Поддержка исследовательского поведения старших дошкольников в процессе технического детского творчества конструктором « CUBORO».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Миронова Ольга Сергеевна

Cuboro - игра для всех поколений, в нее можно начиная с 5-ти лет ИГРАТЬ до преклонного возраста. Играть может как одному, так и в группе до 3-4 человек – это командная игра. Способствует развитию интеллектуальных способностей у детей и взрослых..  Cuboro является уникальным дидактическим материалом для образовательного процесса в сочетании с увлекательной игровой деятельностью. Использование конструктора позволяет решить ряд задач: развивает творческое, логическое инженерное мышление, тренирует пространственное воображение, учит согласованно работать в команде.

Актуальность формирования инженерной культуры, технического мышления зафиксирована в современных Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Современные образовательные технологии должны обеспечивать, пропедевтику инженерной культуры учащихся.
Согласно работам отечественных историков и методологов техники В.С. Степина, М.А. Розова и В.Г. Горохова (“Философия науки и техники”), инженерная деятельность включает в себя в качестве основных компонентов: изобретательскую деятельность, инженерные исследования, проектирование, конструкторскую и технологическую деятельности. Развитие всех этих составляющих формирует ключевые качества инженерного мышления. К таковым мы относим конструктор КУБОРО, на основе которого возможно построить многоуровневую систему работы и с детьми, и со взрослыми, развивающую ведущие качества инженерного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_tehnicheskoe_tvorchestvo_s_cuboro_1.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка исследовательского поведения дошкольников в процессе технического детского творчества с  IQ - конструктором « CUBORO»

        

    С первых шагов работы с детьми педагог активно мотивирует и привлекает ребёнка к деятельности по конструированию. Конструирование и последующая игра с шариком вызывает у ребенка яркие, незабываемые эмоции. При правильно выстроенной конструкции, шарики за счет своей кинетической энергии катятся по выстроенному пути очень плавно.

    Ребенок, увидев результат своих действий, испытывает восторг, чувствует себя увереннее, повышается самооценка. И все это – хорошая основа для дальнейшей мотивации малыша, развития его инициативы.

    Итак, создание трехмерных конструкций захватывает детей. В этой деятельности все дети мотивированы довести работу до конца, проявляют большую активность, потому что они играют с собственноручно созданными моделями.

   При затруднениях, непонимании и неумении они обращаются к взрослому. И в этом случае дети открыты к восприятию его объяснений, так как у них возникает реальная потребность в инструкциях взрослого. Возникает настоящий диалог между партнерами в практической деятельности.

   Младшие дети легко воспринимают все элементы обучения через призму сказки, легко копируют педагога. Старшие же дети только вначале заинтересовываются сказочными персонажами, а потом в них самих просыпается буйный дух фантазии и экспериментаторства в плане строительства.

    Способность к использованию в мышлении модельных образов становится у детей 5…6 лет основой понимания различных отношений предметов, что позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач.

   Дети 6…7 лет, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты. Им доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Дети подготовительных групп легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые педагогом, и с успехом пользуются ими.

В связи с этим реализация Проекта разбита на два временных отрезка:

  • Для детей 5…6 лет
  • Для детей 6…7 лет

Задачи:

  • - Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.
  • - Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть по цифрам  основные строительные детали, работать по схеме, подходить к любому вопросы исследовательски, определять на ощупь деталь, сооружать новые постройки, используя ранее полученные умения (накладывание, приставление, прикладывание), делать простейшие комбинации безошибочно.
  • - Вызывать чувства радости при удавшейся постройке.
  • - Формировать понятия желобок, туннель.
  • - Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину, располагать кирпичики вертикально, горизонтально, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии.
  • - Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
  • - Обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; замок; сооружать постройки по собственному замыслу и т.д.
  • - Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробку, бережно относиться к материалу.
  • - Работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде.
  • - Добиваться результата.  

Приемы:

Словесные: беседы; рассказ; инструктаж.

Наглядные: групповые выставки, работа по инструкции.

Практические:

- Создание действующих моделей;

- Демонстрация умения работать с карточками и схемами CUBORO.

- Изменение модели путём модификации её конструкции .

- Моделирование и анализ заданных ситуаций. Организация мозговых штурмов для поиска новых решений

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

- Игровые эмоциональные ситуации,

- Похвала, поощрение

Формы организации:

- Занятие по подгруппам;

- Индивидуальная работа с ребенком;

- Коллективные работы;

НОД проходят во второй половине дня, после дневного сна: в старшей группе - 1 занятие в неделю по 25 минут и в подготовительной к школе группе – 1 занятие в неделю по 30 минут.

В процессе наблюдения за игрой воспитатель может составить представление об уровне развития следующих качеств детей:

  • Пространственное воображение;
  • Логическое мышление;
  • Навыки установления межличностных отношений;
  • Терпение;
  • Тяга к получению новых знаний/терпеливость;
  • Прилежание;
  • Двигательные навыки.

Если пространственные навыки пока еще не развиты, то простые фигуры обретают вертикальную форму в виде башни или плоскую на поверхности. Сначала ребенок использует только движение шарика по поверхности.

  • Затем дети начинают использовать скрытое движение по внутренним полостям фигуры
  • Затем начинают использовать кубики, формирующие направление движения шарика, создают лесенку (или «водопад»), и шарик падает, чаще всего выпрыгивая за пределы фигуры. Это заставляет детей создавать непрерывные дорожки на различных уровнях
  • Дети знают названия кубиков.
  • Могут строить по карточкам или по образцу воспитателя, создавать фигуры по геометрическим параметрам.
  • Кроме того, строят фигуры в три уровня. Создают по основным параметрам  
  • Строят фигуры по рисунку
  • С удовольствием строят уровень за уровнем по рисункам воспитателя.
  • Пытаются создавать чертежи  сами (первый уровень).
  • Обмениваются этими чертежами с другой командой и уже по чужому чертежу создают фигуру.

Механизм оценки получаемых результатов

Ребенок получает положительную оценку (+) как при выполнении самостоятельных заданий от педагога, так и при выполнении заданий совместно с другими детьми.

При этом педагог не только анализирует получившиеся конструкции (используя термины: «красивая конструкция», «какая легкая, замечательная конструкция», «какая прекрасная горка», «очень высокая башня» и т. Д.), но и сравнивает различные решения, например, кто и какое количество элементов использовал и, кто смог использовать одни элементы несколько раз, то есть может оценить насколько высоки темпы развития творческих способностей и самостоятельности ребенка, его результативность.

При отслеживании роста интеллектуальных способностей ребенка у педагога есть возможность целенаправленно индивидуально незаметно влиять на более полное раскрытие способностей малыша.  

Уровень развития умений и навыков.

 Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать деталь по номеру, на ощупь, выкладывает сложные постройки безошибочно туннель, желобок.

Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, определять «куборы» по цифрам, долго приходит к правильному построению желобка или туннеля.

 Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, делает ошибки при построении, допускает ошибки при названии «куборов».

Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь, не знает кубики по цифрам, не определяет кубики на ощупь.

Нулевой (0): Полное отсутствие навыка

 

Умение проектировать по образцу

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения

Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.

Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие.

Мониторинг образовательной деятельности.

Уровень развития умений и навыков.

Подготовительная группа

Ф.И.ребёнка

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Умение проектировать по образцу

Умение конструировать по пошаговой схеме

Примерное планирование конструирование с «Сuboro» на учебный год в старшем дошкольном возрасте

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

1.«Знакомство с Куборо»

Познакомить с правилами кружка. Познакомить  с историей конструктора. Презентация «История конструктора» С/Р игра «Строители»

2. Спонтанная индивидуальная Кубора – игра детей. Классификация «Обследование отверстий».

Спонтанная индивидуальная игра детей с конструктором. Обследование  кубиков и отверстий на них. Игра «Отгадай»

«Путешествие по стране «Куборошки»

3. Знакомство с нумерацией  куборов.

Объяснить детям, что каждый кубик имеет свой номер. Игра «Найди такой же»

Игра «Мы конструкторы»

4. Игра «Определи на ощупь номер кубика».

Игра «Определи на ощупь номер кубика» позволяет запомнить номер кубика и строение отверстий.

Октябрь

5-6. Строительство позиции из трех кубиков (обследование правильности выполнения задания, путем тактильных ощущений)

Показать детям, что при внимательном обследовании отверстий на ощупь, определение куборов по цифрам приведет к положительному результату: построению тоннеля, желобка.

Д/И «Назови»

Презентация «Город куборшек»

7. Игры «Определи на ощупь»

 Игра проводиться с целью развития умения исследовательски подходить к игре.

Закреплять названия куборов по цифрам, что облегчит и ускорит построение постройки

Соревнования. «Кто больше отгадает»

Игра на внимания.

8. Продолжать определять название кубика по номеру

Игра «Отгадай по таблице на ощупь»

Продолжать учить определять к уборы по номеру, через игру, при помощи таблицы, находить на ощупь с закрытыми глазами кубик. Здесь развивается у детей воображение, память, тактильные .

ощущения.

Игра «Найди и отгодай»

Путешествие в царство куборы.

Ноябрь

9. Логические закономерности

 «Что лишнее в цепочке построения»

Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью  тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку.

Игра на внимание «Найди ошибку»

10.  Учимся строить по схеме. Игра «Угадай на ощупь номер кубика»

Развитие логического мышления и пространственного воображения, закрепление формы кирпичиков .

Игра «Чудесный мешочек»: В тёмном мешке детали разные по форме . Педагог показывает деталь, ребёнок должен вытащить на ощупь такой же по форме и назвать номер кубика.

Второй вариант, педагог на слух называет деталь, ребёнок должен на ощупь вытащить ту же деталь.

Продолжаем строить используя схему.

Презентация « Схемы наши помощники»

Игра  «Найди ошибку»

11. Туннель для сказочного героя

Учимся играть группой, находить компромисс.

Учить находить ошибки в построении, путем исследования, с помощью  тактильных ощущений (на ощупь), находить ошибку.

Презентация «Наши достижения»

12. Постройка простых комбинаций «Мы строители»

Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя разные детали. Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Д/И «Будь внимателен»

Презентация  о профессии «Архитектор»

Декабрь

13. Знакомство с новыми номерами кубиков. Игра «Мы исследователи»

Учимся определять кубики по номерам.

Формируется умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде. Подходить к заданной теме исследовательски. С/Р игра «Мы исследователи»

14 - 15. Лабиринт для Пирата

Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; замок, и т.д. Учимся помогать окружающим .

Игра «Найди такой же кубик»

Презентация «Сделай так же».

16. Дом для кукол

 Использование ИКТ Игра «Куборушки»

Дети строят дом для кукол, повторят построение за игрой н компьютере, пошагово.

Продолжаем составлять фильм для незнайки.

Каждый шаг построения дети фотографируют ,затем с помощью воспитателя составляться фильм из фотографий ,как дети строили дом.  

 

Январь

17- 18. Спонтанная индивидуальная игра Кубора

Свободное конструирование по замыслу в дни новогодних каникул.

Игры по желанию детей.

Просмотр созданных фильмов про незнайку.

19 - 20. Создание построек по схемам.

Продолжаем учится работать по схеме, Формировать умение работать в команде, приходить к общему мнению, прислушиваться к товарищу по команде.

Игра «Угадай на ощупь».

Февраль

21. Многоэтажный домик для кукол.

Переходим на многоуровневые постройки. Побуждать у детей желания строить более сложные конструкции. Учить исследовательски подходить к данному построении ,чтобы не допустить ошибки. Каждый шаг фиксируется фотоаппаратом для создание нового фильма «Домик для кукол»

Затем детям предлагается игра Игра «Помоги другу». Дети строят постройку позиции ,рядом сидит товарищ должен найти ошибку и помочь исправить.

22. Продолжаем знакомство с нумерацией куборов.

 Продолжаем знакомить детей с кубиками их нумерацией .Игра « Определи кубик на ощупь» дети с закрытыми глазами должны определить номер кубика.

Презентация «Игра «Найди кубик по картинке». Детям предлагается при помощи схемы картинки, найти такой же кубик, назвать его номер.

23. Дворец для принцессы, с двумя выходами по желобку ,тунель.

Через С/Р игру «Мы строители», вызвать у детей желание помогать .Дети строят замок без схемы ,по замыслу,но придерживаясь заданного задания ,чтобы в постройке был  проходил туннель и желобок в верхней части постройки.

Продолжаем обучаться обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка ,замок, и т.д.

24. Соревнование «Построй по схеме», «Угадай на ощупь»

«Кто быстрее построит башню» (командная игра)

закреплять навык построения простейшей конструкции;  учить строить в команде, помогать друг другу.

 Через Игру «Найди такой же» закрепляем номера кубиков.

Март

25. Конструирование по  замыслу.

 Через игру «У кого выше?» (строительство башни) формируем навыки построения много уровневых сооружений с туннелями и желобками.

закрепляем навык построения простейшей конструкции; развивать ловкость, внимание.

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

26. Демонстрация способностей работы с куборо «Мы будущие инженеры»

Презентовать свои работы детям старших групп. Соревнование .Строим постройки по замыслу. Предоставить детям возможность продемонстрировать свои навыки в познании куборо конструктора.

27. Проверка названия кубиков по номерам «Определи на ощупь, по картинке»

Соревнование . Через игры «Определи на ощупь», определи по картинки , дети показывают свои знания  о конструкторе.

28. Совместное занятие с детьми старшей группы «Сооружаем вместе».

Путешествие в царство куборо. Взаимодействие с другими детьми предоставляет детям возможность общаться ,находить новых друзей, а также продемонстрировать свои знания перед  сверстниками.

Апрель

29. Фестиваль «В царстве куборушек»

Детям предоставляется возможность подружиться с другими детьми, продемонстрировать приобретённый опыт в данной игре.

30. Ищем новые пути в комбинациях куборо

«Мы исследователи». Через игру побуждать детей на более сложные постройки ,используя приобретённые знания .

31. Мы –будущие инженеры. Работа по замыслу

Детям предоставляется возможность продемонстрировать накопившийся опыт в построении сложных построек, предоставляется возможность проявить свою фантазии, исследовательски подходить к решению проблемы.

32. Выставка конструкций

Оформить фотовыставку « Инжинерики»

Дети оформляют выставку различными постройками . Демонстрируем через на фотовыставку свои работы

     Май

33 - 34 «Удивляем маму и папу». Соревнования Кубора – дети и родители

Соревнование с родителями. Показать родителям знания детей в конструировании  конструктора «Куборо».

35 – 36. Конструирование по замыслу. Диагностика

Строим по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Презентация"Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования"

Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования .Подготовила воспитатель ДОУ "Подснежник"76 Сагдарова Эльза Рауфовна.Главным факторо...

Проект "Развитие творческой исследовательской активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования

Пояснительная запискаДошкольное детство - важнейший период становления человеческой личности. Это время активного развития психических функций, период, когда ребенок открывает для себя мир социальных ...

Статья Развитие изобретательности у старших дошкольников в процессе технического конструирования

Международная научно- практическая конференция "Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом2...

Семинар: «Использование образовательных ситуаций в работе по поддержке исследовательского поведения старших дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области использования образовательных ситуаций в работе по поддержке исследовательского поведения старших дошкольников.Задачи:  Уточнит...

Поддержка исследовательского поведения старших дошкольников в процессе технического детского творчества с IQ - конструктором « CUBORO».

Cuboro - игра для всех поколений, в нее можно начиная с 5-ти лет ИГРАТЬ до преклонного возраста. Играть может как одному, так и в группе до 3-4 человек – это командная игра. Способствует ра...