Сообщение "Игра как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста"
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Силантьева Наталья Владимировна

В сообщении расказывается откуда берётся агрессия у малышей, даются приёмы по её предотвращению. Приводятся игры для предотвращения агрессивного поведения. Дан конспект психокоррекционного  занятия и примерный журнал их учёта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

На тему:

Игра как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста

Откуда в малышах столько агрессии?! Почему нет даже попытки договориться? Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей действительности. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Есть и еще одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути». Ребенок раннего возраста, конечно же, не знаком с ними. А вот агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома, а главное, доступна. Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить...

Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в частности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод?!

Не стоит переоценивать возможности ребенка, возлагать на него непосильный груз. Ведь и сами мы становимся раздражительны и агрессивны, если перед нами поставить слишком сложную задачу.

Уметь уступить, когда поведение ребенка не несет угрозы ему, вам, окружающим — это один из способов избежать агрессии в ваших взаимоотношениях.

Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь.

Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит непоследовательность в воспитании.

Кроме того, вспышки гнева и агрессии у ребенка провоцирует несогласованность в вопросах воспитания.

Часто причиной детской агрессии является эмоциональное перенапряжение. Если воспитатель сможет создать условия для выхода детских эмоций, это поможет снизить частоту и силу агрессивных всплесков.

Недостаток тактильных ощущений, внимания, вынужденная разлука с близкими, необходимость делить единственного на данный момент близкого человека — воспитателя — с группой сверстников еще одна причина агрессивных проявлений в поведении ребенка.

Ребенок раннего возраста еще слишком мал для того, чтобы воспринимать и использовать на практике теоретические назидания взрослых, но все же есть способ воспитания у ребенка культуры общения. Это игра.

Да-да, в игре мы можем научить ребенка многому, можно даже сказать, всему. Ведь именно через игру малыш познает окружающий мир и происходящие в нем явления и процессы.

Игра, без преувеличения, средство социализации ребенка. Как же в игре научить ребенка общаться со сверстниками?

Один из способов — это разыгрывание сложных ситуаций с игрушками.

Еще один замечательный прием — предоставить детям возможность научить игрушки правильно себя вести.

Большой знаток детской игры Б. Эльконин утверждал, что дети до 3-х лет играют рядом, но не вместе. Для того чтобы снизить агрессивные выпады детей по отношению друг к другу, надо научить их видеть и чувствовать своих сверстников. И для этого тоже есть замечательные игры, позволяющие малышу идентифицировать себя со сверстниками. Это игры, где дети выполняют вместе одинаковые движения, например прыгают, как зайчики, «летают», как самолеты, «клюют» зернышки, как воробьи, и т. д.

Выполнение этих приёмов и соблюдение простых правил поможет вам договорится с ребенком и обуздать его агрессивное начало.

Формирование у ребенка идентификации с коллективом

БОЖЬИ КОРОВКИ.                                                                                                                                Дети располагаются произвольно. Воспитатель читает стихотворение и сопровождает его показом движений, дети повторяют движения, при желании и возможности, и слова.                  

Воспитатель:                                                    

Мы вокруг себя покружились.                Дети вместе с воспитателем кружатся.                          И в божьих коровок превратились.                                                                                                    Божьи коровки,           Дети вместе с воспитателем показывают названные части тела

Покажите мне ваши головки,                                                                                                           Носики, ротики,                                                                                                                                       Ручки-крылышки,                                                                                                                                 Ножки, животики.                                                                                                                                 Божьи коровки,                                                                                                                                     Полетим на небо.            Дети вместе с воспитателем машут руками, согнутыми в локтях. Принесем всем хлеба.            Дети вместе с воспитателем хлопают в ладоши.                     Черного и белого,                                                                                                                                  Только не горелого.                                Дети вместе с воспитателем грозят пальцем. 

ЛАДОШКИ                                                                                                                                   Воспитатель стоит лицом к детям и поет на мотив «Во поле береза стояла», сопровождая пение движениями, описанными в словах песни. Дети подражают движениям взрослого.

Воспитатель                                                

Тихо мы в ладошки ударим,                

Дети вместе с воспитателем тихо хлопают в ладоши.                                                                                                                                                   Тихо мы в ладошки ударим.                                                                                                              Громко мы в ладошки ударим,         Дети вместе с воспитателем громко хлопают в ладоши.                                                                                                                                                    Громко мы в ладошки ударим.                                                                                                           Вот как все мы ударим,                                                                                                                        Люли-люли, ударим.                                                                                                                            Рученьки мы вверх поднимаем.            Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх.                                                                                                                                                            Ручки на колени опускаем.                 Дети вместе с воспитателем опускают руки на колени.                                                                                                                                                      Вот как все мы опускаем,                                                                                                                      Люли-люли, опускаем.                                                                                                                        Рученьки за спину мы спрячем.   Дети вместе с воспитателем прячут руки за спину. Рученьки друг другу покажем.    Дети вместе с воспитателем протягивают рук вперед.          

Вот как мы друг другу покажем,                                                                                                         Люли-люли, покажем.                                                                                                                             Ножки мы друг другу покажем. Дети вместе с воспитателем выставляют поочередно ноги.                                                                                            

Вот как наши ножки попляшут.     Дети вместе с воспитателем притопывают ногами.                                                                                                                                                              Вот как у всех нас попляшут,                                                                                                                Люли-люли, попляшут.                                                                                                                         Дружно все ребятки плясали,                                                                                                          Ноженьки у всех у нас устали.            Дети вместе с воспитателем садятся на коврик.                                                                                                                                                        Сядем детки все на дорожку,                                                                                                              Отдохнем все вместе немножко.           Дети вместе с воспитателем имитируют сон.                                                                                                                                        Люли-люли, немножко,                                                                                                                        Люли-люли, немножко.                                                                                                                   

ПЕС БАРБОС                                                                                                                                  Воспитатель с собакой (игрушка бибабо) шагает по группе, рассказывает стихотворение и демонстрирует движения. Дети идут за ним, повторяя движения. Воспитатель:                                                     Я веселый пес Барбос.                                                                                                                            У меня холодный нос.                                                                                                                           Дружно вместе зашагали.                                       Дети шагают за воспитателем.                   Нос друг другу показали.                    Дети касаются пальчиком кончика носа                                             Я веселый пес Барбос.                                                                                                                             У меня холодный нос.                                                                                                                           Дружно вместе зашагали.                      Дети шагают за воспитателем.                                                            Стоп. На месте детки встали.                Дети останавливаются.                                                           Рот друг другу показали.                       Дети показывают пальчиком рот.                                           Я веселый пес Барбос.                                                                                                                                       У меня холодный нос.                                                                                                                            Дружно вместе зашагали.                     Дети шагают за воспитателем.                                             Стоп. На месте детки встали.                Дети останавливаются.                                                       Ушки все нам показали.                         Дети показывают ушки.                                                            Я веселый пес Барбос.                                                                                                                                       У меня холодный нос.                                                                                                                                      Надоело нам шагать.                              Дети шагают за воспитателем.                                         Будем весело бежать,                                                                                                                                        И друг друга догонять.                         Дети бегут за воспитателем.                                                        Я веселый пес Барбос.                                                                                                                                         У меня холодный нос.                                                                                                                                      Бегать все уже устали,                                                                                                                             Снова вместе зашагали.                  Дети шагают за воспитателем                                                    Стоп. На месте детки встали.              Дети останавливаются.                                                          Игра заканчивается.

Снижение эмоционального перенапряжения ребенка

НЕПОСЛУШНЫЕ ДЕТИШКИ                                                                                                     Дети располагаются произвольно. Воспитатель читает стихотворение, дети отвечают и выполняют называемые действия. Воспитатель:                                          

Непослушные ребята                                                                                                                          Меня слушать не хотят.                                                                                                                    Ножками потопайте.                                                                                                                       Дети                                                             Нет, нет, нет!                                                                                                                                                   Воспитатель                                              Ручками похлопайте.                                                                                                                          Дети                                                                Нет, нет, нет!                                                                                                                    Воспитатель                                                    Головкой покивайте.                                                                                                                     Дети                                                            Нет, нет, нет!                                                                                                                 Воспитатель                                                   Со мною поиграйте.                                                                                                                       Дети                                                             Нет, нет, нет!                                                                                                              Воспитатель                                                     Ах, какие озорные, непослушные какие! (Грозит пальцем.)                                Ножками не топайте.                                                                                                                       Дети                                                              Да, да, да! (Топают ногами.)                                               Воспитатель                                                  Ручками не хлопайте.                                                                                                                          Дети                                                             Да, да, да!  (Хлопают в ладоши.)                                         Воспитатель                                             Головкой не кивайте.                                                                                                                           Дети                                                             Да, да, да! (Кивают головой.)                                                    Воспитатель                                                    Со мною не играйте.                                                                                                                            Дети                                                            Да, да, да! (Прыгают на месте.)                                              Воспитатель                                                       Ах, какие озорные,                                                                                                                     Непослушные какие! (Держится за голову и качает ею.)                                                           Скачут детки-шалунишки,                                                                                                                    Могут потерять штанишки.                                                                                                                    Дети прыгают на месте.                                                                                                                          Тише, тише, ребятишки,                                                                                                               Отдохните, шалунишки.                          Дети приседают, имитируют сон.           

ВЕСЕЛУШКИ-ТОПОТУШКИ                                                                                                            Дети располагаются произвольно. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его показом движений. Воспитатель:                                                  

Шли мы все по полю, по полю, по полю.                                                                                       Искали куклу Олю, Олю, Олю.                                   Дети шагают.                                            Нашли!                                Воспитатель берет куклу. Дети прыгают и хлопают в ладоши. Давайте с ней попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.               Дети прыгают.                                      И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.    Дети ложатся на спину, болтают ногами.                                                                                                                                  Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.                      Дети хлопают в ладоши.                        И ножками потопаем, потопаем, потопаем.                             Дети топают ногами.                    Ура!                                                                           Дети прыгают и хлопают в ладоши.

Нейтрализация негативных переживаний ребенка

ЦВЕТЫ                                                                                                                                                                                     Дети располагаются в группе произвольно. Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его игровыми действиями. Воспитатель                                                    Брошу в землю семена.           Воспитатель легко касается головы каждого ребенка, дети приседают.                                                                                                                                                                               Поливать мне их пора.               Воспитатель поглаживает каждого ребенка по голове, дети             соединяют ладошки над головой.                                                                                                                                 Из зеленых из росточков...         Поглаживает ладошки детей.                                                                 Появляются цветочки.               Дети встают.                                                                                                            Наши алые цветки                                                                                                                                                     Раскрывают лепестки.                Дети разводят ладошки.                                                                                    Ветерок чуть дышит.                  Дети дуют.                                                                                                           Лепестки колышет.                      Дети покачивают руками над головой.                                        

Расслабляющие упражнения

Зайчата
Как у наших зайчиков                                                                                                                                             Мягонькие лапочки.                       Взрослый гладит детям ручки.                                                                        Как  у наших у зайчат                                                                                                                                                         Ушки длинные торчат.               Взрослый гладит детей по голове и по ушкам.                                                 Как у наших зайчиков                                                                                                                                                Ласковые мамочки.                              Взрослый обнимает детей.                                                                                Как у наших у зайчат                                                                                                                                                       Глазки весело блестят.                      Все берутся за руки и улыбаются друг другу.

Пальчики                                                   

Взрослый сажает ребёнка на колени и повторяет игровое упражнение поочередно на каждой руке ребенка. Взрослый, начиная с мизинца, поочередно загибает ребенку пальцы.                                      

Этот пальчик в лес пошел,                                                                                                                                                 Этот пальчик гриб нашел,                                                                                                                                                Этот пальчик чистить стал,                                                                                                                                                 Этот пальчик жарить стал,                                                                                                                                                       Этот пальчик взял и съел...                                                                                                                                                Оттого и потолстел.   Взрослый легонько потягивает и качает большой палец ребенка.    

Солнышко                                          

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам в окно заглянуло ласковое солнышко и предлагает нас поиграть.          

Солнце с неба посылает                                                                                                                                                  Лучик, лучик, лучик.                    ритмично скрещивают руки над головой.                                                            И им смело разгоняет                                                                                                                                                          Тучи, тучи, тучи.                             плавно покачивают руки наверху.                                                                Летом нежно согревает                                                                                                                                                 Щечки, щечки, щечки.                   потирают друг другу щечки.                                                                                 А весной на носик ставит                                                                                                                                             Точки, точки, точки.                    постукивают друг другу пальчиками по носу.                                         Золотят веснушки деток.                                                                                                                                                  Очень нравится им это.               берутся за руки и кружатся.

Поиграем                                                

Педагог: Забирайся на коленочки ко мне, будем играть.                        

 По коленкам да в ладошки              стучат ладошками по коленочкам                    

Поиграем мы немножко.                  потом о ладошки друг другу.                    

Забавляемся, забавляемся!                                                                                        

Взрослым ручки показали.              показывают ладошки.                                          

Ручки весело плясали                      взрослые крутят поднятыми ладошками

Забавляемся, забавляемся!                                                                                      

Поплясали, а потом                                                                                                              

Все вместе отдохнем!         дети кладут голову на плечо воспитателя, тот гладят их по голове.

Релаксация

Игрушки                                                                                                                            Ребёнок и взрослый садятся парами друг напротив друга.                                                

Мы немного поиграли.                    Хлопают в ладоши.                                                            И игрушки разбросали.                 Берутся за щеки и качают головой.                          

 Но теперь мы все убрали.              Соединяют разведенные в стороны руки.               Вновь послушными мы стали        Обнимают друг друга.                                    

Кубики                                                                                                                              

Кубики в корзину                                                                                                              

Вместе собирали.                              Наклоняются вперед.                                              Зайчики и взрослые                                                                                                          

Очень устали.                                     Разводят руки в стороны.                                   Посидим немножко.                          Садятся на пол.                                                          Отдыхают ножки.                               Поглаживают ноги.                                              

Хватит, зайки, отдыхать.         Встают на ноги.                                                                

Будем снова мы играть.                   Хлопают в ладоши.

Дорожки                                                             

Педагог: Я приготовила для вас дорожки и предлагаю походить по ним.                         Психолог расстилает широкую и узкую дорожки. Предлагает поиграть в игру. Игра повторяется 2-3 раза.                                                                                                  

Маленькие ножки                                                                                                               Шагали по дорожке.                        Мелкими шагами все шагают по узкой дорожке.                                                                                                                             Большие ноги                                                                                                                     Шагали по дороге.                   Широкими шагами все шагают по широкой дорожке.                                                                                                                          Устали ножки,                                                                                                            

Отдохнули немножко.                        Все приседают на корточки.                            

Дружно встали,                                                                                                                  

Снова зашагали.                                  Все поднимаются на ноги.                                

Вымоем ладошки                                                                                                                  

Педагог: Пора нашим ручкам отдохнуть.                                                                                 Взрослый и ребёнок садятся парами друг напротив друга, у взрослого ведерочко с водой и две х/б салфетки.                                                                                        

Пальчики задорные                                                                                                                  

В краску забрались.                       Взрослые мочат салфетку, вытирают детям руки.   Забрались, забрались,                                                                                             Перемазались.                                                                                                                               А как чистыми стали,            Дети вытирают руки сухой салфеткой, поднимают            Вновь захвастались.               ладошки и  шевелят пальчиками.

Музыканты                                                   

Мы по барабану                                                                                                              

Дружно застучали.                   постукивают по столу указательными пальцами              

И на пианино                                                                                                                  

Вместе поиграли.                        «играют» пальцами по столу.                                            

А теперь в тарелки                                                                                                               Весело ударили.                          ударяют ладошками друг о друга                                

Тихо-тихо, еле-еле                                                                                                        Засвистели на свирели.                 перебирают пальцами по воображаемой свирели  

Солнечные зайчики                                                                                                                  На спину легли ребятки.                 ложатся на спину.                                                      

Руки в стороны и пятки.                расставляют руки и ноги в стороны.            

 Пальчиками поиграли.      перебирают пальчиками, легко постукивая по полу.                                                                                                                                           Пятки дружно поплясали.             поворачивают ступню влево-вправо.                  

Улеглись мы на живот.                  переворачиваются на живот.                                    

Ручки тянем мы вперед.                вытягивают руки перед собой.                                   Перебирают пальчиками,              легко постукивая по полу.                                                  Хватит, хватит отдыхать,                                                                                                    

Будем мы зайчаток звать.             зовут солнечных зайчиков.                            

Найдём солнечных зайчиков                         

Педагог: Ой, ой, ой, ребятки, что-то я не вижу у вас солнечных зайчиков. Куда же они делись? Может быть, спрятались? Давайте их искать.                      

Педагог даёт детям смятые листки бумаги. Дети пытаются найти солнечных зайчиков. Их действия сопровождаются речевкой.                                                      

Я ладошкою поглажу                                                                                                              

По листочку,                                                                                                                          

Все неровности разглажу                                                                                                          

И кочки.                                                                                                                                         Все неровности на листочке                                                                                         Распрямятся,                                                                                                                                

В зайца солнечного                                                                                                            

Вновь превратятся.                                                                                                    

Отдохнём                                                                                                              

Педагог: Вы славно потрудились сегодня, предлагаю вам поиграть и немного отдохнуть. Все садятся на стульчики, повторяют стихотворение, выполняя описанные в нем движения.                                                                                                                                      Пальчик о пальчик: тук-тук-тук,                                                                                     Ладошки, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп,                                                                         Кулачками, кулачками: стук-стук-стук,                                                                               Локотками, локотками: цок-цок-цок,                                                                                      Ножками, ножками: топ-топ-топ,                                                                                                 Ротик закроем, немножко помолчим!                                                                          

Мышки- шалунишки                                                                                        

Педагог: Ай да мышки-шалунишки. Никого не слушают, все наоборот делают. Психолог рассказывает потешку и показывает движения, дети и воспитатели повторяют.                                                                                                 Скачут мышки-шалунишки,                                                                                                                    Кто на чашке, кто на крышке.                                 прыгают на месте.                                           Тише, тише, тише, мышки,                                      идут на носочках                                                 Не мешайте спать малышке!   садятся на корточки, кладут под щеку ладошки  

Музыканты                                               Психолог: Ребята, а давайте попробуем научиться играть на музыкальных инструментах.                                                                                                                       На пианино: ля-ля-ля                                                                                                                                     — Так музыканты играют.                                       шевелят пальцами.                                     На барабанах: бам-бам-бам                                                                                                                       — Так музыканты играют.                                       шлепают ладонями по коленям.                   А на трубе: ду-ду-ду                                                                                                                               — Так музыканты играют.                                      изображают игру на трубе.                          А колокольчики: динь-динь-динь                                                                                                                — Так музыканты играют.                                       встряхивают кистями рук.                                      А на гармошке: тра-ля-ля                                                                                                                          — Так музыканты играют,                                          сводят и разводят кулачки.

Мышки                                                                                                                                      Это — папа-мышь.                   показывают большой палец.                                                               Он большой и сильный.                                                                                                                          У него гладкая шерстка.         гладят большой палец.                                               Маленькие ушки.                    соединяют в кольцо большой и указательный пальцы.                          И вот такой хвост!                   максимально широко разводят руки.                                                  Это — мама-мышь.                 показывают указательный палец.                                                   Она добрая и красивая.                                                                                                                У нее гладкая шерстка.           гладят указательный палец.                                        Маленькие ушки.                     соединяют в кольцо большой и средний пальцы.                           И вот такой хвост!                    показывают хвост поменьше.                                                           А это — мышка Малышка.      показывают мизинец.                                                                    Она хорошая и послушная.                                                                                                                  У нее гладкая шерстка             гладят мизинец.                                                                           Маленькие ушки.                   соединяют кольцо большой палец и мизинец.                                     И вот такой хвостик.             показывают маленький хвостик.                                  

Учебно-игровые упражнения

Кубики                                                   

Педагог: Ребятки посмотрите кубики не на шутку развеселились: так и прыгают, так и скачут. Попробуем их угомонить? Психолог раскидывает из корзины кубики, а дети пытаются их собрать. Игра сопровождается речитативом.  

Разбежались кубики                                                                                

Кто куда, кто куда.                                                                                                                    

Не собрать нам кубиков                                                                                                

Никогда, никогда.                                                                                                      

Солнечные зайчики                                                                                            

Педагог: Ребята, солнышко заглянуло к нам в окошко и оставило подарки. Всем по солнечному зайчику. (Показывает солнечного зайчика от зеркала.) Хотите поиграть с солнечными зайчиками? Делает солнечных зайчиков на полу, а дети их догоняют.                                                                                              

Игры с правилами

Дорожка                                                                                                                

Педагог: Ребята, а ведь кубики могут не только скакать и озорничать, с ними можно очень интересно играть. Построим дорожки: для зайчаток — узкую, а для воспитателей — широкую. Дети с воспитателями парами строят дорожки из кубиков.                                                                                                                                

Поезд                                                                                                                    

Педагог: Вот и проснулись ваши пальчики. Королева Кисточка хочет показать вам, какие интересные и полезные вещи можно творить при помощи красок.                                                                                                                                        Во всю длину стола расстилается обойный лист с изображением поезда и рельс. Детям предлагается помочь поезду и дорисовать цветы пальчиками или ладошками (их цвет выбирает ребенок). Рисование сопровождается песенкой из м/ф «Паровозик из Ромашкова». Ай да молодцы юные художники, теперь наш поезд может отправляться в путь.

         ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ                                                                                                                                                                                                                                                                    Структура занятий                                                                                                                                                                                   Все занятия с детьми раннего возраста проходят в игровой форме, продолжительность занятия не превышает 10-12 минут. Занятия проводятся во второй половине дня в музыкально-спортивном зале. С учетом возрастных особенностей детей занятие строится по принципу от простого к сложному, одно занятие повторяется не менее 2-3 раз. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого занятия и частотой смены видов деятельности. Занятие строится по следующей схеме.                                                                                                                                                                           1.Ритуал приветствия                                                                                                                                                                            Цель — настроить детей и взрослых на предстоящее занятие, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этом занятии, отвлечь от прочих проблем, забот, страхов, переживаний. С детьми раннего возраста целесообразно использовать простые, краткие приветствия, в стихотворной форме. Приветствие разучивается на 1-м занятии и используется в неизменном виде на протяжении всех занятий.                                                                                                                                                                                                            2. Расслабляющие упражнения                                                                                                                                         Выполняются для снятия физического и психологического напряжения, что способствует глубокому раскрытию детей, которое обеспечивает большую эффективность коррекционных занятий.                                                                                                                                                                                                    3. Учебно-игровые упражнения                                                                                                                                              Первая группа учебно-игровых упражнений направлена на снятие у детей излишней агрессивности. Для достижения этой цели используются игры высокой активности. Косвенно игры этой группы знакомят детей с социально приемлемыми способами выражения агрессии, а взрослых — с приемами управления потоком негативных эмоций ребенка, его направлением в «мирное» русло.                                                                                                               4.Релаксация                                                                                                                                                                               Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального состояния детей. Регулирует процессы возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.                                                                                                 5.Учебно-игровые упражнения                                                                                                                                                     Вторая группа учебно-игровых упражнений направлена на демонстрацию детям последствий негативных форм поведения. Взрослые на данном этапе научаются приемам грамотного реагирования на ошибки и неудачи детей.                                                                                                                                                                             6.Релаксация                                                                                                                                                                                   Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального состояния детей. Регулирует процессы возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.                                                                                                                                                 7. Игры с правилами                                                                                                                                                            Направлены на формирование у ребенка навыков социально приемлемых форм поведения, научение детей приемам «гашения» вспышек агрессии, переведения их в мирное русло.                                                                                                                                        а. Релаксация                                                                                                                                                                              Выполняет роль стабилизатора психоэмоционального состояния детей. Регулирует процессы возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения.                                                                                                              б. Ритуал прощания                                                                                                                                                                               Цель — «переключить» детей и родителей с занятия на повседневную жизнь. Ритуал прощания разучивается на 1-м занятии и далее повторяется в неизменном виде. Прощание целесообразно организовать в краткой, простой стихотворной форме.   Содержание  занятий                                                                                                                                                                                                                           Оборудование для занятий:                                                                                                                                                         Корзина с маленькими мячами.                                                                                                                                              Большой надувной мяч.                                                                                                                                                                   Сачок.                                                                                                                                                                                             Плоскостной картонный макет лужи.                                                                                                                                     Большой таз с водой.                                                                                                                                                                 Полотенце.                                                                                                                                                                                    Ворота (2-3 шт.).                                                                                                                                                                  Педагог: Здравствуй, малыш, здравствуй. Я очень рада тебя видеть. В этом зале, кроме меня, тебя ждут игрушки, краски, мячи и множество других интересных вещей, которым не терпится поиграть с тобой. Но, прежде чем играть, нам всем нужно поздороваться. А здороваться мы будем особенным способом.                                                                                 1. Ритуал приветствия (1,5 мин)                                                                                                                                                         Дай ладошечку, моя крошечка.                            Ребенок подает ладошку.                                                                                              Я поглажу тебя по ладошечке.                            Поглаживает ребенка по ладошке.                     Дай ладошечку, моя крошечка.                            Ребёнок подаёт ладошку.                                                                                                 Я поглажу тебя по ладошечке.            Поглаживает по ладошке.                                                                         На ладошечку, моя крошечка.                Подает ладошку ребенку.                                   Ты погладь меня по ладошечке.                         Ребенок поглаживает взрослого по ладошке.                                                        На ладошечку, моя крошечка.                             Подает ладошку детям.                                              Ты погладь меня по ладошечке.                          Дети поглаживают психолога по ладошке.                                           Посмотри-ка! Не успели мы поздороваться, а к нам уже пришли гости— веселые Мячики. (Достает корзину с маленькими мячами.) И все они очень хотят поиграть. (Дает по мячу)                                                                         2.Расслабляющие упражнения (45 с)                                                                                                                                     Взрослый и ребёнок сидят на полу напротив друг друга. Взрослый прокатывает мячик по ногам и рукам ребенка. Ребенок проделывает то же по отношению к взрослому. При этом действия сопровождаются речевкой.                                                                                                                                                                       Психолог.                                                        Тише, мяч, не торопись.                                                                                                                                                                       Ты по ручкам прокатись,                                                                                                                                                                             Ты по ножкам прокатись                                                                                                                                                                                   И обратно возвратись.                                                                                                                                                                  3.Учебно-игровые упражнения (2,5 мин)                                                                                                                            Взрослый с ребёнком сидят вокруг большого надувного мяча, кладут на него по одной ладошке. Психолог читает стихотворение, все ритмично хлопают по мячу.                                                                Психолог.                                                         Друг веселый, мячик мой,                                                                                                                                                                 Всюду, всюду ты со мной!                                                                                                                                                                     Раз, два, три, четыре, пять,                                                                                                                                                                    Хорошо с тобой играть!                                                                                                                                                                      Психолог предлагает превратиться в мячик  и попрыгать. Ребёнок прыгает, пока психолог не прекратит читать стихотворение.                                                                                                                                                                        Мой веселый, звонкий мяч,                                                                                                                                                                  Ты куда пустился вскачь,                                                                                                                                                                     Желтый, красный, голубой,                                                                                                                                                          Выбирай себе любой.                                                                                                                                                                  4.Релаксация (45 с)                                                                                                                                                                  Педагог: Ох, какой озорной мячик. Сюда, сюда.                                                                                                                                     Мы, как мячики, скакали.            Ребёнок ритмично ударяют ладошками по ладошкам взрослого.                                                                                                                                      Очень сильно мы устали.                 Ребёнок склоняет голову на плечо взрослого, взрослый обнимает его, поглаживает по голове.                                                                                                                                                                           Мы немножко отдохнем.         Все наклоняются вперед, руки тянут вперед, голову  склоняют к коленям.                                                                                                                                                                                                                             И опять играть начнем.                   Все хлопают в ладоши.                                                                                                                                               5. Учебно-игровые упражнения (2,5 мин)                                                                                                                   Педагог: Посмотрите-ка, наши мячики-шалунишки укатились в лужу (показывает на таз с водой, в котором плавают мячики) и не могут оттуда выбраться. Давайте им поможем. Ребёнку даётся сачок, чтобы поймать мяч. По ходу выполнения задания психолог подходит к ребенку, помогает скоординировать действия. «Спасенные» мячики насухо вытирают полотенцем и кладут в корзинку.                                                 6.Релаксация (45 с)                                                                                                                                                                        Взрослый держит ребёнка за руки, оба приседают. Педагог:                                                                                                                                       Мячик-шалунишка в лужу упал.      Дети падают на бочок на макет картонной лужи.                                                 От воды весь мокрый мячик наш стал.     Взрослый дотрагиваются до ребёнка и стряхивает «воду» с рук.                                                                                                                 Из воды мы мяч достали.                             Взрослый поднимает ребёнка.                                                                        Полотенцем вытирали                                  Имитируется вытирание.                                                                                Вот теперь он стал какой!                            Взрослый показывает на ребенка двумя вытянутыми руками.                                                                                                                                               И красивый, и сухой!                                  Обнимаются.                                                                                                    7.Игры с правилами (2,5 мин)                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Педагог: Какие чистые, сухие и красивые стали малышка и мячики. А давайте научим наши мячики, как нужно играть, чтобы всегда оставаться чистыми и красивыми. Проводятся игры: «Попади в корзину», «Прокати в воротца», «Поймай мяч» (по 40-50 с на каждую из игр).                                                                                                                                      8.Релаксация (30 с)                                                                                                                                                                                                             Педагог: Взрослый и ребёнок, сидя на полу, на каждое названное  действие загибают палец на руке.                  

Веселились мы, играли,                                                                                                                                                          Дружно бегали, скакали,                                                                                                                                                                         Мяч из лужи доставали.                                                                                                                                                                       Ох, как сильно мы устали.            Разводят руки в стороны, наклоняются вперед.                                                               9. Ритуал прощания (45 с)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Педагог:

А теперь я хочу научить вас, как мы будем прощаться после каждого занятия.                                                                Дружно хлопнули в ладоши.                    Все хлопают в ладоши.                                                                                  Вместе топнули ногой.                                Все топают ногой.                                                                                                      Все, во что мы здесь играли...                    Берутся за руки и подпрыгивают.                                                                       Мы запомнили с тобой.                       Берутся руками за головы и покачивают ими из стороны в сторону.                                                                                                                           До свиданья всем сказали.                          Все машут рукой.                                                                               Отправляемся домой                                    Все выходят из зала.

Учет и анализ результатов психокоррекционных занятий фиксируются психологом в «Журнале учета психокоррекционных занятий».

 Ф. И. ребёнка

Номер занятия

Поведение на занятии

Взаимодействие со взрослым

Поведение вне занятий

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Литература:

1. А. Корниенко «Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка». И: ООО «Рама Паблишинг», 2012г. 84с.

2. И. В. Ковалева «Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа» И: Айрис-Пресс, 2007 г. 48с.

3. Г. Гаспарова  «Агрессивные дети». Дошкольное воспитание, 1988г. №8.

4. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению». И: Ярославль, 1996г. 240с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста.

В этом небольшом докладе описаны некоторые методы, приемы  и средства, которые я использую в своей работе для профилактики детского агрессивного поведения....

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста.

В статье рассматривается содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности психического здоровья детей раннего возраста, раскрыты основные принципы оздоровительно-развивающей р...

Самодельные массажные коврики как средство профилактики плоскостопия для детей дошкольного возраста

Доказано, что каждый внутренний орган связан с наружными покровами организма рефлекторными путями. На стопе, как на распределительном щите, сходятся проекционные зоны всех органов и систем. Надавливая...

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей».

«Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста через организацию клуба для родителей»...

Консультация на тему «Игра как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста»

Консультация о средствах профилактики агрессивного поведения у детей раннего возраста- игре....

Игры для профилактики агрессии у детей раннего возраста.

Игры для профилактики агрессии у детей раннего возраста....