Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова.  Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией. Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_slogovoy_struktury_slova.docx67.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений».

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                 Коваленко Галина Эдуардовна

                                                                                                           учитель-логопед

  1. Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения.

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что

слогосложение остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики. При этом исследователями не дано единого определения сущности слога, его роли в языке.

           В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонематическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

           А.А. Леонтьев определяет слог как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесён в изолированной позиции.

           А.Л. Трахтеров указывает на особенности, присущие только слогу и отличающие его от фонемы. Фонема – это лингвистическая неделимая единица, обладающая общей функцией образования звуковой оболочки слов, и отличающаяся крайне пёстрыми неравноценными физико-акустическими свойствами. Автор считает, что слоги представляют собой  более сложные фонетические образования, разнообразные по составу, но всегда обладающие общностью физико-акустических свойств. Слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи.

           Независимо от подходов к проблеме и различных трактовок вершиной слога признаётся гласный как слогообразующий элемент, согласный считается периферическим элементом, выступающим при этом инициатором слога.

           Л.А. Чистович отмечает, что все артикуляторные признаки гласного содержатся в структуре, которая соответствует слогам типа СГ и принята универсальной во всех языках мира. Известно, что в программе любой произносимой конструкции используется набор однотипных сегментов, соответствующий слогам типа СГ, только на базе СГ формируются структуры более сложные. Любые конструкции проявляют тенденцию к разложению на

последовательности типа СГ.

           Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове (Четвертумина Н.С., стр.3).

           Термин «структура слова» трактуется как соотношение частей звуковых единиц. Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков рассматривают «звуковое членение речи» как «деление речевого потока на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами». Такими единицами являются фраза, фонетическое слово, слог, звук. Фонетическое слово рассматривается авторами как отрезок звуковой цепи, объединённый одним словесным ударением. Составляющие элементы слога обладают монолитностью или слитностью. Р.И. Аванесов рассматривает слитность как основной критерий целостности слога. Слог – минимальный сегмент потока речи.

           Сущность процессов восприятия, опознания и проговаривания лексических единиц представлена в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях, которые свидетельствуют о том, что восприятие и воспроизводство речи характеризуются общими  психологическими особенностями. Именно эта согласованность определяет речь как сложный интермодальный процесс.

           Выдвинутая П.К. Анохиным гипотеза о существовании «закона определяющего отражения действительности как основной формы приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в которой последовательность и повторяемость являются основными временными параметрами», получила своё проективное развитие при рассмотрении речевого поведения человека.

           Исследования Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, Л.Р. Зиндера и других учёных свидетельствуют о том, что в перцептивной гностической деятельности человека принцип опережающего отражения проявляется в более сложной форме – в вероятностном прогнозировании ( в процессе восприятия речи), а в практической сфере речевой деятельности человека – в упреждающем синтезе

(в процессе производства речи).

           Предугадывание, предвосхищение, предварение следующего действия является той психологической характеристикой, которая определяет общность процессов восприятия и производства речи.

           В ряде зарубежных исследований содержится представление развёрнутой программы прогнозирования и анализа через синтез, свидетельствующее о том, что слушатель начинает с предположения о сигнале на входе, на основе которого порождается внутренний сигнал, сравниваемый с воспринимаемым.

           Феномен идентификации является универсальным для восприятия человека и проявляется в сенсорной речевой деятельности. Усвоение происходит на основе сопоставлений воспринимаемой структуры с акустическим эталоном, хранящимся в памяти индивида. В коре головного мозга человека образуется «чувственный конкрет» сенсорного эталона, различные характеристики которого (ритмические, структурные, просодические) должны быть генерализованы.

           Многочисленные исследования в области психолингвистики свидетельствуют о том, что адекватность, идентификация денотатов обеспечивается контролем языковой правильности, названным А.А. Леонтьевым механизмом регуляции.

           Исследования И.А. Зимней свидетельствуют о том, что восприятие и проговаривание слов различной структуры определяется как процесс создания пространственной схемы параллельно с её временным анализом

           Н.И. Жинкин говорит о том, что для носителей языка восприятие слова выступает как преобразование сенсорных сигналов в предметную структуру. В процессе анализа входящий материал претерпевает посегментную линейную обработку, после которой о может быть адекватно воспринят.

           Звуково-слоговая расстановка в потоке речи подчинена канонам эвфонии, т.е. благозвучия. В языкознании данным термином называют приятность звучания, произносительное удобство, характеризующее звукосочетания и целые слова.

           Законы эвфонии реализуются на уровне языковой способности, в частности – её фонопросодического компонента.

           В работах А.А. Леонтьева языковая способность определяется как «многоуровневая, иерархически организованная система, формирующаяся в психике носителей языка в процессе онтогенетического развития». Чувство языка может быть развито в разной степени. Выделяют три уровня развития чувства языка или языкового чутья: 1) овладение системой языка, 2) овладение основными речевыми нормами, 3) способность к догадке.

           Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фонопросодический компонент, как и другие, обладает собственной структурой. Гармония, ритм и лад, вероятно, выступают как его фоновые компоненты, длительность и соразмерность являются просодическими составляющими. В реализации слоговой структуры слова участвуют все перечисленные составляющие фонопросодического компонента.

           В ряде работ указано, что процесс речевого производства является не чем иным, как реализацией языковой программы, т.е. переход от языкового правила к языковому действию обусловлен определённой системой норм, принятой для данного языка.

           Общность психологических характеристик производства и восприятия речи рассматривается как одно из проявлений полиморфизма их взаимозависимости в процессе вербального общения, что свидетельствует о том, что производство и восприятие речи – одно из проявлений единой лингвистической способности.

           Анализ литературных источников по психологии, психолингвистике, языкознанию позволяет говорить о том, что для адекватного восприятия и производства речи необходимо функционирование ряда механизмов: вероятностного прогнозирования и упреждающего синтеза, идентификации и генерализации, линейного посегментного анализа языковых единиц, контроля их языковой правильности.

           Возрастной предел, с которым связывают овладение ребёнком

структурными особенностями слов родного языка, по данным различных источников, определён трёхлетним возрастом. К трём годам ребёнок способен воспроизводить структуру любой степени сложности. Исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры и недоступной указанному возрасту семантики (паспортистка, квартиросъёмщик и др.)

           С указанным возрастным пределом различные авторы связывают обнаружение у ребёнка нормативного чувства правила, когда он научается определять, является ли высказывание правильным относительно некоего языкового стандарта. Таким образом, дети рано обнаруживают способность реализовывать структуру слова по законам благозвучия, а языковая «чувствительность» к эвфоническим канонам заложена в ребёнке изначально, с рождения.

  1. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова.  

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что существует

зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. (Г.В. Бабкина, Н.Ю. Сафонкина). Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

           Рассмотрение пространственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой структуры слова обосновано  исследованиями в области психолингвистики, философии, психологии, нейропсихологии и др.

           Философские трактовки таких категорий, как время и пространство

сводятся к представлению о них как индикаторе понимания человеком целостности картины вселенной.

           Согласно общефилософскому положению пространственно – временной процесс движения любой материи является абсолютным законом мира. Специфическим способом организации пространственно-временного процесса материи выступает ритм.

           Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса, как средства его гармонизации.

           Степень проникновения человека в специфику пространственных отношений качественно влияет на уровень его общих и частных структурных возможностей. Дефицитарность пространственных представлений различной степени выраженности может иметь место при любом речевом развитии, как нормальном, так и патологическом. Подобные проявления нарушают линейность построения и этапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Кроме того, деформируют деятельность различных уровней, в том числе и речевую. Недостаточность пространственных представлений непосредственно  проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.

           Современные данные нейропсихологической науки говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребёнка – письмо, чтение, счёт и др. Специфическая роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия схем и  в дальнейшей их перестройке в нормативную последовательность сегментов.

           Ориентировку в пространстве большинство исследователей понимают как способность человека определять своё местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нём.

           Для успешной ориентировки в пространстве ребёнку необходимо

овладеть следующими пространственными категориями: знание направлений пространства, умение определять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя» и оценивать расстояние и расположение объекта или субъекта.

           Ориентировка в пространстве складывается как целостная способность к восприятию, воспроизведению и преобразованию действительности – предметной и социальной. Для ребёнка дошкольного возраста специфическим способом отображения и изменения окружающего пространства являются продуктивные виды деятельности: рисование и конструирование. Они выступают индикатором индивидуального уровня состоятельности пространственных представлений.

           В качестве следующей предпосылки формирования слоговой структуры слова рассмотрим сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический), возможности организации серийно-последовательной деятельности.

           Любая высшая психическая функция представляет собой сложную сознательную форму психической деятельности и обладает динамическими характеристиками.

           Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что не существует единой мозговой организации серийных движений, а есть динамические функциональные системы, меняющиеся в зависимости от сложности и  контекста серийного движения.

           Согласно отечественной нейропсихологической традиции выделяют два аспекта динамической деятельности:  регуляторный и энергетический. К первому относят процессы, обеспечивающие программирование, выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой, контроль над полученными результатами. Ко второму – процессы, обеспечивающие энергетическую или активационную сторону психической деятельности, которая характеризуется такими временными показателями, как скорость, длительность, равномерность, продуктивность.

           Любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.

           Отечественными физиологами И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, Г.П. Квасовым доказано, что основой развития ритмичности движений у людей является образование условной реакции на время, коророе выступает своеобразным объективным раздражителем наряду с другими его видами: зрительным, слуховым, тактильным.

           Двигательная реализация вербального стимула возможна при наличии скоординированной серийной последовательности артикуляторных актов. «Для произнесения слов требуется хорошо упрочнённая серийная организация последовательных артикуляций с хорошей денервацией предшествующих движений и плавным переключением на последующие… при достаточно пластичн6ом изменении артикуляции того или иного звука».

           Б.М. Теплов показывает, что чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

           К.В. Тарасова указывает на то, что сенсомоторная субстанция, называемая «чувством ритма»; формируется в онтогенезе не сразу, а покомпонентно. Первой проявляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуковых сигналов, что соотносится в онтогенезе по вторым-третьим годам жизни ребёнка. Следующей появляется способность к восприятию-воспроизведению соотношения акцентированных и не акцентированных звуков (четвёртый год жизни ребёнка). Последней появляется способность к восприятию-воспроизведению непосредственно ритмического рисунка (конец четвёртого года – начало пятого года жизни).

           Анализ литературы свидетельствует о том, что у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием выявляется определённый уровень сформированности сложных серийных параметров движений и действий (динамического и ритмического).

           Таким образом, успешность восприятия и проговаривания слоговой структуры слова детерминирована рядом факторов, а именно, определённым

уровнем сформированности оптико-пространственной ориентации, возможности динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.

3. Особенности нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией.

 

            Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с дизартрией одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произнесении слов различного слогового состава. Диапазон нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произнесения слов до грубых нарушений при повторении ребенком двух – и  трехсложных слов без стечений согласных даже с опорой на наглядность. Искажения слогового состава слова признаны ведущим и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта с детей с ОНР.

           В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появлении первых слов в длительной форме. Н.С. Жукова выделяет следующие этапы формирования слоговой структуры слов у детей в норме:

1г3мес – 1г8мес – ребёнок часто воспроизводит один слог услышанного слова, в трёхсложных словах часто опускается один из слогов: (мако) – молоко.

1г10мес – 2г1мес – в трёхсложных словах иногда ещё опускается слог, чаще предударный – (кусу) – укушу, может сокращаться количество слогов в трёхсложных словах.

2г1мес – 2г3мес – в многосложных словах чаще опускаются предударные слог, иногда приставки – (ципились) – расцепились.

2г3мес – 3г – слоговая структура пропускается редко, главным образом в многосложных словах.

           В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

           Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать

следующим образом:

  1. правильно произносимые слова: мама, дай;
  2. слова - фрагменты: моко (молоко);
  3. слова – звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
  4. абрисы слов (папата) – лопата;
  5. слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

           Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.

           Характер нарушений слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов:
  1. сокращение слога (моток) –молоток;
  2. опускание слогообразующей гласной (пинино) – пианино;
  3. увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечение согласных: (команата) – комната.
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  1. перестановка слогов (деворе) – дерево;
  2. перестановка звуков соседних слогов (гебемот) – бегемот.
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  1. сокращение стечений согласных: (туль) – стул;
  2. вставки согласных в слог: лимон – (лимонт).
  1. Уподобление слогов: абрикосы – (кококосы).
  2. Персеверации-(били… били… билитекарь)
  3. Антиципации ( замена предшествующих звуков последующими) : (нананасы)-ананасы.
  4. Контаминации (смешение элементов слов ): (в холодильнице) –в холодильнике и хлебнице.

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонетических) и моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.

Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобления слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стойкий характер.(Т. Б. Филичева ,  Г. В. Чиркина.)

Этапы работы:

  1. Констатирующий
  2. Формирующий
  3. Контрольный
  1. Констатирующий этап – проводилось обследование состояния слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией.
  2. Формирующий этап – формирование слоговой структуры через систему игровых упражнений.
  3. Контрольный этап – анализ и обработка полученных контрольных результатов, отслеживание динамики.

Организация констатирующего эксперимента.

           В констатирующем эксперименте принял участие 8 детей в возрасте 5-6 лет МДОУ № 358 «Лесная полянка» Чкаловского района г. Екатеринбурга.

           Цель исследования заключалась в выявлении особенностей слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией.

           Задачи:

  1. Выбрать методику обследования слоговой структуры слова;
  2. Отобрать и систематизировать содержание заданий с учётом возрастных особенностей;
  3. Проанализировать полученные результаты.

           Обследование слоговой структуры слов проводилось по методике Г.В.

Бабиной с обязательным учётом общего уровня речевого развития ребёнка, его интеллектуальных возможностей и  возраста.

           Экспериментальные задания разработаны на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).

           Изучение слоговой структуры проводилось в следующей последовательности:

  1. Выявление особенностей спонтанного произношения слов различной слоговой сложности. Материалом исследования служат: односложные, двусложные, трёхсложные слова без стечений и со стечениями согласных звуков (в начале, в середине, в конце). А также многосложные слова без стечений и со стечениями согласных звуков.
  2. Выявление особенностей отраженного проговаривания слов сложных по структуре  и малочастотных (односложные, двусложные, трёхсложные, многосложные слова без стечения согласных и односложные, двусложные, трёхсложные, многосложные слова со стечениями согласных звуков в начале, середине и конце слова).
  3. Выявление особенностей многократного отражения воспроизведения слов различной слоговой сложности с опорой на предъявляемый образец и буз опоры на эталон.
  4. Выявление особенностей состояния слогового состава слова в словосочетаниях и предложениях. Использовались слова различной степени сложности.

Экспериментальные  задания.

Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности.

Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов.

Ведущий прием – называние предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это.

Задание 1 Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

               Речевой и картинный материал :

              дом, дым, мак, кот, бык, кит.

Задание 2 Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.  

               Речевой и картинный материал :

Слова типа сгсг –муха , лиса, вода, вата, коты;

Сгсгс – петух, банан, диван, хомяк, вагон.

Задание 3 Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

               Речевой и картинный материал:

А) слова со стечениями согласных звуков в начале слова: гном, хлеб, стул, блин, внук;

Б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова: бант, танк, зонт, бинт, винт.

Задание 4: Произнесение двусложных слов со стечениями согласных.

Речевой и картинный материал:

Слова со стечениями согласных звуков на стыке согласных:

утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

 

слова со стечениями согласных в начале слова :

гномы, слоны, шкафы, столы, знаки;

Задание 5 : Произнесение трехсложных слов без стечения согласных звуков.

 Речевой  и  картинный материал:

Слова со стечениями согласных звуков: панама, кубики, лисята, машина, лопата.

Слова типа :сгсгсгс –котенок, помидор, колобок, бегемот, барабан.

Задание 6 Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой  и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфета, карандаш;

цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.

Задание 7 Произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

Слова без стечений согласных: Буратино, черепаха, самолеты, гусеница, макароны.

Слова со стечениями согласных: полотенце, сковородка, космонавты, учительница, воспитательница.

Задания на отраженное проговаривание слов сложных по структуре  и малочастотных.

Предлагаются с целью установления  характера искажений слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми.

Ведущий прием – повторение слов за логопедом со зрительной опорой на картинки.

Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

Задание 1 Отраженное произнесение односложных слов без стечения согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

мох, мех, пух, бак, Бим.

Задание2 Отраженное произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

ива, боты, дети, дома, киты;

газон, гамак, дымок, кабан, салат.

Задание 3 Отраженное произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал :

два, двор, лифт, мост, куст.

Задание 4Отраженное произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков .

Речевой и картинный материал :

слова со стечениями согласных на стыке слогов – овца, тыква, нитки,  миска, индюк, кувшин, солдат;

слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова – клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка;

слова с несколькими стечениями согласных звуков: конверт, пингвин, верблюд, Москва, актриса.

Задание 5 Отраженное произнесение трехсложных слов без стечения согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

слова типа СГСГСГ – дорога, ворона, сорока, ворота, малина;

слова типа СГСГСГС – воробей, петушок, соловей, василек, потолок.

Задание 6 Отраженное произнесение трехсложных слов со стечениями

согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

слова с одним стечением согласных звуков – комната, гантели, аптека, осьминог, охотник;

слова с двумя стечениями согласных звуков – Незнайка, квартира, продукты, футболист.

Задание 7 Отраженное произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

слова  без стечений согласных звуков : водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны, ящерица, раковина, пианино;

слова со стечениями согласных звуков: холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.

Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов.

Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

Задание 1 Многократное повторения слова с опорой на предъявляемый образец.

Инструкция: « Послушай, повтори три – четыре раза»

Речевой материал: банан, хлеб, медведь, пингвин, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица и др.

Задание 2 Многократное повторения слова без опоры на эталон.

Инструкция : « Посмотри, назови, повтори несколько раз»

Речевой и картинный материал : лимон, винт, овца, кактус, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, гусеница, учительница и др.

Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте.

Предлагаются с целью выяснения  возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

Задание1 Завершение словосочетаний и предложений.

Инструкция: « Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка.»

Речевой и картинный материал:

А)добавление слова без изменения его грамматической формы: « Желтый … (лимон), Катина … (панама), плывет …( пароход ), колючий …(кактус), отважный …(солдат), длинноносый …(Буратино)».

Б) добавление слова с изменением его грамматической формы: « Я рисую…(гусеницу), мы кормили …(Бима), мы полетим на…(самолете),я положу письмо в…(конверт), я хочу быть …(космонавтом), я мечтаю о …(велосипеде).

Задание2 Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.

Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

Речевой и картинный материал: Бим дома; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;

Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.

  1. Система игровых упражнений, направленных на развитие

слоговой структуры слова            

 Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у детей с дизартрией предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.

Комплексная система логопедического воздействия включает:

  1. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  2. развитие речевого дыхания и голоса;
  3. коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);
  4. развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;
  5. работа над слоговой структурой слова;
  6. расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);
  7. развитие грамматического строя речи;
  8. формирование интонационно-выразительной стороны речи;
  9. формирование связной речи;
  10. воспитание самоконтроля за речью;
  11. формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

           Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:

  1. подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
  2. собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.

                             Подготовительный этап.

На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

  1. Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)
  2. Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий:

-Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

-Сосчитать , сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с цифрой;

-Сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;

-Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

-Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

-Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

-Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « - »  и  коротких«+» - барабан, бубен). Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т. д.

  1. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:

маршировка, легкий бег.

  1. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.
  2. Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)
  3. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…

Работа на вербальном  материале.

. Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

 Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

   

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение1.

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя темя ?

Ребенок.Сверху.

Взрослый. Где у тебя спина ?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает :левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.

Упражнения 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая : правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

Упражнения 3.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

Упражнения 4

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку,  нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Упражнение 2.

От  поставленной на листе точки ребенок , без отрыва руки , ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\;  … < … <…<

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнение5.

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение1.

Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

  1. Послушай слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
  2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после  предъявления инструкции взрослым.

  1. Артикуляционные упражнения.

-открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

-язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

два раза щелкнуть языком, один раз подуть;

--втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;

-беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);

  1. Упражнения для рук.

–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

-класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

-показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;

-из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;

3.Упражнения для тела:

-наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

-помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

-топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

Упражнение 7.

Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

              А – И                                    А – И – О                                У – А – И – О

              А – У                                    У – А – И                                Э –У – А – И  

              И – О                                    И – О – Ы                                А – И – О – Ы

              Ы – А                                   Э – У – А                                  И – Э – У – А

              У – Э                                    А – Ы – О                                 У – А –Ы –О

              А – О                                    И – Ы – Э                                 О – И – Ы – Э

              О – У                                    О –У – А                                   Э – О – У –А

Упражнение 2.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

  1. на одном выдохе, при этом плавно;
  2. громко (тише, совсем тихо);
  3. чередуя громкость в пределах одного ряда;
  4. со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);
  5. быстро (медленно).

Упражнение 3.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

  1. сосчитать количество звуков;
  2. показать то же количество пальцев, сколько звуков;
  3. отстучать звуки молча;
  4. встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;
  5. назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;
  6. придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;
  7. узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
  8. повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

  1. с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

  1. с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

  1. обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

  1. закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП      ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК       БОК – ВОК;

  1. прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ       АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ     УФ – УФЬ

МО – МЁ     ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

  1. сосчитать количество слогов;
  2. выложить палочки по количеству слогов;
  3. сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;
  4. определить одинаковый звук в ряду;
  5. придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);
  6. придумать и  («загадать») слоги с данным согласным;
  7. повторить ряд слогов в обратном порядке;
  8. повторить только первый и последний слог ряда;
  9. произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);
  10. выделить ударный слог (отражённо);
  11. назвать первый (второй, третий) звук слога;
  12. составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;
  13. сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.
  14. наращивание слогов;
  15. уменьшение количества слогов;
  16. отстукивание слоговых цепочек.

Работа над слогами со стечениями согласных.

Упражнение 1.

Предлагаются слоги:

  1. открытые и закрытые:

кна-акн          гна-агн

дмо-одм          тмо-отм

пту-упт          бму-убм

-с оппозиционными согласными:

фта-фтя          фта-вда

тко-тке           тко-дго

кму-кмю         кму-гму

-цепочки слогов:

мна-мно-мну-мны-мнэ

гва-гво-гву-гвы-гве

хва-хвы-хви-хве

-слоги со сменой позиции согласного:

мна – нма

ско – ксо

хту – тху

збы – бзы

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами со стечениями согласных ребёнку предлагается:

  1. проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);
  2. составить слог из данных звуков, чтобы в начале шли согласные (либо гласные);
  3. придумать слог из двух согласных и одного гласного;
  4. сравнить слоги:

НА – КНА

АС – АКС

ИНТ – ЫНТ

УБР – УПР.

Типы слоговой структуры слов.

  1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов: дыня, вода, муха, вата и др.
  2. Трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов: лопата, собака, кубики, панама и др.
  3. Односложные слова, состоящие из закрытого слога: мак, лук, сок, кит, и др.
  4. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога: лимон, банан, диван, букет и др.
  5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова: банка, юбка, утка, нитки и др.
  6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова: кактус, медведь, солдат, павлин и др.
  7. Трёхсложные слова с закрытым слогом: помидор, чемодан, попугай, магазин и др.
  8. Трёхсложные слова со стечением согласных: яблоко, колбаса, кукушка, девочка и др.
  9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, садовник, апельсин, виноград и др.
  10. Трехсложные  слова с двумя стечениями согласных: игрушки, лампочка, скакалка, клубника и др.
  11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: лист, куст, танк, зонт и др.
  12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, гнездо, гвозди, свекла и др.
  13. Четырех сложные слова, состоящие из открытых слогов: пианино, кукуруза, пуговица, гусеница и др.
  14. Четырехсложные слова со стечением согласных: холодильник, мотоцикл, воспитатель, полотенце и др.

Предлагаются 14 типов  слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация С.Е. Большаковой).

                                 Работа над словами.

1 этап.

Упражнения на различение длинных и коротких слов.

Упражнение 1.На столе длинная и короткая полоски бумаги. Логопед произносит длинные и короткие слова. Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Слова: сук, велосипед, суп, жук, мухоморы и др.

Упражнение 2.

Перед ребенком картинки с односложными многосложными словами. Нужно разделить их на две группы.

Упражнение 3.

Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой- с длинными. Найдя предмет, играющий2 называет его.

2этап.

        Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава.

                            Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).

                      Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.

Упражнение 1. Тренировка умения делать паузы между словами. Логопед называет слово. Ребенок должен повторить и отстучать его по столу. При этом, если взрослый поднимает руку ,нужно держать паузу, пока рука не опустится.

Пример: бу…..сы, не…..бо, лю…..ди, ко…..ле-но (ко-ле…..но), о-ле…..ни (о…..ле-ни), си…..ни-ца (си-ни…..ца).

Упражнение 5.

Звуковой анализ и синтез.

  1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо в разнобой по просьбе логопеда.
  1. Выкладывание полосок по количеству слогов.
  2. Выбор подходящей схемы слова.
  3. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков). Данный вид работы важен при изучении слов со стечениями согласных.                       Предлагается :

1-двусложные слова со стечениями в середине слова, начинающиеся на гласный звук: игла, овцы, очки и  др.

-затем –слова, начинающиеся на согласный звук: пятка, ногти, сумка и др.

-слова с двумя стечениями согласных: ласточка, солнышко, листочки и др.

2-стечение в конце слова (кость, мост, бинт и др.)

3- стечение в начале слова (стул, квас, ключ и др.)

4- односложные слова с двумя стечениями (хвост, гвоздь, столб и др.)

5-многосложные слова со стечениями (кастрюля, лекарство, библиотека и др.)

Упражнение 6.

Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке» .Ребенок должен , повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.

Упражнение 7.

Повторение слов, близких по звуковому составу:

-отличающихся гласными звуками:сук-сок,мяч-меч,кит-кот,лес-лис, сам-сом;

дом-дым-дам, мех-мах-мох; бык-бак-бок-бук;

лыжи-лужи,руки-реки, раки-руки и др.

-отличающихся согласными звуками: сук-суп, нос-нож, мех-мел; дуб-куб-суп, конь-ком-кот-кол; шары-дары, ноты-соты, зубы-шубы и др.

-отличающихся согласным звуком и местом ударения:

вода-сода, коза-роза, руки-жуки, кожа-коза и др.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 1.

Ребенок повторяет за логопедом вначале все слово по слогам, а затем называет только ударный слог: ко-фе…..ко-фе, ко; ли-са…..ли-са, са.

Упражнение 2.

С использованием опоры на графическое изображение ударения на схеме слова ребенку предлагается:

-угадать слово, которое отхлопал другой ученик;

-придумать слово к схеме;

-поставить ударения на схемах (в виде диктанта).

Упражнение 2.

Называние слов по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (роЖКИ-РОЖ-ки,   ЗА-мок-за-МОК,   му-КА-МУ-ка и др.

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение1.

Поменять местами слоги, назвать получившееся слово:

Слова :Жи-лы  - лы-жи( ла-ю, лы-ко, на-вес, ки-пят, на-сос;)

Слоги: ка-му, ма-до, па-ли, ка-сум, ва-тык, жа-лу , дук-сун, дыш-лан, тук-фар и др.

Упражнение 2.

Произносятся три слога. Дети составляют из них слово: ку-ки-би, са-ги-по, ма-на-ли, ко-со-ле, во-сы-ло и др.

Упражнения на оценку нормативности.

Упражнение1.

Логопед читает слова. Дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно. Если неверно- красный.

Слова: павук , паук; вутка, утка; кокно,окно; исы, весы; деверо, дерево; моко, молоко; мимон, лимон; манина, малина; небель, мебель; охоник, охотник; тмея, змея; тол, стол ;дынем, днем; пинино, пианино; моциклист, мотоциклист и др.

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение 1 «Догадайся, произнеси слово.»

Слоги: вед-   , сет-   , кух-   , дос-   ,бел-   ,мет-   , ваф-   , цве-   .

Упражнение2. Ребенок добавляет первый слог и называет слово:-жама, -шина,

-года, -кета, -мидор, -реза, -тята и др.

Упражнение3 Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога. Ребенок добавляет слог и называет слово целиком.

Слоги: са-!-лет, пы-!-сос, па-!-ход, те-!-фон, мо-!-ток, вита-!-ны, ба-!-рина и др.

Упражнение2

Ребенок называет своё имя. По сигналу педагога каждый играющий должен встать рядом с тем, в чъём имени столько же слогов.

Упражнение 3.

Слоговой анализ и синтез. Из предложенных картинок  назвать в которых есть заданный слог(например, ма): малина, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки так, чтобы последний слог  предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми(сова, вата).

Жуки-кино-ноги, шея-яма-маки, булавка-качели-лимон, эскимо-молоко-колобок и др.

Далее логопед называет слово, вставляя между слогами слово «потом», «дальше», «затем»: па, потом ук……паук;   ком, затем пот……компот,    зво, дальше   нок и т. д.

                         Упражнения на образование словосочетаний.

Упражнение 1.

Проговаривание словосочетаний:

-маленькая лампочка, маленькая ласточка, маленькая ленточка и т. д.

Слова: курточка, кофточка, кисточка, книжечка, скамеечка и д. р.;

-вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли, вкусный арбуз и т. д.

Слова:булка, морковь, яблоко, цыпленок, ватрушка, абрикосы и д. р.;

Упражнение 2.

Образование родительного падежа множественного числа с использованием слова « много»: дыня …много дынь, сова …много сов, коза… много коз и т. д.

Упражнение3.

Логопед называет предмет, а ребёнок отвечает словосочетанием с использованием слов круглый – овальный: луна….луна круглая, туча… овальная;

слова: бусы, мяч, голова, огурец, сковорода, барабан, лист, шашки и т. д.

Упражнение 4.

Логопед называет предмет. Ребёнок отвечает словосочетанием  с  использованием слов треугольный, квадратный, прямоугольный:

газета ….газета прямоугольная, экран….. экран квадратный , колпак….колпак треугольный;

слова: кубики, ёлка, окно, книжка, дверь, мыльница, полотенце, холодильник и т. д.

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

Упражнение 1.Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие(стоит, спит) и составить предложения:

Чайник…...Чайник стоит. Дельфин……Дельфин спит. Медведь….. Медведь спит.

Упражнение 2. Поставить слова в правильном порядке и назвать предложение.

В, помидоры, теплице…….В теплице помидоры.

Яблоней, под, яблоки……..Под яблоней яблоки.

Эскимо, столике, на……..Эскимо на столике.

Слова. Над, сосулька, окном. Дереве, на , кукушка. У, шахматы, мальчика. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у.

Упражнения на дифференциацию слов изученного типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре.

Упражнение 1.

«В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую-с названиями из двух слогов и т. д.»

Картинки: лев, ёж, лось, слон, лиса, заяц, белка, зебра, жираф, верблюд, бегемот, обезьяна и д. р.

Упражнение2.

При произнесении различных слов можно сделать различное количество шагов (например, сыр- самолёт). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.

Упражнения на закрепление материала.

Повторение предложений сложного слогового состава.

Над домом летит длинноногий аист.

Тётя Дина сидит на диване.

Никите купили кеды и кепку.

В холодильнике баклажаны и абрикосы.

Хлебница стоит на холодильнике.

В буфете фиолетовая сахарница.

Максим любит фотографироваться.

Библиотекарь выдаёт книги.

Водопроводчик чинит водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

Почтальон разносит письма, газеты, журналы.

Экскурсовод проводит экскурсии.  

Пограничник охраняет границу.

Далее детям предлагается составить рассказы по сюжетным картинкам с включением изученных слов (по вопросам логопеда, позже самостоятельно.)

Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок.

(Б) Би-би-би, идёт дым из трубы.

Бредут бобры в сыры боры. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Забавной обезьянке бросили бананы.

Бросили бананы забавной обезьянке.

Би-би-би. Гудит машина без бензина.

(П) Уп-уп-уп, мама варит суп.

Говорит попугай попугаю:

-Я тебя ,попугай, попугаю.

Петушок прыг на порог:

-Подари , пекарь пирог.

(П-Б) Потерялись бусы у нашей бабуси.

Бабкин боб раст1ёт в дождь.

Бублик, баранку, батон и буханку  пекарь из теста испёк спозаранку.

Бились лбами у забора два быка.

Прободали в шумном споре все бока.

(В) Ва-ва-ва на суку сидит сова.

Три вороны на воротах.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Вкусная халва- мастеру хвала.

Вертлявый ветер вырывал ворота как вертушки.

(Ф) Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.

У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

Флот плывёт к родной земле, флаг на каждом корабле.

Федя полез за конфетой в буфет, факт , что в буфете не будет конфет.

(В-Ф) Наш Филат не бывает виноват.

Волков бояться в лес не ходить.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Филин даже с фонарём ничего не видит днём.

(Г) Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу.

На горе гогочут, под горой огонь горит.

До города дорога в гору, от города с горы.

На иве галка, на берегу галька.

(К) Ко-ко-ко, не ходите далеко.

Тук-тук, прибиваю я каблук.

Наша река широка как Ока.

Укусила киску муха и болит у кисы ухо.

Кошка с котёнком, курочка с цыплёнком.

(К-Г) Идут гуськом гусак за гусаком.

Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди грибок.

(Х) Ха-ха, не поймать вам петуха.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха- горюха села на ухо.

(Д) Ду-ду-ду, растут яблони в саду.

Дарья дарит Дине дыни.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Дед Данил дыню делил.

(Т) Та-та-та, хвост пушистый у кота.

Наш гость купил трость.

Опять ребят нашли пять опят.

(Д-Т) Собака Том сторожит дом.

Дятел лечил древний дуб.

Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой.

(М) Му-му-му, молока кому?

Мама Милу в ванне мыла.

Где мёд,там и мухи.

На скамеечке у дома целый день сидела Тома.

(Н) Ан-ан-ан, папа чинит кран.

Няня нянчит Надю с Ниной.

Нина играет на пианино.

Нарядились ножки в новые сапожки.

(С) Са-са-са, в лесу бегает лиса.

Ас-ас-ас, у нас погас газ.

Ос-ос-ос, на поляне много ос.

Коси екоса пока роса.

У маленькой Сани сани едут сами.

Носит Сеня сено в сени.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

(З) За-за, уходи домой коза.

Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу.

У зайки Бубы заболели зубы.

(С-З) Са-за,са-за улетела стрекоза.

За-са,за-са, залетела к нам оса.

Соня Зине принесла бузины в корзине.

Сачок зацепился за сучок.

(Ц) Цо-цо-цо, на руке колцо.

У кольца нет конца.

Бегают две курицы прямо на улице.

Цапля стоя на крыльце написала букву Ц.

(С-Ц) Со-цо, со-цо, снесла курица яйцо.

Синицы-весёлые птицы.

Курица снесло яйцо под крыльцо.

Из соседнего колодца целый день водица пьётся.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Соне в оконце ярко светит солнце.

(Ш) Ша-ша-ша, мама моет малыша.

Шу-шу, я письмо пишу.

Аш-аш, у Паши карандаш.

Тише, мыши , кот на крыше.Зашумите-он услышит.

Нашей Маши дали манной каши.

Не найду я ушки у этой лягушки.

Маша, кашу доедай, маме больше не мешай.

(С-Ш) Су-шу, я письмо домой пишу.

Шу-су, мишку встретил я в лесу.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

Шишки на сосне , шашки на столе.

Купила Саша сушки.

(Ж)Жа-жа, есть иголки у ежа.

Жу-жу, молока дадим ежу.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Ужин нужен жуку и ужу.

(Ш-Ж) Ша-жа,ша-жа, мы увидели ежа.

Жа-ша, Женя кормит малыша.

Жёлуди у мышки, шишки у мартышки.

У кошки лежат ложки в лукошке.

Хорош пирожок, внутри творожок.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

Облетели лампу мошки , греют тоненькие ножки.

Осторожно ,мошки, обожжете ножки.

(Щ) Ща-ща, мы несём домой леща.

Ащ-ащ, надеваю плащ.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок жалобно пищит.

(Ч) Ча-ча-ча, в комнате горит свеча.

Чу-чу, молоточком я стучу.

Оч-оч, наступила ночь.

Шубка овечки теплее всякой печки.

Ученик учил уроки , у него в чернилах щёки.

Это для Леночки мороженное на тарелочке.

(Ц-Ч) Цу-чу, на ракете я лечу.

Чу-цу, дали зёрнышки птенцу.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

Ученица-озорница получила единицу.

(Л) Ла-ла-ла, у меня юла.

Ло-ло-ло, на улице тепло.

На мели мы налима ловили.

Мама Милу мылом мыла.

Юля маленькой была и вертелась

как юла.

Клади уголь в угол.

Морская волна сильна и вольна.

(Р) Ра-ра-ра, на улице жара.

Ро-ро-ро, на улице ведро.

Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.

Трое трубачей трубили в трубы.

Проворонила ворона воронёнка.

На горе растут дубы, под горой растут гриды.

Быстро Егорка говорит скороговорку.

(Р-Л) Ла-ра, Ла-ра, начинается игра.

Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Лара у Вали играла на рояле.

Рыбу ловил рыболов, весь в реку уплыл улов.

В тетради Кандрат начертил квадрат.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

         Таким образом, виды упражнений выбирались в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития  детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов велась длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому были достигнуты значительные результаты по формированию слоговой структуры слова у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ через систему игровых упражнений.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ОВЗ ...

Игры на развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста  с дизартрией  через систему игровых упражнений...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на тему: «Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»

Тема самообразования: «Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»     Содержание1.     Актуальность темы·...

Игры по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

 Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способств...

Методические рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Работа по развитию слоговой структуры слова с детьми дошкольного возраста строится комплексно и поэтапно. Она включает работу не только по развитию слоговой структуры слова, но и развитие кинетическог...


 

Комментарии

Белова Людмила Ивановна

Очень интересный материал, спасибо, множество детей с алалией также нуждаются в подобной помощи.