Проект в старшей группе ОНР "Дышим легко,говорим красиво,болеем мало"
проект по логопедии (старшая группа) по теме

Кравченко Светлана Ивановна

Проект разработан для детей дошкольного возраста сроком на учебный  год (сентябрь-май). Он  включает комплексное воздействие  на дыхательную систему ребенка.Дыхательные упрежнения , проводимые в режимных моментах дают  возможность успешно заниматься кррекцией речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        2013-2014  учебный год.

                Проект

               

               

          старшая группа ОНР.

Педагогический проект

«Тренировка дыхательных мышц и регулировка дыхательного центра для развития речевого дыхания  и оздоровления организма».

Автор  проекта: учитель-логопед Кравченко С.И.,

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15  ст:Барсуковской.

Творческое название проекта:

«Дышим легко,говорим красиво,болеем мало».

Актуальность

Дети логопедической группы наряду с серьезными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе  нарушения восприятия, внимания, памяти.

 Кроме того, ОНР сопровождается слабостью нервной системы, а это как правило, влечет  за собой частые  простудные заболевания    Ребенок  с ОНР, не посещая детский сад по болезни, дает  существенный «откат»  в коррекционной работе, что затрудняет решение проблемы.

Наличие детей с речевой патологией, с одной стороны. И немалого количества  детей с заболеваниями  верхних дыхательных путей, с другой стороны,заставляет искать новые формы  взаимодействия  всех участников  пед.процесса, где особая роль принадлежит родителям.

Современная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках проекта способствует  установлению благоприятного климата в детском коллективе,расширению кругозора детей и взрослых,помогает  в организации  сотрудничества  семьи  и  группы ОНР в ДОУ.

Противоречия, которые обусловили выбор темы проекта

- Между необходимостью  формированием  правильного речевого дыхания  у  детей  и недостаточно развитыми периферическими органами слуха,дыхания,голоса. артикуляции. Поэтому важна роль дыхания, как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.

-Проект  позволяет  каждому ребенку  увидеть строение дахательной системы и познакомится  с разными упражнениями для правильного дыхания.

Аннотация проекта

-Структура  и содержание проекта заключается в осознаном  управлении всеми фазами дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

- Проект позволяет нацелить  не только на речевое развитие детей, но и активно вовлечь их на профилактику простудных заболеваний.

-Данный проект может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста  группы ОНР.

Идея и продукт творчества

- изготовление дидактических игр по развитию воздушной струи.

-атрибуты для игр, настольные игры,и др.

-зона в группе «Дыхание».

Паспорт проекта

-Тип проекта:практико-ориентированный;

-По времени: долгосрочный;

-По характеру контактов:открытый;

-По методу: творческий;

-По количеству участников: групповой.

Участники проекта: дети,педагоги, родители,библиотекарь.

Характер содержания: ребенок и семья, ребенок и организм.

 Формы представления: Конспекты,фотографии,презентации

Сроки реализации проекта: 

сентябрь-май.

Педагогические принципы.

- Целенаправленность проекта на актуальные проблемы  воспитания и развития;

- Вариативность содержания форм и методов работы;

-Комплексность;

-Сотрудничество.

Условия реализации проекта

-Интерес детей к дыхательным упражнениям;

-Методические разработки;

-Заинтересованность родителей в совместной деятельности;

-Предметно-развивающая среда группы (свистки,дудочки,вертушки,ленточки и тд.)

Проблемная ситуация

1)Чем обусловлена необходимость работы над правильным дыханием?

2)Какие создать условия для развития правильного дыхания?

3)Как организовать работу,чтобы избежать  утомляемости и эффективно проводить  оздоровительную работу по снижению заболеваемости детей?

4) Как организовать предметно-развивающую среду, чтобы она способствовала проведению  занятий  дыхательной гимнастики       ( развитию воздушной струи) ?

Цель проекта

Расширение  представлений  о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей  дыхательного аппарата. Формирование у детей  умений  и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.

 Методические задачи

- Создать доверительные отношения в процессе совместной деятельности:ребенок-родитель-ребенок;

-Информировать родителей  об онтогенезе физиологического  дыхания и механизмах речевого дыхания;

-Обучать доступным средствам, развивать речевое дыхание через игру;

-Познакомить  с нетрадиционными методами оздоровления по системе А.Н. Стрельниковой «Парадоксальная дыхательная гимнастика»

-Пропагандировать знания и навыки,полученные в рамках проекта, в кругу семьи и ближайшего окружения.

Дидактические задачи

- Знакомить  детей  с актом дыхания;

-Расширять знания о дыхании;

-Познакомить с разными упражнениями  для правильного дыхания во время подачи информации окружающим;

-Развивать наблюдательность,любознательность;

-Формировать навык остановки  перед выдохом на улицу;

-Воспитывать  дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений;

-Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни.

Гипотеза проекта

Если научить ребенка правильному  дыханию, то он будет говорить правильно, болеть мало и воспитает привычку к сомоконтролю.

Этапы  внедрения проекта

1 этап

Создать фундамент  для формирования  правильного дыхания  на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираясь  на имеющиеся у детей  дыхательные и двигательные навыки, учить направлять  внимание на тот орган, который  подвергается коррекции, и к самому акту дыхания; сохранять вертикаль позвоночника.

2 этап

Тренировка дыхательных мышц  с целью увеличения  дыхательного объема и улучшение качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры.

3 этап

Создать  активный вдох  с акцентом на качественные его характеристики (силу, скорость,объем воздушного потока).

4 этап

Автоматизация  нижне-реберного диафрагмального типа дыхания; формирование речевого дыхания. Включение   различных видов упражнений  во время занятий.

 1 этап: ( сентябрь-октябрь)

-Круглый стол с участием родителей. «Дыхательный  аппарат и его возможности от рождения  ребенка до зрелого возраста».

-«Несовершенства речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

-Оборудование группы.

-Подбор атрибутов, макетов, настольных игр.

2 этап: ( ноябрь-декабрь)

-«Физиологическое  и речевое  дыхание – две стороны единого процесса»

-«Условия для занятия дыхательной гимнастикой».

-Демонстрация игровых приемов  по развитию плавного длительного выдоха»

-«Не шутите с запахами».

3 этап: (январь-февраль)

-Семинар-практикум: «Учусь правильно дышать вместе с мамой».

-Творческая мастерская: совместное изготовление  дидактических игр пособий по формированию речевого дыхания.

-«Парадоксальная  дыхательная гимнастика» по системе Стрельниковой.

4 этап: ( март – апрель - май)

- Круглый стол: «Развитие речевого дыхания в условиях группы».

-Открытое занятие: «Развитие речевого дыхания в логогруппе».

-Творческая мастерская: Совместное  изготовление памятки для  будущего поколения мам.

Инновационные образовательные технологии

-Здоровьесберегающие (релаксация, ароматерапия ,фитотерапия музыкотерапия).

Результаты проекта:

-Привлечение внимания к проблеме;

-Разработка памятки (совместно с родителями) по гигиене органов дыхания и воспитанию правильного речевого дыхания у детей;

-Создание игр по развитию дыхания. Придуманных родителями;

-Снижение уровня простудных заболеваний.

*Средства контроля и обеспечения;

* Анкетирование родителей «Ребенок и речь»;

*Организация совместной деятельности.

Эффективность работы:

У детей сформировано правильное речевое дыхание, что послужит фундаментом  для формирования устной речи.

Выводы:

Комплексное   воздействие  на дыхательную систему ребенка (педагога, медсестры,физрука, музыкального руководителя, родителей) , использование  дыхательных упражнений  в течении дня в разных режимных моментах (логотренинги, прогулки, самостоятельная деятельность,занятия) дают возможность  успешно заниматься коррекцией речи, а так же  эффективно проводить  оздоровительную работу по снижению заболеваемости детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источник...

Проект в старшей группе "Моя малая родина"

В беседе с детьми, о родном поселке, возникла  проблема. У детей мало сформированы знания об истории родного поселка, о его достопримечательностях, кто основал и прославил поселок. У детей нет пр...

Педагогический проект в старшей группе «Моя малая Родина – Ессентуки»

Формирование понятия малая Родина с детьми дошкольного возраста...

Проект проблемно-поисковой ситуации в старшей группе по геокешинг-игре «Мы ребята малые — мы кладоискатели»

Проект проблемно-поисковой ситуации в старшей группе по геокешинг-игре«Мы ребята малые- мы кладоискатели»Срок реализации: краткосрочный: 1 неделя (октябрь 2016г)Составила план: Воспитат...

Проект в старшей группе "Моя малая Родина"

Проект в старшей группе "Моя малая Родина"...

Среднесрочный проект по краеведению с детьми старшей группы на тему: «Село Рождествено - моя малая Родина!».

Среднесрочный проект по краеведению с детьми старшей группы на тему: «Село Рождествено - моя малая Родина!».  Для России поселок – частица,...