НОД педагога с детьми старшей логопедической группы по организации коррекционной работы с использованием предметно-развивающей среды "Звери наших лесов"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушением  речи, помимо общеобразовательных задач   решает целый  ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорой, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Педагог занимается коррекционной работой на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду, в том числе и во второй половине дня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zveri_nashih_lesov.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная  образовательная деятельность

педагога с детьми старшей логопедической группы

по организации коррекционной работы

с использованием предметно-развивающей среды  

 

Тема: «Звери наших лесов»

 

Цели: Социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Задачи:

1.Развитие лексико-грамматических средств речи.

2.Формирование правильного звукопроизношения.

3.Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

4.Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

5.Подготовка к обучению грамоте.

        Ход занятия

  1. Пальчиковая гимнастика с элементами кинезеологии

У зверей четыре лапы.

поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках

Когти могут поцарапать.

пальцы двигаются как коготки

Не лицо у них, а морда.

соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз

Хвост, усы, а носик мокрый.

волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа

И, конечно, ушки

растираем ладонями уши

Только на макушке.

массажируем две точки на темени

  1. Артикуляционная гимнастика «В лесу».

Педагог показывает все упражнения сам, а затем дети повторяют под счёт.

1. Артикуляционное упражнение «Лисичка»

Побывали мы в лесу,

Повстречали там лису.

У лисы мордочка острая длинная,

Вот такая...

Вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд.

2. Голосовое упражнение «Волк рычит»:

За сосною волк сидел,

На нас внимательно глядел.

Рычал волчище,

Показывал зубища.

Длительно произносить звук «Ы». Для этого рот открыть, зубы скалить. При выполнении упражнения напрячься, руки сжать в кулаки.

3. Артикуляционное упражнение «Волк»

А потом зубами щелк,

Чтобы знали  кто здесь волк.

Наморщить нос. Сделать оскал, обнажив два ряда зубов, а затем пощелкать зубами.

4. Голосовое упражнение «Медведь ревет»:

Под малиной спал медведь,

Как проснулся, стол реветь.

Длительно произносить звук «Э» при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед.

5. Дыхательное упражнение «Зайчишка-трусишка».

Услыхал тот рев зайчишка

И помчался прочь вприпрыжку!

Через чащу проскакал,

Сел под кустиком - устал.

Рева больше он не слышит,

Но дрожит и еле дышит. Вот так…

Делать глубокий вдох носом и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями — увеличением в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

6. Артикуляционное упражнение «Зайчишка»: 

Смотрит зайчик в огород.
Что на грядках там растет?
Вот горох, морковь, капуста...
В огороде стало пусто

Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы - резцы. Пощелкать зубами.

7. Дыхательное упражнение «Ежик»:

Еж пыхтит и морщится:
- Что я вам - уборщица?
Лес никак не подмету...
Соблюдайте чистоту!

Несколько раз подряд кратко произносить звук «Ф-ф-ф...». Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней прикасаться к верхним зубам.

 

8. Артикуляционное упражнение «Орешки»:

Скачет белочка по веткам

Соберёт орешки деткам.

Ведь бельчата-сладкоежки

Обожают грызть орешки..

Кончик языка упирается то в правую, то в левую щеку.

9. Упражнение для развития чувства ритма « Дятел»:

В чаще слышится тук-тук,
Значит с деревом недуг.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу дятел.

Попробуем повторить его необычную песенку.

Педагог отстукивает карандашом определённый ритм и по очереди просит каждого из детей сначала послушать, а затем повторить по памяти заданный вариант  ритмического рисунка.

 

Варианты ритмов: тук — тук-тук (I П), тук-тук — тук (П I), тук — тук — тук (III), тук-тук— тук-тук (П П).

  1. Работа над интонацией.

ВОСПИТАТЕЛЬ                        ДЕТИ

Волк живёт в глухом лесу?                Волк живёт в глухом лесу.

Волк живёт в глухом  лесу?                Волк живёт в глухом лесу.

Волк живёт в глухом лесу?                 Волк живёт в глухом лесу.

Волк живёт в глухом лесу?                Волк живёт в глухом лесу.

Волк живёт в глухом лесу?                 Волк живёт в глухом лесу.

        4.  Игра  «Четвёртый лишний»

лиса, белка, бегемот, волк

дупло, скворечник, логово, нора,

медведь, звери, олень, кабан

волк, заяц, олень, белка

лисий, беличий, коровий, волчий

волк, брюхо, клыки, лапы

  1. Речевая гимнастика.

Действия выполняются в соответствии с текстом.

У нас славная осанка -                        Носом вдох, а выдох ртом,

Мы свели лопатки.                                     Дышим глубже, а потом-

Мы походим на носках                          Шаг на месте не спеша.

И пойдём на пятках.                                  Это правая рука,

Пойдём мягко, как лисята.                           Это  левая рука.

Ну, а если надоест,                                 Справа - шумная дубрава,

То пойдём все косолапо,                        Слева - быстрая река.

Как медведи ходят в лес.                        Повернулись мы и вот

Ножками затопали,                                   Стало всё наоборот:

Зашагали по  полу.                          Слева – шумная дубрава,

Наклонились, сели,                                   Справа – быстрая река.

А ещё и  встать сумели.                Неужели стала правой наша левая рука?

  1. Задания для индивидуальной деятельности

(Все задания соответствуют лексической теме)

1.Шнуровка, пазлы, домино, штриховка, раскраски.

В соответствии с лексической темой.

2. Выкладывание из бусинок контура.

Предлагаются картинки с изображением животного или буквы.

3. Сухой бассейн «Найди  жителей леса».

Невысокий контейнер наполнен горохом, в который закопаны мелкие фигурки домашних и диких животных. Можно поставить слева от коробки домик, а справа  деревья и поселить животных по месту их обитания.

4. Работа с планшетами «Напиши знакомую букву резинками», «Сделай узор по образцу»

Используются планшеты с 16 опорными точками (4х4) и резинки большого размера.

5. Звуковой анализ с использованием картинок и прищепок.

Необходимо определить, что изображено на картинке. Затем, закрепляя прищепки красного, зелёного и синего цвета на нижней части картинки, выполнить звуковой анализ данного слова.

6. Найди в песке картинку и подбери к ней необходимую звуковую схему.

На дно контейнера помещаются необходимые картинки, затем картинки накрываются оргстеклом и сверху насыпается прокалённый песок. Ребёнок одним пальчиком ищет в песке изображение и подбирает к данной картинке схему слова, используя предложенные варианты схем.  

7. «Соединялки».

На листе бумаги помещаются картинки (в соответствии с лексической темой) и схемы слов.  Данный лист помещается в файл. Дети с помощью фломастера на водной основе соединяют картинку с подходящей схемой. Выполненное задание легко убирается влажной тряпочкой и задание может выполнять следующий ребёнок.

8.Работа в тетрадях

Для тех детей, которые не успели выполнить задания на занятии с логопедом. 

7. Диалоги

Слова разучиваются с детьми заранее.

I.Сорока и заяц

-Вот тебе бы, заяц, да лисьи зубы!

-Э-э, Сорока, всё равно плохо…

-Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

-Э-э, Сорока, невелико счастье!

-Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!

-Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

-Душа-то у меня всё равно заячья…

                        Н.Сладков

Педагог: Назови гласные звуки в слове НОГИ, ЗУБЫ.

II.Сорока и медведь

-Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?

-Я-то? Да ем. 

-А утром?

-И утром.

-А днем?

-И днём ем.

-А вечером?

-И вечером.

-А когда же ты не ешь?

-Когда сыт бываю.

-А когда ты сыт бываешь?

-А никогда.

        Н.Гладков

Педагог: Раздели на слоги  слова УТРО, СУТКИ

 III.Лиса и волк

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую лису.

-Лизавета, здравствуй!

-Как дела, зубастый?

-Ничего идут дела, голова ещё цела.

-Где ты был?

-На рынке.

-Что купил?

-Свининки.

-Шерсти клок, ободрали правый бок.

 Хвост отгрызли в драке.

-Кто отгрыз?

-Собаки.

-Жив ли милый куманёк?

-Еле ноги уволок.

Как, лиса, твои дела?

-На базаре я была.

-Что ты так устала?

-Уток я считала.

-Сколько было?

-Семь с восьмой.

-Сколько стало?

-Ни одной!

-Где же эти утки?

-У меня в желудке.

Педагог: Назови  по порядку все звуки в слове ЛИСА, ВОЛК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей логопедической группы

Это занятие давалось мной на высшую квалификационную категорию. Это было еще до введения новых правил аттестации....

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией образовательных областей «Для чего нужен язык»

Непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией образовательных областей «Для чего нужен язык»Цель: ...

НОД педагога с детьми старшей логопедической группы с интеграцией познавательных областей.Тема "Бумага и ее свойства"

Занятие интегрированное, можно провести в рамках "Дня открытых дверей". Используется презентация, которую представляет ребенок. Цели презентации: знакомство со с...

Конспект занятия с детьми старшей логопедической группы придумывание сказки "Снежинка" с использованием приема разрезных картинок .

В процессе  работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.Работая с детьми старшей...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Животные наших лесов».

Цель: познакомить детей с жизнью растений и животных осенью.Задачи:         1. Образовательные:формировать навыки связных речевых высказываний, правильного звук...