Робототехника в детском саду
материал по конструированию, ручному труду

Мурылев Юрий Сергеевич

Стать инженером в 5 лет — звучит немыслимо, но это возможно на занятиях по робототехнике в детском саду.  Современные дети учатся легко и с азартом. Они любят интерактив и живо интересуются наукой. Робототехнику можно смело назначать инженерией для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robototehnika_v_detskom_sadu.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Робототехника в детском саду

 Стать инженером в 5 лет — звучит немыслимо, но это возможно на занятиях по робототехнике в детском саду.  Современные дети учатся легко и с азартом. Они любят интерактив и живо интересуются наукой. Робототехнику можно смело назначать инженерией для детей. Это первая ступень к таким дисциплинам, как программирование, математика, физика и алгоритмика. Робототехника для дошкольников развивает:

  • Мелкую моторику рук. Ребята взаимодействуют с деталями и попутно тренируют память, речь и подготовку руки к письму — ведь кончики пальцев тесно связаны со стимуляцией коры головного мозга.
  • Ассоциативное мышление. Сборка конструктора учит устанавливать связи между предметами и явлениями.
  • Целеустремленность. Желание создать робота и ощутить гордость за достижение мотивирует идти до конца.
  • Концентрированность. Дошкольникам сложно удерживать фокус внимания — интересное занятие помогает практиковать этот навык.
  • Принятие решений. Ученик формулирует точку зрения, высказывает ее и следует выбранному пути.
  • Наблюдательность. Неверное действие приведет к отсутствию желаемого результата. Дети учатся отслеживать шаги и прогнозировать исход событий.
  • Любознательность. Изучение роботов раскрывает интерес к окружающему миру и будущим школьным предметам: математика, физика, английский.
  • Коммуникация. Занятия проходят в парах или подгруппах. Так правила общения со сверстниками познаются на практике.

На занятиях по робототехнике дети приобретают первый опыт программирования и конструирования, а педагог сделает так, чтобы вероятные неудачи не стали причиной потери интереса к хобби.

Для занятий с детьми разного возраста используются разные виды конструктора. Так дети младшего дошкольного возраста (3-4 года) приобретают навыки работы с помощью конструктора Лего-Дупло (крупные детали): знакомятся с основными деталями конструктора, разнообразными способами скрепления кирпичиков, создают постройку по показу.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором Лего-Дупло: знакомятся с дополнительными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, создают постройку по показу. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать по образцу:

  • Рассмотреть объект в целом.
  • Выделить цвета деталей.
  • Назвать детали лего-конструктора.
  • Установить пространственное расположение частей постройки.

Дальше добавляется конструирование по образцу, элементарной схеме. На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) начинают знакомиться с конструктором «Лего 5+». Дошкольники создают конструкции по образцу, схеме, условиям и собственному замыслу. Добавляется конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам.

Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи Лего-конструктора становится приоритетным. Продолжается обучение строительству объектов реального мира по схемам, иллюстрациям и картинкам. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению, по предложенной теме и условиям.

Формы организации обучения

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаевой, Л.А. Парамоновой.

1. Конструирование по образцу. Детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей конструктора, и показывается способ их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании, и является важным решающим этапом, на котором можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

2. Конструирование по модели. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу. Детям в качестве образца предлагается модель, скрывающая от ребенка очертание отдельных ее элементов. Дети могут воспроизвести предложенную модель из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является эффективным средством активизации их мышления.

3. Конструирование по условиям. Детям не предлагается образец или модель и способы ее возведения. Задачи конструирования предлагаются через условия, которым постройка должна соответствовать и, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Создание проблемной ситуации формирует умение анализировать условия и строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

5. Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не является средством обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

Методы обучения

Для обучения детей Лего-конструированию используются разнообразные методы и приемы:

  • Наглядный - рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе
  • Информационно- рецептивный - обследование Лего-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка
  • Репродуктивный -воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу)
  • Практический - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
  • Словесный - краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей
  • Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование
  • Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей, для обыгрывания сюжета
  • Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога

Материально-техническое обеспечение и условия реализации программы

Обучение ведется в специально оборудованном кабинете, дающем возможность варьировать виды деятельности с целью достижения максимального эффекта и предотвращения физической и умственной усталости. Оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобрано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда:

  • Конструкторы «Лего-Дупло» (крупный конструктор), «Лего 5+» (мелкий конструктор). Готовые наборы различной тематики (дома, животные, растения, люди, транспорт различного назначения и др.).
  • Материалы для обыгрывания конструкций (животные, машинки, лего-человечки, аксессуары и др.).

Демонстрационный материал:

  • Цветные иллюстрации;
  • Фотографии;
  • Схемы;
  • Образцы;
  • Необходимая литература.

Техническая оснащенность:

  • Ноутбук,
  • Фотоопарат;
  • Фото- и видеотека (подборка музыкальных произведений, тематических видеоматериалов, познавательная информация);
  • Компьютер с колонками;
  • Принтер;
  • Демонстрационная магнитная доска.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова С. И. «Конструирование». - М: Просвещение, 2009.

2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального

мира средствами конструктора LEGO). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

3. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО.

– М.: ВЛАДОС, 2011.

4. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы робототехники для детского сада. WeDo» для детей дошкольного возраста. «Умная вертушка», старшая группа

Лего-конструирование - серьезное развивающие занятие. Дети учатся работать с конструктором, используя инструкции, действовать по образцу и самостоятельно, развивают пространственное воображение, творч...

Проектная деятельность Образовательная робототехника в детском саду.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

«Робототехника в детском саду»

статья по робототехнике...

Консультация "Образовательная робототехника в детском саду"

Конструкторы ЛЕГО серии Образование (LEGO Education) - это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максим...

Консультация для педагогов. Робототехника в детском саду. Игровой робот Cubetto.

Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее возможностями («дидактическими возможностями») и решаемыми с ее помощью задачами:развитие мелкой м...

Зачем нужна робототехника в детском саду

Целесообразность введения занятий по  робототехнике в детском саду. Развитие познавательной деятельности и логического мышления ....

статья Робототехника в детском саду.

Материал отражает состояние развития робототехники, как образовательную область, объединяющую знания о физике, технологии, математики. В рамках образовательной области показано  изучение робототе...