«Осень. Осенние месяцы. Периоды осени».
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Садыкова Ольга Владимировна

Итоговое тематическое занятие Осень. Приметы осени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Тема.  «Осень. Осенние месяцы.  

                               Периоды осени».

     Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осени и типичных изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Учить передавать и получать информацию с помощью мимики. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными, расширение и активизация словаря глаголов).  

   Коррекционно-развивающие цели. Развитие длинного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.  

   Коррекционно - воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческой активности, доброжелательности; формирование навыков сотрудничества; воспитание любви и бережного отношения к природе.  

   Оборудование. Магнитофон, СD или аудиокассета с записью пьесы П.Чайковского «Осеняя песня» из альбома «Времена года» , мольберт, сюжетные картинки по теме «Осень», вазочка с рябиной, корзина с шишками, каштанами, ваза с букетом из осенних листьев , мяч, разрезные картинки, листочками, Мультимедио, большие бумажные  осенние листочки, костюм для ребёнка-Осени, корзинка с угощениями.  

   Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем, как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, исчезают насекомые, собираются в стаи и улетают птицы. Сбор листьев деревьев и кустарников на прогулке и составление букетов из собранных листьев. Обучение узнаванию деревьев по коре, листьям, семенам. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года» на музыкальных занятиях. Разучивание стихотворений об осени: «Осень» И. Тихонова.  Чтение сказки К. Ушинского «Сбор листьев», рассказа «Моя берёза. Осенью».

 

                                          Ход занятия

1. Орг. момент. (Создание эмоционального положительного фона занятия. Объявление темы.)

Логопед приглашает детей пройти в кабинет, встать полукругом и начать занятие со слов стихотворения «Радость» Мориса Кареля:

                     Радость пробежала по дорожке,

               Радость распахнула все окошки.

             Радуется клён, что он силен,

        Радугу на ветках держит он.

        Рады зайцы, что спугнули волка,

        Новым шишкам радуется ёлка.

        Разбудите, дети, всех людей,

        Радость запрягает лошадей,

        Надевайте лучшие одёжки,

        Радость распахнула все окошки.

-  как вы думаете, ребята, для чего я прочла сейчас это стихотворение? (чтобы у всех нас было весёлое, радостное настроение, чтобы мы улыбались…)

- Первый сядет тот, кто покажет самое грустное выражение лица.

- А сейчас сядет, тот, кто покажет самое равнодушное выражение лица.

- Сейчас сядет, тот, кто покажет самое довольное выражение лица.

- Сейчас сядет, тот, кто покажет самое печальное выражение лица

- Сейчас сядет, тот, кто покажет самое злое выражение лица

Предложить дети  закрыть глаза.

Логопед тихо накидывает накидку на девочку –Осень, убирает ширму, за которой: осенний букет, в корзине шишки, плоды, кукла одетая в теплые вещи. На ковре разбросаны листья.  

Тихо звучит «Осенняя песня» П.Чайковского.  

Ребёнок  читает стихотворение:

   Листья с дерева в лесу осыпаются.

   Дождик уныло по крышам стучит.

   Светлое небо с землёю прощается.

   Хмурая осень в окошко глядит.

Логопед: - Как вы думаете, о каком времени года идёт речь? (Осень)

 - Правильно, об осени мы сегодня и будем с вами говорить. А вот и Осень, такая тихая и немного грустная, давайте предложим ей остаться, поиграть с нами и поднять  настроение.

2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Составление предложений по картинкам. Распространение предложений прилагательными. Составление   рассказа по картинно-графическому плану. (Развитие планирующей функции речи, памяти, мышления.)

- Посмотрите на картинки, какое время года изобразил художник? Как вы догадались?  (Осень. Дети собирают листья.)

- Какие дети собирают листья? (Разноцветные, желтые…)

- Верно. Что нарисовано на второй картинке? (Птицы улетают на юг.)

-Какие птицы улетают на юг. (Перелётные)  

-  Правильно. Что нарисовано на третьей картинке? (Дети прячутся от дождя.) и т.д.

 - Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

   - Как можно осень назвать в сентябре? (ранняя, золотая)

   - Как осень можно назвать в октябре? (дождливая)

   - Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя) 

  Логопед предлагает убрать все картинки и составить самим рассказ об осени по картинно-графическому плану.

солнце

   небо

             деревья

птицы

  звери

                люди

 3. Игра с мячом «Что делает?»

 (Расширение и активизация словаря глаголов. Развитие ловкости.)

Логопед предлагает выйти на поляну-ковёр и встать на свободный листочек.

_ предлагаю вам вспомнить, а что бывает осенью? Я буду произносить слово и бросать вам мяч, вы должны будете сказать, что делает это предмет или объект. Постарайтесь подобрать несколько слов, отвечающих на вопрос: «Что делает? Что делают?»

- Дождь. (Льет, мочит, моросит)

- Ветер. (Дует, срывает, воет…)

- Тучи. (Ползут, летят, закрывают…)

- Листья. (Желтеют, кружат, опадают..)

- Животные (Прячутся, готовят, засыпают..)

- Туман. (Покрывает, оседает, густеет..)

- Деревья. (Качаются, желтеют…)

- Птицы. (Собираются, улетают, кричат)

- Люди. ( Переодеваются, мокнут, собирают…).

 

4.  Упражнение « Собери картинку» (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса)

Дети собирают разрезные картинки, а логопед тем временем вывешивает такие же целые на доску.

- А теперь, рассмотрите свои картинки и выберете ту целую картинку, которая подходит к вашей. Почему?

5. Подвижная игра «Туман». (Координация речи с движением, развитие общей моторики.)

Повис туман клоками        Сидя на коленях, на полу: руками -

 В саду и во дворе.                                                         - Ребро-ладонь, ребро-ладонь…

Решил поймать руками                                                        Подниманием руки перед грудью,

Туман, я, на заре.                                                                 сжимаем, разжимаем кулаки.

Я взял его тихонько                                                            Расслабить кисти рук (открытые)  

И крепко – крепко сжал.        С силой сжать.

Но прыткий он как кошка,                                                 Раскрытые пальцы по полу  

Он взял и убежал.                                                                «туман убегает»

Повис туман над речкой                                                    Поднимаемся на ноги, руки над  

 И дышит, как живой,                                                         головой «колышутся»

 Как белая овечка, с кудрявой бородой.        Круговые движения на голове.

И маленькие рожки на этой голове.        Изображают рожки

Но поутру остались лишь капли на траве.        Расслабились присев на пол.

 

 6. Упражнение «Каштаны» (Развитие тонкой моторики и ловкости. Расширение и активизация словаря прилагательных.)

Логопед предлагает взять детям по одному плоду каштана.

-  Давайте вспомним упражнение «Каштаны». Держите каштаны крепко, катайте их вокруг, старайтесь не уронить.

                                         Каштаны в ладошке я крепко держу,

                                         Каштаны в ладошке кручу и кружу.

                                         Я ловко катаю каштаны в ладошке,

                                          Они убегают, как мышки от кошки.

                                                                                                    Н. Нищева.

Дети складывают каштаны обратно в корзинку.

- Вы были очень ловкими и не уронили ни одного каштана. (Гладкие)

- А какие они на ощупь? Какие еще плоды мы собирали на прогулке? (Ягоды рябины, шишки.)

- Вспомните и расскажите, какие они? (Шишки большие, маленькие, шершавые, коричневые…; ягоды рябины: оранжевые, красные, маленькие, мягкие…)

7. Упражнение  «Один и много»        (БОС. Развитие силы и длительности выдоха).

- Помните, что сидеть надо как? (Ровно, спина к спинке стула, плечи расслабленны). Как правильно надо делать вдох и выдох? (Вдох через нос, надувая живот, выдох длинный через рот - трубочку, сдувая живот)

  8.  Общая артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

- Предлагаю занять места на стульчиках, обратите внимание, правильно ли вы сели, возьмите под своим стулом зеркало и выполним артикуляционные упражнения вместе со мной: «Птенчики» (широко открывать и закрывать рот), а теперь научимся выполнять новое упражнение «Кулачки» (вы так же будете открывать и закрывать рот, но вам будет мешать кулачок.).

 9. Чтение логопедом рассказа   «Осень» (Развитие речевого слуха.) 

   Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся всё пасмурнее, солнце светит всё реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди  – долгие, моросящие, со снегом. Листья на деревьях желтеют, краснеют и  опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, они падают на землю, укрывая её золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в тёплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

10. Итог занятия. Поощрение детей. (Создание эмоционального фона)

Руки наши, ветки наши.                                Медленно поднимают рук, через  

Вверх поднимем и помашем.                                стороны вверх, помахивают.

Мы все, как дерево одно        Обнимают соседей

И очень крепкое оно!!!        Крепко прижимают!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 86 «Былинушка»

Конспект

коррекционного  занятия

для детей старшей группы

компенсирующей направленности

Тема: «Осень. Приметы осени»

        Учитель-логопед:

                                                                             Садыкова О.В.

        Г. Нижневартовск.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Артикуляционная гимнастика для дошколят

Подготовила:

учитель-логопед

Садыкова Ольга Владимировна

                                                                    МДОУ«Детский сад 19»                                                        

                                                                               г. Луга

1. Артикуляционная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения

     Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

    Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.  

   Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

   Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1.1. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику необходимо проводить

 ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

  • Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз.
  • При отборе упражнений необходимо соблюдать

последовательность: от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

  • Из выполняемых 3-4 упражнений новым может

 быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так

 как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также

свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 

1.2. Организация проведения артикуляционной гимнастики

  • Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять

 медленно перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык.

  • Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении,

  использует игровые приемы или сказку, показывает выполнение упражнения.

  • Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует

выполнение: следит за качеством выполняемых ребенком движений: точностью движения, плавностью, темпом выполнения, устойчивостью, переходом от одного движения к другому.

  • Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Если у ребенка не получается какое-то движение,

то ему необходимо помочь (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

  • Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение

языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок.

  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит и трудно

удержать нужное положение даже на короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса.

  • Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут

получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

  • Система упражнений по развитию артикуляционной

моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

  • Статические упражнения выполняются по 10-15

 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики:

  • улучшит кровоснабжение артикуляторных органов;
  • укрепит мышечную систему языка, губ, щек;
  • научит ребенка удерживать определенную артикуляторную позу;
  • увеличит амплитуду движений;
  • снизит спастичность (напряженность) органов артикуляции.

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

2. Комплексы артикуляционной гимнастики

2.1. Упражнения для губ и щек.

1. Похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

4. «Шарик лопнул». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

5.  «Орешки». Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

2.2.Упражнения для развития подвижности губ.

1. Улыбка.

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 2. Хоботок (Трубочка).

 Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

4. Трубочка- улыбка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

 Чередование положений губ.

6. Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

7. Кролик.

 Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

8. «Рыбки разговаривают».

 Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

9. «Поцелуй для мамы». Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

10. «Уточка».

 Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

11. Недовольная лошадка.

 Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

 Если губы совсем слабые:

 - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

 - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

 - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

   Статическими упражнениями для языка являются: 

«Трубочка», «Лопаточка», «Киска сердится», «Грибок» (см. ниже), «Иголочка»: (рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед).

 «Птенчики»: рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 «Чашечка»: улыбнуться,

широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).

Динамическими упражнениями для языка являются: «Орешки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Лошадка», «Качели», «Киска сердится» (см. ниже),

  «Часики»: улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«Чистим зубки»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.        

2.3. Комплекс упражнений для выработки правильного произношения  свистящих звуков

(С, 3, Ц)

      Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка (участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка), движение губ, нижний челюсти и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и (холодной) воздушной струи способствуют следующие упражнения:

1.Упражнение «Загнать мяч в ворота"

 Цель: вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю.

 Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между    двумя        кубиками, стоящими впереди.

 Методические указания.

 1.Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать    пальцами.

 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.

2. Упражнение "Наказать непослушный язык"

Цель: способствовать расслаблению мышц языка.

Выполнение упражнение. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки "пя-пя-пя ". Удерживать широкий язык в спокойном положении под счёт от 1 до 10.

 Методические указания.

 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние   зубы.  2.  Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.

 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном   выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.

3. Упражнение «Лопаточка».

 Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.

 Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет логопеда от 1 до 5-10.

 Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

 2. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя губа.

 3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

 4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язычок".

4. Упражнение "Кто дальше загонит мяч"

 Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

 Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка, на нижнюю губу и, как бы произнося длительно Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

 Методические указания.                                                  

 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

 2. Нельзя надувать щёки.

 3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук X, т.е. чтобы струя была узкая, а не рассеянная.

5. Упражнение «Киска сердится»

Цель: вырабатывать движения кончиком языка упираться в нижние зубы, выгнув спинку языка горкой.        

Выполнение упражнения: губы в улыбке, рот открыт; кончик языка упирается в нижние зубы; выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

Методические рекомендации.

1.Кончик языка упирается в нижние резцы с внутренней стороны.  2. Спинка языка поднята вверх.

2.4. Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков  (Ш, Ж, Ч, Щ)

       Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи, достаточно сильной и направленной посередине языка. Выработке необходимых движений языка и (теплой) воздушной струи способствуют следующие упражнения.

  1. Упражнение "Наказать непослушный язык".   
  2. Цель: способствовать расслаблению мышц языка.

Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать его губами, произносить звуки "пя-пя-пя ". Удерживать широкий язык в спокойном положении под счёт от 1 до 10.

 Методические указания.

 1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние   зубы.  2.  Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.

 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном   выдохе. При этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.

2. Упражнение «Чашечка».

Цель: Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое   принимает язык при произнесении шипящих звуков.

Выполнение упражнения.

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края. Удерживать под счет1 -10.

  Методические рекомендации:

 1. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

2.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем)

3. Упражнение "Вкусное варенье"

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

  Методические рекомендации:

 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем)

 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

4. Упражнение "Парашютик"

 Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

 Выполнение: улыбнуться, приоткрыть   рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 Методические указания.

 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка придерживать.

 3.  Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.

4. Упражнение "Присоси конфетку"

 Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

 Выполнение упражнения: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек к небу за верхними   зубами.

5. Упражнение "Грибок"

 Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

 Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире.

 Методические указания.

 1.  Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.  2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении язык под счет.

6. Упражнение «Маляр»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх, выполняя движения вперед-назад.

Выполнение: губы в улыбке; приоткрыть рот и широким кончиком языка ("покрасить") нёбо.

Методические рекомендации:

1.Следить, чтобы работал язык, а нижняя челюсть не помогала и не "не подсаживала" язык    вверх, она должна быть неподвижной.  2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

2.5. Комплекс   упражнений для выработки правильного произношения звука Л

   Для произнесения звука Л требуются достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения.

1. Упражнение «Наказать непослушный язык"(см. выше).

2. Упражнение "Вкусное варенье" (см. выше).

3. Упражнение " Пароход гудит ".

 Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх.

 Выполнение: Приоткрыть рот и длительно с напряжением произносить звук "Ы" (как гудит пароход).

 Методические указания.

 1.Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

4. Упражнение "Индюки болтают"

 Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.

 Выполнение: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл - бл" (как индюк болбочет).

 Методические указания.

 1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.

 2. Чтобы движения языком вперед были вперед - назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.

5. Упражнение "Качели"

 Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука Л с гласными а, ы, о, у.

 Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык, за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от 1-5. Менять положение языка через шесть раз.

 Методические   указания.

  Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и    губы оставались неподвижными.

6.  Упражнение "Лошадка»

 Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 Выполнение упражнения: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

 Методические указания.

 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

 2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить упражнение "Присоси конфетку".

 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. Упражнение "Беззвучно пощелкать кончиком языка"

 Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь определить место его при произнесении звука Л.

 Выполнение: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

 Методические   указания.

 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, упражнение выполняет только язык.

 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

 3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

2.6. Комплекс упражнений  для выработки правильного произношения звука  Р

 Для произнесения звука Р необходима сложная работа всех мышц языка и сильная выдыхаемая воздушная струя. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения: "Лошадка ", "Вкусное варенье",

"Индюки", «Грибок» (см. выше).

5. Упражнение "Маляр".

 Цель: учить ребенка поднимать язык вверх.

 Выполнение упражнения: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

 Методические указания.

 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы язык доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался.

6. Упражнение "Чистим зубки?"

 Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.

 Выполнение упражнения: приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.

 Методические указания.

 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

7. Упражнение "Барабанщики"

 Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.

 Выполнение: улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

 Методические указания.

 1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.                            

 2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал. 3. Кончик языка не должен подворачиваться.

 4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

 8. Упражнение «Гармошка»

Цель: учить ребенка удерживая распластанный язык, присосав его к небу, закрывать и открывать рот.

Выполнение: улыбнуться; сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу); не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).        

Методические упражнения:

1.Удерживать язык, присосав его к небу, не отрывая от неба.  

3. Дыхательная гимнастика

       Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.     Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

     Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

3.1. Рекомендации по проведению

дыхательной гимнастики.

  • Перед проведением дыхательной гимнастики

 необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется

 проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной

 одежде, которая не стесняет движения.

  • Следить за тем, чтобы во время выполнения

упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

3.2. Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.

 1. «Листопад».  Вырезать из цветной бумаги листочки березы, клена, дуба, привязать каждый листочек на ниточку.

    Закрепить листочки на уровне лица ребенка. Произнося двустишье: «Листопад, листопад, листья желтые летят», предлагают ребенку подуть на листочки.

Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения важно не надувать щеки.

 2. «Кораблики».

    Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Можно для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов".

 3. «Футбол».

    Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой. Поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

 4. «Шторм в стакане».

    Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды -  дуть сильно. Задача ребенка играть так, чтобы не пролить воду.

 5. «Волшебные пузырьки».

    Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их на ребенка. Это его стимулирует.

 6. «Дудочка».

    Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

 7. «Губная гармошка»

    Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

 8. «Цветочный магазин».

    Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические масла, однако они не должны иметь резких запахов. Нельзя подносить их слишком близко к носу.

 9. «Свеча».

    Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

 10. «Косари».

    Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".

      Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

      Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

     Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!

      Рекомендуемая тематическая литература, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

Оглавление

1. Артикуляционная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения        3

1.1. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики        3

1.2. Организация проведения артикуляционной гимнастики        4

2. Комплексы артикуляционной гимнастики        5

2.1. Упражнения для губ и щек.        5

2.2.Упражнения для развития подвижности губ.        6

2.3. Комплекс упражнений для выработки правильного произношения  свистящих звуков (С, 3, Ц)        8

2.4. Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков  (Ш, Ж, Ч, Щ)        11

2.5. Комплекс   упражнений для выработки правильного произношения звука Л        13

2.6. Комплекс упражнений  для выработки правильного произношения звука  Р        15

3. Дыхательная гимнастика        17

3.1. Рекомендации по проведению        17

дыхательной гимнастики.        17

3.2. Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.        18

Литература

 1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова.– М.: АСТ: “Астрель”, 2007.– 60 с.

2. Краузе. Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие./ Е. Н.  Краузе. - СПб.: Корона-Принт, 2005.-80с., ил. ISBN 5-7931-0265-5

3 Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2007. ISBN: 978-5-89815-388-5.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад 19»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности (занятия) с детьми 7-го года жизни группы компенсирующей направленности  для детей с нарушением речи

по формированию лексико-грамматических средств языка

                   Тема: «Путешествие в лес»

                                                       Учитель-логопед

                                                                   

                                                                     Садыкова Ольга Владимировна

г. Луга.

Тема: «Путешествие в лес»

    Коррекционно-образовательные задачи.

 Актуализация и систематизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, притяжательных прилагательных; употребление простых и сложных предлогов; употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже). Совершенствование умения словоизменения и словообразования. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков.

    Коррекционно-развивающие задачи Развитие длинного плавного выдоха, связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.  

   Коррекционно - воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия,  инициативности, самостоятельности, творческой активности, доброжелательности; воспитание любви и бережного отношения к природе.  

   Оборудование.  Мольберт, магнитная доска,  разрезные картинки с изображением животных, мультимедиа, три емкости и котельные трубочки (на каждого ребенка), контейнеры с горохом, фасолью, карточки с ребусами, плоскостные изображения диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, рысь, олень, белка)

   Предварительная работа. Просмотр слайдов, диафильмов, видеофильмов, энциклопедий по теме «Дикие животные». Прослушивание CD с записью голосов диких животных. Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Листопадничек», рассказов Е. Чарушина «Кабан – секач, «Рысь», из книги «Моя первая зоология», сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка». Разучивание подвижной игры «На водопой».

Ход занятия

1. Организационный момент. Сюрпризный момент. ( Сообщение темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Автоматизация  правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в загадках.)

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними,

Раздается стук в дверь, вносит посылку ребенок от животных леса, в ней задания, которые они просят выполнить, чтобы расколдовать лес и иго жителей от колдовства Бабы Яги.

  1. Разгадывание ребусов.  (Совершенствование навыков звукового  анализа. Развитие мышления.)

- В лес не войти, дорога зашифрована, только после того, как решите ребусы, вы можете войти в лес.

Логопед предлагает детям выбрать ребусы и объяснить, что зашифровано и как он его отгадали.

Логопед. Что нарисовано на первой картинке?

Дети.  Белка.

Логопед. Если зачеркнута буква Е, рядом буква У, то…?

Дети. Вместо Е говорим У и получается – Булка и т.д.

  1. (Животные не могут узнать  друг друга.)

Логопед читает загадки.

                                                  Строгий, быстрый,

                                                  Рога ветвисты.

                                                  Пасется весь день.

           Кто же это?..........(Олень)

Дети.  …олень. У него ветвистые рога. Он стройный и быстрый.

                                                  Лесники её котят

        Взять домой не захотят,

                         Ей не крикнешь: «Мурка, брысь!»

Потому что это…..

Дети. ……рысь. Это дикая лесная кошка. У неё есть котята.

     Он живет вблизи воды,

      Строит дамбы и мосты.

                                                 Отгадать уже пора.

                                                  Говорю я про……

Дети. …..бобра. Это он строит на лесных речках запруды.

Посмотрите-ка, какая:

  Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе золотой,

          Хвост пушистый и большой,

На увёртки мастерица,

                                               А зовут её…..

Дети. ……лисица. У неё красивая шуба и пушистый хвост. Она хитрая и изворотливая.

    Удивительный портной.

Нитки нету ни одной,

      И машинки швейной нет,

                                                И утюг не разогрет.

                                                Но зато иголки есть.

         Сколько их? Не перечесть.

Дети. …..еж. Он колючий, потому что весь в иголках. Когда сердится – шипит.

                                                      Сама мала,

Шубка пышна,

В дупле живёт,

Орехи грызет.

Дети.  ….белка. Она рыжая, быстрая, скачет по веткам, любит грибы и орешки.

Возле дуба острым рылом,

                                           Деловито землю рыл он.

                                           Видно желуди искал,

                                           Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

                                            Очень грозен был…..

Дети….кабан. Он свирепый, опасный, сильный.

     С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось.

                                            Знайте дети, это ….

Дети. ….лось. Он огромный, у него длинные ноги и большие рога. Любит он листья и траву.

       Логопед. Молодцы! Сумели отгадать загадки и дали правильные объяснения, красиво говорили.

      3. Игра «В лесной глуши». (Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Автоматизация в игровой деятельности произношения и дифференциация сонорных звуков. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложения).)

    Логопед открывает магнитную доску, на которой прикреплено плоскостное изображение дуба,  из-за которого видны части тел диких животных.

     Логопед. В лесной глуши Баба Яга спрятала диких животных. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, кого вы видите. Составьте предложение со словом значит.

  1-й ребенок. Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось.

Логопед достаёт изображение лося.

  2-й ребёнок. Я вижу беличий хвост, значит, за деревом прячется белка.

Логопед достаёт изображение лося.

  3-й ребёнок. Я вижу лисью мордочку, значит,  за деревом прячется лиса.

Логопед достаёт изображение лисы.

  4-й ребенок. Я вижу оленьи рога, значит, за деревом прячется олень.

Логопед достаёт изображение оленя.

  5-й ребёнок. Я вижу медвежью голову, значит, за деревом прячется медведь.

Логопед достаёт изображение медведя.

  6-й ребёнок. Я вижу заячьи уши, значит,  за деревом прячется заяц.

Логопед достаёт изображение зайца.

  7-й ребёнок. Я вижу спинку ежа, значит, за деревом прячется ёж.

Логопед достаёт изображение ежа.

  8-й ребёнок. Я вижу пасть волка, значит,  за деревом прячется волк.

Логопед достаёт изображение волка.

Логопед. Молодцы! Вы угадали, кто спрятался в лесной глуши.

    4. Упражнение «Фантастические животные» (Совершенствование умения образовывать одно слово из двух)

Логопед открывает другую часть магнитной доски, на ней прикреплены животные с перепутанными задними и передними частями туловища ( Баба Яга нарочно перепутала части тел животных).

-  Вы только посмотрите, какие животные и как их можно назвать? (белколис, лисобелка, ёжемедведь, лосеволк, медвоволк, тигрозаяц и т.д.).

    5. Упражнение «Собери картинку». (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса)

Логопед: -  Вспомните, найдите и сложите тех животных, которые живут в наших лесах.

Дети.  Собирают из частей животных.

Логопед: - Ребята, какие животные у вас получились? Как их можно назвать одним словом?

Дети. – Дикие.

     6.  Игра «Найди маму». (Развитие зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики.)

    - Баба Яга спрятала малышей от их мам.

   Логопед предлагает детям отыскать в контейнерах, с разным наполнителем,   детёнышей  диких животных, которых они только что собрали и прикрепить рядом с их родителями.

   7. Подвижная игра «На водопой». (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-.)

  Звучит аудиозапись «Звуки леса».

    Логопед приглашает детей пройти на ковёр и предлагает выполнить знакомое упражнение.

Жарким днем лесной тропой                                   Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой - лосихой топал лосёнок,        Идут, громко топают.

За мамой - лисицей крался лисёнок,        Идет крадучись.

За мамой – ежихой катился ежонок,        Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой – медведицей шел медвежонок,        Идут вперевалочку.

За мамой – белкой скакали бельчата,           Скачут на носочках, согнув реки перед грудью.

За мамой – зайчихой – косые зайчата,        Скачут, сделав ушки из ладоней.

Волчица вела за собою волчат.        Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.         Останавливаются, делают лакательные движения.

  Логопед: - Дети, а какое сейчас время года в лесу? Как вы догадались? (Лето)

 -  А реально за окном? (Зима)

- Баба Яга растопила снег, в лесу лето, плачет зайцы.

 - Почему они плачут? (Они белые, а снега нет, их видно)

Логопед предлагает детям выдуть сугробы.

 8. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри». (Развитие длинного плавного выдоха (выдувание мыльных пузырей, через соломинку.))

    Логопед просит одного из детей напомнить правила при надувании мыльных пузырей.

 Ребёнок. - Опустить трубочку и пенную жидкость, набрать, через нос воздух и длинным-длинным выдохом вдувать его в трубочку.

9.   Игра «Есть - нет».  (Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже).)

  Логопед кладет на ковёр картинками вниз стопку карточек с изображением диких животных.

  Логопед. Вы берёте одну карточку, рассматриваете и говорите, кто на ней есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть те, которые изображены у него на карточке и так далее.

   Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1-й ребёнок. У меня есть волки.

2-й ребёнок. У меня нет волков, но зато есть бобры.

3-й ребёнок. У меня нет бобров, но зато есть лисы.

4-й ребёнок. У меня нет лис, но зато есть зайцы.

5-й ребёнок. У меня нет зайцев, но зато есть лоси.

6-й ребёнок. У меня нет лосей, но зато есть медведи.

7-й ребёнок. У меня нет медведей, но зато есть олени.

8-й ребёнок. У меня нет оленей, но зато есть белки.

И последний ребёнок. У меня нет белок, но зато есть волки.

    10. Итог занятия. Поощрение детей. 

«Река» - ребус  «Молодцы!»

     Дети высказывают впечатления от занятия, о чём сегодня говорили и что делали, что понравилось, что показалось трудным, во что еще хотелось бы поиграть. Логопед положительно оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

«Планирование воспитательно-образовательного процесса» НА СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ Тема периода "Осень. Приметы осени"

Осень. Приметы осени(ягоды, хлеб, деревья, листва, части деревьев)Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного по...

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

Домашнее задание (подготовительная группа). Тема: ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ.

Уточнить и закрепить знания ребенка об осени: вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку...

Периоды осени. Осенние месяцы

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)...