Рабочая программа дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста "Лоскутная техника"
рабочая программа по конструированию, ручному труду на тему

Косинова Ирина Владимировна

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная техника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon loskutnaya_tehnika.doc235.47 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА»

                                                    Воспитатель

I квалификационной категории

                МДОУ «Детский сад № 83 «Игрушка»

Косинова Ирина Владимировна

                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена с учётом опыта работы А.В.Белошистой, О.Г.Жуковой «Волшебные лоскутки» и И.А.Лыковой «Азбука аппликации».

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 - 20 минут, в зависимости от возраста детей. Всего занятий - 62. Контрольно - проверочные занятия 2 раза в год (октябрь и май).

Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением его деятельности - и общей двигательной, и ручной: дошкольный этап развития мышления называют наглядно или предметно - действенным, «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства и особенности. Рука «познаёт», а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Аппликация на основе использования разнофактурной ткани представлена: замыслом, последовательностью и результатом продуктивной деятельности.

Основой каждой работы является несложный силуэт предмета, игрушки и т.д. Для работы необходимы: лоскутки ткани различной фактуры и цвета, клей ПВА, в качестве основы можно использовать цветной картон или кусочки обоев с рисунком, подходящим по сюжету. Для того, чтобы ткань не осыпалась и легче приклеивалась, её обрабатывают крахмалом.

Приступая к изготовлению поделки, ребёнок под руководством взрослого проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что потом), реализует задуманное, сверяет результаты с образцом или вносит свои собственные изменения и дополнения.

Организуя занятия с детьми, важно сформировать у них положительную мотивацию предстоящей работы. Для этого нужно, чтобы результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки - посилен. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребёнка, а самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности. Поэтому задача руководителя - в любой момент помочь ребёнку, но не подменять его в работе.

II МЛАДШАЯ ГРУППА

ЗАНЯТИЕ № 1. ТЕМА: Волшебные нити.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым видом изодеятельности - ниткописью. Показать, что из бархатной бумаги и ниток можно изготавливать поделки. Развивать ручную умелость. Воспитывать усидчивость. ОБОРУДОВАНИЕ: Бархатная бумага, цветные нити.

ЗАНЯТИЕ № 2. ТЕМА: Травка.

ЦЕЛЬ: Научить детей выкладывать нити параллельно друг другу. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать у детей желание трудиться.

ЗАНЯТИЕ № 3. ТЕМА: Дождик.

ЦЕЛЬ: Упражнять в выполнении поделок в технике ниткопись. Развивать чувство ритма. Воспитывать трудолюбие.

ЗАНЯТИЕ № 4. ТЕМА: Солнышко.

ЦЕЛЬ: Учить располагать лучи вокруг солнышка. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость.

ЗАНЯТИЕ № 5, 6. ТЕМА: Цветочки.

ЦЕЛЬ: Упражнять в умении располагать лепестки вокруг серединки цветка. Развивать чувство цвета. Воспитывать интерес к работе.

ЗАНЯТИЕ № 7, 8. ТЕМА: Аквариум.

ЦЕЛЬ: Учить выкладывать нити в разных направлениях. Развивать умение подбирать цвет нитей, в зависимости от фона изделия. Вызывать у детей эмоциональный отклик.

ЗАНЯТИЕ № 9, 10, 11. ТЕМА: Ёлочка.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение детей выполнять изделия в технике ниткопись. Развивать самостоятельность. Воспитывать терпение.

ЗАНЯТИЕ № 12.

ТЕМА: Волшебные лоскутки.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с различными тканями. Показать поделки, которые можно сделать из кусочков ткани. Вызвать интерес к работе с тканью.

ЗАНЯТИЕ № 13. ТЕМА: Чашка.

ЦЕЛЬ: Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Развивать ручную умелость. Воспитывать аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ: Силуэт изделия, вырезанный из ткани; клей, кисточка, цв. бумага или цв. картон для фона, клеёнка.

ЗАНЯТИЕ № 14. ТЕМА: Пирамидка.

ЦЕЛЬ: Продолжать учить детей выполнять аппликацию из ткани. Располагать колечки пирамидки в порядке убывания величины. Развивать глазомер. Воспитывать внимание.

ЗАНЯТИЕ № 15, 16. ТЕМА: Райская птица.

ЦЕЛЬ: Упражнять в наклеивании по кругу хвоста птицы. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

ЗАНЯТИЕ № 17, 18. ТЕМА: Гриб.

ЦЕЛЬ: Упражнять в умении располагать аппликацию в центре листа. Развивать художественный вкус. Воспитывать трудолюбие.

ЗАНЯТИЕ № 19, 20. ТЕМА: Рыбка.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение располагать рыбку в центре листа. Развивать остроту зрения. Воспитывать старательность.

ЗАНЯТИЕ № 21, 22. ТЕМА: Кораблик.

ЦЕЛЬ: Учить детей последовательно наклеивать детали. Развивать объяснительную речь. Воспитывать эстетический вкус.

ЗАНЯТИЕ№ 23, 24. ТЕМА: Грузовая машинка.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с грузовым транспортом. Совершенствовать навыки работы в аппликации из ткани. Развивать мускулатуру кистей рук. Воспитывать усидчивость.

ЗАНЯТИЕ № 25, 26. ТЕМА: Машинка.

ЦЕЛЬ: Продолжить знакомство с различными видами транспорта. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к технике.

ЗАНЯТИЕ № 27, 28. ТЕМА: Чудо - дерево.

ЦЕЛЬ: Вызывать у детей интерес к образу. Учить воспринимать красу природы. Развивать ручную умелость. Воспитывать любовь к окружающему миру.

ЗАНЯТИЕ №29, 30,31. ТЕМА: Валентинка.

ЦЕЛЬ: Развивать у детей замысел. Создавать радостное настроение. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

ЗАНЯТИЕ № 32, 33, 34. ТЕМА: Подарок папе.

ЦЕЛЬ: Вызывать у детей эмоциональное отношение к общественным событиям, желание сделать подарок папе. Развивать умение подбирать цвет. Воспитывать любовь к российской армии.

ЗАНЯТИЕ № 35,36. ТЕМА: Мухомор.

ЦЕЛЬ: Закреплять, полученные раннее умения в аппликации из ткани. Развивать координацию движений рук под контролем глаз. Воспитывать внимание.

ЗАНЯТИЕ № 37, 38, 39. ТЕМА: Подарок маме.

ЦЕЛЬ: Наклеить узор из цветов на платочек. Развивать координацию движений. Воспитывать у детей любовь, уважение к маме, бабушке, желание сделать им приятное.

ЗАНЯТИЕМ 40, 41, 42. ТЕМА: Рамка для фото.

ЦЕЛЬ: Упражнять в наклеивании кусочков ткани способом мозаики. Развивать самостоятельность при подборе ткани. Воспитывать чувство цвета, познакомить детей с холодными и тёплыми цветами.

ЗАНЯТИЕ№ 43, 44, 45. ТЕМА: Утенок.

ЦЕЛЬ: Упражнять в умении распределять детали по всему листу равномерно. Развивать наблюдательность. Воспитывать настойчивость.

ЗАНЯТИЕ № 46, 47, 48. ТЕМА: Семейство ёжиков.

Цель: Закреплять умение наклеивать предметы в порядке убывания размера. Развивать глазомер. Воспитывать любовь к окружающей природе.

ЗАНЯТИЕ № 49, 50. ТЕМА: Улитка.

ЦЕЛЬ: Закреплять, приобретённые раннее навыки в аппликации из ткани. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность.

ЗАНЯТИЕ № 51, 52, 53. ТЕМА: Поезд.

ЦЕЛЬ: Учить детей принимать участие в коллективной работе. Упражнять в раскладывании и наклеивании готовых форм. Развивать замысел. Воспитывать чувство коллективизма.

ЗАНЯТИЕ № 54, 55. ТЕМА: Ваза с фруктами.

Цель: Познакомить детей с натюрмортом. Упражнять в самостоятельном выборе вазы и фруктов для работы. Развивать воображение, самостоятельность. Воспитывать художественный вкус.

ЗАНЯТИЕ № 56, 57, 58. ТЕМА: Ваза с цветами.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение самостоятельно подбирать и наклеивать цветы в вазе. Развивать фантазию. Воспитывать терпение.

ЗАНЯТИЕ № 59, 60, 61, 62. ТЕМА: Стаканчик.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать навыки в работе с тканью. Упражнять в наклеивании кусочков ткани. Развивать самостоятельность. Воспитывать старательность.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ЗАНЯТИЕ №1,2. ТЕМА: Жучки - паучки.

ЦЕЛЬ: Учить детей выполнять аппликацию из ткани. Развивать ручную умелость. Воспитывать аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ: Силуэт изделия, вырезанный из ткани; клей, кисточка, цветной картон для фона, клеёнка.

ЗАНЯТИЕ № 3, 4, 5. ТЕМА: Жужжалки.

ЦЕЛЬ: Упражнять в наклеивании деталей аппликации, располагая их в центре листа. Развивать художественный вкус. Воспитывать любовь к природе.

ЗАНЯТИЕ № 6, 7. ТЕМА: Бабочки - красавицы.

ЦЕЛЬ: Учить детей последовательно наклеивать детали. Вызывать интерес к образу. Воспитывать усидчивость.

ЗАНЯТИЕ № 8, 9. ТЕМА: Колокольчики мои.

ЦЕЛЬ: Закреплять, полученные раннее умения в аппликации из ткани. Развивать координацию движений рук. Воспитывать самостоятельность.

ЗАНЯТИЕ № 10, 11. 12. ТЕМА: Цветочки.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение составлять несложный сюжет. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающему миру. Развивать наблюдательность.

ЗАНЯТИЕ № 13, 14. ТЕМА: Пароход и кораблик.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с водным транспортом. Воспитывать интерес к технике. Развивать глазомер.

ЗАНЯТИЕ № 15,16. ТЕМА: Кит и дельфин.

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в наклеивании деталей из ткани. Вызывать эмоциональный отклик. Развивать остроту зрения.

ЗАНЯТИЕ № 17, 18, 19. ТЕМА: Рыбки.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение распределять детали по всему листу равномерно. Воспитывать заботливое отношение к животным. Развивать координацию движений.

ЗАНЯТИЕ №20. 21.

ТЕМА: Медузы и морской конёк,

ЦЕЛЬ: Совершенствовать навыки в работе с тканью. Воспитывать чувство цвета. Развивать замысел.

ЗАНЯТИЕ № 22, 23. ТЕМА: Летний лужок.

ЦЕЛЬ: Учить детей принимать участие в коллективной работе. Развивать воображение, самостоятельность. Воспитывать терпение.

ЗАНЯТИЕ № 24, 25, 26. ТЕМА: В синем море.

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомство с подводными жителями. Создавать хорошее настроение. Воспитывать старательность.

ЗАНЯТИЕ № 27. 28. ТЕМА: Аквариум.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение самостоятельно подбирать детали для работы. Воспитывать чувство коллективизма. Развивать фантазию.

ЗАНЯТИЕ № 29, 30. ТЕМА: Водолазы.

ЦЕЛЬ: Упражнять в наклеивании деталей по всему листу. Развивать наблюдательность. Воспитывать чувство цвета.

ЗАНЯТИЕ №31. 32. ТЕМА: Змейки и черепашки.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение в наклеивании деталей из ткани. Развивать замысел. Воспитывать любовь к природе.

ЗАНЯТИЕ №33, 34, 35. ТЕМА: Крокодилы - бегемоты.

ЦЕЛЬ: Продолжить знакомство с дикими животными. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать внимание.

ЗАНЯТИЕ № 25, 37, 38. ТЕМА: Весёлые попугайчики.

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомство с птицами. Развивать наблюдательность. Воспитывать аккуратность.

ЗАНЯТИЕ № 39, 40. ТЕМА: Тигрёнок и львёнок.

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в наклеивании животных. Развивать умение передавать свои впечатления. Воспитывать любовь к природе.

ЗАНЯТИЕ №41,42, 43. ТЕМА: Слонёнок.

ЦЕЛЬ: Упражнять в последовательном наклеивании деталей. Развивать наблюдательность. Воспитывать старательность.

ЗАНЯТИЕ № 44, 45. ТЕМА: Жираф и зебра.

ЦЕЛЬ: Знакомить детей с животными жарких стран. Воспитывать уважение ко всему живому. Развивать наблюдательность.

ЗАНЯТИЕ № 46, 47. ТЕМА: Валентинка.

ЦЕЛЬ: Развивать у детей замысел. Создавать радостное настроение. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

ЗАНЯТИЕ № 48, 49. ТЕМА: Подарок папе.

ЦЕЛЬ: Вызывать у детей эмоциональное отношение к общественным событиям, желание сделать подарок папе. Развивать координацию движений. Воспитывать любовь к российской армии.

ЗАНЯТИЕ №50, 51. ТЕМА: Обезьянки.

ЦЕЛЬ: Упражнять в равномерном распределении деталей по всему листу. Воспитывать терпение. Развивать глазомер.

ЗАНЯТИЕ № 52, 53, 54. ТЕМА: Подарок маме.

ЦЕЛЬ: Воспитывать у детей любовь и уважение к маме, бабушке, желание сделать им приятное. Развивать умение подбирать цвет для работы.

ЗАНЯТИЕ № 55, 56, 57. ТЕМА: Ракеты.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать навыки в работе с тканью. Воспитывать любовь к технике. Развивать наблюдательность.

ЗАНЯТИЕ №58, 59, 60.

ТЕМА: Летающие тарелки и луноход.

ЦЕЛЬ: Упражнять в последовательном наклеивании деталей. Развивать фантазию. Воспитывать усидчивость.

ЗАНЯТИЕ №61, 62. ТЕМА: Инопланетяне.

ЦЕЛЬ: Учить детей придумывать различных героев и воплощать их в аппликации. Развивать у детей замысел. Воспитывать художественный вкус.

Диагностика уровня сформированности изобразительных умений у детей 4-5 лет в аппликации по «Лоскутной технике»

Ф.И. ребёнка

Показатели оценки

Использован ие готовых форм

Последователь ность

выполнения работы

Умение пользоваться кистью и клеем

Ориентировка на листе бумаги

Эмоциональ ность

Общая сумма баллов

Средни й

балл

Уровень

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г.

К.г

Н.г

К.г

Н.

г

К.г

Н.г.

К.г.

Критерии оценки:

  1. Использование        готовых форм
  1. балл - испытывает значительные затруднения в использовании готовых форм
  2. балла - с небольшой помощью взрослого использует готовые формы
  3. балла - самостоятельно использует готовые формы
  1. Последовательность выполнения работы
  1. балл - испытывает значительные затруднения
  2. балла - испытывает незначительные затруднения в последовательности выполнения работы
  3. балла - самостоятельно и последовательно выполняет работу.
  1. Умение пользоваться кистью и клеем

1 балл - умение не сформировано

  1. балла - умение в процессе становления
  2. балла - умение сформировано
  1. Ориентировка на листе бумаги
  1. балл - испытывает значительные затруднения
  2. балла - при помощи взрослого выкладывает формы
  3. балла - испытывает незначительные затруднения при выкладывании готовых форм
  1. Эмоциональность.
  1. балл - к работе равнодушен
  2. балла - эмоциональный отклик недостаточно выражен
  3. балла - эмоциональный отклик ярко выражен

Уровни освоения программы:

Низкий уровень ( 1-1,6 балла) - ребёнок испытывает значительные затруднения в использовании готовых форм, непоследовательно выполняет работу, предлагаемые формы берёт в разброс, умение пользоваться кистью и клеем не сформировано, не ориентируется на плоскости листа при выкладывании готовых форм, к работе равнодушен.

Средний уровень(1,7 -2,3 балла) - ребёнок с небольшой помощью взрослого использует готовые формы, работу выполняет последовательно, умение пользоваться кистью и клеем в процессе становления - ребёнок намазывает клеем не всю поверхность формы, иногда затрудняется положить её на своё место, эмоциональный отклик недостаточно выражен.

Высокий уровень (2,4 -3 балла) - ребёнок самостоятельно использует готовые формы, самостоятельно и последовательно выполняет

работу,

умение пользоваться кистью и клеем сформировано - аккуратно намазывает клеем готовую форму., правильно держит кисть, прижимает форму салфеткой, испытывает незначительные затруднения при выкладывании готовых форм, эмоциональный отклик ярко выражен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"

Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Техника изонити"

В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Техника изонити"...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

«Пластилиновое Чудо » Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста

Программа строится на принципе личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами....