Логопедическое занятие с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию фонетического строя языка «Звуки Л-ЛЬ».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Денисова Ольга Вячеславовна

В данном конспекте можно проследить  интеграцию различных направлений коррекции речи детей с ОНР на занятии по формированию произношения  звуков Л-ЛЬ.  Играя со звуками Л-Ль дети закрпеляют словарь по изучаемой лексической теме "Мебель", учатся описывать объект мебели, звуки Л-Ль, букву Л.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие с детьми 5-6 лет с ОНР

по формированию фонетического строя языка «Звуки Л-ЛЬ».

Составила: учитель-логопед  Денисова О.В.

г. Саров  Нижегородской области

Изучаемая лексическая тема «Мебель».                        

Задачи:

Образовательные: Познакомить со звуками «Л-ЛЬ»  и буквой «Л». Закрепить название предметов мебели. Продолжать учить узнавать объект и звук по описанию.

Коррекционные: Активизировать номинативный словарь по изучаемой лексической теме, закрепить обобщающее понятие «мебель» и его правильное произнесение. Упражнять в умении вести диалог, отвечать на вопросы, составлять и отгадывать загадки описательного характера. Развивать фонематический слух. Продолжать учить выделять первый и последний звуки в слове, находить изучаемый звук «Л» в слове. Упражнять в умении давать элементарное описание артикуляции звуков Л-ЛЬ, в их правильном произнесении изолированно, в прямых и обратных слогах и словах, придумывать слова с заданным звуком.   Проводить звуко-буквенный анализ слов: стол-столик. Развивать умения давать характеристику звуков родного языка, используя слова: согласный-гласный, твёрдый-мягкий.

Развивающие:  Развивать правильное физиологическое дыхание:  вдох через нос, выдох через рот. Развивать  мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез.

Воспитательные: Поддерживать устойчивый интерес к усвоению звукового фонда. Воспитывать умение выслушивать ответы других детей и не выкрикивать.

Материал: теремок, картинки с предметами мебели: стул, шкаф, полка, табурет, кресло, стол; индивидуальные зеркала, символы звуков Л-ЛЬ – маленький и большой самолёты;  мольберт, кассы букв на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Индивидуально-дифференцированный подход

1ч. Организационный момент. Упражнение «Я беру с собой».

Л: -Я собираюсь в гости  в теремок и беру с собой диван, кто со  мной?

(Дети относят заданный объект к определённой группе и предлагают свой объект из этой же группы).

Д (по очереди): -Я пойду в теремок и возьму с собой стол ( шкаф, табурет, полку, кресло).

(По ходу ответов логопед даёт детям изображённые на картинках названные объекты, и они садятся за свой стол)

Л:-Что мы взяли с собой в теремок?

 (Дети производят обобщение).

Д:-Мебель. (хоровой и индивидуальные ответы)

Первыми спросить детей с бедным словарём – Яну Б, Артёма И. (предоставить  больше выбор объектов)

2ч. Задание «Узнай по описанию».

Л:-А вот и терем-теремок. Он не низок, не высок-не высок. Ну-ка, Денис,  в терем загляни, кто живёт там - посмотри.

Логопед предлагает ребёнку загадать детям загадку о жителе теремка (о стуле).

Ребёнок загадывает описательную загадку: У него есть сиденье, спинка, 4 ножки, на нём сидят, живёт он в комнате. Кто это?

Д:-Это стул.

Предложить составить загадку детям (Денису О, Даше К, Илье Г.), умеющим составлять короткое описание объекта.

3ч. Упражнение «Назови первый (последний) звук в слове».

Л:- Да, в теремке стул живёт и гостей к себе ждёт. Вот по полю - по полю шкаф и стол спешат, у дверей остановились и стучат.

Дети с картинкой шкафа и стола подходят к теремку и говорят: - Кто-кто  в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?

Л. от имени стула:- Я- стул. А вы кто?

Д:- Я- шкаф, а я-стол. Пусти нас к себе жить.

Стул: - Пущу, только скажите, какой первый звук в вашем названии?

 Дети: - У меня первый звук «Ш». У меня первый звук «С».

Стул:  -Заходите.

Логопед продолжает игру: Вот по полю- по полю полка и кресло спешат, у дверей остановились и стучат.

Дети с картинкой полки и кресла  подходят к теремку и говорят: - Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?

Стул:- Я- стул.  

Шкаф: - Я – шкаф.

Стол: - А я – стол.

Вместе: А  вы  кто?

Дети:- Я- полка, а я-кресло. Пустите  нас к себе жить.

Стул: - Пустим, только скажите, какой первый звук в вашем названии?

 Дети: - У меня первый звук «П». У меня первый звук «К».

Стул:  -Заходите.

 (Так заходят по очереди все предметы мебели)

Выделение первого звука Даниилу К, Яне Б, Артёму И., выделение последнего звука Илье Г, Максиму Д. (испытывают трудности)

4ч. Задание «Назови последний звук в слове».

Стул: -Быстро вы находите звуки, а найдите в моём названии последний звук?

Дети: -Это звук «Л».

Стул: - Верно.

Предложить Артёму И.

(трудности)

5ч. Уточнение артикуляции звука Л. Правильное его произнесение. Стул: -Интересный звук, что-то я о нём ничего не знаю.

Л (предлагает дежурному быстро раздать зеркала):-Возьмите зеркала и посмотрите на свой рот, что происходит, когда вы произносите звук Л?

(Дети дают элементарное описание артикуляции звука «Л»: при «Л» губы улыбаются, язычок поднимаем к бугоркам за верхними зубами.

Логопед предлагает всем произнести звук правильно, чётко работая языком: «Самолёт  гудит»: л-л-л-л (показ символа звука Л-большой самолёт). «Самолётик гудит: ль-ль-ль (показ символа звука ЛЬ-маленький самолёт).

Какой звук получился у большого самолёта? (твёрдый)

Какой звук получился у маленького самолёта? (мягкий)

Упражнение на дыхание: «Заправимся бензином»: вдох через нос, выдох через рот (3- 4 раза)

Взаимопроверка: дети поворачиваются друг к другу, показывают, как «Гудит самолёт (самолётик) какой это звук: гласный или согласный?

Дети: - Согласный, потому что есть преграда.

Стул: Ой, а я знаю вот такие песенки, попробуйте, повторите и какой там звук живёт Л или ЛЬ определите:

ла-ла,  ла-ла-ла;  (Повтор детьми и определение звука)

ли-ли-ли, ли-ли. (Повтор детьми и определение звука)

Дети задают стулу песенки:

Ол-ол-ол – я сажусь за стол (Стул повторяет с ошибкой: ол-ол-ол-я сажусь на стол)

Ул-ул-ул – сяду я на стул. (Стул повторяет с ошибкой: - ул-ул-ул-я сажусь за стул.

Ли-ли-ли – нет за шкафом Юли. Где же она?

Контроль за произнесением звуков – Яна Б, Аня С, Даниил К (на этапе автоматизации)

6ч. Задание «Пойдёт искать Юлю тот, кто придумает слово со звуком «Л» или «ЛЬ».

Дети придумывают слова на звуки «Л-ЛЬ», поднимают символ-большой или маленький самолётик и встают у стульев около своего стола.

Предложить первым придумать Яне Б, Артёму и (бедность словаря)

7 ч.  Физпауза  «Прятки».

Юленька  играет в прятки.                Спрятать лицо за ладонями рук.

Где искать её, ребятки?                        Ритмичное поднимание плеч

Заглянули под кровать,                        2 наклона вперёд

Под кроватью не видать.                             Повороты головы вправо-влево

И за шкафом Юли нету,                             Наклоны вправо и влево

И не видно за буфетом,                        

И на кухне под столом                        Приседания

Юлю тоже не найдём.

Юля прячется за креслом.        Разведение рук в стороны и заведение их за спину.

Ищут, ищут, не найдут.                        Ритмичная ходьба на месте

-Где ты, Юленька?                Имитация удивления с разведением рук в стороны

- Я тут!                                        Показаться из-за ладоней

Согласование речи и движений у Ани С, Артёма И, Даниила К.

 

8ч. Задание стульчика «4-лишний».

(Выставляются  картинки: шкаф, стол, полка, кресло).

Л:- Найдите лишний предмет, в нём звука «Л» нет.

Спросить Дениса О – плохо слышит звук в слове.

9.Задание  стульчика  «Да-нет».

(На мольберте размещаются картинки символы звуков: бегемот-А, слон-У, самолёт –Л, корова-М)

Л:- Я загадала звук, задавайте мне вопросы.

Д: -Это гласный? Это согласный? Когда мы его произносим, язычок прикусываем? Это «Л».

Спросить Дашу К – в качестве образца для других детей.

10ч. Знакомство с буквой «Л».

Л: -Кто знает, на что похожа буква «Л»? (На «П» с хвостиком)

Л: - Она похожа на слона, хобот есть, нога видна. (пишет на доске) Позовём букву «Л» (показ буквы в кассе).

Спросить Аню С, Илью Г.

11 ч. Выкладывание слова «Стол» из кассы букв.

Л: - Назовите по порядку звуки в слове «стол».

Д: - С, Т, О, Л.

( затем каждый выкладывает из кассы букв   слово «стол»)

Л: - Найдите гласный, согласные. «Зажгите фонарики».

Л: - Назовите слово стол ласково (столик). Превратим слово стол в слово столик». Как это сделать?  Поменяйте фонарики. Почему вы зажгли зелёный «Л».

Помощь при выкладывании слова Милене Б, Максиму Д – много занятий пропустили.

12ч. Рефлексия:

-Какие звуки мы изучали?  На что похожа буква?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое фронтально-групповое занятие для детей с ФФНР по формированию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности "Звуки Н, НЬ"

Занятие по формированию фонетических средств языка для детей старшей группы ДОУ. Проводится в форме сказки "Три поросенка"...

ООД по формированию фонетических средств языка "Звук Ж"

ООД по формированию фонетических средств языка...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста на тему: "Знакомство со звуком [c]".

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Знакомство со звуком [c]"....

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (6-7 года жизни) «В зоопарке». Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Цель: Дифференциация звуков С, Ш. Развитие связной речи.Задачи:Образовательные:- Закрепить произношение звуков С – Ш;- закрепить навыки звукобуквенного анализа и синтеза на основе...

Конспект фонетического логопедического занятия с детьми с ОВЗ в подготовительной группе Тема: «Дифференциация звуков [д] – [т]»

Фонетическое логопедическое занятие включает в себя игры на развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ, фонетическую и фонематическую работу со слогами, словами, предложениями по теме, работу с &quo...