Развитие мелкой моторики
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Осинцева Ирина Алексеевна

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.

https://ideimamam.ru/images/wp-content/uploads/2019/05/Foto-3-Zanyatiya-s-mamoj.jpg

Как известно, развитие мелкой моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить речевое развитие детей: улучшить качество речи, чёткость звуков, расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Зная этапы развития мелкой моторики, родитель сможет понять, как развивается ребёнок в моторном плане, нет ли необходимости обратиться к специалисту.

        
⏳2-3 месяца. На этом этапе ребенок активно интересуется окружающим его миром, изучая его через осязание. Он проявляет интерес к предметам и игрушкам, хватает родителей за пальцы, ощупывает свое тело. Все это дает ему четкое разграничение, где он, а где окружающие его объекты.

        
⏳3-6 месяцев. Малыши тянут свои руки в рот, что совпадает с этапом прорезывания первых зубов, т.е. ребенок пытается таким образом избавить себя от зуда. Это одни из первых его осознанных движений в жизни. Малыш начинает уже сам тянуться к игрушкам и предметам, которые вызывают у него интерес.

        
⏳8-12 месяцев. Активное взаимодействие с предметами – малыш берет их, перекладывает из одной руки в другую. Может складывать вещи в коробку. Как правило, он берет предметы указательным и большим пальцем.

        
⏳1 год. Дети активно подражают взрослым. К примеру, он может увидеть, как мама толкает ему игрушечную машинку и повторить за ней это действие. Ребенок начинает рисовать, но пока это не выглядит чем-то сформированным и осознанным.

12-18 месяцев. С этого возраста ребенок уже умеет держать в руках карандаш, ложку и т.д. Дети могут сами снять обертку с конфеты. Начинаются более активные игры, постройка башен из кубиков и т.д.

⏳18-24 месяца. Ребенок может переворачивать по одной странице из книги, а не все сразу. На этом этапе уже есть понимание формы предметов, т.е. ребенок может поместить пирамидку (кубик, шар) в соответствующее отверстие. У некоторых детей получается переливать воду из одной емкости в другую.

        
⏳24-36 месяцев. Ребенок может быть занят игрой с пластилином, работой с песком и глиной. Дети уже открывают ящики у стола, могут достать оттуда все содержимое. Улучшаются навыки рисования – теперь это уже не хаотичные линии, а простейшие фигуры.

3-4 года. Дети уже могут обводить контуры, строить более высокие постройки из кубиков.

4-5 лет. Дети могут раскрашивать картинки, рисовать карандашом. Как правило, на этом этапе ребенок активно лепит из пластилина, может переписывать печатные буквы и сам завязывать шнурки. Рисунок становится более осознанным – на доме может появится труба, окна и т.д.

5-6 лет. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого).

33 игры для развития мелкой моторики

1. Правило самой полезной игры на развитие мелкой моторики для детей связано с захватом предмета максимальным количеством пальцев и проталкивание этого предмета с усилием через сопротивление.

Поэтому, всё что возможно сжимать: вата, помпоны, резиновые шарики, пластилин, а также резиновые фигурки, большие пуговицы и подобные предметы мы используем для развития моторики.

2. Игра «Перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую»

Для игры можете взять емкость, пластиковую бутылку и пробки из-под вина. Попросите малютку переложить пробки из одной емкости во вторую. Можно использовать бутылку из-под молока с широким горлышком.

3. Ещё одна увлекательная игра для мелкой моторики: распределение цветных помпонов по ячейкам формы для выпечки. Эта игра для деток, которые учат названия цветов и различают их.

Малышу даётся много разноцветных помпонов, а он их раскладывает по ячейкам, сортируя по цветам.

4. Для игры вам понадобятся:

- контейнер для яиц

- палочки для коктейлей (желательно разноцветные)

- рулоны из-под туалетной бумаги, разрезанные на кольца.

Проткните отверстия в каждой ячейке для яиц. Попросите малыша вставить в них палочки для коктейлей, а затем надеть кольца, вырезанные из рулонов туалетной бумаги.

5. Подготовьте все необходимое для этой игры! На доску для лепки прилепите шар пластилина, воткните в него деревянную палочку или шпажку. Попросите кроху надеть на нее кольца печенья.

6. Игра очень похожая на предыдущую игру, только к комочку пластилина крепится коктейльная трубочка и на нее малыш нанизывает сырые макаронные изделия.

7. Игра на улице, которая поможет ребенку выучить цвет, развить внимание, координацию движения и моторику!

Разноцветными мелками вместе с малышом нарисуйте на асфальте круги и попросите малыша стать в кружок названного вами цвета или чтобы он сам называл вам цвет, а вы вставали бы в этот круг.

8. Дайте карапузу пластиковую бутылку и попросите ее наполнить разноцветными помпонами, шариками, кусочками ворсистой проволоки, цветными лентами и т.д.

9. В вертикальном положении на небольшом расстоянии от пола прикрепите или приклейте к стене картонную трубку из-под бумажных полотенец. Под ней поставьте пустой контейнер или емкость. Игра заключается в том, что малыш будет заполнять емкость, вкладывая помпоны или шарики в трубу.

10. Игра заключается в том, что ребенок будет кулинарными щипцами брать кубики или пластиковые фигурки и собирать их в пластиковую банку или контейнер.

11. Еще один вариант игры – это рассыпать на поднос разноцветные помпоны или пуговицы, а затем попросить малыша собрать их в емкость или пластиковую бутылку.

12. Малыш учиться протягивать пуговицу в отверстие. Для этой игры нарежьте разноцветные ткани на маленькие отрезки, в середину сделайте надрез. Попросите ребенка продеть пуговицу через отверстие.

13. Большое количество крупных разноцветных пуговиц нанизывать на шнурок.

14. Суть игры состоит в том, что юный художник будет макать мочалку в разноцветные краски и делать отпечатки на бумаге, картоне или на кафеле. Краску можно легко смыть растительным маслом или водой.

15. Картонную трубку из-под туалетной бумаги или бумажных полотенец разрежьте на цилиндры одинаковой длины. Раскрасьте их разноцветными красками. В процессе раскрашивания должен принимать участие и ребенок.

Затем дайте малышу веревку и попросите нанизать на нее разноцветные цилиндры. Последовательность цветов называете Вы или решает ребенок!

16. Еще одна игра, когда малыш может научиться нанизывать фигуры на веревку! Для этого вырежьте из поролона фигуры в виде катушек и попросите малютку нанизать их на веревку.

17. Научите ребенка прищипывать прищепки. Для этого возьмите ведро и к его верхнему краю малыш будет прищипывать прищепки. Прищепки совместно можно разукрасить.

18. Раскрасьте лист картона в разноцветные полоски. Затем, в те же цвета раскрасьте прищепки. Когда краска высохнет, попросите малыша прищипнуть прищепку так, чтобы ее цвет соответствовал цвету полосы.

19. Распечатайте в компьютере картинки с изображением фруктов или овощей, сверните их трубочкой и склейте по краям клеем или скотчем. Поставьте их вертикально на стол. Малыш должен будет мячиком или бумажным шариком сбить эти цилиндры, чтобы собрать урожай.

21. Игра заключается в том, что малыш вкладывает разноцветные пластиковые яички в контейнер для яиц. На яичках можно нарисовать разные выражения эмоций: радости, грусти, удивления, веселья, испуга, сонливости, согласия и т.д.

22. Учим малыша пользоваться молнией. Для этого к картону приклейте несколько разноцветных молний и покажите вашему ребенку: как правильно расстёгивать и застёгивать молнию.

23. Распечатайте принтером или нарисуйте геометрические фигуры на листе бумаги, а затем попросите малыша наклеить на них наклейки соответствующей формы. Для начала покажите: как правильно это сделать.

24. Детям очень нравится играть с водой, поэтому предлагаю организовать игру с водой.

Поставьте две емкости, в одну из них налейте воду.

Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть нею переливает воду с одной емкости в другую.

25. Игра «Пронизываем нить в отверстия канвы»

Дайте ребенку нить или тонкий шнурок и покажите, как пронизывать его через крупные отверстия ткани. Будет намного удобнее, если натянуть эту ткань на пяльце.

26. Дайте ребенку одноразовые палочки для коктейлей и попросите засунуть их в отверстия дуршлага.

27. Игра очень похожа на предыдущую! Разница только в том, что вместо палочек для коктейлей вы дадите ребенку ушные палочки. Детям нравится заполнять все отверстия дуршлага ушными палочками. Отличная игра на развитие мелкой моторики рук.

28. Заворачиваем в фольгу предметы или игрушки, а затем перемешиваем из и на ощупь пробуем угадать, что внутри.

29. Игра и магнитами. Дайте ребенку большое количество красивых, ярких магнитиков и покажите: как прикреплять их к разным поверхностям, например, к пластиковой миске, к кастрюле, к стиральной машине и т.д. Соедините магнитики друг с другом и через лист бумаги. Покажите, что не все магнитике соединяются друг с другом и не ко всему прикрепляются.

30. Для этой игры понадобится вата, пинцет и емкость для заморозки воды. Объясните своему ребенку, что ему нужно будет пинцетом брать вату и перекладывать ее в ячейки контейнера. Потом несколько ватных шариков можно слегка смочить. Продолжать перекладывать ее и сравнить мокрую вату с сухой. Можно разыграть сказку “Колобок”, где ватный шарик перемещается со смыслом.

31. Игра с разноцветными перышками

Вместе с малышом раскрасьте перышки в разные цвета, на бумаге нарисуйте небольшие разноцветные кружочки. Игра заключается в том, что ребенок вставляет перышко в тот кружочек, который соответствует цвету перышка.

32. Раскрутите крышки из разных тюбиков, бутылочек и т.д., выложите их в хаотичном порядке, а затем попросите малыша закрутить крышечки на каждую емкость. Причем крышечка должна соответствовать емкости.

33. Учимся прикреплять скрепки, а также учим цвета

Для игры вам понадобятся цветные скрепки и кружочки, вырезанные из цветного картона. Попросите малыша прикрепить скрепки на кружочки так, чтобы их цвета совпадали.

Успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики.Влияние мелкой моторики рук на развитие ребенка

Развитие мелкой моторики Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ...

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет. Самомассаж кисти и пальцев рук. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет    Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...

Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....

Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей

Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...