Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи как средство полноценного развития ребенка
методическая разработка по логопедии по теме

методическая разработка для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okazanie_ranney_pomoshchi_detyam.docx30.19 КБ
Файл конспект занятия16.33 КБ

Предварительный просмотр:

Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи как средство полноценного развития ребенка

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих. Эта мечта вполне может сбыться, только нам и родителям нужно приложить достаточно усилий и всегда помнить: каким бы ни был малыш, для мамы и папы он самый лучший, самый любимый. Мы повторяемся в детях, и каждый ребенок несет в себе не только наши гены, но и частичку нашей души, нашей любви. Мы хотим счастья для своих малышей, хотим видеть их веселыми, здоровыми, успешно идущими по жизни.

Дети, с которыми мы,  логопеды, работаем, тоже наши самые любимые, самые дорогие. Работая с ребенком, мы вкладываем в него частичку своего сердца, своей души. Профессия логопеда как раз и замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче его речь – средство выражения мыслей и чувств.

Не страшно, что порою процесс работы над речью бывает длительным и непростым, зато впереди всегда ждет успех, и наши усилия приносят чудесные плоды. Ну а союзники наши в этой работе – грамотные и терпеливые воспитатели, старательные и самоотверженные мамы и папы, внимательные бабушки и дедушки.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • Единство.

  • Систематичность и последовательность работы в течении всего периода пребывания ребенка в детском учреждении.

  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей и склонностей ребенка и интересов семьи.

  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими положениями работа с семьей включает:

  • Целенаправленную просветительскую, пропагандистскую работу по воспитанию развития речи.
  • Ознакомление родителей с содержанием работы по профилактике речевых нарушений.
  • Участие родителей в составлении индивидуальных программ и в составлении, подготовке, проведении мероприятий в ДОУ.
  • Обучение родителей конкретным методам и приемам.

Для выполнения этих целей широко используются различные методы и формы, а именно:

                               -- Информация для родителей на стендах

                              -- Консультации, беседы

                              -- Дискуссии с участием специалистов, медика,  психолога

                             -- Ознакомление родителей с ценным опытом воспитания

                              -- Семинары – практикумы

                              -- Открытые дни для родителей с просмотром занятий

И только определенный опыт, накопленный нами в борьбе за правильную детскую речь, а также знания, полученные в стенах педагогического учреждения, и любовь к детям, без которой никак нельзя в коррекционно-воспитательном процессе, позволяет нам давать рекомендации и пытаться учить воспитателей и родителей, естественных учителей ребенка.

С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребенка.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа таких детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, псевдобульбарной дизартрией, различными задержками психического развития, в том числе детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Участие логопеда в данном случае необходимо  для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника. В этом случае важно не упустить раннюю помощь ребенку, что поможет сформировать у него не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможность постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать новое, накапливать опыт. Ребенок должен двигаться, действовать. Есть очень важное средство развития речи ребенка – это стимуляция мелкой моторики. Чем лучше он владеет движениями своих рук, тем больше успехов будет в его речи. Средств  для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры и т.д. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образцы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному. Он будет оперировать уже не предметами, а их образами. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.

На предварительном этапе коррекции нарушений речи можно применять различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также разнообразные задания в игровой форме с детьми в течение дня и на занятиях у логопеда, к которым относятся:

  • Массаж и самомассаж рук ребенка;
  • Выкладывание ритмических рисунков по образцу;
  • Конструирование из кубиков;
  • Составление разрезных  картинок ;
  • Складывание и выкладывание различных предметов из палочек, камешков и др.;
  • Наматывание ниток на клубок, карандаш;
  • Пальчиковые игры;
  • Крупографика(выкладывание различных контуров на пластилиновой основе, прижимание поочередно всеми пальцами обеих рук).

С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенцев – реакция на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. Дети с большим удовольствием играют в игры, направленные на различие неречевых звуков: «Звучащие игрушки»(бубен, погремушка, колокольчик и др.), «Звучащие баночки»( с  использованием скрепок, песка, камушков, бусинок). «Звучащие предметы»(льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага, скрип карандаша по листу бумаги).

Не менее важным направлением , влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками ( в зависимости от возраста) дыхательные упражнения и игры:

   -- дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

   -- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

   -- надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

   -- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении ( игра «Футбол»);

   -- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

Очень важной частью в профилактике речевых нарушений – это артикуляционная гимнастика. Традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии. Для укрепления вялого, слабого кончика языка (при пониженном мышечном тонусе в артикуляционной мускулатуре) детям предлагаются игры  о «Веселом язычке».

Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому взрослые обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой ребенок не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.

В нашем детском саду сложилась своя система работы по профилактике речевых нарушений с детьми.

К основным задачам таких занятий относятся:

  • Развитие мелкой моторики, артикуляционного праксиса, координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи;
  • Формирование фонематического восприятия;
  • Выработка правильного речевого дыхания;
  • Оптимизация эмоционального фона.

        Занятия проводятся в кабинете логопеда, музыкальном зале и часто выполняются под музыку или с применением музыкальных инструментов (барабана, металлофона, дудочки и др.). Некоторые элементы занятий используются педагогами при проведении динамических пауз на занятиях по развитию речи.

Логопед предлагает рекомендации для педагогов в виде плана коррекционно-профилактической работы на учебный год.

Декабрь

1-я неделя

1.Стимуляция биологически активных зон.

2.Узнавание неречевых знаков.

3.Укрепление круговой мышцы рта. Тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

4.Развитие координации речи и движений.

1.Упражнение «Утюг» -- самомассаж кистей рук(прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком противоположной руки).

2.Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик, губная гармошка и др.).

3.Упражнение «Хоботок»

4.Игра «По малину в сад пойдем».

2-я неделя

 1.Стимуляция биологически активных зон.

2.Различие неречевых звуков.

3.Тренировка навыка правильного носового дыхания, формирование ритмичного вдоха и обучение глубокому выдоху. Укрепление мышц лица.

4.Развитие темпа и координации речи и движений.

1.Упражнение «Мама» -- самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной руки).

2.Игра «Звучащие баночки»(с использованием скрепок, песка, камушков, бусинок).

3.Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке).

4.Игра «Меж еловых мягких лап»

3-я неделя

1.Развитие двигательных навыков пальцев рук.

2.Развитие слухового восприятия на неречевые звуки.

3.Развитие артикуляционной моторики.

4.Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

1.Пальчиковая гимнастика «На прогулку» (с пробками).

2.Игра «Послушай и скажи» (шуршание бумаги, стук посуды, покашливание и др.)

3.Игра «Язычок делает зарядку».

4.Упражнение «Буря в стакане».

4-я неделя

1.Развитие артикуляционной моторики.

2.Развитие слухового внимания, умения координировать движения в соответствии с изменением характера музыки.

3.Развитие двигательных навыков пальцев рук.

4.Формирование сильной воздушной струи через рот.

1. Игра «Язычок и кошечка».

2.Игра «Новогодний бубен».

3.Пальчиковая гимнастика «Флажки».

4.Упражнение «Снегопад».

Таким образом, профилактическая работа по данным направлениям способствует предупреждению речевых нарушений.

Важен каждый день, каждый час. Шаг за шагом ребенок осваивает все новые горизонты, поднимается на следующие ступеньки. Давайте поможем ему на этом пути.

Задачи

Содержание занятий

1

2

Октябрь

1-я неделя

1.Стимуляция биологически активных зон.

2. Различение неречевых знаков.

3.Тренировка навыка правильного носового дыхания, обучение короткому, ритмичному выдоху через нос.

4.Развитие темпа и координации речи и движений.

1.Упражнение «Пила» для самомассажа кистей рук (поперечные движения по тыльной стороне ладоней ребром ладони противоположной руки).

2.Игра «Звучащие предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый).

3.Упражнение «Ежики».

4.Игра «Кружатся листья».

2-я неделя

1.Стимуляция биологически активных зон.

2.Различие неречевых знаков.

3.Развитие равномерного, ,                                                                                                                      продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

4.Развитие слухового внимания, умение реагировать на изменение темпа музыки.

1.Упражнение «Тесто» для самомассажа кистей рук (вращательные движения кулачком по ладони противоположной руки).

2.Игра «Звучащие предметы»(льется вода, поворот ключа в замке, рвется бумага, скрип карандаша по листу бумаги).

3.Упражнение «Раздуй горошки».

4.Игра «Зайцы и лисички».

3-я неделя

1.Стимуляция биологически активных зон.

2.Различие неречевых звуков.

3.Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через нос.

4.Развитие темпа и ритма речи.

1.Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук (вращательные движения указательным пальцем в центре ладони противоположной руки).

2.Игра «Музыкальные инструменты».

3.Упражнение «Хомячки».

4.Игра «Дождик».

4-я неделя

1.Стимуляция биологически активных зон.

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного ротового выдоха.

3.Развитие координации речи и движений, чувства ритма, умения реагировать на заданный сигнал.

1.Упражнение «Клещи» для самомассажа кистей рук (щипкообразные движения по тыльной стороне пальцев большим и указательным пальцами противоположной руки).

2.Упражнение «Колобок» (теннисный мячик).

3.Игра «Земляничка».

Ноябрь

1-я неделя

1.Стимуляция биологически активных зон.

2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

3.Тренировка правильного носового дыхания, формирование короткого, ритмичного выдоха через рот.

4.Развитие чувства ритма, координации речи и движений.

1.Упражнение «Терка» для самомассажа ладоней (растирающие движения кулачками по ладони противоположной руки).

2.Игра «Три медведя».

3.Упражнение «Одуванчики»

4.Игра «Ветер».

2-я неделя

1.Стимуляция биологически активных зон.

2.Обучение дыханию через рот, формирование короткого, ритмичного ротового выдоха.

3.Развитие артикуляционной моторики.

4.Развитие темпа и ритма речи.

1.Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев (кругообразные движения по тыльной стороне пальцев указательными пальцами противоположной руки).

2.Упражнение «Собачки».

3.Игра «Поможем Буратино заговорить».

4.Игра «Аты-баты, шли солдаты».

3-я неделя

1.Стимуляция биологически активных зон.

2.Тренировка правильного носового дыхания, продолжительного, равномерного выдоха через рот.

3.Развитие артикуляционной моторики.

4.Развитие темпа и ритма речи.

1.Упражнение «Я круги мячом катаю» для массажа кистей рук игольчатыми массажерами.

2.»Веселый мяч» (теннисный мяч в воде).

3.Игра «Домик для язычка».

4.Игра «Три медведя».

4-я неделя

1.Стимуляция биологически активных зон.

2.Развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи через рот.

3.Развитие артикуляционной моторики.

4.Развитие координации речи и движений.

1.Упражнение «Я круги мячом катаю»

2.Упражнение «Снегопад» (ватные комочки).

3.Игра «Язычок наводит порядок».

4.Игра «Снежок».



Предварительный просмотр:

Подгрупповое коррекционно-профилактическое занятие

(вторая младшая группа)

Тема: «В гостях у сказки»

Цели:

Формирование навыков связной речи.

Задачи:

Развивать связную речь, речевые навыки детей (дыхательную функцию, мимическую мускулатуру); общую и мелкую моторику, координацию речи с движением; зрительное внимание, вербальную память.

Побуждать детей к активности, самостоятельности, творчеству, регулированию своего эмоционального состояния.

Ход занятия

Организационный момент

Дети заходят в зал

Логопед: Проходите малыши!

К сказке в гости мы пришли!

Нас встречает колобок,

У него румяный бок!

- Ребята, покажите, какие толстые щечки у Колобка.

Дети надувают щеки

- Ребята, а теперь плавно вдохните носиками воздух, надуйте животик, чтобы он был таким же круглым, как бочок у Колобка.

Дети выполняют дыхательные упражнения

- Ребята, а Колобок нас встречает веселый или грустный?

Дети: Веселый.

Логопед: Изобразите веселого Колобка.

Дети выполняют мимические упражнения

Логопед: В какую сказку мы попали?

Дети: Колобок.

Колобок: Да, это сказка про меня. А чем заканчивается сказка?

Дети:  Колобка съела лиса.

Колобок: Грустный конец у сказки. А вы хотите, чтобы меня съела лиса.

Дети: Нет.

Колобок: Тогда помогите мне пройти через лес. Там много диких зверей. Вы знаете, какие звери живут в лесу?

Дети: Лисы, волки, медведи, зайцы…

Колобок: Вы согласны помочь мне?

Дети: Да!

Колобок: Тогда в путь.

Логопед: Катится Колобок по тропинке. Ребята, покажите с помощью рук, как катится Колобок.

Дети шагают и выполняют вращательные движения руками

- Ребята, а кто это сидит за елкой?

Дети: Это заяц.

Из-за елки выходит взрослый в маске зайца

Заяц: Ой! Колобок!

Да какой румяный бок!

Можно съесть тебя, дружок?

Логопед: Не ешь Колобка, Зайка. Давай с нами поиграем.

Игра «Черепаха»

Заяц: Хорошо я есть Колобка не буду. Побегу своих зайчат научу играть в такую игру.

Логопед: Покатился колобок дальше по тропинке.

Дети выполняют вращательные движения руками

- И мы шагаем вместе с Колобком.

Из-за елки выходит взрослый в маске волка

Волк: Я Волк зубами щелк.

 Ой! Колобок!

Да какой румяный бок!

Можно съесть тебя, дружок?

Логопед: Не ешь Колобка волк, у нас тоже есть зубки.

Дети показывают упражнение «Заборчик»

- А еще у нас есть язычок.

Упражнение «Лопатка»

- Язычок умеет чистить верхние и нижние зубки.

Упражнение «Чистим зубки»

- А еще язычок умеет делать «Ветерок»

Дети дуют на язычок

- А губки наши делают «Хоботок».

Волк: Да, пожалуй, Колобка вашего я есть не буду. Пойду учиться делать «Хоботок».

Логопед: И покатился Колобок дальше.

Дети выполняют вращательные движения руками

- Ребята, кто к нам на встречу идет?

Дети: Медведь.

Медведь: Ой! Колобок!

Да какой румяный бок!

Можно съесть тебя, дружок?

Логопед: Не ешь медведь Колобка. Мы для тебя солнышко сделаем.

Дети цепляют прицепки на «Солнышко»

Медведь: Спасибо Колобок! Какие у тебя замечательные друзья. Спасибо, ребята. Я это солнышко заберу к себе в берлогу, чтобы было мне зимой тепло и светло.

Логопед: И покатился Колобок дальше.

Дети выполняют вращательные движения руками

Появляется Лиса

Лиса: Ой! Колобок!

Да какой румяный бок!

Наконец – то ты пришел

И меня Лису нашел!

Логопед: Колобка, Лиса, не трогай!

Мы пришли к нему в подмогу!

Лиса: Хорошо не буду есть Колобка, если вы со мной поиграете.

Логопед: Поиграем с Лисой в комочки.

Игра «Комочки»

Лиса: Ах, как хорошо с вами дружить.

Логопед: Ребята, давайте сделает салют дружбы вместе с Лисой и Колобком.

Дети рвут на мелкие кусочки бумагу и бросают вверх

Итог занятия:

Логопед:  Ребята, попрощаемся с Колобком и Лисой, нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей - "Помощь детям с тяжелым нарушением речи"

Во взаимодействии с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи самым эффективным приемом является игровой. Развертывая свою деятельность в контексте игры и в ее  русле, можно добиться значительно ...

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

Выступление – презентация на тему: «Осуществление индивидуальной психолого – педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи» на февральском педсовете 2016 года ГБОУ школы №297 дошкольного отделения Пушкмнского района СПб учителя логопеда А

Осуществление индивидуальной психолого- педагогической помощи детям с ТНР. раскрыты основные направления индивидуальной коррекционной работы в дошкольном учереждении по пяти основным стандартам образо...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (II год обучения) Развитие связной речи «В мире мудрых пословиц»

Программные задачи:Образовательные: - Обучать составлению творческих расска­зов по пословицам. - Продолжать обучать пониманию про­стого и переносного смыс­ла пословиц. - Отработать ум...

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...