Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
статья по коррекционной педагогике

Зверева Ирина Валерьевна

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только  работу с одаренными нормотипичными детьми, но и сопровождение детей с ОВЗ, имеющих способности в каком-либо направлении детской деятельности.

Дети с особыми образовательными потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инклюзивного образования, целью которой является создание специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и включенности в социум.

В нашем дошкольном учреждении организованы группы компенсирующей направленности, где все дети имеют статус «Ребенок с ОВЗ», и группы общеобразовательной направленности. Дети с ОВЗ и нормой развития в недостаточной мере включены в совместный процесс обучения и воспитания, в связи с чем была разработана и реализована в 2021-2022 учебном году инклюзивная практика «Вместе весело шагать», целью которой было создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.

Практика реализовывалась по различным направлениям детских видов деятельности, что позволило каждому ребёнку с особенностями в развитии проявить свои способности.

Инклюзивная практика «Вместе весело шагать», реализованная в 2021-2022 учебном году, показала, что педагоги в условиях дошкольного образования всесторонне развивают детей,  учитывая их возможности и интересы.

В связи с вышесказанным, было принято решение продолжить реализацию практики «Вместе весело шагать» с включением родителей воспитанников в мероприятия практики.

Педагогами было отмечено, что для большинства родителей детей с ограниченными возможностями здоровья развитие личностных качеств имеет не первостепенное значение, так как они в большей мере сосредоточены на интеллектуальном развитии своих детей. Что и отразилось в результатах анкетирования родителей. Образовательные результаты детей не всегда совпадают с ожиданиями родителей, что приводит к завышенным требованиям к ребёнку, и он оказывается в ситуации не успешности.

Одной из задач инклюзивного дошкольного образования является формированию у родителей представлений о необходимости и возможности развития у детей с ОВЗ способностей и склонностей к различным видам деятельности, учитывая их возможности и интересы.

Цель практики «Вместе весело шагать» в 2022-2023 учебном году: раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ в процессе совместной  деятельности с семьями воспитанников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

Дорогова Марина Владимировна учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск

Зверева Ирина Валерьевна педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирск

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только  работу с одаренными нормотипичными детьми, но и сопровождение детей с ОВЗ, имеющих способности в каком-либо направлении детской деятельности.

Дети с особыми образовательными потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инклюзивного образования, целью которой является создание специальных условий для получения качественного образования детей с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и включенности в социум.

В нашем дошкольном учреждении организованы группы компенсирующей направленности, где все дети имеют статус «Ребенок с ОВЗ», и группы общеобразовательной направленности. Дети с ОВЗ и нормой развития в недостаточной мере включены в совместный процесс обучения и воспитания, в связи с чем была разработана и реализована в 2021-2022 учебном году инклюзивная практика «Вместе весело шагать», целью которой было создание условий для развития социальной адаптации детей с ОВЗ и формирования толерантного отношения нормотипичных детей к сверстникам с особенностями в развитии в процессе совместной детской деятельности.

Практика реализовывалась по различным направлениям детских видов деятельности, что позволило каждому ребёнку с особенностями в развитии проявить свои способности.

Инклюзивная практика «Вместе весело шагать», реализованная в 2021-2022 учебном году, показала, что педагоги в условиях дошкольного образования всесторонне развивают детей,  учитывая их возможности и интересы.

В связи с вышесказанным, было принято решение продолжить реализацию практики «Вместе весело шагать» с включением родителей воспитанников в мероприятия практики.

Педагогами было отмечено, что для большинства родителей детей с ограниченными возможностями здоровья развитие личностных качеств имеет не первостепенное значение, так как они в большей мере сосредоточены на интеллектуальном развитии своих детей. Что и отразилось в результатах анкетирования родителей. Образовательные результаты детей не всегда совпадают с ожиданиями родителей, что приводит к завышенным требованиям к ребёнку, и он оказывается в ситуации не успешности.

Одной из задач инклюзивного дошкольного образования является формированию у родителей представлений о необходимости и возможности развития у детей с ОВЗ способностей и склонностей к различным видам деятельности, учитывая их возможности и интересы. 

Цель практики «Вместе весело шагать» в 2022-2023 учебном году: раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ в процессе совместной  деятельности с семьями воспитанников.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

- развивать склонности и способности детей в соответствии с их интересами, возрастными и индивидуальными особенностями;

- способствовать формированию у родителей объективных представлений об актуальном  уровне развития их детей;

- создать благоприятные условия для раскрытия ресурсных возможностей детей в совместной деятельности с семьёй.

        Практика предполагает такой выбор форм, методов и средств развития способностей детей с ОВЗ, что позволяет  воспитанникам реализовывать свою индивидуальность.

        Изучив склонности детей и проанализировав результаты анкетирования родителей были выбраны следующие

Формы и методы работы:

- игровые методы (разучивание подвижных игр и проведение их на прогулке);

- творческие (детские мастер-классы, творческие номера, проведение выставок и экскурсий);

- спортивные (проведение утренней гимнастики);

- экспериментирование (проведение опытов, исследований).

Этапы проекта

I этап Подготовительный

дата

  1. Мониторинг детей группы компенсирующей направленности для выявления индивидуальных способностей и интересов.

сентябрь

  1. Мониторинг родителей на выявление успешности ребенка
  1. Определение содержания мероприятий и сроки их проведения.

II этап Содержательный 

(Содержательный этап проекта «Вместе весело шагать состоит из нескольких периодов, отличающиеся выбором формы деятельности с детьми.)

Периоды: формы деятельности с детьми

Участие родителей

Краткое содержание деятельности

Творческое выступление

Тема: «Осень в гости к нам пришла»

Разучивание стихотворения

Инсценировка

стихотворения «Праздник урожая»

октябрь

Творческое выступление

Тема: «Поздравляем милую маму»

Экспериментирование

Тема: «Удивительная вода»

Репетиция танца

Подготовка опыта, участие в проведении опыта в группе

Танец «Часики»

Опыты с водой

ноябрь

Творческий мастер-класс

Тема: «Встречаем новый год»

Подготовка детей к мастер-классу, совместное с ребёнком проведение мастер-класса в группе

Изготовление новогоднего подарка

декабрь

Спортивное

Тема: « На зарядку становись!»

Разучивание комплекса утренней зарядки, совместное с ребёнком проведение зарядки в группе

Проведение утренней гимнастики

январь

Экскурсия с проведением творческого мастер-класса

Тема: «Пластилиновый зверинец»

Подготовка выставки, подготовка и совместное с ребёнком проведение мастер-класса в группе

Выставка,

мастер-класс

февраль

Кулинарный мастер-класс

Тема: «Вместе с мамой я пеку»

Подготовка и проведение мастер-класса в группе

Мастер-класс изготовления печенья из солёного теста

март

Игровое

Тема: «Я играю во дворе»

Разучивание подвижных игр, подготовка атрибутов, участие в проведении игр в группе

Проведение подвижных игр на прогулке

апрель

III этап Заключительный

  1. Повторный мониторинг, подведение итогов.

май

  1. Публикация и другие способы распространения опыта.

В данный момент идёт содержательный этап практики, реализуемый по разработанному нами алгоритму. Рис. 1

Рис.1 Алгоритм ежемесячных мероприятий

                За 2022-2023 учебный год каждый ребёнок с ОВЗ проявит свои способности.

        Практика предполагает  следующие результаты:

- дети не стесняются в общении со сверстниками и другими людьми, способны выступить перед группой сверстников, отстоять свои интересы;

- дети с ОВЗ получат опыт публичных выступлений, что значительно облегчит вхождение в социум на следующей ступени получения образования;

- успешность воспитанников с ОВЗ в определённой области, к которой у них есть склонность и способность, будет способствовать формированию адекватной самооценки, что позволит повышать уровень индивидуальных достижений;

- повысится мотивация взрослых к созданию благоприятных условий для раскрытия ресурсных возможностей детей в успешных для них видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по работе с родителями воспитанников детей во второй младшей группы на тему: «Вместе весело шагать!»

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.Целью проекта является вовлечение сем...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» предполагает не только  работу с одаре...

Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

Дети с особыми потребностями в МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» сопровождаются согласно разработанной учреждением модели инк...

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2022-2023гг

Раскрытие потенциальных способностей детей с ОВЗ посредством реализации инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» Дорогова Марина Владимировна педагог-психологЗверева Ирина Валерьев...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации в ДОУ инклюзивной практики «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ» 2021-2022гг

Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений в современной системе инклюзивного образования. Первый опыт социализации дети получают в детском са...

Инклюзивная практика «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ДОРОГЕ В ШКОЛУ» 2023-2024гг

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность практики: практико-ориентированная.Постановка проблемы:Начало обучения в школе – сложный и ответственный момент в жизни каждого первоклассника. Вся жизнь ребё...