Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Тукиш Татьяна Федоровна

В данной статье речь пойдет о детях, которые уже научились читать, но чтение дается им с трудом, они не проявляют интереса к чтению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_interesa_k_chteniyu.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи

В данной статье речь пойдет о детях, которые уже научились читать, но чтение дается им с трудом, они не проявляют интереса к чтению. Это происходит потому, что навыки чтения у детей с нарушениями речи формируются своеобразно. У них отмечается  недостаточная познавательная активность, часто отсутствует интерес к чтению. Для воспитания у них интереса  к чтению необходимо использовать различные приемы работы: это и работа над дыханием, дикцией, четкостью произношения и работа над содержанием текста.

Начинать занятия по чтению лучше с фонетической зарядки. Польза от фонетической зарядки огромна: чёткая артикуляция, правильное дыхание, чистое произношение, вырабатывается память глаза (зрительная), формируется умение сливать звуки в слоги, вырабатывается скорость чтения и умение читать без напряжения, чтение грамотное, в заданном темпе, формируется умение слышать звук, что даёт возможность в будущем абсолютно грамотно писать под диктовку. Фонетическая зарядка включает в себя дыхательную гимнастику, подготовку голоса, отработку дикции, развитие оперативной памяти, интонационную разминку.

Упражнения на постановку дыхания

Упражнений на постановку дыхания каждый логопед знает и применяет очень много и, конечно,  логопед может выбрать свою систему  упражнений. Это могут быть такие упражнения как «Задуй свечу», «Жужжание мухи», «Как звенит комарик», «Мы заблудились», «Дудочка», «Ветер шумит», «Собака рычит» и др.

На одном выдохе произносим от пяти до десяти звуков «Ф», делая короткие промежутки между звуками .-ф-.ф-.ф.

Тянем звук «О» тихо, громко, очень громко.

Вдох через нос, выдох через рот.

Медленный глубокий вдох, краткий резкий выдох.

Упражнения на развитие четкости произношения

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба! 
Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу! 
Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе. 
Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!

Был у бабушки баран, 
Бил он бойко в барабан, 
И плясали бабочки 
Под окном у бабушки.

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване, 
Под диваном ванночка, 
В этой ванне вместо бани 
Часто мыли Ванечку.

Ду-до-да – гудят провода. 
Да-да-да – теплая вода. 
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа - уж уходит от ежа.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.

Незаменима  работа со слоговой таблицей

Работа со слоговой таблицей включает:

-  чтение слогов слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, вразброс;

- чтение слогов на определённую букву гласного;

- чтение на определённую букву согласного;

- чтение слогов вразброс;.

- игра «Собери словечко». Логопед показывает слоги в слоговой таблице, дети прочитывают слово.

Очень хорошим приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к  тексту, т.е. его перечитывание для выполнения какого-либо задания. Этот прием  лежит в основе  следующих упражнений.

Д/у «Фотограф»

На карточках 5-6 слов из текста. За определенное время дети должны прочитать слова, запомнить их. Затем убираю одно слово. Спрашиваю детей «Что изменилось? Какое слово исчезло?». Это упражнение развивает зрительное восприятие, оперативную память.

Д/у «Разрушенные тексты»

 После первичного чтения текста детям предлагается карточка с разрезанным текстом – фрагмент из прочитанного  рассказа, сказки. Надо составить части текста в нужном порядке, сравнить с текстом в книге, ответить на вопросы, выделить главную мысль, подобрать пословицу и т.д. Упражнение расширяет поле чтения, формирует пространственные ориентировки.

Д/у «Наведи порядок»

Предлагается восстановить нарушенную последовательность четверостишия, фрагмент стихотворения. Упражнение направлено на углубленное восприятие читаемого текста.

Д/у «Прочитай еще раз»

Читается текст, проводится работа по его содержанию. К чтению этого текста возвращаются через неделю. Дети должны прочитать его выразительно, целыми словами.

Такое упражнение помогает плохо читающим детям быть уверенными.

Д/у «Экзамен»

Дается несколько заголовков к части рассказа. Надо подобрать подходящий, нужный к данному фрагменту текста.

Систематическое применение описанных упражнений воспитывает у детей интерес к чтению, способствует улучшению техники чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

"Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте"

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образован...

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного дошкольного учреждения

В статье раскрывается апробированная  система  работы с родителями  медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей  с Общим недоразвитием речи, осуществляем...

Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи

Яркое разнообразие аномальной речи проявляется при усвоении ребенком предложных конструкций. При патологии речевого развития этот процесс имеет специфические особенности.В русском языке значения, выра...