Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Тукиш Татьяна Федоровна

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.Особенно страдает мелкая моторика пальцев. В лданной статье размещены некоторые самые эффективные игры и упражнения  на развитие мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии

 

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев. Самые эффективные игры и упражнения  на развитие мелкой моторики следующие:

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.
  • массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков);
  • игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т.п.);
  • лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)

Эффективно рисование на обоях.

 Данные игры рекомендованы   для работы с детьми, страдающими моторной алалией и детьми 2,5 – 3-летнего возраста с задержкой речевого развития.

Игра «Филин»

Руки – это крылья филина. Ребенок поднимает руки вверх, произнося звук высоко, опускает руки, произнося звук низко. Взрослый читает текст, ребенок произносит звук филина:

Ухал, охал, ахал филин:  «У-у!», «У-у!»

Эхо слышалось в лесу: «У-у!», «У-у!»

Звери в страхе разбежались: «У-у!», «У-у!»

Песни фили испугались: «У-у!», «У-у!»

«Зарядка»

Взрослый произносит текст, ребенок выполняет движения со звукоподражаниями.

Руки вверх – хлоп, хлоп, хлоп (ребенок хлопает в ладоши)

Руки вниз – топ, топ, топ (топает ногами)

Руки в стороны – ух, ух, ух (машет, как крыльями)

Руки вперед – тук, тук, тук (стучит кулачками)

«Игра с мячом»

Ребенок бросает мяч со словом НА, просит отдать мяч со словом ДАЙ

«Веревочки»

1-й вариант. Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук: гласный или отрабатываемый согласный звук (сссс, зззз, вввв, хххх)

1-й вариант. Ребенок разматывает ленточку со звуком (гласным или согласным). Когда лента разматывается до поверхности стола или пола, произносит БУМ или БАХ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Развитие понимания речи. Конспект с использованием нетрадиционных предметов (аппликатор Кузнецова, бамбуковые, коврики)

Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

игры и игровые упражнения для детей с моторной алалией

у детей с моторной алалией очень важно развивать фонематическое восприятие...

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

Игровые упражнения для развития речи у детей с моторной алалией.

   Звукоподражательные и речедвигательные упражнения полагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе – упражнения по вслушивани...

Этапы коррекции моторной алалии методом графомоторной стимуляции

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при о...