«Формирование диафрагмального дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

В данных методических рекомендациях представлены практические специальные упражнения для развития диафрагмального дыхания - диафрагмы и передней стенки живота как основы развития речевого дыхания для формирования правильной речи у детей. Упражнения могут использоваться и педагогами и родителями в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_diafragmalnogo_dykhaniya.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

899d673fa7f3.jpg

Диафрагмальное дыхание (диафрагмально-реберное) – это такое дыхание, при котором вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

Детям с нарушениями речи для развития диафрагмального дыхания требуется обучение через специальные упражнения.

«Надуй шарик»

(лежа, сидя, стоя), ладонь - на животе, контролируем выдох и вдох:

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем:

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

«Качаем игрушку»

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку, ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох),

Плывет по мне.

Или: Качели вверх,

Качели, вниз,

Крепче, куколка, держись!

(игрушки в течение недели можно менять)

«Часики»

(сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены), левую руку отвести в сторону, положить на затылок, медленно наклониться вправо, похлопать правой рукой по левому боку – вдох, вернуться в и.п. – полный выдох

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так:

Наклон влево, наклон вправо,

Наклон влево, наклон вправо.

«Щука»

(сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями лежат на ребрах), надавить ладонями на ребра – вдох, руки в стороны – выдох

Щука в омуте жила (вдох),

Воду щеткою мела (выдох).

Щи готовила гостям (вдох),

Угощение лещам (выдох)

 

«Шагают ножки»

ходьба на месте, руки вверх – вдох, руки опустить – выдох:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам,

По камушкам, по камушкам,

В ямку – бух!

Формирование правильного дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:

1. Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков

2. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе

3. Достичь координации дыхания, речи и движений

4. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения

5. Выработать четкую и внятную речь

Быкова О.А., педагог по логопедической ритмике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Игровые технологии в формировании фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Практикум для родителей по теме: "Формирование активного словарного запаса детей с тяжелыми нарушениями речи в домашних условиях"

Конспект раскрывает цели, задачи, ход практикума: теоретическую часть,  характеризующую особенности словарного запаса детей с нарушениями речи и опирающуюся на адаптированную образовательную прог...

Консультация для родителей: "Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

В материале дается характеристика словарного запаса детей с нарушениями речи, описаны способы родительского воздействия для преодоления речевых нарушений....

Формирование пространственных отношений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал включает в себя рекомендации для педагогов по формированию пространственных представлений у дошкольников с ТНР...

Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью формирования   пространственных и временных  представлений  как важного фактора  общего развития дошкольника и его г...