Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Старшая группа (1 период).
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Круогла Елена Константиновна

Предлагаю вашему вниманию  вариант журнала взаимосвязи воспитателя и учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     Сентябрь, 3 неделя              

                                                             Лексическая тема: «Овощи»

  1. Помочь детям назвать и показать различные овощи (использовать натуральные овощи, муляжи и картинки)
  2. Уточнить с детьми, где растут овощи, как за ними ухаживают, когда собирают урожай овощей.
  3. «Придумай слово».

            Цель: учить согласовывать глагол и существительное.

            Ход игры: к названию действий придумай слова по теме «Овощи»:

           Растет (что?)…    Зеленеет…   Краснеет…   Созревает…     Дергают…

         Маринуют…    Срезают…   Выкапывают…   Варят…    Жарят…

  1.  «Найди лишнее слово».

            Цель: учить детей выделять лишний предмет из общей группы.

            Ход игры: логопед называет слова и предлагает детям назвать лишнее слово,              

           объяснить, почему это слово лишнее:

              Морковь, тыква, огурец, абрикос, помидор.

  1.  «Придумай слово».

            Цель: учить детей соотносить прилагательное с существительным.

           Ход игры: придумайте слова по теме «Овощи», отвечающие на вопрос «Что?» к  

          признакам:  Большой (что?)…     Маленькая…     Крупный…    Мелкий…                  

          Твердый…   Мягкий…    Сладкая…  Вкусное…    Горький…

  1. «Придумай слово».

           Цель: учить согласовывать глагол и существительное.

          Ход игры: к названию действий придумай слова по теме «Овощи»:

         Растет (что?)…    Зеленеет…   Краснеет…   Созревает…     Дергают…

        Маринуют…    Срезают…   Выкапывают…   Варят…    Жарят…

  1. «Загадка». (выучить)

           Цель: учить детей отгадывать загадки.

        Ход игры: отгадайте загадки и объясните, что помогло вам их отгадать.

                           Сидит дед, во сто шуб одет,

                           Кто его раздевает – слезы проливает (Лук).

                           Как надела сто рубах –

                           Захрустела на зубах (капуста).

  1. «Какой? Какая? Какие?».

             Цель: учить детей употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной                      

             форме.

            Ход игры: назови ласково:

           Морковь – сладкая, сочная, длинная, хрустящая…

          Огурец - …     Помидор - …

  1.  «Назови ласково».

            Цель: учить детей употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной

            форме.

           Ход игры: назови ласково:

          Огурец – огурчик;     Лук -…    Морковь -…

          Тыква -…    Чеснок -…   Помидор -…

  1.  «Сосчитай до пяти».

            Цель: учить соотносить числительное с существительным.

           Ход игры: сосчитайте до 5:

           Один огурец, два …, пять …

           Один помидор…

          Одна морковь…

                                                              Сентябрь, 4 неделя

                                                        Лексическая тема «Огород»

  1. Уточнить представления детей об овощах, которые выращивают в огородах.
  2. Напомнить детям о необходимости ежедневно есть различные овощи, потому что они полезны, в них много ценных витаминов.
  3. «Что делают в огороде?»

Цель: расширять глагольный словарь.

Оборудование: картинки с изображением действий.

Ход игры: педагог показывает детям картинки с действиями и спрашивает: «Что делают в огороде?».

Вскапывают, сеют, пропалывают, поливают.

  1. «Назови, какой, какая?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Сок из помидоров – томатный; из огурцов- ; из моркови- ; из  свеклы- ;

Грядка с огурцами – огуречная; с морковью -; с кабачками- ; с тыквой- ; с чесноком.

  1. «Кто внимательный».

           Цель: учить детей находить отличительные особенности двух предметов.

           Оборудование: изображение помидора и тыквы, капусты и лука, огурца и кабачка.

           Ход игры: объясните, чем отличаются предметы:

          Помидор и тыква (схемы – опоры: цвет форма размер),

          Капуста и лук, Огурец и кабачок.

  1. «Расскажи о любимом овоще»

            Цель: учить составлять описательный рассказ о предмете с помощью схемы-

            опоры.

           Оборудование: муляжи овощей, схема-опора для составления рассказа:

                        Схема для описания овощей и фруктов.

               1.Цвет. 2. Форма. 3. Величина. 4. Вкус 5. Место произрастания (дерево, грядка). 6. Как

               употреблять в пищу (есть сырым, варить, жарить, тушить, и т. п.).

             Ход игры: выберите любой понравившийся овощ и составьте о нем рассказ по предложенной

             схеме.

  1. «Чудесный мешочек».

           Цель: учить детей описывать предметы, выделяя их основные признаки.

           Оборудование: муляжи овощей, мешочек, схема-опора «Овощи».

           Ход игры: дети наугад достают из мешка овощ и описывают его по схеме-опоре.

                                                                Октябрь, 1неделя

                                                Лексическая тема «Фрукты», «Звук А».

  1. Помочь детям назвать фрукты (отметить, где они растут, в какое время года собирают урожай фруктов).
  2. Рассмотреть с детьми натуральные фрукты, иллюстрации, муляжи фруктов.
  3. «Назови, какой, какая?»

   Цель: образование относительных прилагательных.

   Ход игры:

 Сок из яблок– яблочный; из груш- ; из слив- ; из  апельсина- ; из  мандарина- ; из винограда- ;

  1. «Найди лишнее слово».

               Цель: учить детей выделять лишний предмет из общей группы.

              Ход игры: педагог называет слова и предлагает детям назвать лишнее слово, объяснить,        

             почему это слово лишнее:

                               Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

  1. «Назови одним словом».

               Цель: учить обобщать предметы одной лексической группы.

              Ход игры: педагог предлагает назвать одним словом все предметы, изображенные на            

             картинках.

  1. А)«Придумай слово».

               Цель: учить детей соотносить прилагательное с существительным.

               Ход игры: придумайте слова по теме «фрукты», отвечающие на вопрос «Что?» к

            признакам: Большой (что?)…      Маленькая…      Крупный…       Мелкий…

                               Твердый…                  Мягкий…            Сладкая…         Вкусное…

              Б) «Придумай слово».

             Цель: учить согласовывать глагол и существительное.

             Ход игры: к названию действий придумай слова по теме «фрукты»:

            Растет (что?)…  Зеленеет…  Краснеет… Созревает… Срезают… Варят…

  1. «Загадка».

                Цель: учить детей отгадывать загадки.

                Ход игры: отгадайте загадки и объясните, что помогло вам их отгадать.

                            Само с кулачок, красный бочок,

                           Потрогаешь – гладко, а укусишь – сладко (яблоко).

  1. «Назови ласково».

                Цель: учить детей употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

               Ход игры: назови ласково: Яблоко – яблочко; Лимон -… Мандарин -… Банан - …

  1. «Хлоп-топ»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры:  педагог произносит ряд гласных, дети должны хлопнуть на звук «А»

Инструкция: я буду произносить различные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «А»: АУООААУОУАААУООАУ

  1. «Будь внимательным»

Цель: развитие фонематического слуха.

Инструкция: я буду произносить различные слова , а вы повторяйте за мной только те слова, которые начинаются на звук А: Оля, Аня, Ася, Инна, Анна, арка, урна, остров, астра, осы, асы, утка, атака, аптека, оптика (перед игрой необходимо уточнение лексического значения незнакомых слов).

  1.  Придумать слова со звуком А, определить его место в слове.

                                                                                   Октябрь, 2 неделя

                                                                     Осенние явления  в природе. Звук У.

  1. Уточнить с детьми приметы осени (день становится короче, утром и вечером холодно, дует холодный ветер, часто идут дожди).

Объяснить значение слова «листопад».

  1. Игра «Подбери слова»

Цель: расширение  словарного запаса, уточнение значения слов.

Ход игры: предложите ребенку подобрать к глаголам имена существительные.

Лексический материал:

моросит... (дождь);           созревают... (овощи, фрукты);             вянет... (трава);                       улетают... (птицы);            желтеют... (листья);                              выкапывают... (луковицы);

опадают... (листья);            квасят... (капусту);                                  льет... (дождь);                               солят... (огурцы);              мокнет... (земля);                            собирают... (семена; овощи).

  1. Игра  «Слова-антонимы»

Цель: разбираться в смысловом значении слов; усвоить конкретные пары антонимов.

  объясните ребенку, что антонимы — это слова с противоположным смысловым значением, например: хороший — плохой; большой — маленький; быстро медленно; идти бежать.

Лексический материал:

куст старый ... (молодой);        орех большой — ... (маленький);

звери сытые ... (голодные);        камешки чистые — ... (грязные);

ветка длинная ... (короткая);        корзина тяжелая — корзинка ... (легкая),

гриб слева гриб ... (справа);        летом теплее, осенью ... (холоднее).                                

  1. Игра «Измени слово»

Цель: употреблять имена существительные мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в винительном и творительном падежах.

Ход игры: предложите ребенку закончить фразу, изменив единственное число существительного на множественное:

«Я вижу белку — я вижу... (белок).                        Я чищу гриб — я чищу... (грибы).

Я иду за яблоком — я иду за... (яблоками).             Я мою грушу я мою... (груши).

Я сорвал кленовый лист — я сорвал кленовые... (листья).    Я кормлю зайца — я кормлю... (зайцев)».

  1. Игра «Слова»

Цель: учить согласовывать имена существительные с прилагательными.

Ход игры: предложите ребенку отвечать на ваши вопросы, правильно изменяя слово «осенний».

«Куртка какая?» (Осенняя.)                 «Дождь какой?» (Осенний.)                                                 «Погода какая?» (Осенняя.)                 «Настроение какое?» (Осеннее.)

  1. Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать слова с помощью суффиксов. Оборудование: мяч.

Ход игры: произнесите фразу и бросьте мяч ребенку. Предложите ребенку, возвращая вам мяч, изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Лексический материал:

Орех крепкий — орешек крепенький.   Лист желтый — листочек желтенький.

Куртка теплая — курточка тепленькая.  Ягоды вкусные — ягодки вкусненькие.

Ягоды кислые — ягодки кисленькие.  Камень чистый — камешек чистенький.

Палка длинная — палочка длинненькая.  Ветка короткая — веточка коротенькая.

  1. Звук «У»                                                                                                                                                               А) Сколько звуков я произнесла? АУ, УА            

Какой первый звук? Какой второй звук?                                                                                                 Б)«Будь внимательным»                                                                                                                                 Цель: развитие фонематического слуха.                                                                                          Инструкция: я буду произносить различные слова , а вы повторяйте за мной только те слова, которые начинаются на звук У: Оборка, уборка, упор, опора, бидон, узор, позор, калитка, улитка, урок, ученик, очистить, учитель, усы, окошко, укол, уха, ока (перед игрой необходимо уточнение лексического значения незнакомых слов).

                                                          Октябрь, 3 неделя

             Лексическая тема: Человек и части тела.  Звук «О».

  1. Уточнить названия частей тела (голова, затылок, лоб, виски, лицо, глаза, уши, щеки, подбородок, нос, шея, рука, плечо, локоть, носок, пятка, колено, ступня, грудь, живот и т.д.).
  2. Вспомнить, а что у человека «по два».
  3. Игра-упражнение

Достать правой рукой левое ухо.

Наклониться, коснуться левой рукой правого колена и др.

  1. «Загадка» (выучить).

            Цель: учить детей отгадывать загадки.

            Ход игры: отгадайте загадки и объясните, что помогло вам их отгадать.

                               Есть у каждого лица

                              Два красивых озерца.

                              Между ними есть гора.

                             Назови их детвора (глаза).

                             Мы на них стоим и пляшем.

                             Ну, а если ми прикажем

                             Нас они бегом несут.

                             Подскажи, как их зовут? (Ноги).

  1. Звук «О»

А)Инструкция: повторите за мной слова: обувь, орден, отдых, отпуск, осень, окна, осы, овощи. На какой звук начинаются эти слова?

(Примечание: звук «О» должен быть в ударной позиции).

Б) Сколько звуков я произнесла? АО, ОА                                                                            

     Какой первый звук? Какой второй звук?

В) Инструкция:  я назову два звука вместе, слитно, а вы произнесите отдельно первый  и второй звук: АО- А, О ; УО, ОУ, ОА, УА, АУ.      

Г)  «Много-один»

Инструкция:  я назову несколько одинаковых предметов, а  вы назовёте один такой же предмет, например: КОЛЬЦА - КОЛЬЦО, ЗЁРНА - ЗЕРНО

СТЁКЛА - СТЕКЛО       КРЫЛЬЯ - КРЫЛО             СЁДЛА - СЕДЛО

ПЕРЬЯ - ПЕРО                ВЁДРА - ВЕДРО                 ЗВЕНЬЯ - ЗВЕНО

ОКНА - ОКНО                 КОЛЁСА- КОЛЕСО

Назовите слова со звуком О в конце.

Д) «Будь внимательным»

Инструкция: повторяйте за мной слова со звуком «О» в середине.

 МУЛ       СУП    СОН      ПУХ     СОК     ПОЛ   БАК   БОК   МАЛ     СОМ   ПАС        

                                                                           Октябрь, 4 неделя

                                               Лексическая тема: Игрушки.  Звук «И».

  1. Уточнить названия игрушек, где они хранятся дома, как с ними нужно играть.
  2. «Назови, какой,  какая?»

   Цель: образование признака от предмета.

   Ход игры:

 Игрушка- игрушечный, кукла- кукольный, стол- настольный и т.д.

  1. «Назови одним словом».

               Цель: учить обобщать предметы одной лексической группы.

              Ход игры: педагог предлагает назвать одним словом все предметы, изображенные на            

             картинках.

  1.  «Придумай слово».

             Цель: учить подбирать действия к предмету.

             Ход игры: 

            Мяч- скачет, прыгает, катится, падает и т.д.; кукла-…; матрешка-…; машина-… .

  1. «Волшебный мешочек»                                                                                                                           Цель: учить детей узнавать игрушку на ощупь.
  2. «Назови ласково».

                Цель: учить детей употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

               Ход игры: назови ласково: мяч- мячик, кукла-…, мишка-…, матрешка-… и т.д.

  1. Предложить рассказать детям о своей любимой игрушке (название игрушки, из какого материала она сделана, какой формы, цвета, как с ней можно играть).
  2. «Хлоп-топ».

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры:  педагог произносит ряд гласных, дети должны хлопнуть на звук «И»

Инструкция: я буду произносить различные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «И»: АИУОИОААИИУОУИАИАИАУОИИОАУ

  1. «Будь внимательным».

Цель: развитие фонематического слуха.

Инструкция: я буду произносить различные слова , а вы повторяйте за мной только те слова, которые начинаются на звук И: Оля, Ира, Аня, Инн, арка, игра, остров, индюк, осы, асы, утка, игла(перед игрой необходимо уточнение лексического значения незнакомых слов).

  1.  Придумать слова со звуком И, определить его место в слове.
  2.  «Один-много».

                Инструкция: я назову один предмет, а вы много этих предметов.

                  НОСОК – НОСКИ    ЧУЛОК- ЧУЛКИ      ГУДОК- ГУДКИ       ЗАМОК- ЗАМКИ

                 МЕЛОК- МЕЛКИ      КОМОК- КОМКИ    

             В  каких словах последний звук – И?

  1. « Закончи предложение».

Инструкция: Мы сейчас поиграем со словом «игра» и его родственниками закончите предложения.

Знает наша детвора: прятки лучшая…ИГРА!

Всех ребят хотим собрать, в прятки будем мы …ИГРАТЬ!

Мой котёнок шаловливый, очень ласковый… ИГРИВЫЙ!

У малышки- погремушка. Очень шумная… ИГРУШКА!

                                                                                         Ноябрь, 1 неделя

                                                         Лексическая тема: Мебель.  Звук «Ы».

  1. Помочь детям назвать и показать различную мебель, ее использование (сервант, диван, стул. Стол, кресло, книжный шкаф, кровать, посудный шкаф, тумбочка, комод и т.д.);

- назвать ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена.

  1.  «Загадка» (выучить).

           Цель: учить детей отгадывать загадки.

        Ход игры: отгадайте загадки и объясните, что помогло вам их отгадать. Выучить наизусть по                  

                            выбору.

                           В квартире нашей новый дом.

                           Живет посуда в доме том.

                           В нем место есть и для конфет.

                           Он называется…(буфет).

                                                                 С ногами, а без рук,

                                                                 С сиденьем, а без живота.

                                                                 Со спинкой, а без головы. (Стул).

                           Под крышей четыре ножки,

                           На крыше суп, да ложки. (Стол).

  1. Подскажи словечко».

            Цель: Развитие грамматического строя речи, закрепление  предлогов, падежных форм имен  

                       существительных.

     Ход игры: Костя в комнату вошёл  и поставил сок… (на стол).

                        Всем детишкам по конфете взял из вазочки… (в буфете).

                        Маша в комнату впорхнула, шарф и плащ взяла ...(со стула).

                        Катя вынула жирафа, мяч и гномика …(из шкафа).

                       Закатила барабан  наша Оля… (под диван).

                       На портрете- Аня с бантом, а портрет тот… (над сервантом).

                       Книжку новую Ивана  я достал… (из-под дивана).

                       Если хочет Миша спать, он приляжет…(на кровать).

                       Чтобы ноги отдохнули, посидит чуть-чуть…(на стуле).

                       Почитать хотим мы если, то развалимся мы…(в кресле).

  1.  «Какой? Какая? Какие?».

             Цель: учить детей подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными.

            Ход игры:

           Стул (какой?)-….           кресло (какое?)…      кровать (какая?)… и т.д.

  1. Выполнить действия с предметами по указанию взрослого (понимание предложных конструкций).

Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом. Поднять мяч над стулом.

  1. Звук «Ы»

А)Инструкция: повторите за мной слова только со звуком «Ы»: сыр, сон, сын, кот, кит, мыло, мила, глыба, осы, овощи.

   Б) Сколько звуков я произнесла? АЫ, ЫА , ЫО, ОЫ                                                                          

     Какой первый звук? Какой второй звук?

  В) Инструкция:  я назову два звука вместе, слитно, а вы произнесите отдельно первый  и второй звук: АЫ- А, Ы ; ЫО, ЫУ, ОЫ, УЫ.      

   Г)  «Много-один»

Инструкция:  я назову несколько одинаковых предметов, а  вы назовёте один такой же предмет, например:

 ШАР- ШАРЫ           УС-УСЫ       КУСТ-КУСТЫ      ПРУД-ПРУДЫ       НОС-НОСЫ

 ШКАФ-ШКАФЫ      МОСТ-МОСТЫ       ЧАС-ЧАСЫ     САД-САДЫ   ГОЛ- ГОЛЫ

Назовите слова со звуком Ы в конце.

                                                             Ноябрь, 2 неделя

                                           Лексическая тема: Посуда .  Звук «И-Ы».

  1. Рассмотреть вместе с детьми посуду (кухонную, чайную, столовую).
  2. Закрепить с детьми названия предметов и слова, определяющие их значение.
  3. Упражнять детей в словообразовании:

Хлеб- хлебница             суп- супница                            перец- перечница

Салат- салатница          сливки- сливочник                  соль- солонка

Сахар- сахарница         конфеты- конфетница             селедка- селедочница

  1. «Какой? Какая? Какие?»

Цель: учить подбирать прилагательные, согласовывать имена существительные с прилагательными.

Чашка- красивая. Фарфоровая. Расписная, тонкая, хрупкая, легкая, голубая и т.д.

(можно использовать зрительную опору).

  1. «Какая посуда бывает» (стеклянная, металлическая, керамическая, глиняная, пластмассовая). Привести примеры. Объяснить почему она так называется.
  2.  «Назови одним словом».                                                                                                                             Цель: учить обобщать предметы одной лексической группы.                                                          Ход игры: педагог предлагает назвать одним словом все предметы, изображенные на             картинках.                                                                                                                                          
  3. «Назови ласково».

                Цель: учить детей употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

               Ход игры: назови ласково: чашка- чашечка; ложка-… вилка -… стакан - …

  1. Объяснить детям значение сложных слов 2картофелечистка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».
  2. «Сосчитай».

                Цель: учить  согласовывать существительные с числительными

               Ход игры: один нож. 2 ножа….5 ножей; ложка, стакан, тарелка, кастрюля и т.д.

  1. «Хлоп-топ»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры:  педагог произносит ряд гласных, дети должны хлопнуть на звук «И», топнуть на звук «Ы»

Инструкция: я буду произносить различные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук «И» и топните, когда услышите звук «Ы»: АИУЫЫОИОЫААУИИОУЫАИЫААИ

  1. «Эхо»

Цель: развитие фонематического слуха.

Инструкция: я буду произносить слоги парами, а вы повторяйте за мной:

МЫ-МИ    ВЫ-ВИ    ЗЫ-ЗИ

МИ-МЫ    ВИ-ВЫ    ЗИ-ЗЫ

БЫ-БИ      ЛЫ-ЛИ     ДЫ-ДИ

БИ-БЫ      ЛИ-ЛЫ     ДИ-ДЫ

  1. Придумать слова со звуками Ы, И, определить  место звука в слове.

                                                 

                                                     Ноябрь, 3 неделя

                       Лексическая тема: Домашние животные .  Звук «Н».

  1. Вспомнить домашних животных, их детенышей (почему их назвали домашними)
  2. «Закончи предложение»                                                                                                                  Педагог  демонстрирует детям поочередно картинки. Дети рассматривают и заканчивают предложение начатое педагогом. Речевой материал:                                                                         Корова жуёт…. (траву).                       Лошадь жует …. (траву, сено, овёс).                                    Собака грызёт… (косточку).              Кошка лакает….(молоко).                                                      Кролик грызёт…(морковку).
  3. «Четвертый лишний».                                                                                                                             Цель: учить детей выделять лишний предмет из общей группы.                                         Оборудование: изображения животных.                                                                                                   Ход игры: логопед называет слова и предлагает детям назвать лишнее слово, объяснить, почему это слово лишнее:                 Лошадь, корова, олень, баран, свинья.
  4. «Загадка».

           Цель: учить детей отгадывать загадки.                                                                                                                              

           Ход игры: отгадайте загадки и объясните, что помогло вам их отгадать:

                                             По долам, по горам

                                         Ходит шуба, да кафтан.

  1. «Отгадай животное».                                                                                                                               Цель: учить узнавать животное по его описанию.

          Ход игры: педагог называет действия, которые свойственны данному животному. Дети   должны отгадать, о ком идет речь:

Сторожит, грызет, лает -…    Мяукает, лакает, царапается -…

Хрюкает, роет -…                 Ржет, бегает, скачет -…                 Блеет, бодается -…

  1. «Детеныши».

          Цель: закрепить знания детей о детенышах животных.

         Оборудование: картинки с домашними животными и их детенышами.

         Ход игры: логопед говорит, что детеныши потерялись и просит найти их мам, называя  

         детеныша и само животное.

  1. Помочь детям назвать слова со звуком «Н» (определить место звука в слове)

нос, слон, санки, носки, носорог, садали, нора, мандарин, апельсин, корона, ворона и т.д.

  1. Учить детей делить слова на слоги (отхлопать свое имя)

Выучить правило: сколько гласных звуков, столько и слогов.

Ка-тя, Се-ре-жа и т.д.

  1. «Доскажи словечко»

Инструкция: я начну слово, а вы добавьте в конце звук «н» и назовите слово, которое получилось:

Сло.

Со.

Апельси.

            Карма.                                Н

Воро.

Бало.

Кра.

Телефо.

Ноябрь, 4 неделя

Лексическая тема: Наш г. Томск.  Звук «Э».

  1. Рассмотреть с детьми фотографии, иллюстрации с видами нашего г. Томска. Уточнить, почему так назван наш город Томск  протекает река Томь).
  2. Помочь детям рассказать. Почему наш г. Томск можно назвать: сибирским, молодым. Зелёным, родным, старинным и т.д.
  3. Дети должны знать свой домашний адрес (назвать город, район, улицу. № дома, № квартиры).
  4. Упражнять детей в образовании мн. числа существительных по теме.

В нашем г. Томске много чего?: школ,  д/садов, магазинов, улиц, машин, университетов и т.д.

  1. Подобрать признаки к словам:

Улица-  широкая, просторная, красивая, зеленая

Дом-           парк-       город-      

  1. Составить рассказ: «Улица, на которой я живу»

План: 1. Как называется улица, на которой я живу.

            2.Что есть на твоей улице?

            3. Какой транспорт ходит по улице?

            4. Чем нравится твоя улица?

   7.   «Будь внимательным».

Цель: развитие фонематического слуха.

А) Инструкция: я буду произносить различные звуки , а вы повторяйте  за мной только  звук Э:  АУЭЫЭАЭУАЭЫЫИЭАОЭЭ.

Б)Инструкция: я буду произносить различные слова, а вы повторяйте за мной только те слова, которые начинаются на звук Э: Экран, игра, эскимо, мыло, этажерка, енот, эхо, имя, Элла(перед игрой необходимо уточнение лексического значения незнакомых слов).

   8.   Определить место звука Э в слове (придумать свои слова):

        Эхо,  этаж,  эскимо – в начале слова

        Енот, еда, маэстро- в середине слова

        Кафе, галифе, тише- в конце слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в логопедической группе детей с ТНР

В статье кратко описано о специфике работы учителя-логопеда с родителями в логопедической группе детей с ТНР....

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)

Цель: выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка, а также объединить усилия дл...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрание старшая группа

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей группе детского сада...

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя

В журнале взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями комбинированной группы подобран практический материал по следующим направлениям: развитие общих речевых навыков (работа над развитием дыхания и г...

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя, учителя-логопеда и детей в старшей группе комбинированной направленности (ТНР) по формированию лексико-грамматических основ речи «Незнайка идет в армию».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад № 29муниципального образованияКаневской район     Конспектинтегрированной образовательной деятельностиу...