Использование песка в работе с детьми
картотека по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Предлагаю вашему вниманию материал "Использование песка в работе с детьми".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_peska_v_rabote_s_detmi.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песка в работе с детьми.

         Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

             Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.

              Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.

              Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в самого себя.

           Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

          Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

         Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно.          

Для детей “отыграть” свой опыт и чувства—наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

         Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная   экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

            Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих “агрессора” и его “жертву”. Дети, пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и, возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

                               Внимание! В песочнице малыш!

    Что делает с песком малыш одного-двух лет? Он очень любит трогать его, копаться в нем руками, лопаткой, палочкой. Вставлять в него веточки, палочки, камушки, листики. Ребенок в год-два не может по-настоящему лепить куличи. Поэтому самый главный человек в песочнице – это взрослые, которые и будут лепить куличи вместе с малышом. Но пока самое интересное занятие для малыша – это ломать куличи. Не было ничего, вдруг появилось, опять исчезло. Поэтому не сердитесь, когда малыш тут же сломает все ваши творения.

     А вот в какие игры можно поиграть? Что нового может узнать малыш, работая с песком? Какие умения может приобрести?

  • «Какой песок?»

В процессе игры покажите ребенку, какой песок сухой, какой мокрый. Как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Насыпьте сухой песок в одно ведерко, мокрый в другое такое же ведерко и сравните ведерки по весу. Все действия обязательно комментируйте словами.

  • «Волшебные куличики»

Научите малыша насыпать песок в ведерки, формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, переворачивать ведерко, аккуратно снимать его. Эта работа требует от малыша осторожности, сосредоточенности, аккуратности. Она учит выполнять работу в определенном порядке, алгоритме.

Чем больше разнообразных по форме куличей получится, тем интереснее. Можно сравнить куличики по размеру, по форме, по рисунку. Можно украсить их ракушками, камушками.

  • «Рисование на песке»

    Разровняйте песок ладошкой, подготовьте место для рисования. На песке рисовать можно палочкой, пальчиком, оставлять следы с помощью одного, двух, трех… пальчиков, с помощью кулачков, с помощью разных предметов (камушков, грабелек, формочек и т.д.). Можно оставить отпечатки своих ладошек, сравнить их по размеру, украсить.

    Рисунок можно выложить из камушков, веточек, ракушек, бантиков…

  • «Закончи рисунок».

Нарисуйте малышу рисунок, опуская некоторые детали

(солнышко, цветочек, ниточка у воздушного шарика и т.д.), предложите ему отгадать, что нарисовано. Вместе порассуждайте, чего не хватает, дорисуйте.

  • « Угадай, чей след»

Выберите несколько предметов, покажите ребенку, какие следы на песке оставляют эти предметы. Внимательно рассмотрите эти следы. Сотрите рисунок, предложите малышу закрыть глаза. Оставьте на песке след одним из предметов. Предложите ребенку отгадать, какой предмет оставил данный след. Пусть он проверит, поставив рядом еще один след, выбранным предметом (в качестве предметов могут быть формочки с разным рисунком, стаканчики разного диаметра и т.д.). В результате этого упражнения ребенок развивает наблюдательность, умение сравнивать. Не забывайте, что задание должно быть ребенку по силам (размер и формы должны быть контрастны), рассчитывайте уровень сложности правильно, постепенно увеличивая его. Ситуация успеха вызывает в ребенке желание заниматься снова и снова.

  • «Лесенка».

Постройте ряд от самого большого из цветных стаканчиков (2-4 шт.). Плотно набейте в стаканчики песок, аккуратно переверните, постучите лопаткой, освободите получившиеся фигурки.

Можно обыграть постройки на примере сказки «Три медведя» (большой - маленький).

  • «Игры со спичками, палочками»

Начните строить из спичек забор. Делайте это медленно, с интересом, эмоционально комментируйте свои действия.  Ребенок обязательно к вам присоединится. Забор можно замкнуть, рассмотреть какой формы он получился.  Предложите ребенку поместить одно какое-нибудь животное внутри получившейся фигуры, а другое снаружи. Справа от фигуры можно посадить дерево и т.д. Эта игра научит ребенка ориентироваться на плоскости, закрепит понятия: право - лево, внутри - снаружи…

Из спичек можно построить разные геометрические фигуры, сделать рисунки, выложить длинные и короткие, узкие и широкие дорожки. Вместо спичек можно использовать счетные палочки. Или трубочки от коктейля.

  • «Сортировка»

Сортировать можно камешки по цвету, форме, величине. Ребенок будет охотней выполнять задание, если вы придумаете и обыграете какой-нибудь сказочный сюжет. Например: Ежик очень-очень торопился домой и растерял все грибочки, ягодки (шарики, камешки). Давай поможем ему их собрать. Сортировать можно разными способами: с помощью лопатки (совочка), например, красным совочком собирать красные камушки, а синим – синие (в таком случае ребенок всегда будет держать в руке образец цвета, и получит возможность сравнивать искомый предмет с эталоном). Задания в таком случае лучше давать следующее: давай найдем сначала все красные (синие) камушки.

Можно сортировать руками, держа в руке ведерко нужного цвета. Можно сортировать на большие и маленькие камушки совочками разного размера или раскладывать камушки в ведерки разного размера и т.д.

  • «Прятки»

1 вариант. Покажите малышу фигурку (формочку, камушек и т.д.), назовите ее. Попросите ребенка закрыть глаза, спрячьте фигурку в песок, предложите ее найти.

2 вариант. Поставьте перед ребенком несколько знакомых фигурок животных, четко и медленно называя их при этом. Предложите малышу закрыть глаза, уберите одну фигурку, попросите назвать, кто исчез. Если ребенок не говорит, можно фигурку животного переставить из песочницы в другое место, например на полку, к другим животным, или на пол, подоконник и т.д. В таком случае попросите ребенка внимательно посмотреть на песок, вокруг себя, найти и принести животное, которое убежало из песочницы.

3 вариант. Предложите малышу самому спрятать фигурку в песок. Покажите несколько способов: засыпать песком, вмять в песок, закопать и т.д.

  •   «Театр»

На песке можно разыграть целое театральное действие. Придумайте сказку, историю, подберите героев.

Это могут быть животные, маленькие куколки. Героями можете стать и Вы с малышом. Из песка можно смастерить целую сцену с постройками, дорогами, растениями и т.д. Манипулируя героями, проигрывая ситуации, ребенок учится общаться, фантазировать, творить добро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Такая разная игра" использование игр с песком в работе с детьми дошкольного возраста

материал для консультаций и выступления на педагогическом совете...

Использование кинетического песка в работе с детьми 2-3 лет.

Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние, способны стабилизировать эмоциональное самочувствие ребенка. Манипуляции с песком успок...

Использование кинетического песка в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики рук

В современном мире так много игрушек и развивающих материалов для детей младшего дошкольного возраста. Они сочетают в себе различные развивающие функции и позволяют одновременно воздействовать на неск...

Использование кинетического песка в работе с детьми раннего возраста

Адаптация ребенка к детскому саду – один из самых сложных периодов в жизни каждого ребенка. Часто родители и педагоги сталкиваются с проблемой нежелания дошкольника посещать детский сад, в этом ...

Описание опыта работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Доказано, что игры с песком имеют большое значение для физического и психического здоровья, поэтому я решила использовать песок и в совместной деятельности с детьми в группе.В данном материале предста...

Опыт работы "Использование игр с песком в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимоде...