Конспект логопедического занятия "Собираем урожай"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью автоматизации звука "Р" в словах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Добрянский детский сад № 21»

План - конспект  

логопедического занятия

 «Собираем урожай».

Автоматизация звука «Р» в словах.

для детей 6-7 лет.

                                                      Конспект подготовила:

                                                                       Посягина Н.И. – учитель-логопед,

                                                                                                       I кв. категория.

г. Добрянка, 2011 г.

ТЕМА: Собираем урожай.

Коррекция звукопроизношения:

Автоматизация звука «Р» в словах.

Расширение лексико-грамматических представлений: 

Овощи.  Родительный  падеж, ед.ч.

Развитие связной речи: Составление рассказа - описания по картинкам – символам.

ЦЕЛИ:

1) Коррекционно-развивающие:

-Коррекция произношения: автоматизировать звук «Р» в словах,

-Вырабатывать правильное речевое дыхание,

-Развивать интонационную выразительность речи,

-Развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа: учить чётко произносить звуки «Д» и «Дь», узнавать услышанные звуки, закреплять умение определять  место звука в начале и середине слова,

-Обогащать и активизировать словарный запас по теме «Овощи»,

-Формировать  правильное употребление существительных в Род. п. ед.ч.,  

-Развивать слуховое и зрительное внимание, память, восприятие, воображение.

-Стимулировать речевую активность.  

2) - Коррекционно-воспитательные: 

-Воспитывать интерес к растительному миру, положительное отношение к труду.

-Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

-Воспитывать доброжелательное отношение к ответам другого ребёнка.

ОБОРУДОВАНИЕ: овощи (помидор, картофель, морковь…) картинки  с овощами, предметные картинки  и  в названиях которых есть звуки  «Р», «Д», «Дь» и другие А,О,У,И,М), картинки-символы для составления рассказа-описания, схемы для определения места звука в слове

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент.  

    Здравствуйте! Я  рада встрече с вами! Надеюсь, что и  сегодня вы порадуете меня своими успехами. Вижу, как блестят ваши глазки, уже читаю в них ваши умные мысли.

    Пространственная ориентировка: На столах разложены овощи (или муляжи). Посмотрите и скажите, что находиться справа от вас? Что слева? Что видите впереди? Станьте так, чтобы справа от вас оказался помидор. Повернитесь так, чтобы картофель оказался впереди вас.                                                      

    Релаксация:   Представьте, что мы с вами накопали целое ведро картошки и положили её в рюкзак, чтобы нести домой. У нас очень тяжёлый рюкзак (напряжение). Пришли домой - снимем рюкзак (расслабление).

   Сообщение темы: О чём  мы сейчас с вами говорили? (об овощах). Сегодня мы с вами будем говорить об овощах. Скажите, какой одинаковый звук есть в этих словах: помидор, картошка, морковь. («Р»). Так же мы  продолжим закреплять правильное произношение звука «Р».

 Произношение изолированного звука: «Мотор трактора»: трактор работает в огороде: р-р-р-р.

2. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью.

Сколько грядок в огороде? 

В огороде у Федоры

                Растут на грядках  помидоры,

 А на грядке у Филата

  Много разного салата.

                                                     У бабушки Фёклы

   Четыре грядки свёклы.

                                                     У дядюшки Бориса

        Очень много есть редиса.

                                                     У Маши и Антошки

                                                     Две гряды картошки.

             Раз, два, три, четыре, пять –

         Поможем урожай собрать.

(поочередно загибаем пальцы на одной руке, затем на другой).

3. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием.

  «Высматриваем огурцы»: Вытянем шею (вдох ртом). Наклоним голову вперёд вниз (выдох носом).

  «Посмотрим, будет ли дождик»: Поднимем голову в исходную позицию, затем откинем  назад (вдох ртом), вернёмся в исходную позицию (выдох носом).

  «Ветер гудит»: Вдохнём воздух носом и, приоткрыв рот, на выдохе произнесём звук у-у-у-у  (короткий вдох и плавный удлиненный выдох).

4. Мимико-артикуляционные упражнения.

  «Коза в огороде». Изобразим хитрую козу, которая пришла в огород полакомиться капустой.

Теперь покажем, как рассердилась хозяйка на козу.

5. Упражнения для щёк, губ, языка.

  «Толстячки-худышки»: Изобразим  тыкву на грядке  – «Толстячки», затем стручок гороха – «Худышки».

 «Сердитый сторож»: Хозяйка оставила сердитого пса сторожить огород. Поднимем верхнюю губу. Покажем только верхние зубы. Произносим звукосочетания: ав-ав-ав-ав.

  «Лопата»: Будем копать картошку. Нужна лопата. Положим  широкий язык на нижнюю губу.

 «Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок»:  Загнём кончик языка, поднимем за верхние зубы и удерживаем в таком положении под счёт до 5.

 «Луковые пёрышки»: Покажем, какие острые перышки у лука. Высунем изо рта острый и узкий язык и  удерживаем в таком положении под счёт до 5.

6. Автоматизация звука «Р» в словах (со слогом ро). Развитие фонематического восприятия. Расширение лексико-грамматических представлений.  Развитие связной речи.

1) Произношение изолированного звука: «Мотор трактора»: трактор работает в огороде: р-р-р-р.

2) Произнесение слогов. «Разговор пугала». Произносим слоги со сменой ударения и интонации:         Ра-ра-ра.  Ра-ра-ра?   Ра-ра-ра!

3) Игры со словами.

 -«Произнеси слова правильно»: (по одному, потом по 3 слова)

Повторить за логопедом:  Рот, рожь, Рома, роза, рога, рост, Родина, рожок, рожки, урок, коробка, горох, герой, горошек, горошинка, сырок, розетка, мороженое, ворота, ворона, воробей, дорога, пирог, порог, паром, город, огород.

Какие слова непонятны?

 -«Правильно ли я сказала?»: Доробей, корох, доробка; воота, огоод, гоошек.

Скажите правильно.

-«Где спрятался звук «Р». Предлагаются слова: помидор, морковь, укроп. Где спрятался звук «р»:  в середине или в конце слова?

-«Чего не бывает?»: Не бывает морковки без…(ботвы), картошки без... (кожуры),  лука без…(пера),  капусты без…(листьев), огурца без… (семечек), помидора  без…(мякоти).

Работа с картинками, предметами.

 -«Назови одним словом». Назовите, что нарисовано на картинках - … (овощи).

 -«Есть у Светы огород».

Есть у Светы огород, каждый год на нём растёт:

Поспевает точно в срок: свёкла, лук, редис, горох,

Помидоры и салат, урожаю каждый рад.

Отыщите вы  для Светы, лишь со звуком «Р» предметы   (помидор, морковь…).

 -«Соберём урожай»:  На столе (игровом поле) картинки овощей. Каждый берёт картинку и комментирует (Я срезаю капусту. Я дергаю морковь. Я срываю горох…)

ФИЗ. МИНУТКА     «Уборка урожая».

Дети в огород идут, а там овощи растут,

Дети спинки наклоняют, и горох они срывают.

Покажите, как вы срываете горох, срезаете капусту, копаете картофель, выдёргиваете морковь. 

 -«Что лишнее?» (помидор, картофель, морковь, редис, груша). Почему?

 -«Что изменилось?» (из 5 картинок 2 поменять местами).

 -«Запомни расположение овощей»: Один ребёнок раскладывает картинки и называет: зелёный огурец, красный помидор, оранжевая морковь, коричневая картошка. Второй ребёнок закрытыми глазами называет по памяти расположение картинок.

 -«Чего не стало в тарелке?» (в тарелке овощи, один убрать) – 2 раза.

 -«Чего не стало?» (из 5 картинок убрать одну) – 2раза.

 -«Собери картинку» (2 картинки разрезаны на 4 части). Вы внимательно смотрите и картинки соберите.

  - «Из чего – какой?»  Назвать из каких овощей и что приготовила мама (обвести пунктирной линией: кастрюля - картофель, стакан - морковь, сковорода - капуста, тарелка - овощи. Какой  (какая, какое) это сок? Пюре? Салат? Запеканка? (Морковный сок. Овощной салат. Картофельное пюре. Капустная ..)

 -«Игра с волчком» - Около волчка лежат картинки  и цифры. Каждый по очереди крутит волчок, называет указанную картинку, использовав цифру (1 робот, 5 тигров..). Запомнили какие картинки были? Были ли среди них овощи?

 -«Назови слово»: первый звук «п», последний «р»  (помидор).

4) Развитие связной речи. Давайте составим рассказ о помидоре, использовав картинки-символы: цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляют в пищу.

Помидор – это овощ. Он красного цвета, круглый, большой, кисло-сладкий. Помидор растёт в огороде на грядке. Из него можно приготовить салат, кетчуп, сок, суп. Помидор полезный, потому что в нём много витаминов, он очищает организм.

5) Повторение слов со звуком «Р» (с мячом). Мы со звуком «Р» играем и слова все повторяем: картофель, робот,…

7. Итог занятия.

Чем занимались мы сегодня на занятии? В какие игры играли? Какая игра понравилась больше всего? В какую игру вы хотели бы поиграть на следующем занятии?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Развитие воображения: Нарисуйте с родителями овощ, которого не существует, придумайте ему название. 

Чистоговорка:

Роп-роп-роп – вот укроп.

Роп-роп-роп – ароматный укроп.

Роп-роп-роп – растёт в огороде укроп.

Ропом-ропом-ропом – варим суп с  укропом.

Ропа-ропа-ропа – суп невкусный без укропа.

Список использованной литературы.

  1. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2004.

  1. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков

[с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов.  СПб.: Каро, 2006.

  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.

Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: «Мозаика -Синтез», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Праздник урожая на Кубани"

Программные задачи:Воспитывать любовь к народной культуре Кубани, интерес к трудовым праздникам на основе праздника урожая.Воспитывать трудолюбие, аккуратность терпение.Развивать умение сравнива...

Конспект физкультурного развлечения «Урожай мы собираем и здоровье прибавляем».

·        совершенствовать технику основных движений·         обеспечивать разностороннее развитие личности·...

Конспект занятия – викторины «Урожай у нас хорош» по теме «Овощи. Труд людей на полях и огородах»

Занятие было проведено  в логопедической подготовительной  группе для детей с общим недоразвитием речи.  В соответствии с  требованиями ФГТ, а именно тематическим  подходом, д...

КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «УРОЖАЙ У НАС НЕПЛОХ» СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ Коррекционная группа

1.    Расширять  и  активизировать  словарный  запас  по  теме  «Овощи»:a)   закрепить  название  овощей  их  форм...

Конспект НОД "Соберем урожай" с детьми средней группы с использованием ИКТ

Интегрированное занятие развития речи и аппликации с детьми средней группы....