли мы к ежу.

Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.

Ужа-ужа-ужа –

Впереди большая лужа.

Приставить ладони ко лбу, как бы сделав козырёк, и растереть лоб движениями в стороны – вместе.

Жок-жок-жок –

Надень, ёжик, сапожок.

Кулачками массировать крылья носа.

Массаж лица «Бурундук».

Щёчка, щёчка –

Два мешочка,

Поглаживать щёки, крылья носа от центра к вискам.

Три-четыре корешочка,

Поглаживать лоб.

Пять брусничек,

Надавить пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Шесть морошек,

С усилием, надавливая, провести указательными пальцами по бровям.

Семь букашек,

Закрыть глаза и мягко погладить веки.

Восемь мошек…

Надавливая на крылья носа, провести пальцами от переносицы к носовым пазухам.

Лапкой в щёчку –

Похлопать ладонями по щекам.

Стук, стук:

- На здоровье, Бурундук.

Вытянуть ладони вперёд и покачать головой.

Массаж биологически активных зон «ЗАЙЧИШКА»

(для предотвращения простудных заболеваний).

Тили-тили-тили-бом!

Сбил сосну Зайчишка лбом!

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

Жалко мне Зайчишку,

Носит Зайка шишку.

Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай Заиньке компресс.

Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

Массаж биологически активных зон «Обезьянка Чи-чи-чи».

Обезьянка Чи-чи-чи

Продавала кирпичи.

Провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.

Подбежал тут к ней Зайчонок:

- Не продашь ли кирпичонок?

Указательным и средним пальцами провести по крыльям носа.

- Нет! – сказала Чи-чи-чи. –

Продаю я кирпичи.

Всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.

Знай, Зайчонок!

Нет слова «кирпичонок»!

Раздвинуть указательный и средний пальцы, поставить их перед и за ухом и энергично растереть кожу около ушей.

Массаж «Лиса».

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

.

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

Движения выполняются соответственно тексту.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

Все массирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-Лиса!

Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину.

До чего же хороша!

Игровой массаж «Ходит ёжик».

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу

И колючками своими колется, колется.

А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки.

Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки.

Гимнастика для глаз «Лиса».

Са-са-са – вот идёт Лиса.

Су-су-су – видим мы Лису.

Сы-сы-сы – хвост пушистый у Лисы.

Са-са-са – лисонька-краса.

За-за-за – закрывай глаза.

Зя-зя-зя – вот и сказка вся.

Движения глазами вправо – влево, вверх – вниз, вправо – влево, вверх – вниз. Закрыть глаза. Поморгать глазами.

Гимнастика для глаз «Заинька».

Дети берут по морковке и передвигают соответственно тексту, прослеживая движение взглядом.

Вверх морковку подними,

На неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти,

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо-влево.

Ай-да, Заинька умелый!

Глазками моргает,

Глазки закрывает.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

Гимнастика для глаз «Белка».

Белка дятла поджидала,

Резко перемещать взгляд вправо-влево.

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри –

Перемещать взгляд вверх-вниз.

Вот орехи: раз, два, три! –

Пообедал дятел с белкой

Помигать глазами.

И пошёл играть в горелки.

Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для развития словаря старших дошкольников по лексическим темам: «Дикие животные» и «Домашние животные»

В данной брошюре систематизирован лексический материал по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». В пособии подобрано содержание для различных видов детской деятельности: экскурсий, наблюдений, ...

Проект здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедической работе на лексическую тему «Дикие животные»

Проект здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедической работе на лексическую тему«Дикие животные"Содержание1.Мимические упражнения2.Дыхательные упражнения3. Артикуляционные упражнения4...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Дикие животные в лесу» (лексическая тема «Дикие животные»)

Участники коррекционно-развивающего занятия: воспитанники группы компенсирующей направленности с расстройствами аутистического спектра. Познавательный интерес не соответствует возрастной норме. Понима...

Конспект лексико – грамматического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Дикие животные»

Занятие разработано для детей старшего возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР). На данном занятии  используются упражнения  по здоровьесбережению и  следующих здоровьес...