Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л'» средствами сказкотерапии
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Насон Ирина Игоревна

Конспект подгруппового логопедического занятия

 

Тема: «Развитие фонематического  анализа и синтеза  звуков «Л»-«Л'» средствами сказкотерапии.

(подготовительная к школе группа).

Насон И.И.

Учитель- логопед МБДОУ детский сад №63 «Рябинушка», г. Новороссийск.

 

Коррекционно- образовательные цели.

•   Закрепление формирования практических умений и навыков в правильном произношении звуков «л- л '»в ряде звуков, слогах, словах и фразах.

•  Сравнение  характеристик этих звуков.

Коррекционно- развивающие цели.

•Развитие артикуляционной моторики.

•  Развитие  фонематического анализа и синтеза.

•   Улучшение общей и мелкой моторики.

•   Развивать внимание,  мышление и памяти.

Коррекционно- воспитательные цели.

•   Формирование навыков сотрудничества, инициативности  доброжелательности и самостоятельности.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: артикуляционная кукла бегемотик Лёня, игрушка Лунтик, шкатулки синего и зеленого цвета, д/пособие « Логоцветок», д/пособие «Божья коровка Мила», предметные картинки на звуки «л- л'»,  колечки и  шарики (красные, синие, зеленые), Су- джок, д/пособие «Веселые гусеницы», ноутбук, компьютерная игра «Игры для Тигры», дерево яблоня,  д/пособие «Логомоталочка».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Здравствуйте ребята , рада вас видеть. Как ваше настроение?

Дети.Бодрое , веселое.

Логопед .Рада слышать, давайте мы как всегда потренируем наши язычки, а поможет нам в этом бегемотик Лёня.

Артикуляционная гимнастика:

Язык-язычок,

Не ленись, покажись (на счет 1, 2, 3, 4, 5).

Расслабляйся, спинка: кя-кя-кя,

Серединка — пя-пя-пя,

Кончик — тя-тя-тя.

А теперь спокойно вниз,

За зубами удержись (на счет 1, 2, 3, 4, 5).

Язык чашечкой сложи,

Так немного подержи (на счет 1, 2, 3, 4, 5).

В барабан язык играет:

Т-т-т, д-д-д;

Наших белок вспоминает:

Т-т-т, д-д-д.

 

Логопед. Какие вы молодцы, я знаю,  что вы любите загадки и хочу вам одну загадать:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик)

Дети угадывают.

Сюрпризный момент, появляется игрушка Лунтика.

Логопед. Правильно ребята, к вам в гости пришел Лунтик, он принес вам шкатулочки синюю и зеленую для звуков.

 

 Сообщение темы занятия.

Логопед. На занятии мы будем говорить о звуках «Л»-«Л'». Давайте сравним звуки «Л»-«Л'», определим  сходства и различия.

 

 Игра «Сравни звуки».

Дети. Эти звуки согласные и звонкие, а отличие одно звук «Л»– твердый, мы обозначаем его синим цветом, а звук  «Л'». – мягкий, обозначаем его зеленым цветом.

Логопед.   В имени Лунтика есть звук  «Л». В какой шкатулке будет жить его звук ?

Дети. В синей шкатулке, звук «Л» его имени - твердый.

Логопед. Правильно, а в имени бегемотика  Лёни какой звук? В какой шкатулке будет жить его звук ?

Дети.  В зеленой шкатулке, звук «Л'». в его имени -  мягкий.

Логопед. Все правильно ребята, Лунтик, очень хочет с вами поиграть.

 

Игра «Поймай звук».

Цель: различение звуков[л], [л'] в ряде звуков, слогов, слов.

Логопед. Лунтик будет вам называть ряд звуков . слогов и слов, а вы будете хлопать в ладоши один раз, если услышите звук[л] , и два раза, если услышите звук[л'].

Звуки: [м], [н], [л], [с], [л'], [к], [л'], [в], [т], [л], [б], [п], [л'], [н].

Слоги: то — ко — ло — ня — ля — су — лю — да — ла — де — ле.

Слова: лето, река, лужа, книга, салат, колобок, лента, окно.

 

Игра «Песенки».

Цель: различение и автоматизация звуков [л] и [л'] в слогах.

Логопед. Лунтик очень любит петь, давайте  вместе споём  песенки с его любимыми звуками:

ля — ля, ла — ла — ла                                                                                                                                                                                  лу — у, лю — лю — лю

ла — ла, ля — ля — ля                                                                                                                                                                                лю — лю, лу — лу — лу

лё — лё, ло — ло — ло                                                                                                                                                                               ле — ле, лэ — лэ — лэ

ло — ло, лё — лё — лё                                                                                                                                                                                 лэ — лэ, ле — ле — ле

Логопед. Очень хорошо у вас получается, а у меня есть еще одна загадка, про друга нашего Лунтика

 Логопед загадывает загадку.

Это что за девочка,
Ходит в платье красном?
Косы вверх, как стрелочки.
Голосок прекрасный.
(Божья коровка Мила)

Логопед.  Правильно ребята, Мила пришла к нам в гости.

 

Дидактическая игра «Божья коровка Мила».

Цель: различение звуков [л] и [л'] в словах.

Материал: картинки с изображениями предметов, в назва­ниях которых есть звуки [л] и [л'] (лопата, кукла, лейка, котёл, слон, хлеб, пальто, телевизор, пальма, орел, телефон, стол, лук, лодка, дельфин, елка, улитка).

Логопед. Мила очень любит подарки, ты Даша, подари ей подарки на звук [л], а ты Даня,  на звук [л'].

Дети выкладываю на божью коровку картинки – слова и озвучивают свой выбор.

Дети. Я дарю Миле пальто. А я дарю Миле орла и т.д.

Логопед. Молодцы. Божья коровка очень довольна.

Развитие мелкой моторики.

Логопед. Лунтик вам приготовил колечки и массажные шарики. Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика. «В гости».

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

 Сам мизинчик-малышок

 Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя!

 

Анализ и синтез слов лук, лес, лиса, стол, колесо, колобок.

Выкладываются картинки лук, лес,

Логопед. Ребята послушайте меня внимательно, Лунтик разбросал звуки, соберите «разбросанные» звуки в слова: л, у, к,  и  л, е, с.

Дети отвечают.

Обозначение этих слов цветовыми символами - шарики Су- джок.

Логопед. Обозначьте звуки ваших слов кружочками.

Дети делают  анализ своих слов.

Аналогично отрабатываются слова лиса и стол.

Затем, дети  задают друг другу слова, не показывая картинки (колесо и колобок), выкладывают схемы и дают анализ слов.

Логопед. Замечательно все у вас получается. Давайте немного отдохнем

 

Динамическая пауза

Дети выходят на ковер. Выполняют движения с речью.

Рано солнышко встает

И к бельчатам в лес идет.

Белочки, в кружок вставайте.

И зарядку начинайте!

Лапки вверх (1, 2, 3),

 Лапки вниз (1, 2, 3),

Влево, вправо наклонись,

 К небу, солнцу потянись.

Логопед. Ребята посмотрите какое волшебное дерево у нас выросло, как много на нем яблок. Яблочки не простые, с другой стороны у них картинки. Давайте соберем их в корзинки. Будьте внимательны, ты Даня собирай яблочки в картинках которых есть звук [л], а ты Даша на звук [л'].

 

Дидактическая игра  «Волшебная яблоня»

 Цель: различение звуков [л] и [л'] в словах. Составление предложений.

Дети собирают яблоки в корзинки. Затем меняются корзинами, проверяют «урожай» друг друга и придумывают с 2- 3 словами предложения.

Логопед.  Молодцы. Очень хорошие у вас предложения. Посмотрите какие цветы появились на ваших столах.

 

Дидактическая игра «Логоцветок»

Цель: развитие межанализаторных связей, развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [л] и [л'] ,составление предложений.

Дети расставляют все пять пальчиков на картинки изображенные на лепестках.

Логопед. Расставьте пальчики на картинки, которые вам нравятся. Пальчики словно у вас приклеились. «Отклеивайте» по одному пальчику, другие не поднимайте, картинки называйте и придумывайте с ними предложения.

Дети выполняют задание.

Логопед. Замечательно ребята, у нашего Лунтика есть еще друзья. Они немного вредные и любят пошалить, а главное очень похожи друг на друга. Кто они?

Дети. Это гусеницы Вупсень и Пупсень.

Правильно это они. В сказке они часто обижают всех, но наши гусеницы будут добрыми и веселыми.

 

 Дидактическая игра «Веселые гусеницы».

Цель: развитие фонематических представлении, развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.

Логопед . Соберите своих гусениц, из  картинок в которых есть звуки [л] и [л'].

Один ребенок собирает гусеницу на звук[л] другой на [л']. Логопед проверяет выбор детей.

Логопед.  Даша скажи где находится звук [л]в слове кристалл?

Даня, а в слове пальма где звук [л']?

 

Выполнение  задания в компьютерной игре «Игры для тигры».

Дети по очереди выполняют задание из блока «Фонематика» задание «Поезд».

Цель: развитие  фонематических представлений. Совершенствование навыков звукового

  Логопед сообщает что дети должны отправить поезд, правильно рассадив пассажиров

В первом вагоне едут те у кого звук [л] в названии вначале слова., во втором – в середине,  в третьем – в конце слова.

Дети выполняют задание.

Поскольку за компьютером, согласно санитарно- эпидемиологическим нормам, может заниматься одновременно только один ребенок, другой выполняет задание на пособии «логомоталочка», затем дети меняются.

Дидактическая игра «Логомоталочка».

Цель развитие мелкой моторики, фонематических представлений.

Логопед. Найди  пары слов,  начинающиеся с одного звука. Соедини их.

Дети находят пары соединяя их цветными резинками для денег.

Итог занятия.

Логопед. Ребята вы были молодцы, Лунтику у нас очень понравилось и он обязательно снова к нам в гости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

Тема: «Развитие фонематического  анализа и синтеза  звуков «Л»-«Л'» средствами сказкотерапии.

(подготовительная к школе группа).

Насон И.И.

Учитель- логопед МБДОУ детский сад №63 «Рябинушка», г. Новороссийск.

Коррекционно- образовательные цели.

•   Закрепление формирования практических умений и навыков в правильном произношении звуков «л- л '»в ряде звуков, слогах, словах и фразах.

•  Сравнение  характеристик этих звуков.

Коррекционно- развивающие цели.

•Развитие артикуляционной моторики.

•  Развитие  фонематического анализа и синтеза.

•   Улучшение общей и мелкой моторики.

•   Развивать внимание,  мышление и памяти.

Коррекционно- воспитательные цели.

•   Формирование навыков сотрудничества, инициативности  доброжелательности и самостоятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: артикуляционная кукла бегемотик Лёня, игрушка Лунтик, шкатулки синего и зеленого цвета, д/пособие « Логоцветок», д/пособие «Божья коровка Мила», предметные картинки на звуки «л- л'»,  колечки и  шарики (красные, синие, зеленые), Су- джок, д/пособие «Веселые гусеницы», ноутбук, компьютерная игра «Игры для Тигры», дерево яблоня,  д/пособие «Логомоталочка».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Здравствуйте ребята , рада вас видеть. Как ваше настроение?

Дети.Бодрое , веселое.

Логопед .Рада слышать, давайте мы как всегда потренируем наши язычки, а поможет нам в этом бегемотик Лёня.

Артикуляционная гимнастика:

Язык-язычок,

Не ленись, покажись (на счет 1, 2, 3, 4, 5).

Расслабляйся, спинка: кя-кя-кя,

Серединка — пя-пя-пя,

Кончик — тя-тя-тя.

А теперь спокойно вниз,

За зубами удержись (на счет 1, 2, 3, 4, 5).

Язык чашечкой сложи,

Так немного подержи (на счет 1, 2, 3, 4, 5).

В барабан язык играет:

Т-т-т, д-д-д;

Наших белок вспоминает:

Т-т-т, д-д-д.

Логопед. Какие вы молодцы, я знаю,  что вы любите загадки и хочу вам одну загадать:

Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши.
(Лунтик)

Дети угадывают.

Сюрпризный момент, появляется игрушка Лунтика.

Логопед. Правильно ребята, к вам в гости пришел Лунтик, он принес вам шкатулочки синюю и зеленую для звуков.

 Сообщение темы занятия.

Логопед. На занятии мы будем говорить о звуках «Л»-«Л'». Давайте сравним звуки «Л»-«Л'», определим  сходства и различия.

 Игра «Сравни звуки».

Дети. Эти звуки согласные и звонкие, а отличие одно звук «Л»– твердый, мы обозначаем его синим цветом, а звук  «Л'». – мягкий, обозначаем его зеленым цветом.

Логопед.   В имени Лунтика есть звук  «Л». В какой шкатулке будет жить его звук ?

Дети. В синей шкатулке, звук «Л» его имени - твердый.

Логопед. Правильно, а в имени бегемотика  Лёни какой звук? В какой шкатулке будет жить его звук ?

Дети.  В зеленой шкатулке, звук «Л'». в его имени -  мягкий.

Логопед. Все правильно ребята, Лунтик, очень хочет с вами поиграть.

Игра «Поймай звук».

Цель: различение звуков[л], [л'] в ряде звуков, слогов, слов.

Логопед. Лунтик будет вам называть ряд звуков . слогов и слов, а вы будете хлопать в ладоши один раз, если услышите звук[л] , и два раза, если услышите звук[л'].

Звуки: [м], [н], [л], [с], [л'], [к], [л'], [в], [т], [л], [б], [п], [л'], [н].

Слоги: то — ко — ло — ня — ля — су — лю — да — ла — де — ле.

Слова: лето, река, лужа, книга, салат, колобок, лента, окно.

Игра «Песенки».

Цель: различение и автоматизация звуков [л] и [л'] в слогах.

Логопед. Лунтик очень любит петь, давайте  вместе споём  песенки с его любимыми звуками:

ля — ля, ла — ла — ла                                                                                                                                                                                  лу — у, лю — лю — лю

ла — ла, ля — ля — ля                                                                                                                                                                                лю — лю, лу — лу — лу

лё — лё, ло — ло — ло                                                                                                                                                                               ле — ле, лэ — лэ — лэ

ло — ло, лё — лё — лё                                                                                                                                                                                 лэ — лэ, ле — ле — ле

Логопед. Очень хорошо у вас получается, а у меня есть еще одна загадка, про друга нашего Лунтика

 Логопед загадывает загадку.

Это что за девочка,
Ходит в платье красном?
Косы вверх, как стрелочки.
Голосок прекрасный.
(Божья коровка Мила)

Логопед.  Правильно ребята, Мила пришла к нам в гости.

Дидактическая игра «Божья коровка Мила».

Цель: различение звуков [л] и [л'] в словах.

Материал: картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [л] и [л'] (лопата, кукла, лейка, котёл, слон, хлеб, пальто, телевизор, пальма, орел, телефон, стол, лук, лодка, дельфин, елка, улитка).

Логопед. Мила очень любит подарки, ты Даша, подари ей подарки на звук [л], а ты Даня,  на звук [л'].

Дети выкладываю на божью коровку картинки – слова и озвучивают свой выбор.

Дети. Я дарю Миле пальто. А я дарю Миле орла и т.д.

Логопед. Молодцы. Божья коровка очень довольна.

Развитие мелкой моторики.

Логопед. Лунтик вам приготовил колечки и массажные шарики. Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика. «В гости».

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

 Сам мизинчик-малышок

 Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя!

Анализ и синтез слов лук, лес, лиса, стол, колесо, колобок.

Выкладываются картинки лук, лес,

Логопед. Ребята послушайте меня внимательно, Лунтик разбросал звуки, соберите «разбросанные» звуки в слова: л, у, к,  и  л, е, с.

Дети отвечают.

Обозначение этих слов цветовыми символами - шарики Су- джок.

Логопед. Обозначьте звуки ваших слов кружочками.

Дети делают  анализ своих слов.

Аналогично отрабатываются слова лиса и стол.

Затем, дети  задают друг другу слова, не показывая картинки (колесо и колобок), выкладывают схемы и дают анализ слов.

Логопед. Замечательно все у вас получается. Давайте немного отдохнем

Динамическая пауза

Дети выходят на ковер. Выполняют движения с речью.

Рано солнышко встает

И к бельчатам в лес идет.

Белочки, в кружок вставайте.

И зарядку начинайте!

Лапки вверх (1, 2, 3),

 Лапки вниз (1, 2, 3),

Влево, вправо наклонись,

 К небу, солнцу потянись.

Логопед. Ребята посмотрите какое волшебное дерево у нас выросло, как много на нем яблок. Яблочки не простые, с другой стороны у них картинки. Давайте соберем их в корзинки. Будьте внимательны, ты Даня собирай яблочки в картинках которых есть звук [л], а ты Даша на звук [л'].

Дидактическая игра  «Волшебная яблоня»

 Цель: различение звуков [л] и [л'] в словах. Составление предложений.

Дети собирают яблоки в корзинки. Затем меняются корзинами, проверяют «урожай» друг друга и придумывают с 2- 3 словами предложения.

Логопед.  Молодцы. Очень хорошие у вас предложения. Посмотрите какие цветы появились на ваших столах.

Дидактическая игра «Логоцветок»

Цель: развитие межанализаторных связей, развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [л] и [л'] ,составление предложений.

Дети расставляют все пять пальчиков на картинки изображенные на лепестках.

Логопед. Расставьте пальчики на картинки, которые вам нравятся. Пальчики словно у вас приклеились. «Отклеивайте» по одному пальчику, другие не поднимайте, картинки называйте и придумывайте с ними предложения.

Дети выполняют задание.

Логопед. Замечательно ребята, у нашего Лунтика есть еще друзья. Они немного вредные и любят пошалить, а главное очень похожи друг на друга. Кто они?

Дети. Это гусеницы Вупсень и Пупсень.

Правильно это они. В сказке они часто обижают всех, но наши гусеницы будут добрыми и веселыми.

 Дидактическая игра «Веселые гусеницы».

Цель: развитие фонематических представлении, развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.

Логопед . Соберите своих гусениц, из  картинок в которых есть звуки [л] и [л'].

Один ребенок собирает гусеницу на звук[л] другой на [л']. Логопед проверяет выбор детей.

Логопед.  Даша скажи где находится звук [л]в слове кристалл?

Даня, а в слове пальма где звук [л']?

Выполнение  задания в компьютерной игре «Игры для тигры».

Дети по очереди выполняют задание из блока «Фонематика» задание «Поезд».

Цель: развитие  фонематических представлений. Совершенствование навыков звукового

  Логопед сообщает что дети должны отправить поезд, правильно рассадив пассажиров

В первом вагоне едут те у кого звук [л] в названии вначале слова., во втором – в середине,  в третьем – в конце слова.

Дети выполняют задание.

Поскольку за компьютером, согласно санитарно- эпидемиологическим нормам, может заниматься одновременно только один ребенок, другой выполняет задание на пособии «логомоталочка», затем дети меняются.

Дидактическая игра «Логомоталочка».

Цель развитие мелкой моторики, фонематических представлений.

Логопед. Найди  пары слов,  начинающиеся с одного звука. Соедини их.

Дети находят пары соединяя их цветными резинками для денег.

Итог занятия.

Логопед. Ребята вы были молодцы, Лунтику у нас очень понравилось и он обязательно снова к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи средствами сказкотерапией.

Призентация о важности сказкотерапии в ДОУ...

Развитие мышления дошкольников средствами сказкотерапии

В данном материале представлена программа проведения сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей дошкольников средствами сказкотерапии

Сказка - естественная составляющая повседневной жизни детей. Ребенок, находится в сказке,взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищит пути решения проблем, которые встают перед н...

Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии

«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с  речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.(из опыта работы) Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И Акту...

Развитие связной монологической речи по средствам сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полн...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...