О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников
статья по коррекционной педагогике

Попова Валентина Александровна

В статье рассказано о важности целенаправленной, систематической работе по развитию слухового восприятия у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников

Автор: Попова Валентина Александровна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 18» г.о. Самара.

Психическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни, развить речь. Слуховое восприятие - это прежде всего средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Уже на ранних этапах развития слуховые реакции ребенка носят ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни он более активно реагирует на голос человека, прежде всего матери. По мере развития слухового восприятия формируются понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка,

Развитие навыка слухового восприятия речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения. Важное значение для эмоционально-эстетического развития ребенка имеет музыка, восприятие которой также базируется на слуховой основе.

Однако не всегда процесс формирования слухового восприятия протекает естественно, спонтанно. Иногда у детей дошкольного возраста отмечается недостаточный уровень развития слухового восприятия. Степень выраженности отклонений может быть различной: от плохого слухового сосредоточения до тяжелых нарушений. Это может быть обусловлено различными причинами:

· возрастными особенностями формирования слухового восприятия;

· педагогической запущенностью, дефицитом общения с ребенком;

· эмоциональными, интеллектуальными, речевыми нарушениями;

· физическими нарушениями органа слуха и его функции, снижением слуха.

Проявления отклонений в развитии слухового восприятия могут быть различными.

Некоторые дети испытывают трудности слухового внимания и сосредоточения. Они не реагируют на тихие звуки, не выделяют одни звуки на фоне других. У них могут отмечаться замедленные реакции на различные бытовые звуки. Эти дети плохо сосредотачиваются на звуковой стороне речи, вследствие чего иногда не различают близкие по звучанию слова, переспрашивают; неадекватно понимают читаемые взрослым тексты из-за неправильного или неточного восприятия на слух отдельных слов (чаще всего предлогов и других служебных слов), невнимания к эмоциональной стороне речи. Определенные проблемы возникают в процессе восприятия музыки: ребенок не сосредотачивается на се слушании, и она не оказывает на него должного эмоционального и эстетического воздействия.

Другие дети испытывают трудности слухового восприятия устной речи, связанные с несформированностью фонематического слуха, т. е. способности точного различения звуков речи. Нарушения фонематического слуха обусловливают неточность восприятия слов, близких по звуковому составу и различающихся по отдельным фонетическим признакам: глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сложными для дифференциации и воспроизведения оказываются шипящие и свистящие. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения; ребенок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают этих детей на этапе обучения грамоте - чтению и письму.

Наиболее тяжелые отклонения в развитии слухового восприятия связаны нарушениями слуха. Некоторые из них могут быть временными, другие носят стойкий характер.

Временные (кондуктивные) нарушения слуха возникают при воспалении среднего уха (отит), простудах, наличии серных пробок, дефектах слуховых проходов, барабанных перепонок и т. д. Они поддаются лечению, результатом которого является восстановление слуха.

Стойкие (нейросенсорные) нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха вследствие инфекционных заболеваний, перенесенных матерью во время беременности, родовых травм, инфекционных заболеваний самого ребенка (корь, краснуха, скарлатина, паротит и др.), наследственных нарушений слуха и др.

Степень снижения физического слуха может быть различной - от легкой тугоухости до глухоты. Дети с нарушениями слуха воспитываются в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, а некоторые посещают массовые детские сады.

В данной статье мы не рассматриваем проблемы организации специальной коррекционно-педагогической помощи глухим и слабослышащим тема требует специального обсуждения), а касаемся лишь вопроса создания необходимой коррекционно-развивающей среды в процессе воспитания и обучения в условиях дошкольного учреждения. Для правильной ее организации воспитателям прежде всего следует знать, нет ли у детей их группы отклонений в развитии слухового восприятия. А для этого необходимо наладить общение с родителями, которые могут дать нужную информацию о развитии ребенка Родители обычно сами делятся тревогами по поводу его поведения дома: их волнует то, что ребенок не сосредоточен, не внимателен, не выслушивает до конца обращения взрослых, плохо понимает прочитанное, смешивает разные слова и т. д. Все это может быть обусловлено проблемами в слуховом восприятии речи. Особенно важно прислушиваться к информации родителей о ребенке после перенесенных им заболеваний («ребенка беспокоят боли в ухе», «стал хуже (плохо) слышать» и т. п.). Такие состояния могут являться следствием воспалительных заболеваний среднего уха и приводить к временному снижению слуха.

Педагог и сам наблюдает за состоянием слухового восприятия детей, уточняет свои выводы, наблюдая за их общением между собой и со взрослыми в свободной деятельности, на занятиях, особенно по развитию речи и музыкальному воспитанию.

Своевременно заметив проблемы в развитии слухового восприятия, педагог может посоветовать родителям обратиться к врачу-отоларингологу или сурдологу для выяснения причин, обуславливающих эти отклонения.

Итак, развитие слухового восприятия является одной из важных задач познавательного развития дошкольника, служит основой формирования речи и коммуникации, является средством регуляции поведения ребенка. Поэтому работа по развитию слухового восприятия должна включаться в различные виды деятельности детей, а также проводиться в виде специальных игр упражнений на всех видах занятий.

 Для проведения коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия важно создать определенные условия. Развивающая предметная среда в группе должна включать музыкальные игрушки, звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудиокассеты, флешкарты с записями художественных текстов и детских песен. Однако само по себе наличие звучащих предметов и игрушек в группе ничего не значит. Одна из задач дошкольных педагогических работников - научить ребенка слушать звучание предметов, природы, улицы. Эта работа должна быть тесно связана с познанием окружающего, формированием звуковых образов предметов и явлений, обогащением сенсорного развития ребенка. Звук как изолированное явление в природе не существует: он связан с определенным объектом, поэтому восприятие звучания предметов должно сочетаться с другими видами восприятия.

Развитие слухового внимания к окружающим звукам и понимание ребенком их значения необходимо обеспечивать прежде всего в повседневной жизни - в быту, на прогулках. Взрослый может предложить детям послушать «вокруг»: шум транспорта, стук и скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц, жужжание пчел и др.

Важное познавательное значение имеет уточнение звучаний бытовых приборов; пылесоса, фена, кофемолки, чайника и др. Важно не только послушать эти звуки вместе с детьми и рассмотреть приборы, но и уточнить, о чем свидетельствует их звучание (в комнате идет уборка, дети собираются пить чай).

Старших дошкольников можно познакомить с различными предупреждающими сигналами, уточнить, чем обусловлена их необходимость: шофер предупреждает пешехода о приближении машины, машинист сигналит о приближении поезда и т. д.

Для развития слухового восприятия важным представляется проведение режимных моментов, игр и занятий в обстановке, исключающей постоянный шум (сигналы транспорта, громкая речь), который приводит к слуховому напряжению, рассеиванию внимания и появлению усталости (в некоторых случаях это вызывает расстройства сна). Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, вызывают также неожиданные и непривычные звуки.

В процессе общения с детьми необходимо внимательно выслушивать их, не перебивая даже в случае ошибок в речи. Положительное значение может иметь ненавязчивая установка на слушание: «Послушай внимательно, что я (дети) говорю (говорят)»; «Выслушай до конца»; «Дома расскажешь маме, о чем мы сегодня говорили». Такие напоминания о необходимости вслушивания в речь очень важны в процессе различных видов деятельности (когда ребенок должен понять правила и содержание игры, конструирования, рисования, особенно - на занятиях по развитию речи, в процессе чтения и рассказывания). Воспитатель при этом фиксирует внимание не только на том, о чем говорят окружающие, но и как они говорят.

Важным условием развития слухового восприятия речи является соблюдение норм русского литературного языка. Кроме того, педагог не должен говорить очень громко, и, наоборот, очень тихо, так как длительное сосредоточенное прислушивание утомляет детей. Дошкольному работнику следует помнить: его речь является образцом для подражания. 

Упражнения и игры по развитию слухового восприятия имеют различную направленность. Например, игры и упражнения, обучающие детей воспринимать интенсивность звуков, определять их направление и удаленность, длительность, высоту, темп и количество звучаний. В них звук регулирует движения детей, перемещение в пространстве, определяет темп и ритм движений. Это игры, цель которых - научить быстро реагировать на имя или неречевые звуки (звучание барабана, бубна, колокольчика и др.), оценить расстояние до источника звучания, реагировать на речь нормальной громкости и на шепот (игры «Что звучало?», «Где звенит (стучит, шуршит, играет)?», «Часовой», «Жмурки» и др.).

Для таких игр с малышами лучше сначала взять игрушки с достаточно громким звучанием (барабан, гармонь), а затем постепенно использовать игрушки, звучащие менее интенсивно (погремушки, шарманка, негромкий свисток). Старшие дети могут ориентироваться на тихие звуки (шуршание бумаги, звук будильника), называть направление звучания (шуршит справа, сзади…). Важно при этом обогащать лексику детей словами, определяющими характер звучаний: стучит, звенит, гремит, шуршит, пищит, сигналит и т. д.

С целью развития восприятия интенсивности звучания можно организовать игры "Найди игрушку», «Громко - тише - тихо», "Солнце или дождик», «Ветер и птицы», в которых в зависимости от интенсивности звучания изменяется характер движений детей (например, в ответ на громкие звуки дети бегут, громко хлопают, прыгают, на тихие - идут на носочках).

Для формирования ориентировки на длительность звучания может быть предложен ряд игр и упражнений, в ходе которых дети учатся различать длительные и краткие звучания, воспринимать сигнал с учетом его временной характеристики, например, в ответ на краткое звучание музыкальных игрушек дети рисуют короткие полоски, в ответ на длительное звучание - длинные (поднимают короткие и длинные полоски бумаги, ведут автомобили к ближней или дальней стоянке и т. д.).

На формирование восприятия темпа звучания направлены различные двигательные упражнения со сменой быстрого и медленного темпа звучания музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона и др.), а также игры «Дождик», «Большие ноги», «Мишка и зайка», «Три медведя» и прослушивание различных музыкальных произведений.

Для умственного воспитания ребенка особую значимость приобретают звуковые игры, направленные на понимание значения звуков окружающего, на установление связи звука с другими свойствами предмета, в результате чего расширяются представления детей: о животных (в связи с их голосами), о природных объектах (в зависимости от шумов и звуков), о положении различных объектов и механизмов в пространстве. Важное значение имеет установление причинно-следственных зависимостей: почему лает собака? Почему сигналит машина? И т. д. Такие игры способствуют не только углубленному восприятию окружающего, но и формированию наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Для формирования восприятия звука как одного из свойств предмета могут быть проведены игры «Узнай по звуку», «Что звучало», «Кто как поет (говорит)», «Угадай, кто это», «Жмурки с голосом» и др. В играх «Что звучало», «Угадай по звуку» дети должны на слух определить звучание игрушек и музыкальных инструментов (барабан, бубен, колокольчик, дудочка, погремушка, шарманка и т. д.) или бытовых предметов (шуршание бумаги, звон будильника, шум льющейся воды, звук падающей ложки и др.). Можно предложить детям на слух учиться различать, как «звучат» различные крупы (рис, горох, фасоль, пшено и др.), насыпанные в одинаковые коробочки.

Важное значение для ознакомления с окружающим имеет знакомство с голосами животных и птиц. С младшими дошкольниками хорошо играть в звукоподражательные игры, в ходе которых они познакомятся с голосами домашних животных и птиц. Затем игры можно усложнить, предъявляя слова тихим голосом или шепотом, давая похожие звукоподражания (му, мэ, мяу). Важно обогащать лексику глаголами, обозначающими действия животных (хрюкает, мяукает, лает, мычит и т. д.).

Старшим дошкольникам после рассматривания картинок с изображениями различных птиц и уточнения особенностей их пения уместно предложить послушать пластинки с записями голосов птиц, попросить назвать их, показать изображения. Так дети познакомятся с голосами соловья, иволги, кукушки. Педагогическая работа должна включать игры по развитию речевого слуха. Их цель - углубить слуховое восприятие речи, научить воспринимать смысл сказанного, видеть за словами и фразами реальные предметы и явления, понимать и чувствовать интонационно-мелодическую сторону речи, реагировать на нее.

Игры и упражнения по развитию речевого слуха могут включаться почти все бытовые и игровые ситуации, а также занятия, особенно по развитию речи. Как правило, на начальных этапах уместны игры, направленные на развитие слухового внимания, умения различать мужские и женские голоса, речь и пение, хоровое и сольное исполнение (для этого целесообразно слушать пластинки, активизировать соответствующий словарь), воспринимать речь, предъявляемую голосом разной интенсивности. Так, в игре «Будь внимателен» дети выполняют команды, которые произносит водящий тихим голосом или шепотом, постепенно увеличивая расстояние от детей.

На формирование умения соотносить звуковой и зрительный образ реального предмета или действия направлены игры «Лото», «Домино» и др. В ходе их дети слушают названия предметов или действий и подбирают соответствующие картинки; педагог может изменять силу голоса, закрыв лицо экраном или встав сзади детей.

Для формирования слухо-речевой памяти проводятся игры «Запомни слова», «Лото с отсрочкой»; педагог называет слова, а дети должны подобрать и разложить картинки в названном порядке через 5-10 сек.

Внимание к содержанию слов и фраз развивается в процессе игр «Бывает не бывает». Воспитатель говорит детям: «Я буду произносить фразы, а вы отвечать: «Так бывает» или «Так не бывает» (например, волк испугался зайца, машина летит по воздуху, на светофоре горит синий свет и т. д.).

Подобные игры могут помочь детям научиться воспринимать вопросы. Детям предлагается внимательно слушать и по очереди отвечать на вопросы словами «Я» или «Не я». Например, кто не моет уши? Кто любит груши? Кто любит квас? Кто любит ананас? Кто любит апельсин? Кто любит бензин?

Для развития слухового внимания, речевого слуха и слухо-речевой памяти важно учить детей слушать друг друга, а не только взрослых. Например, в играх «Испорченный телефон», «Эхо», «Верни слово» детям необходимо прислушиваться к словам, которые они «передают» друг другу шепотом. Хороший мотив для развития слухового внимания создается в играх «Фанты», «Краски», «Черное и белое», «Да и нет не говорить» (дети не должны произносить определенные слова, например, да - нет, черная - белая, на которые их провоцирует ведущий).

Интонационно-мелодическая сторона речи оказывает влияние на состояние ребенка, пробуждает в нем эмоциональный отклик, определяет его поведение, отражается на формировании личностных качеств. Восприятие интонационно-мелодической стороны речи имеет важное значение для понимания смысловой стороны читаемого, определения подтекста. Поэтому необходимо фиксировать внимание детей на интонации, с которой произносятся слова, фразы, особенно в стихотворной речи.

Большими возможностями для овладения интонационно-методической

стороной речи и обучения ее восприятию обладают игры-драматизации.

Существенное значение для речевого развития, и прежде всего для формирования звуковой стороны речи, имеет углубление фонематического слуха: умения воспринимать звуки в слове, их количество, последовательность («Кто больше назовет слов со звуком…»; «Поймай рыбку»; «Кто внимательный»; «Кто в домике живет»), определять место и роль ударения («Найди пару»), количество и последовательность слогов («Магазин», «Телеграф») и др. Эти игры проводятся на занятиях по развитию речи, в процессе чтения и обсуждения прочитанного, бесед с детьми.

Особо важное значение при проведении таких игр имеет строгое выполнение методических требований.

Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по развитию слухового восприятия у детей может стать также средством их умственного воспитания, способствовать развитию представлений об окружающем, формированию речи и коммуникативных способностей, обогащению эмоциональной стороны жизни.

Можно сказать, что развитое слуховое восприятие ребенка дошкольного возраста во многом предопределяет формирование у него социально-личностных качеств и адекватного поведения в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей с элементами игры «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия»

Обучение воспитателей  развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста с помощью игры....

Игра на развитие слухового восприятия у дошкольника от 2 до 3 лет.

Игра " Можешь ли ты?" Цель: развивать навыки слухового восприятия, внимания.Описантие: воспитатель дает ребенку словесные задания, начиная со слов " Можешь ли ты?" ( изобразить медведя, высоко пр...

статья "Условия для развития речевого слуха у неслышащих дошкольников на занятиях по развитию слухового восприятия"

В статье описываются условия, направленные на формирование устной речи детей....

«РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Восприятие – один из важнейших психологических процессов с помощью которого происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положений в пространстве,...

Развитие слухового восприятия у дошкольников.

Рекомендации родителям по развитию слухового восприятия детей....

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников от 2 до 3 лет

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание....

Развитие слухового восприятия у дошкольников. Игры и упражнения.

В своей работе я активно использую игры и игровые упражнения, которые не только приносят удовольствие детям, что само по себе очень важно, но и  помогают развивать активный словарный запас, творч...