Специфика работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с СДВГ.
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

 Светлана Васильевна

Описана специфика логопедической работы с детьми с СДВГ в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_uchitelya.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика работы учителя-логопеда с детьми с СДВГ.

Коррекционная работа с гиперактивным ребёнком на логопедических занятиях

направлена на решение следующей задачи:

  • адаптировать двигательную активность ребёнка как вспомогательную основу к решению задач коррекции речи и внимания на занятиях.

Правила работы с детьми, имеющими СДВГ

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить рабочую нагрузку на ребенка.
  3. Делить работу на короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставить ребёнку свободу выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Технологии коррекции СДВГ на занятиях по логопедии

  1. Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
  2. Обучение самомассажу.
  3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
  4. Игры для развития тактильного взаимодействия.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

Содержание логопедической работы:    

  • Совершенствование моторного компонента психического развития и серийной организации движений.
  • Графические упражнения на тренировку регуляции направления, амплитуды движений руки. Все упражнения выполняются на строке  в соответствии с определенным ритмом.
  • Уточнение артикуляции гласных звуков, формирование понятия звуковой ряд на примере гласных звуков.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Формирование  умственных операций сложных форм фонематического анализа слова.

Особенность логопедической помощи:

  • Традиционная методика, с учетом особенностей ребенка с СДВГ:
  • Короткие задания, частая смена видов деятельности; многократные повторы в разных временных промежутках.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков:

  • расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;
  • «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломанным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р.

Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога:

  • запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) – шо (руки вверх) – шу (руки опустить);
  • «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.

Варианты заданий при автоматизации звуков в словах:

  • игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.);
  • «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе – шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета.

Варианты заданий при работе на уровне предложения:

  • «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении;
  • «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок.») Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание;
  • «Прошагай предложение» ребенок идет и произносит предложение, каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Для организации занятий с гиперактивными детьми логопед может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения

Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...

Специфика работы учителя – логопеда в условиях дошкольного инклюзивного образования.

Происходящие изменения в области образования никого не оставляют равнодушными. Одно из таких изменений – политика инклюзивного образования, которая означает совместное обучение и воспитание дете...

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье освещена специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Специфика заключается в применении современных технологий, ...

Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения

Специфика работы учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве дошкольного учреждения....