Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сабсай Елена Леонидовна

Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №54 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым  нарушением речи

Тема : «Дифференциация звуков д-дь. Буква Д».

Направления развития (образовательная область): речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: речевая, познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Образовательные технологии: игровые технологии, технология наглядного моделирования, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Составлен:

учителем-логопедом

Сабсай Еленой Леонидовной.

2014 г

Цель:  -учить дифференцировать звуки д – дь, познакомить с буквой "д".

Задачи:

- закрепление правильного произношения звуков д –дь;

- закрепление понятий: гласный- согласный; твёрдый – мягкий; звук- буква; слово,    предложение;

-  развитие навыков фонематического анализа;

-  развитие умения нахождения места звука в слове;

- обучение звуковому анализу слов типа: дом, Дима;

- развитие фонематических представлений;

- обучение  слоговому синтезу (чтение прямых и обратных слогов);

- совершенствование  мелкой моторики пальцев рук;

- совершенствование умения подбирать прилагательные к существительным;

- обучение детей составлять предложения с использованием прилагательных;

- обучение детей проводить анализ предложения на слова;

- развитие коммуникативных  навыков у детей;

- развитие умений оценивать свою деятельность и деятельность других детей;

- воспитание у детей интереса к занятиям;

- формирование положительной учебной мотивации;

- развитие навыков самоконтроля.

Оборудование: предметные картинки, звуковые линейки «рыбки», кружки синего и зелёного цветов, буквы разрезной азбуки, наборное полотно, сигналы синего и зелёного цветов, компьютерная игра "Учимся говорить правильно", ноутбук, проектор, слайд-шоу "Предметные картинки со звуками Д - Дь".

Ход работы:

Деятельность логопеда

Деятельность

детей

I.Организационный момент и сообщение темы занятия.

Глазки смотрят на Елену Леонидовну,

Ушки слушают Елену Леонидовну.

Мы с Вами учимся красиво и правильно говорить.

II.Развитие навыков фонематического анализа.

- Скажите, пожалуйста, что мы слышим ушками?

- Какие бывают звуки?

- Какие звуки называются речевыми?

- На какие группы делятся речевые звуки?

- Какие звуки мы называем гласными, перечислите их.

- Каким цветом обозначаются гласные?

- Какие звуки мы называем согласными?

-Какие бывают согласные?

- Каким цветом они обозначаются?

- Сейчас я буду называть согласный звук твёрдо, а вы мягко: б, т, м, к.

Молодцы!

-Сейчас посмотрите на доску (включается на логопедическая игра "Учимся говорить правильно"), выполняем задание "Звуки-двойняшки"

- Сейчас я произнесу звук, а вы скажите гласный он или согласный. Д

Почему?

Где вы почувствовали преграду?

- Д- это согласный твёрдый или мягкий?

- Теперь произнесите этот звук мягко?

Молодцы!

- Дь – это мягкий согласный звук.

- Д – это твёрдый согласный звук.

-Что мы составляем из звуков?

- У каждого слова есть: начало

Конец

Середина

Детям раздаются звуковые линейки и зелёный и синий кружки.

Логопед называет слово, а дети определяют место звука в слове на линейке, и твёрдость и мягкость звука.

Слова: дом, звезда, Денис, садовник, девочка, дерево, дети, орден.
Молодцы!

- Теперь сами придумайте слово со звуком Д или Дь и укажите его место в своём слове.

-Теперь внимательно смотрите на доску и возьмите синий и зелёный сигналы, перед вами слайд-шоу. Вы смотрите на картинку и поднимаете нужный сигнал, в соответствии с тем какой звук найдёте в слове. Если Д - синий сигнал, если Дь- зелёный сигнал.

III.Звуковой анализ слов.

- Сейчас давайте  разберём все звуки, из которых состоит слово ДОМ.

ДОМ, – какой звук первый? Какой кружок нужно положить?

- Какой звук второй? Каким цветом обозначим?

- Какой звук в слове последний? Каким цветом обозначим?

- Сколько звуков в слове всего?

- Сколько гласных?

Назовите его?

- Сколько согласных?

Назовите их?

Молодцы!

Аналогично разбирается слово  ДИМА.

Молодцы! Теперь давайте с вами немножко отдохнём.

IV. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

- Расскажем стихотворение про дождик.

Один, два, три, четыре, пять.

Вышел дождик погулять.

Шёл немножко по привычке.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:

«По газонам не ходить!»

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

И ушёл. Газон засох.

V.Развитие фонематических представлений.

- Сейчас я каждому из вас дам картинку. Вы должны определить, где находится на вашей картинке звук Д или ДЬ.

VI.Подбор прилагательных к существительному.

- Какие слова у вас на картинках: - предметы;

-действия;

- признаки.

- Задайте вопрос своему слову и объясните почему?

 - Теперь подберите как можно больше слов-признаков к своему слову-предмету.

VII.Работа с предложением. Анализ предложений.

- Теперь подберите к своему слову- предмету, слово-действие.

- Молодцы! Мы с вами подобрали  много слов. А теперь давайте составим с ними предложение. Кто помнит, что такое предложение.

- Составьте, пожалуйста, предложение с придуманными словами, чтобы в нём было слово-предмет, слово-действие, слово-признак.

Молодцы! Все справились с заданием.

VIII.Соотношение звука и буквы. Слоговой синтез.

- Сейчас мы с вами вспомним, что такое буква.

Найдите на разрезной азбуке букву Д. Помните, что твёрдый и мягкий согласный, обозначается одной буквой. Значит, звуки Д иДЬ будут обозначаться одной буквой.

- Составьте слоги с любой гласной буквой и буквой Д , прочитайте их. Молодцы!

IX. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

-Сейчас давайте вспомним, о каких звуках мы сегодня говорили на занятии.

- Какие слова разбирали?

-На какие звуки придумывали слова?

- Чем каждый из вас занимался на занятии?

- Поставьте друг другу оценки за занятие.

Молодцы! Все работали хорошо.

Дети хором повторяют.

Звуки.

Речевые и неречевые.

Те, которые говорят люди.

Гласные и согласные.

Гласные звуки: а, о, у, и, ы, э. Эти звуки можно петь, тянуть; при их произношении воздух свободно изо рта, без преград.

Красным цветом.

Согласные звуки нельзя петь, при их произношении образуются преграды.

Согласные бывают твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначаются, синим цветом, а мягкие – зелёным.

Бь, ть, мь, кь.

Дети играют в компьютерную игру, в соответствии с указаниями диктора.

Согласный.

Его нельзя петь и тянуть, потому что встречается преграда.

Между языком и верхними зубами.

Твёрдый

Дь

Слова.

Это первый звук слова

Это последний звук слова

Там находятся все остальные звуки в слове.

Дети отвечают.

Дети смотрят слайд-шоу и поднимают соответствующие сигналы.

Д – согласный твёрдый. Обозначим, синим кружком.

О – гласный звук. Обозначим, красным цветом.

М – согласный твёрдый. Обозначим, синим цветом.

3

1

 О

2

Д, М.

Дети сочетают рассказывание стихотворения с движениями пальцев рук.

Дети выполняют задание по очереди.

Слова-предметы.

Дети задают вопрос: кто? Или что? и объясняют почему? (живой-неживой)

Дети выполняют задание по

очереди.

Дети выполняют задание.

Предложение- это несколько слов, связанных между собой по смыслу.

Дети придумывают и говорят свои предложения. Каждый ребёнок анализирует своё предложение на слова

 Т.е. называет слово-предмет,

действие,

признак.

Это то, что мы пишем и читаем.

Один ребёнок находит и раздаёт всем.

Дети составляют из разрезной азбуки слоги и читают их.

Дети отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

данные конспекты разработаны для воспитателей  с целью закрепления материала по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ТНР в ходе взаимоработы учителя логопеда и воспитателей...

РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ.

Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ОПЕРАЦИЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять посл...

«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».

      Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...