Консультация для педагогов "Агрессивные дети. Гиперактивные дети. Что делать?"
консультация по коррекционной педагогике

Полева Галина Петровна

Все дети разные и все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, необходимо иметь представление о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это – агрессивные и  гиперактивные  дети. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnye_deti._agressivnye_deti._chto_delat.docx41.67 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области        

 средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский    Самарской области

(ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика)

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ. ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ. ЧТО ДЕЛАТЬ?»

(консультация для воспитателей)

                                                                                                                               

Педагог-психолог:

Полева Г.П.

п.г.т. Стройкерамика 2023-2024 учебный год

Гиперактивные дети. Агрессивные дети. Что делать?

Все дети разные и все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, необходимо иметь представление о некоторых категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это – агрессивные и  гиперактивные  дети. В каждой группе встречается хотя бы один такой ребенок.

Агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Портрет агрессивного ребенка:

  • он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает  игрушки;
  • намеренно употребляет грубые выражения, нецензурную лексику;
  • “гроза” детского коллектива, источник огорчений воспитателей и  родителей;
  • этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять;
  • его поведение – это отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события;
  • он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников, но, к сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше он не знает;
  • ему кажется, что весь мир хочет обидеть именно его;
  • эмоциональный мир недостаточно богат, в палитре его чувств преобладают мрачные тона;
  • очень часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он  не знает. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Выделяют следующие виды агрессии:

  1. Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  3. Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.п.);
  4. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
  5. Негативизм (оппозиционное поведение).

Надо осознать, что агрессия может быть доброкачественной и злокачественной. В первом случае она оправдана действиями окружающих: ребенок ведет себя агрессивно, потому что он защищается. Во втором — внешних оснований для такого поведения нет. Поведение ребенка в первой ситуации может быть оправдано обстоятельствами (не было другого способа защитить себя). Но дети обладают меньшим опытом и потому часто принимают обычную ситуацию за опасную, экстренную. Кроме того, у них меньше навыков «разруливать» ситуации. Нужно целенаправленно учить детей договариваться друг с другом с раннего возраста.

Совсем другое дело — агрессия злокачественная. Здесь причины могут быть разные, в том числе и различные отклонения. Во всяком случае, такой ребенок обязательно должен быть осмотрен педагогом-психологом. Поведение может объясняться каким-либо заболеванием, которое лучше выявить на ранней стадии.

Причины агрессивного поведения:

  • Нарушения эмоционально-волевой сферы:

-неумение ребенка управлять своим поведением;

-недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.

  • Неблагополучная семейная обстановка:

- отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

-нет единства требований к ребенку;

- ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

- физические (особенно жестокие) наказания;

-асоциальное поведение родителей;

- плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения.

  • Психологический климат в образовательном учреждении.

Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения заключается в следующем:
1.необходимо доносить информацию до родителей агрессивного ребенка;
2.обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
3.необходимо обучать высказываться ребенка о своем гневе;
4.обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях (через упражнения, психологические игры);
5.отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (большая роль родителей в обговоре этих ситуаций);
6.формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям.
Просвещение семьи можно проводить только в случае осознания ее членами проблемы! Невозможно разрешить проблему, если родители отрицают ее наличие у ребенка.

Работа воспитателей с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам  выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой  в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование        способности        к        эмпатии,        доверию,        сочувствию, сопереживанию и т.д.

Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления физической агрессии:

1. В том случае, когда взрослый видит, что ребенка уже некогда отвлекать и нападение вот-вот состоится — наилучшей реакцией взрослого будет просто отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такое поведение не позволено.

2. Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения       (важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием).

3. У агрессивного ребенка необходимо стимулировать возникновение гуманных чувств по отношению к обиженному им ребенку («Саша, неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.

Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления вербальной агрессии:

Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

1. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.

2. Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для эффекта, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время — один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.

3. Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое, неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной неодобрительной тирады. Также лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернословия.

4. Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани — слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.

5. Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научатся не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.

В группе необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными.

Методы арт-терапии для снижения агрессивного поведения

Мятый лист (ситуативное применение)

При проявлении агрессии - предложите взять лист бумаги и как можно сильнее смять его. Затем расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства. Если случайно лист порвется или захочется его выбросить, то такое поведение имеет место быть. Для детей раннего возраста больше подойдут бумажные салфетки.

Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и предложите ребенку нанести с помощью акварели рисунок. Следует предложить поэкспериментировать с цветами, понаблюдать как они смешиваются, растекаются. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое заимодействие, обмен впечатлениями, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

Монотипии

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.

Отпечатки

Предложите использовать любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными с участка, отпечатки частей тела,  аксессуаров и пр.

Техника раздувания краски

Предложите нанести на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, использовать различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуть через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

Чернильные пятна и бабочки

Капнуть чернилами или красками на тонкую бумагу и предложить свернуть лист трубочкой или сложить пополам, развернуть лист и посмотреть на образ. Обсудить результаты работы.

Рисование пластилином

Предложить растирать пластилин по листу бумаги или картонке, пока не получится какой-либо образ, затем создать рисунок. Для детей раннего возраста лучше использовать заготовленные картинки. Вместо пластилина можно пользоваться соленым подкрашенным тестом.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

 Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным.  Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.

Гиперактивность.

Всё чаще в группе появляются очень активные дети. Такой ребёнок находится в постоянном движении. Он не может играть в спокойные игры и некоторое время заниматься чем-то определённым, всегда нацелен на движение. Что это? Болезнь, пробелы в воспитании ребёнка, допущенные родителями, или некомпетентность педагога? Что делать воспитателю, родителям, чтобы исправить ситуацию? Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих. Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать свое поведение самостоятельно он не может.

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения. 3 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей:

1. Биологические факторы

Это церебрально-органические факторы, т.е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • нарушения течения беременности и родов;
  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробная гипотрофия;
  • беременность до 20 лет и после 40;
  • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

2. Генетические факторы

  • Наследственность СДВГ подтверждается у 50 % людей с этим синдромом.

3. Психосоциальные факторы

  • Низкое социальное положение семьи
  • Алкоголизм родителей
  • Тяжелые разногласия между родителями

4. Экологические факторы (они скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими)

     Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы.

В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

  • недостаток белков в рационе ;
  • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
  • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70 % гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).

Диагностика СДВГ

Поставить диагноз СДВГ ребёнку может только врач – психиатр или невролог. Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту. Врач разбирается с симптомами, ставит диагноз, прописывает лечение и в зависимости от особенностей проявления трудностей рекомендует занятия с психологом, дефектологом, логопедом. Чтобы помочь такому ребёнку воспитатель, родители, специалисты, врачи должны взаимодействовать друг с другом и действовать совместно.

Правила поведения педагога с гиперактивным ребёнком:

* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;

* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;

* сажать за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

* давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.);

* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свою радость, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.

Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у гиперактивного ребенка?

1. Не опекать чрезмерно такого ребенка.

2. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня.

3. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении вопросов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать.

4. Ребенок должен иметь возможность высказывать собственные пожелания.

5. Повторять обговоренный режим изо дня в день.

6. Включить в обиход функцию контроля времени – таймер, который  необходимо установить  заблаговременно до какого-либо задания (ребенок привыкает работать, планируя свои действия).

7. Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анализировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать житейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев).

При игре с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности таких детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (концентрировать своё внимание на деталях), трудности в ожидании своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к маленьким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.

 Вот некоторые примеры таких игр:

«Черепаха» -  для контроля за своими движениямидвижение ребёнок начинает от противоположной стены к взрослому, как черепаха – медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2 – 3 минуты дается новая команда – остановиться, «замереть». Если игра проходит в группе, то побеждает тот, кто оказался дальше всех от взрослого. Можно повторить игру несколько раз, и обсудить её (что мешало двигаться медленно, и что помогло выполнять команды);

«Клубочек» - для обучения саморегуляции: расшалившемуся ребенку надо смотать в клубок яркую пряжу (веревку), причем размер клубка с каждым разом увеличивается, сообщая при этом, что пряжа (веревка) волшебная – она поможет ему успокоиться, не огорчаться, не уставать и не «заводиться», как только он начнет её сматывать;

«Птичка» - на развитие мышечного контроля: дать ребенку в ладошки маленькую, хрупкую пушистую птичку (иную игрушку), он должен подержать её в ладошках, защитить от коршуна, погладить, поговорить с ней, сказать добрые слова и успокоить ее. В дальнейшем игрушку можно не класть, а напомнить ребенку о ней и предложить успокоить ее снова, просто сложив ладошки и сев на стул;

«Что нового» -  игра для обучения концентрировать внимание на деталях: взрослый рисует геометрическую фигуру, по очереди (если в группе, то дети) к фигуре дорисовываются детали, создается тем самым картинка. Когда кто- то пририсовывает детали,  остальные глаза закрывают, и после их открытия находят новое в рисунке. Чем дольше игра, тем сложнее;

«Ласковые лапки» -  игра для снятия напряжения мышечных зажимов, снижения агрессивности: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.

Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.

«Кричалки—шепталки—молчалки» - игра на развитие наблюдательности, умения действовать по правилу: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Детям с СДВГ показано работать с красками, глиной, заниматься творчеством.

Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно проиграть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Например, разыгрывается, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой. А потом — положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки должны усложняться, разнообразиться, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. 

Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, терпение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Дети видят, дети подражают"

Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их....

Консультации для родителей "Воспитание гиперактивных детей"

Консультации для родителей "Воспитание гиперактивных детей"...

Консультация "Развивающие игры для гиперактивных детей"

   В основе изменения поведения дошкольника в сторону гипердинамического развития лежат врожденные нарушения деятельности ЦНС, минимальные поражения головного мозга, родовые травмы ра...

Консультация родителей, рекомендации воспитания гиперактивных детей

Гиперактивные дети Некоторые родители сталкиваются с тем, что их ребенок ведет себя уж очень активно и не может долго удержать произвольное внимание на поставленных задачах. Таким деткам очень сложно ...

Консультация для воспитателей «Особенности гиперактивных детей»

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходо...