Формирование правильного дыхания при чтении
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Тукиш Татьяна Федоровна

 Значение дыхания для устной речи и чтения. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir_pravilnogo_tipa_dyhaniya_pri_chtenii.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного дыхания при чтении

Чтобы  ребенок правильно дышал, его нужно научить расслабляться. Дыхание  имеет огромное значение для устной речи. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.  

 Обычное, физиологическое дыхание, при котором ритмически чередуются вдох – выдох – пауза, происходит непроизвольно. Во время чтения характер дыхания меняется: оно становится произвольным, сознательно управляемым и контролируемым; глубоким вдохам следует короткая пауза, а затем медленный плавный выдох.

 Правильным типом дыхания при чтении считается рёберно – диафрагмальный. При таком дыхании воздух наполняет все лёгкие, грудная клетка расширяется вверх и в стороны, брюшной пресс выдвигается вперёд, стенки живота подтягиваются кверху, диафрагма (груднобрюшная перегородка) опускается.

 Правильность дыхания легко проверить, вытянувшись лёжа на спине, так, чтобы голова была на одном уровне с туловищем. Одну руку положить на верхнюю стенку живота (для контроля движения брюшного пресса) и сделать глубокий медленный вдох (передняя стенка живота поднимается), а затем медленный выдох (передняя стенка живота опускается).

 Во время чтения вдох должен быть неслышным и спокойным, иначе он будет отвлекать внимание слушателя. Воздух следует набирать соразмерено с длинной фразы, расходовать его экономно, не выдыхая до конца. Это даст возможность свободно произносить фразу любой длины, без перенапряжения голосовых связок.

 Количество вдыхаемого воздуха не должно быть чрезмерным, так как его трудно удержать в лёгких и он будет при чтении вырываться толчками, нарушая плавность речи.

 Вдох необходимо делать только во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов. Для речи наибольшее значение имеет выдох, так как он происходит на звуке. Выдох должен быть спокойным, плавным и медленным. Особенно надо следить за дыханием при чтении длинных фраз. Сделав глубокий вдох перед началом такой фразы, во время паузы следует произвести добор воздуха – дополнительный вдох, чтобы спокойно и без напряжения дочитать текст.

 Перед началом чтения и во время длительных пауз воздух надо вдыхать через нос, так как при этом он очищается и согревается. Во время коротких пауз вдох приходится делать и через рот, что диктуется необходимостью дать лёгким как можно быстрее больше воздуха.

 В формировании правильного дыхания существенную помощь могут оказать специальные упражнения, которые надо проводить в хорошо проветренном помещении не менее чем через 30 – 40 минут после еды. После каждого упражнения необходим отдых.

( В случае появления головокружения занятия следует прекратить.)

 Дыхательные упражнения выполняются  систематически, время: 3 – 5 минут на упражнение.  

Упражнения выполняются стоя.

Упражнение 1

И.п.: плечи развернуты; голову держать прямо; одна рука лежит на диафрагме, другая – на рёбрах (для контроля). Глубокий вдох на счёт «раз» (про себя), задержка дыхания; плавный выдох на счёт 1 – 5 (вслух).

Упражнение 2

И.п.:Глубокий вдох на счёт 1 – 5 (про себя); задержка дыхания на счёт 1 – 3 (про себя); плавный выдох на счёт 1 – 5 (вслух).

 

Упражнение 3

 И.п.: Глубокий вдох на счёт 1 – 2 (про себя); задержка дыхания на счёт «раз» (про себя); плавный выдох на счёт 1 – 10 (вслух). Затем добирать воздух и продолжать счёт до 15, опять добирать и считать до 20, 25 и 30. (Считать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в лёгких всегда оставался запас воздуха).

Упражнение 4

 И.п.:Глубокий вдох на счёт 1 – 3 (про себя); задержка воздуха на счёт «раз» (про себя); медленный, плавный выдох на звуках Ф, С, Ш. (Звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

Упражнение 5

 И.п.:Глубокий вдох на счёт 1 – 2 (про себя); короткая задержка дыхания и на выдохе чтение пословицы (скороговорки):

   (вдох) раз дрова, два дрова, три дрова;

   (вдох) от топота копыт пыль по полю летит;

   (вдох) голова без ума, что фонарь без свечей.

   Длинные скороговорки произносятся с дополнительным коротким вдохом в том месте, где по смыслу можно сделать паузу.

Упражнение 6

 И.п.:Чтение скороговорки с дополнительным вдохом:

   (вдох) как у горки, на пригорке (дополнительный вдох) жили тридцать три Егорки;

   (вдох) ребёнок не грибок, (дополнительный вдох) в год не вырастишь;

   (вдох) не тот глуп, кто на слова скуп, (дополнительный вдох) а тот глуп, кто на деле туп.

 

 

Упражнение на дыхание

Вы говорите ребенку какое-то предложение. Его задача за вами его быстро повторить. Допустим, преподаватель говорит ребенку: «Я пошел гулять», и ребенок повторяет это словосочетание за ним. Вы говорите: «Мама купила баранки», и он быстро повторяет за вами. Задача такова, что ребенок должен получить информацию на слух и быстро, на выдохе её сказать. Таким образом, вы постепенно разгоните скорость его речи. Что тоже полезно, ведь он научится говорить на выдохе. Кто-то иногда говорит, что для тренировки дыхания полезно говорить скороговорки. Конечно, их вы можете проговаривать, но дыхание нужно тренировать на текстах, т.е. во время чтения. Первое упражнение – вы говорите ребенку, чтобы он говорил медленно. Второе упражнение – вы говорите ребенку какие-то предложения, он их за вами повторяет.

Есть еще одно упражнение. Дети рисуют картинку, маленькую, потом по ней начинают рассказывать. Умение описывать картинки тоже очень важно. Вам нужно ограничить ребенка сначала по времени рисования, а потом по времени рассказа. То есть он должен вам эту картинку описать за какое-то определенное время. Мы на своих занятиях такие ограничения обязательно используем. Как правило, дети в них укладываются. Поэтому ничего страшного и тяжелого здесь нет. Самое главное - дать ребенку правильную задачу.

Итак, Это первое. Второе – вам следует убрать из лексикона слово «чтение». Вместо него ввести слово «говорить» или «называть». Третье - нужно садиться рядом с ребенком, слушать, как он называет слова, и пресекать любые ошибки, которые могут возникнуть. Четвертое – следует быстро говорить ребенку какое-то предложение, пусть он его слушает и начинает повторять. Пятое - заниматься чтением надо хотя бы по 30 минут в день и, при этом, работать с дыханием. У вас все обязательно получится!

Упражнения для формирования правильного дыхания при чтении

Чтобы  ребенок правильно дышал, его нужно научить расслабляться- это первое.

Второе - тренировать дыхание, проговаривая скороговорки.

Третье – кроме скороговорок, обязательно использовать предложения или даже короткие тексты. Задача в данном случае следующая: ребенок должен получить информацию на слух и быстро, на выдохе её сказать. Таким образом,  постепенно разгоняется скорость его речи. Что тоже полезно, ведь он научится говорить на выдохе.

 В формировании правильного дыхания существенную помощь могут оказать специальные упражнения, которые надо проводить в хорошо проветренном помещении не менее чем через 30 – 40 минут после еды. После каждого упражнения необходим отдых.

( В случае появления головокружения занятия следует прекратить.)

 Дыхательные упражнения выполняются  систематически, время: 3 – 5 минут на упражнение.  

Упражнения выполняются стоя.

Упражнение 1

И.п.: плечи развернуты; голову держать прямо; одна рука лежит на диафрагме, другая – на рёбрах (для контроля). Глубокий вдох на счёт «раз» (про себя), задержка дыхания; плавный выдох на счёт 1 – 5 (вслух).

Упражнение 2

И.п.:Глубокий вдох на счёт 1 – 5 (про себя); задержка дыхания на счёт 1 – 3 (про себя); плавный выдох на счёт 1 – 5 (вслух).

 

Упражнение 3

 И.п.: Глубокий вдох на счёт 1 – 2 (про себя); задержка дыхания на счёт «раз» (про себя); плавный выдох на счёт 1 – 10 (вслух). Затем добирать воздух и продолжать счёт до 15, опять добирать и считать до 20, 25 и 30. (Считать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так чтобы в лёгких всегда оставался запас воздуха).

Упражнение 4

 И.п.:Глубокий вдох на счёт 1 – 3 (про себя); задержка воздуха на счёт «раз» (про себя); медленный, плавный выдох на звуках Ф, С, Ш. (Звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

Упражнение 5

 И.п.:Глубокий вдох на счёт 1 – 2 (про себя); короткая задержка дыхания и на выдохе чтение пословицы (скороговорки):

   (вдох) раз дрова, два дрова, три дрова;

   (вдох) от топота копыт пыль по полю летит;

   (вдох) голова без ума, что фонарь без свечей.

   Длинные скороговорки произносятся с дополнительным коротким вдохом в том месте, где по смыслу можно сделать паузу.

Упражнение 6

 И.п.:Чтение скороговорки с дополнительным вдохом:

   (вдох) как у горки, на пригорке (дополнительный вдох) жили тридцать три Егорки;

   (вдох) ребёнок не грибок, (дополнительный вдох) в год не вырастишь;

   (вдох) не тот глуп, кто на слова скуп, (дополнительный вдох) а тот глуп, кто на деле туп.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в формировании правильного дыхания у дошкольников на логопедических занятиях

В последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят ...

Обобщающее занятие по формированию правильного дыхания – основы красивой речи

Занятие по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания с использованием игр и применения тренажеров БОС-Дыхание по методу А.А.Сметанкина...

мастер-класс по теме "Формирование правильного дыхания у дошкольников посредством подвижных игр оздоровительной направленности"

Публикация включает себя ход мастер-класса и рекомендуемые подвижные игры, которые могут использоваться инструкторами по физкультуре, воспитателями и родителями. Данный мастер-класс был пред...

Открытый просмотр: «Формирование правильного дыхания у детей дошкольного возраста»

Говоря о роли движений, следует затронуть вопросы о дыхании детей. При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их сн...

Мастер-класс для воспитателей: «Влияние игровых упражнений на формирование правильного дыхания детей дошкольного возраста»

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга....

Картотека игр по формированию правильного дыхания у детей дошкольного возраста

При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом....

Дидактической пособие для формирование правильного дыхания

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физио...