Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Основные принципы и подходы
консультация по коррекционной педагогике

Быковская Виктория Николаевна

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными. В материале раскрыты основные подходы в коррекции поведения гиперактивных детей, представлены практические способы взаимодействия педагога и ребенка, игры на преодолениеи поведенческих нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_giperaktivnye_deti.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 "Аистёнок" Старооскольского городского округа

Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Основные принципы и подходы

                                                                  Быковская В.Н.,

                                                                  воспитатель

Прежде всего необходимо отметить, что эффективность коррекционной работы с гиперактивными детьми зависит от взаимодействия всех специалистов ДОУ: педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре. Комплексный характер помощи детям с СДВГ включает:

- консультирование родителей;

- педагогическую и социально-педагогическую работу с ребёнком;

- обеспечение развития двигательных функций ребенка;

- психологическую помощь;

- медикаментозную поддержку (при необходимости).

Воспитателю, так же, как и  родителям, отводится ведущая роль в процессе адаптации  гиперактивного ребенка  к жизни в обществе. Чтобы успешно справиться с этой ролью, взрослому необходимо понимать, что поведение гиперактивного ребенка: его повышенная активность, невнимательность, импульсивность в поступках и в выражении чувств - это не «вредность» и «невоспитанность», а результат особенностей функционирования его нервной системы.

Первое, что необходимо сделать педагогу - это установить доверительные отношения с малышом. Когда гиперактивный ребенок чувствует, что его воспринимают всерьёз, уделяют достаточно внимания, то он проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени.

Гармоничные отношения со взрослыми-родителями, воспитателями - являются одним из условий успешной адаптации гиперактивного ребенка к жизни в обществе, постепенного освоения произвольных форм поведения.

Основные принципы и  подходы к работе с гиперактивными детьми.

  1. Рациональная организация режима дня и деятельности

Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце.

  1. Тренировка одной функции

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Поэтому, сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, для того, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, взрослые должны постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. В другой раз, в подходящей ситуации, можно будет тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

  1. Разделение занятия на короткие периоды

Воспитателям в группе, где есть гиперактивные дети можно разделять каждое занятие на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

  1. Необычность поведения педагога

Чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое.

  1. Ситуация успеха (повышение самооценки)

Гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие - повысить познавательную мотивацию). Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в группе по некоторым вопросам.

  1. Работа под контролем взрослого

Такой ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

  1. Тактильный контакт

С этой целью, можно посадить ребенка рядом с воспитателем. Педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

  1. Подготовка ребенка к смене рода деятельности на занятии

Взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий. Воспитатель за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось 3 минуты».

Договариваться с гиперактивным ребенком о тех или иных действиях заранее необходимо в любой подходящей ситуации, которая возникает в повседневной жизни. И неоценимую помощь в этом способны оказать короткие, четкие и конкретные инструкции.

  1. Введение правил, инструкций

Желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям. Для этого можно использовать следующий прием. Когда педагог дает детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребенка «озвучить» правило его выполнения, рассказать сверстникам, как и что надо сделать. А для получения более эффективного результата можно еще до начала работы обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.

  1. Поощрения и наказания

Система поощрений и наказаний для гиперактивных детей, должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной.

  1. Моментальное поощрение ребенка

Необходимо учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения, который мы используем в своей группе это звёздочки-наклейки.

  1. Учебная нагрузка и переключение внимания на разные виды деятельности с возможностью предоставления ребенку права выбора

Нагрузка гиперактивного ребенка должна соответствовать его возможностям.

  1. Хладнокровие педагога

Требование к хладнокровию, терпению и выдержке взрослого связано с особенностями развития гиперактивных детей. Действительно, поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. Поэтому педагоги должны в любой ситуации оставаться спокойными и помнить о том, что нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде, чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

При построении образовательной деятельности необходимо учитывать особенности психоэмоционального развития гиперактивных детей  и создавать наиболее благоприятные условия для развития, а именно:

  • Гиперактивный ребенок должен всегда находиться перед глазами педагога, в центре внимания, чтобы в любой момент педагог мог дотронуться до ребенка, погладить его, что позволит ребенку переключить свое внимание.
  • Необходимо направлять энергию гиперактивного ребенка в нужное русло, его можно взять себе в помощники, при каждом подходящем случае дайте ребенку возможность принять на себя ответственность.
  • Учитывая отвлекаемость ребенка, необходимо продумать пространство, в котором будет проводиться занятие, не должно быть лишних предметов, ярких пятен. Новые объекты должны появляться по мере их необходимости, что, в свою очередь, будет поддерживать интерес ребенка и возвращать внимание на объект.
  • Создавать ситуацию успеха, гиперактивный ребенок должен получать удовольствие от выполнения заданий.
  • Создавать воображаемые ситуации, в которых гиперактивный ребенок может действовать без боязни ошибиться.
  • Стоит постепенно и осторожно стимулировать зрительный и телесный контакт гиперактивного ребенка со взрослым и с детьми с целью коррекции эмоциональной отгороженности, тревожности, отреагированных отрицательных переживаний и стимуляции положительных эмоций.
  • Важно создание условий для обогащения опыта предметно-практических достижений, продуктивной деятельности гиперактивного ребенка с целью овладения им различными стратегиями поведения.

При организации занятий следует обратить особое внимание на наглядные и практические методы, поскольку в работе с детьми они будут выполнять роль регулятора удерживания внимания детей, переключением с одной деятельности на другую. При использовании речевых методов, необходимо следить, чтобы форма подачи информации была алгоритмичной, четкой, лаконичной.

При организации работы вне занятий (индивидуально, в подгруппе) с гиперактивным ребенком можно больше внимания уделять словесным методам, поскольку наблюдается более тесный контакт воспитателя с ребенком (чем на занятии), есть возможность повторить инструкцию несколько раз, дождаться ее выполнения. Однако, не следует строить все взаимодействие на словесной инструкции – это приведет к переутомлению. Эффективно использовать упражнения с движениями, с мячом.

      Одним из наиболее эффективных коррекционных средств в работе с детьми  с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого, в эффективности которых мы неоднократно убеждались в процессе своей работы с гиперактивными дошкольниками.
Правило 1.  Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания).

Правило 2. Предупреждать переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключать его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто.

Правило 3. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 4. Используемые в коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

игры на развитие внимания;

игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

игры, способствующие закреплению умения общаться.

Рассмотрим их подробнее.

1. Игры для развития внимания

«Корректор», "Лови-не лови", "Что изменилось", "Найди отличие", "Зеваки", "Гвалт", "Броуновское движение", "Расставь посты", "Слушай команду", "Четыре стихии".

2. Игры для релаксации

«Тряпичная кукла и солдат», "Шалтай-Болтай", "Путешествие на облаке", "Быстрые превращения", "Прикосновения", Насос и мяч".

3. Игры, развивающие волевую регуляцию

«Говори по сигналу», "Замри", "Царевна Несмеяна", "Кричалки-шепталки-молчалки", "Слушай хлопки", "Расставь посты".

4. Коммуникативные игры

«Сиамские близнецы», "Чужими глазами", "Ожившие игрушки", "Менялки", "Давайте поздороваемся".

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и семье сможет помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с гиперактивными детьми.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.Первое направление - ежедневная работа о развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок ( утренней и...

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Приемы модификации детей с гиперактивностью....

Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми

Здесь я расскажу о гиперактивных детях. Дам описание ,что такое гиперактивность. Как правильно построить коррекционную работу с ними....

Коррекционная работа с гиперактивными детьми

Что такое гиперактивнось? Портрет гиперактивного ребенка. Правила работы с гиперактивными детьми....

Методическая разрабока "Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная...

"Коррекционная работа с гиперактивными детьми"

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»Признаки гиперактивного поведения детейЧасто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя н...

Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Советы воспитателям.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен...