Конспект фронтального комбинированного занятия для детей с ФНР по развитию речи на материале лексической темы «Зима»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сергеева Елена Игоревна

Использование меж дверной ширмы как  сюрпризный момент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального комбинированного занятия для детей  с ФНР

старшего дошкольного возраста по развитию речи

на материале лексической темы «Зима»      

                                    ГБОУ  Школа №1381, детский сад №2545, СВАО, г. Москва

                                                                                        Учитель – логопед Сергеева Е. И                                                                                                                      

Тема: «Дифференциация звуков Ш  и  С»

Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками 

Цели  и задачи

Для воспитателя:

- закреплять умение  пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок.

-  Развивать навык ориентировки в прямых и обратных последовательностях;

- Развивать  навык умения совместной работы в команде.

- Воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживания.

Для логопеда :

 - Развитие фонематического слуха: закрепить навык различать на слух звуки С и Ш  в слогах,

словах   и предложениях

-  Развивать слуховое внимание.

-  Развивать навык самостоятельной связной речи;

-  Закрепить навык словообразования: образование приставочных глаголов

- Воспитать умение слушать себя и своего товарища; четко выполнять инструкции учителя-логопеда

Продолжительность:  + 40 минут

Лингвистический материал  к предметным карточкам

Существительные:  снежок, Снегурочка, снеговик /снежная баба, сюрприз,  сугроб, снежный ком, клюшка, шайба,щетина, чешуя,нектар

(профиль и анфас – предварительная словарная работа)

Прилагательные: холодный, морозный, радостный, снежный, блестящий, трескучий, узорный, хрустящий, пушистый, ледяной, серебристый, пестрый.

Глаголы: кружится, покрывает,  кидают - бросают, скрипит, падать - отряхивать, мерзнуть, липнет, щиплет, колет.

 Оборудование:

- подвески – снежинки в свободной зоне.

- тетради и ручки / полоски для печатанья/

- Любая мягкая игрушка – «гость»  (либо марионетка, перчаточная кукла, педагог в костюме персонажа, письмо от персонажа с заданиями и  т.д.)

-  ширма для дверей.

- два мешка  для карточек «Ш» и «С»

-  предметные картинки по количеству детей

- серия картинок «Рассказ»  из  4-6 карточек для каждого сюжета.

- мультимедиа, ПК,  презентация и мультфильм по лексической теме

- заготовки индивидуальные для лепки / аппликации «Гость»

                                                       

                                                     Содержание:

            Организационный момент:       .

  1. Психогимнастика  «В лесу»         

 Дети и Логопед   стоят в игровой зоне группы

Логопед: Посмотрите в окно. Какое время года на улице?

                                                   Какой месяц?

                                                  Какая на улице погода? (прилагательные)

А теперь представим ,что там сейчас мы находимся в зимнем лесу/ что мы на стадионе, что мы на море и т.д.).   Закройте глаза и представьте: скрипит снежок, каркают вороны, свистит холодный ветер, скрипят стволы берёз…т.д.

  А что мы увидим? – блестит (какой?) снег, светит(какое?) солнце, дети строят что? (крепость) Лепят кого?(какого?) снеговика, т.д. …

       

  И вдруг подул лёгкий ветерок  (руки поднять, пошевелить пальчиками – шшшш),

 А потом сильный ветер закачал все деревья ( широко качаем руками и переступаем ногами – Ш Ш Ш Ш).

Логопед : Давайте вспомним, какой дул ветерок сначала? ( тихий – шшш)

                 Как были расположены наши губки? Язык? Какой был выдох?  

А потом какой был ветер? (сильный – Ш Ш Ш Ш )

Как были расположены наши губки?(вытянуты) Язык?(поднят) Какой был выдох?

   2.  Дыхательная гимнастика «Снежинки»

- тренинг направленного выдоха  на подвески

  1. Упражнение на внимательность «По лесным сугробам»

            Дети идут друг за другом и выполняют команды.

«Сугробы» – ноги высоко поднимать, «Лед» – длинные шаги не отрывая ног от пола,  

 «Пеньки» - прыжки на двух ногах,    «Тропинка» - топающий шаг.

 Затем возврат действий по кругу в обратном порядке по памяти.

Логопед: Хорошо в зимнем лесу! Надо нам найти пеньки  и посидеть.

                   Первыми сядут мальчики – они протопчут тропинку. Затем – девочки.

                                                   /дети рассаживаются,   Логопед уходит за ширму/

                                                 

                                                    Основная  часть

  1. Работа в тетради.

Воспитатель:  Я слышала, как вы хорошо всё объясняли про звук Ш.

                    Это какой звук?  /согласный/   А букву Ш вызнаете как написать?                    

                   Давайте напишем целую строчку.

 Подскажите мне,   если  звук Ш  бежит к звуку А, что получится? (ША).  

 Если к звуку А пришёл звук С, что получится?  (АС). (Ш+У, С+Ы, С+А, Ш+А)

5.      «Соедини слова»

- Что получается, когда дружат   согласный и гласный звук? – Слог.

- Что получается, если дружат  несколько слогов? – Слово.

-  Что получается, если дружат несколько слов? – Предложение.

Сейчас мы будем составлять предложение по образцу.

Образец:  Птица покрыта перьями.    Рыба……. Свинья… Тигр…… Дерево…..

Образец: Собака любит косточки.    курица…   лошадь…  зайчик…пчела…..

                 Мышь   …      А  Как мышь шуршит под веником?

Дети:     Ши –Ши –Ши !                      ( Мяу! – слышно из-за ширмы)

Воспитатель:  Ой!  А кто это на нашу поляну пришёл? Давайте с ним поздороваемся.

 Гость: А что вы  здесь делаете? (дети  отвечают). Так это не Мышки шуршали?

А можно мне остаться? (Да.) Я расскажу, как  сюда попал, а вы догадайтесь, какого слова я не сказал?

  1. Словесная игра «ШЕЛ - ПОШЕЛ»   (вариант «Добавь словечко)

«Рано утром я из дома вышел. И по дорожке я …по - шёл. Варежку …на-шёл.

Шел – пошел, увидел дерево и к нему….подо-шёл. Хотел забраться, но мимо…..прошел/ обошёл. Увидел избушку, к ней …подошёл., внутрь…за-шел.

Посмотрел, нет ли моих друзей, но никого … не нашёл.

Из избушки  вы - шел, через дорогу….. пере - шёл   

В калиточку…во-шёл.      До конца ковра…до-шёл.

Дверь открыл и к вам …при-шел!    

 Какой звук встречался часто в словах, которые вы мне подсказывали? /«Ш»/

6 а).            Игра «хорошо – плохо».   Для подготовительной группы  дополнительно устно.

«Гость»  жалуется на ёлки, которые встретились по дороге – дети и Воспитатель  находят её положительные качества. «Гость» предлагает найти   (+)  и (-) качества у других:

                   снег, ветер, сорока, пчела

В конце  игры  «Гость» начинает  хвастается, а Воспитатель  с детьми находят его слабые стороны.  Говорит, что хвастаться не хорошо и предлагают ему остаться на занятии и поучиться.

                                                             

                                                                 Ёлка.

          Хорошо.

Приносит пользу, выделяя кислород.

Из её иголок делают лекарства, экстракты для ванн, удобрение.

При сгорании выделяет тепло.

Хорошо пахнет хвоей.

Украшает улицы, парки, квартиры в Новый год.

            Плохо.

Колючая, обдирает руки.

Очень долго растет.

На ней не растут яблоки.

Из нее нельзя делать мебель.

Хвойные деревья выделяют смолу.

=========================================================

  1. Игра  на развитие внимания «Хлопнуть  и топнуть» 

Воспитатель:   Ребята, мы можемнаучить «Гостя» играть в весёлую  игру  

/Хлопнуть,  либо  подать другой  сигнал/

Когда услышите звук «Ш», а «Гость» будет смотреть, кто у нас самый внимательный:                  ….  Молодцы!

жаба, коШка,  миШура, маШина, ёлка, мыШь, кость . 

А теперь   –  надо  топнуть правой ногой, когда услышите звук «С»

 Сом, маСка, Стол, Снеговик, дерево, Стул,             т.д.

                                                                                                                  ( «Гость» хвалит детей).

«Гость»: Я тоже приготовил вам сюрприз – сочинил стихи

  1.  «Исправь стихи»                     Кошка  ловит миСку, мама моет  мыШку.

(Какие звуки перепутались?)         На виду у детворы красят крыСу маляры.

                                                          Пожарный носит каШку, Маша ест каСку.    

 (дети исправляют, «Гость» хвалит)

  1. Игра «Закончи слово звуком «Ш» или «С». Внимательно, не перепутайте!

               малыШ, абрикоС, , беляШ,  камыШ       т.д. :     Какой звук добавили?

              «Добавить «ША» или «СА»:

              Колба-СА, лап-ША,, гру-ША, ка-ША, ли-СА.   т.д.  Какой слог добавили?

  «Гость» передаёт  Воспитателю  картинки для раздачи ( по количеству детей)

  1.   Упражнение «Какой звук?»  

Дети определяют положение звука в слове  на картинке. / Ш  или  С /

 

  1.  «Придумайте смешное предложение»    

«Гость»  просит каждую пару детей ( сидящих напротив  или на одной парте) по  их картинкам составить смешное предложение..

(Дети  составляют нелепицу, например: Лягушка  носит шапку)

«Гость» Молодцы! Мне так весело было, но пора прощаться – у меня срочное дело появилось.     Я оставлю вам истории в картинках, только они все перепутались. Помогите разобраться, а когда соберёте – пришлите мне рассказ.           До свидания!

/ Логопед  возвращается из-за ширмы в игровую зону/

  1.     Серия картинок    «Что сначала, что потом»  

Всем  детям раздаются карточки – последовательности по 3-4 сюжетам.

Загадываются загадки к каждому сюжету,  и дети с  карточками – отгадкой

(по 4 – 6 человек)   выстраиваются в ряд перед ещё сидящими детьми.

По очереди составляют развёрнутые предложения по наводящим вопросам  к каждой  картинке. Таким образом, получается целый рассказ.

По окончании педагог просит придумать название для рассказа,  хвалит, интересуется, понравились  ли картинки. (просит сесть на край ковра в ряд)

  • Покружилась звездочка 
      В воздухе немножко, 
      Села и растаяла. 
      На моей ладошке.                                     (снежинка  - 3   картинки)

  • Что за нелепый человек 
    Пробрался в двадцать первый век? 

           Морковкой нос, в руке метла, 
          Боится солнца и тепла.                           (Снеговик – 6 картинок)

  • *Кто кудахчет целый день?
    Ей в гнезде сидеть не лень.
    Её жёлтые ребятки
    Называются «цыплятки».                    ( Ряба - курица )

  • На тарелочке лежал,
    Как остыл и убежал.
    Встретил он зверей в лесу,
    На беду свою — лису.
    Ей попался на зубок
    Круглый, вкусный ...                            (Колобок 6-8картинок )

  • «Песенка друзей»    С. Михалков

              «Мы едем-едм-едем…»  - 6 карточек + первый Паровозик.

  1.    Физкультминутка   (см. Приложение)

  1.  Подведение итога:

       Педагог - ведущий спрашивает понравилось ли занятие;

Что на занятии дети делали, что что нового узнали.

 Раздача мелких призов от «Гостя».

  1.    Просмотр мультфильма     с участием персонажа, похожего на «Гостя»

  1.    Воспитательная беседа  по содержанию сюжета.

 

                                             Вторая половина занятия:

 «По  следам» данного занятия можно выполнить  индивидуальную или коллективную  работу

«Кто к нам в гости приходил», «Подарок для Гостя» в технике аппликация, лепка , оригами  

П Р И Л О Ж Е Н И Е:

                       Физкультминутка «Снежная баба»    

      Соблюдать максимальное расстояние врассыпную!

Педагог  2  читает, включает ПК                                    Логопед   показывает действия

Мы бабу снежную лепили,            (Изображают в воздухе подряд три круга.)

Чтоб краше не было ее.                  (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,          (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали      (Изображают руками в воздухе  большой круг.)

И плотно этот ком прижали.         (Изображают перед собой  круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером. (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.          (Приседают.)

А третьим – голова была               (Показывают на голову.)

И участи своей ждала.                    (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,           (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.              (Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,            (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.      (Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,                (Движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.                      (Поднимают 1 руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка.        (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!   (Скрещивают пальцы рук в замок.)

                                                                                                                                 

    ( кадр «Снежная баба»)

Физкультминутка «Медведь – лакомка»        (И.Лопухина)

Мишка вылез из берлоги, огляделся на пороге.               (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил, головой медведь крутил.    (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, и вот он по лесу идёт.              (Наклоны вперёд-назад.)

Медведь по лесу побродил, дупло на дубе находил  

 (Ходьба «вперевалочку», слегка  «загребая» согнутыми руками, встать на носочки.)
Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.                     (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу сластена косолапый                            (Изображать облизывание),
А пчелы налетают, медведя прогоняют.                         («Отмахиваться от пчел».)
А пчелы жалят мишку:                                               (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка!

                                         

  (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой Медведь к себе в берлогу.      (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает и пчелок вспоминает                      (Прилечь, руки под щеку.).

http://cs413026.vk.me/v413026949/3809/QdPmEaa6OwM.jpg

http://cs413026.vk.me/v413026949/3809/QdPmEaa6OwM.jpg

http://cs413026.vk.me/v413026949/3809/QdPmEaa6OwM.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного подгруппового обобщающего занятия в средней группе на материале лексической темы "Зима"

Цель занятия. Обобщение и закрепление знаний детей по теме. Коррекционно-образовательные задачи. Учить детей точно и равномерно наносить проколы на линию рисунка. Коррекционно-развивавющие з...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: Совершенствование лексико-грамматического строя речи (на материале лексической темы «Зимующие птицы»)

Конспект открытого занятияТема: Совершенствование лексико-грамматического строя (на материале лексической темы «Зимующие птицы») Цели: закрепить и уточнить знания детей о зимующих птицах; учить с...

Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР. Лексическая тема: «Обитатели морей и океанов».

Занятие направленно на расширение и активизацию словаря по теме "Обитатели морей и океанов". закрепление  умения подбирать родственные слова, выделять первый звук в слове, выкладывать с...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель»

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.Задачи:Коррекционно - о...