Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей
консультация по коррекционной педагогике

Осинцева Ирина Алексеевна

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние театрализованной деятельности

на развитие речи детей

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Выделяют следующие средства речевого развития:

- различные виды искусства (знакомство и живописью, скульптурой, музыкальными произведениями)

- художественная литература (знакомство со сказками, рассказами, фольклором)

- обучение на занятиях (занятия по развитию речи и др.)

- общение взрослых и детей (в бытовой, игровой, продуктивной деятельности, в процессе труда, и, наконец, в театрализованной деятельности)

Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.  Связь театральной деятельности и детской игры прослеживается во многих исследованиях, где игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «артистическая стилизация», «искусство ребенка».

Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной и речевой активности.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 7 видов театрализованных игр.

1.     Театр на стенде.

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей.

К стендовым играм относятся:

·         фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);

·         магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);

·         театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

2.     Театр на столе.

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие.

Такой театр может быть:

·         бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;

·         резиновым (набор резиновых игрушек);

·         из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

3.     Театр «наручный».

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, одевающихся на руку.

Такой театр может быть:

·         Перчаточным (перчатка одевается  на всю ладонь)

·         Пальчиковым (фигурки надеваются отдельно на каждый палец);

Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

·         картона, вырезанного в форме конуса;

·         ткани;

·         шариков для тенниса;

·         пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;

·         спичечных коробков и пр.

4.     Верховой театр.

Существует несколько типов верхового театра:

·         тростевой (кукла закреплена на высокой трости);

·         бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);

·         театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

5.     Театр на полу.

Такой театр может быть: марионеточным.

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями.

6.     Театр живых кукол.

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, во время проведения досуга.

С помощью театра живых кукол можно:

·         пересказать сказку;

·         разыграть сюжет для зрителей.

Театр живых кукол может быть:

·         масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);

·         платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);

7.     Костюмированные представления.

Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Дети  перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа.

Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий.

 Сегодня мы остановимся на отдельных моментах использования «наручного театра». Уже на этапе адаптации к детскому саду рекомендуется использовать игровые моменты с перчаточными игрушками и пальчиковым театром. Когда ребёнку страшно, всё вокруг для него незнакомо и ново, вводятся персонажи небольшого размера, которые хотят подружиться с ребёнком, помочь ему. Такие небольшие игровые приёмы способствуют снижению стресса, помогают переключить внимание.

Перчаточная игрушка. В чем её преимущество?

Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

Во-вторых, игрушка - перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных игрушек - перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, смелым или трусливым и так далее.

Начинать знакомить малыша с игрушками - перчатками можно уже в раннем дошкольном возрасте. Для начала взрослый сам выступает в роли актера. Надевает куклу на руку, и сказочный персонаж рассказывает ребёнку потешку. Ребенок пока будет зрителем, а сказочный герой вовлечет малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия. С детьми раннего возраста, используя перчаточные игрушки, можно развивать подражательность крупномоторных действий (попрыгать, если игрушка зайчик; помахать руками, если это сова) и, конечно, нужно проговаривать звукоподражания, и ждать повторения от ребёнка. Хочу отметить, что звукопродражания не заменяют название животного, а дублируют его. (Не «это гав-гав». А: «это собака, гав-гав собака лает, гав-гав») Ребёнок произносит по своим возможностям: либо только звукоподражание, либо вместе с названием животного.

Если мы говорим о развитии речи, то никак не обойтись без артикуляционной гимнастики. Артикуляционные упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, подвижности артикуляционных органов, укреплению мышц щёк, губ, языка, и, как следствие, правильному звукопроизношению. Познакомить детей с органами артикуляции помогут перчаточные куклы (Пёс-Барбос, Бегемотик): показать, назвать, потрогать у игрушки органы артикуляции (подключая тактильный анализатор). Узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень; сформировать представление (открыть, закрыть, приоткрыть рот), попытаться сделать упражнения (язык вниз, наверх). Может как взрослый управлять игрушкой, так и ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого и параллельно выполнять упражнения.

Также широко известно использование перчаточных кукол как сюрпризный момент на занятиях, персонаж, который даёт детям задание или просит помочь ему. Таким образом инструкция взрослого от лица игрушки воспринимается детьми как игра.

Пальчиковый театр.  Пальчиковый театр помогает решать следующие задачи:

- стимулировать развитие речи, внимания, памяти;

развивать мелкую моторику пальцев рук (ловкость, координированность движений)

- формировать пространственную ориентировку;

расширять словарь, развивать связную речь.

Варианты использования:

  1. Разучивание потешек
  2. Для знакомства и изучения счёта (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц – втроём, потом пришла лиса – их стало четверо)
  3. Для формирования пространственных представлений и знакомства с понятиями «справа», «слева», «рядом», «друг за другом»
  4. «Кто как говорит?» (звукоподражания)
  5. Знакомство с названиями и, непосредственно, эмоциональными состояниями (грусть, радость, злость, удивление)
  6. Знакомство, закрепление названий цветов «Какого цвета герой?»
  7. Разыгрывание сказок (с детьми старшего дошкольного возраста)

С помощью перчаточных игрушек и пальчикового театра разыгрываются в лицах литературные произведения (сказки, рассказы). При этом формируется словарь – идет обогащение новыми словами. Например, при инсценировки сказки «Колобок», дети знакомятся с новыми словами: сусеки, амбары, печка. Затем новые слова вводятся в речь. Идёт активное развитие связной речи, двух её форм: диалогической и монологической. Подготовка к театрализованной деятельности идёт через выразительное чтение произведения и его обсуждение, выделение характерных черт, присущих каждому из героев, драматизацию сказки с включением в её содержание самых разнообразных видов игр на развитие речи.

Таким образом,  театрализованная деятельность способствуют формированию предпосылок речевой деятельности (у маленьких детей; подражательность), активизации речевой деятельности, формированию всех компонентов речи; театрализованную деятельность или её элементы можно включать в различные виды деятельности.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей Учитель-логопед Осинцева И .А.

Слайд 2

Выделяют следующие средства речевого развития различные виды искусства (знакомство и живописью, скульптурой, музыкальными произведениями) художественная литература (знакомство со сказками, рассказами, фольклором) обучение на занятиях (занятия по развитию речи и др.) о бщение взрослых и детей (в бытовой, игровой, продуктивной деятельности, в процессе труда, и, наконец, в театрализованной деятельности )

Слайд 3

Как известно, игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: УЧИТЬ ИГРАЯ . Связь театральной деятельности и детской игры прослеживается во многих исследованиях, где игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «артистическая стилизация», «искусство ребенка».

Слайд 4

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в детских садах применяется 7 видов театрализованных игр: 1. Театр на стенде. Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся: фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько); магнитный (идентичен фланелеграфу , только в качестве основы выступает магнитная доска); театр теней , подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

Слайд 5

2. Театр на столе. Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть: бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам; резиновым (набор резиновых игрушек); из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

Слайд 6

3. Театр «наручный » Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, одевающихся на руку. Такой театр может быть: Перчаточным (перчатка одевается на всю ладонь) Пальчиковым (фигурки надеваются отдельно на каждый палец)Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из: · картона , вырезанного в форме конуса ; · ткани; · шариков для тенниса; · пластиковых бутылок, тарелок, стаканов; ·спичечных коробков и пр.

Слайд 7

4. Верховой театр. Существует несколько типов верхового театра: · тростевой (кукла закреплена на высокой трости); · бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы); · театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм). 5. Театр на полу. Такой театр может быть: марионеточным. Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями.

Слайд 8

6. Театр живых кукол. Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, во время проведения досуга. С помощью театра живых кукол можно: · пересказать сказку; · разыграть сюжет для зрителей. Театр живых кукол может быть: масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству); платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом ); 7 . Костюмированные представления. Это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов. Дети перевоплощаются в образ с помощью текста, а также жестами и мимикой показывают своего персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий.

Слайд 9

Сегодня мы остановимся на отдельных моментах использования «наручного театра». Уже на этапе адаптации к детскому саду рекомендуется использовать игровые моменты с перчаточными игрушками и пальчиковым театром. Когда ребёнку страшно, всё вокруг для него незнакомо и ново, вводятся персонажи небольшого размера, которые хотят подружиться с ребёнком, помочь ему. Такие небольшие игровые приёмы способствуют снижению стресса, помогают переключить внимание.

Слайд 10

Перчаточная игрушка. В чем её преимущество? Во-первых , одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире. Во-вторых, игрушка - перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных игрушек - перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, смелым или трусливым и так далее.

Слайд 11

С детьми раннего возраста, используя перчаточные игрушки, можно развивать подражательность крупномоторных действий (попрыгать, если игрушка зайчик; помахать руками, если это сова) и, конечно, нужно проговаривать звукоподражания, и ждать повторения от ребёнка. Хочу отметить, что звукопродражания не заменяют название животного, а дублируют его. (Не «это гав-гав». А: «это собака, гав-гав собака лает, гав-гав») Ребёнок произносит по своим возможностям: либо только звукоподражание, либо вместе с названием животного.

Слайд 12

Если мы говорим о развитии речи, то никак не обойтись без артикуляционной гимнастики. Артикуляционные упражнения способствуют улучшению кровоснабжения, подвижности артикуляционных органов, укреплению мышц щёк, губ, языка, и, как следствие, правильному звукопроизношению. Познакомить детей с органами артикуляции помогут перчаточные куклы (Пёс-Барбос, Бегемотик и пр.): показать, назвать, потрогать у игрушки органы артикуляции (подключая тактильный анализатор). Узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень; сформировать представление (открыть, закрыть, приоткрыть рот), попытаться сделать упражнения (язык вниз, наверх). Игрушкой может управлять как взрослый, так и ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого и параллельно выполнять упражнения.

Слайд 13

Перчаточные игрушки для развития артикуляционной моторики

Слайд 14

Пальчиковый театр. Пальчиковый театр помогает решать следующие задачи: стимулировать развитие речи, внимания, памяти; развивать мелкую моторику пальцев рук (ловкость, координированность движений) формировать пространственную ориентировку; расширять словарь, развивать связную речь.

Слайд 15

Варианты использования пальчикового театра Разучивание потешек Для знакомства и изучения счёта (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц – втроём, потом пришла лиса – их стало четверо) Для формирования пространственных представлений и знакомства с понятиями «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» «Кто как говорит?» (звукоподражания) Знакомство с названиями и, непосредственно, эмоциональными состояниями (грусть, радость, злость, удивление) Знакомство, закрепление названий цветов «Какого цвета герой?» Разыгрывание сказок (с детьми старшего дошкольного возраста)

Слайд 16

С помощью перчаточных игрушек и пальчикового театра разыгрываются в лицах литературные произведения (сказки, рассказы). При этом формируется словарь – идет обогащение новыми словами. Например, при инсценировки сказки «Колобок», дети знакомятся с новыми словами: сусеки, амбары, печка. Затем новые слова вводятся в речь. Идёт активное развитие связной речи, двух её форм: диалогической и монологической. Подготовка к театрализованной деятельности идёт через выразительное чтение произведения и его обсуждение, выделение характерных черт, присущих каждому из героев, драматизацию сказки с включением в её содержание самых разнообразных видов игр на развитие речи.

Слайд 17

Таким образом, театрализованная деятельность способствуют формированию предпосылок речевой деятельности (у маленьких детей; подражательность), активизации речевой деятельности, формированию всех компонентов речи; театрализованную деятельность или её элементы можно включать в различные виды деятельности.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей».

заключается в разработке содержания и форм взаимодействия воспитателя с детьми и родителями, которое рассматривает поэтапное вовлечение детей в театрализованную деятельность....

Презентация "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей"

В презентции отражена театральная деятельность детей влияющая на развитие речи....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие  детей дошкольного возраста....

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей раннего возраста

В презентиции представлен опыт работы по данной теме....

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей...