Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Усольцева Ольга Петровна

Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художественного способа конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_kvillingu_usoltseva_o.p.docx57.76 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

«Согласовано»

Старший воспитатель

НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка»

_____________ А.А.Шумейко

Приложение 1-П

к дополнительной образовательной программе

на 2017-2018 учебный год

«Утверждаю»

Заведующий НРМДОБУ

«ЦРР-д/с «Улыбка»

_________ О.А. Усольцева

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК»

(квиллинг)

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Усольцева Ольга Петровна,

воспитатель

п. Салым, 2017

Оглавление

I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка……………………………….………………………………………3

1.2.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников (предполагаемые результаты)……………………………………………………………………3 

1.3.Характеристика возрастных особенностей развития детей………………………………..4

II.Содержательный раздел

2.1. Учебно – тематический план. ………………………………………………………………4

2.2.Календарно - тематический план..…………………………………………………………..5

III.Организационный раздел

3.1. Продолжительность платной образовательной услуги, график работы………………….8  

3.2. Формы, методы и приемы обучения………………………………………………………...8

3.3.Материально-техническое  оснащение образовательного процесса………………………9

3.4.Мониторинг……………………………………………………………………………………9

3.5.Список литературы……………………………………………………………………............9

Приложение 1………………………………………………………………………………...

........9

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Новые жизненные условия, в которые поставлены  дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: ребёнок должен быть всесторонне развитой личностью и социально-адаптированным к современной жизни.

Выполнение таких требований предполагает человека с творческими способностями. В педагогической энциклопедии творческие способности – это способности к созданию такого оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применяются усвоенные знания, умения, навыки, которые проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Творчество – это создание чего нового на основе того, что есть, но того, чего еще не было.

Дети с творческими способностями очень пытливые и активные. Такие дети могут самостоятельно принимать решения, которые зависят только от него самого. Дети способны создать что-то новое, оригинальное, у них у каждого свой взгляд на красоту. В творчестве у ребенка развиваются такие умственные качества, как:  моделирование, воображение, наблюдательность, умение анализировать и сопоставлять, творческое мышление и т.д.

Если говорить о дошкольниках, то развитие у них мелкой моторики рук способствует дальнейшему успешному обучению в школе. Одним из способов развития мелкой моторики пальцев рук – это конструирование из бумаги. Конструирование из бумаги относится к художественно-эстетическому развитию. Существует много техник по работе с бумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминание и др. Конструирование из бумаги с использованием разных техник сложный вид деятельности дошкольников, для этого у детей должны быть хорошо развиты пространственные представления.

В настоящие время работа с бумагой не потеряло своей актуальности для детского творчества. Бумажное творчество доступно каждому. Бумага – это первый материал, из которого дети учатся творить и мастерить интересные поделки и изделия. Работа с бумагой дает большой простор для детского творчества и фантазии. Она помогает ребенку почувствовать себя в роли конструктора, а может дизайнера или художника.

Для этого я со своими детишками решила попробовать сложную, но очень интересную  технику «квиллинг». Quilling(происходит от англ. слова quill (птичье перо)) – это искусство накручивать полоску бумаги в ролл, придавать им различную форму и составлять из них плоские или объемные композиции. Работая в технике «квиллинг», дети объединяют в одно все компоненты бумажного образа, это цветовое решение, и материал, и назначение и другое.  

1.2.Цели и задачи программы, обобщенные требования к уровню развития воспитанников (предполагаемые результаты)

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Познакомить детей с базовыми элементами техники «квиллинга» и основными их понятиями.
  • Обучать созданию композиций из элементов, выполненных в технике «квиллинг».
  • Формировать у детей умения следовать устным инструкциям воспитателя.
  • Познакомить детей с такими основными геометрическими понятиями как: круг, квадрат, треугольник и т.д.
  • Обогащать словарь детей новыми специальными терминами.

Развивающие:

  • Развивать у детей мелкую моторику рук, глазомер.
  • Развивать  творческую фантазию и художественный вкус,
  • творческие способности у детей дошкольного возраста.
  • Развивать у дошкольников память, мышление, внимание, воображения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству «квиллинг».
  • Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.
  • Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности
  • Воспитывать аккуратность: в работе с клеем, в накручивании бумажных полос на инструмент, содержать свое рабочее место в порядке.

Требования к уровню развития детей (предполагаемые результаты). 

По результатам обучения данной программы дети:

  • научатся разным приемам работы с бумагой;
  • будут знать основные базовые формы и геометрические понятия технике «квиллинг»;
  • научатся следовать устным инструкциям воспитателя;
  • будут создавать разные поделки, выполненные в технике «квиллинг»;
  • разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
  • познакомятся с декоративно-прикладным искусством –«квиллинг»;
  • улучшат память, внимание, воображение и творческое мышление, фантазию и коммуникативные способности, навык работы в коллективе, творческие способности. 

1.3. Характеристика возрастных особенностей развития детей.

Возраст

воспитанников

Характеристики возрастных особенностей развития детей

5-6 лет

Художественно –эстетическая деятельность в старшем дошкольном возрасте предусматривает: конструирование поделок из разнообразных геометрических форм, чтение схем, умения планировать процесс создания предмета, самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умение сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. 

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебно – тематический план.

Наименование разделов и тем.

Кол -во часов

Часы

Теория

Практика

Вводный блок.

1

 «Что  такое квиллинг?»

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги

родственников

1

1

0

Основы квиллинга.

2

Основная  форма  «свободная спираль»,

1

0,5

0,5

3

Основная форма “капля”

1

0,5

0,5

4

Основные формы «глаз»

1

0,5

0,5

5

Основные формы «полумесяц»

1

0,5

0,5

6

Основные формы  «тугая спираль»,

1

0,5

0,5

7

Основные формы «свободная спираль», «капля», «глаз».

1

0,5

0,5

Коллективная работа. Композиции из основных форм.

8

Основные формы «свободная спираль»,  «капля», «глаз».

2

0,5

1,5

Работа в парах

9

Основные формы «свободная спираль»,  «капля», «глаз».

2

0,5

1,5

Праздники и подготовка к ним.

10.

Основная форма  «треугольник»

3

0,5

2,5

Цикл творческих  работ.

11.

Изготовление поделок из различных изученных элементов   свободная спираль»,  «капля», «глаз».  Основная  форма «стрелка».

11

4

7

«Всё о космосе»

12.

Основные  формы «квадрат», «звезда», «месяц».

2

0,5

1,5

 «Весна»

13

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Всего

28

10,5

17,5

2.2.Календарно - тематический план.

Месяц

Тема

Цель занятия

Оборудование

Дата

Окябрь

«Что  такое квиллинг?»

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников

Беседа о технике безопасности при работе с ножницами,  клеем, зубочистками. Познакомить с историей появления бумаги, её родственниками  (картон,  шпагат и т. д.)

Показ готовых работ, которые дети будут выполнять  в кружке, а также необходимое оборудование. Презентация «Как появилась бумага»

5.10.17

Октябрь

 «Мухомор»

Учить накручивать элемент «свободная спираль», обводить трафарет на цветной бумаге и аккуратно вырезать по контуру.

Трафарет: ножки, шляпки мухомора, лист белого картона 15х20, полоска зелёной бумаги 3х15 см, клей ПВА, кисточки, ножницы, простой карандаш, 6 – 8 белых полосок для квиллинга 

12.10.17

Октябрь

«Деревья в осеннем парке»

Учить накручивать элемент «капля».

 Учить работать в коллективе.

Лист формата 30х40 см, жёлтые, зеленые, красные и оранжевые полоски бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга.

19.10.17

Октябрь

«Веточка рябины»



Закреплять умение накручивать элемент квиллинга:  «свободная спираль», познакомить с элементом «глаз».

Основа из картона 15х20 с изображением ветки, бумажные полоски красного, зеленого, оранжевого, желтого цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

26.10.17

Ноябрь

«Банка варенья»

Закреплять умение детей накручивать элемент «свободная спираль».

Учить детей делать новый для них элемент квиллинга – «полумесяц»

Основа – силуэт банки 15х20,  клей ПВА, кисточка, 15-20 бумажных полосок для квиллинга, инструмент для квиллинга.

2.11.17

Ноябрь

«Моя варежка»

Закреплять умение детей накручивать элементы: «тугая спираль», «глаз».

 Учить детей составлять из знакомых им  элементов композицию.

Цветной картон в форме варежки,  бумажные цветные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

9.11.17

Ноябрь

«Снежинка»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», продолжать учить изготовлять элемент «глаз».

Лист голубого картона 15х15 см (круг), белая бумага для квиллинга,клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга.

16.11.17

Ноябрь

«Зимний лес» (коллективная работа)

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз».

Лист синего цвета 30х40, белые полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки.

23.11.17

Ноябрь

«Рыбки плавают в аквариуме»

(коллективная работа)

Научить детей накручивать новый элемент «полукруг», закреплять умение накручивать элемент «капля», «глаз».

Продолжать учить детей делать элемент – «завитушка»

Картонная основа (аквариум), цветные бумажные ленты для рыб, бумажные полоски бумаги (0,5х15см) для водорослей, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга.

30.11.17

Декабрь

«Снегирь»

( работа в парах)

Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль».

Продолжать учить склеивать две полоски в одну.

Силуэт снегиря на формате 20х30, бумага для квиллинга красного, чёрного, тёмно-синего цветов; клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточка.

7.12.17

Декабрь

Рамка под гжель

( работа в парах)

Закреплять умение детей выполнять элемент: «капля», «глаз», «свободная спираль».

Рамка-паспарту, сделанная из картона, оборудование для квиллинга*.

14.12.17.

Декабрь

«Звезда на ёлку»

Закреплять умение у детей выполнять формы «капля», «глаз».

Красная бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

21.12.17

.

Декабрь

«Приглашение на новогоднюю елку»

Учить детей соединять две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов квиллинга композиции, аккуратно наклеивать на фон.

Картон, ножницы, клей ПВА, инструмент для квиллинга, бумага для квиллинга разных цветов.

28.12.17

Январь

«Ангелочки»

Продолжать учить детей накручивать элемент  «глаз», «треугольник».

Закреплять умение изготавливать элемент «свободная спираль», «капля».

Основа-открытка, ножницы, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент  для квиллинга.

11.01.18

Январь

«Ёжики и яблоко» (коллективная работа)

Продолжать закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «тугая спираль»,  «капля», «глаз», «лист».

Основа-фон(30х40см), цветные бумажные ленты, кисточки, клей ПВА, инструмент  для квиллинга.

18.01.18

Январь

«Дымковская игрушка»

Закреплять умение детей выполнять элементы: «капля», «глаз», «свободная спираль».

Картон для фона с нарисованной дымковской игрушкой, цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточки.

25.01.18

Февраль

Панно

«Поёт зима, аукает»

 (коллективная работа)

Закреплять умение детей накручивать основные элементы квиллинга и составлять из них композицию.

Фон акварельная бумага 30х40, цветные бумажные полоски, инструмент дляквиллинга, клей ПВА, кисточки.

1.02.18

Февраль

«Валентинка»

Закреплять умение  детей изготавливать элемент: «завиток», «глаз».

Учить детей составлять из знакомых для них элементов композицию.

Красный картон в форме сердечка,  кисточки, блески, бусинки, цветные бумажные ленты, клей ПВА, инструмент  для квиллинга.

8.02.18.

Февраль

«Зайчики с морковкой»

(коллективная работа)

Закреплять умение у детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник».

Основа лист 30х40 зеленого цвета (пастель), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент  для квиллинга.

15.02.18

Февраль

«Кораблик плывет по морю»

(подарок папе)

20 Закреплять умение детей накручивать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник», «полукруг», «завиток», «глаз».

Основа-открытка (из картона синего, голубого цвета), цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, инструмент  для квиллинга.

22.02.17

Март

«Открытка для мамы»


Закреплять умение у детей накручивать элемент «свободная спираль», «капелька».

Учить выполнять новый базовый элемент «стрелка».

Учить украшать бусинками.

Картон, открытка в виде цифры восемь, цветные бумажные ленты,бусинки, клей ПВА, кисточки, инструмент  для квиллинга.

1.03.18

Март

«Цветик-семицветик»


Продолжать учить детей накручивать элемент «капля».

 Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок)

Разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга, зубочистки для стебля (зеленые), бусинки для серединки, пенопласт.

15.03.18

Март

«Подснежники»

Закреплять умение детей накручивать элементы квиллинга:«тугая спираль», «глаз».

Основа-открытка, оборудование для квиллинга.

22.03.18

Март

«Колокольчики»


Учить детей изготавливать элемент квиллинга – «стрелка».

Закреплять умение накручивать элемент «капля».

Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, 5 голубых (розовых) и 6 зеленых полосок бумаги, клей ПВА, кисточка, инструмент для квиллинга.

29.03.18

Апрель

«Пасхальное  яйцо»

Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «тугая спираль», «капля» и «глаз».

Цветной картон, бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга.

5.04.18

Апрель

«Далёкий и загадочный космос»

Учить изготавливать новый элемент «квадрат».

Закреплять умение детей изготавливать элементы: «свободная спираль», «капля», «треугольник», «тугая спираль», «глаз».

Основа - открытка, цветные бумажные ленты, клей ПВА, кисточки, бусинки, бисер, блестки, инструмент  для квиллинга.

12.04.18

Апрель

«Месяц и звёзды на небе ночном»

Учить детей изготавливать новый элемент «звезда» и «месяц».

Картон синего, черного цвета, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бумажные полоски золотого цвета.

19.04.18

Апрель

«Весенняя поляна»

(итоговое занятие)

Закрепить все элементы квиллинга.

Развивать воображение, творчество, фантазию.

Оборудование для квиллинга - цветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга, клей ПВА, кисточка.

26.04.18

III. Организационный раздел.

3.1.Продолжительность платной образовательной услуги, график работы.  

График работы  кружка.

Срок реализации программы

Количество часов

Дни недели

Четверг

1 год

в год

в месяц

в неделю

Время

28  занятий.

4 занятия.

1

занятие

15.30

3.2.Формы, методы и приемы обучения.

Для реализации программы используются следующие формы работы:

  • Групповая
  • Подгрупповая
  • Индивидуальная

  • Наглядные (презентации, показ педагога,  работа по образцу).
  • Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование художественного слова).
  • Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок, работа с использованием    инструкционных карт, схем).

3.3.Материально-техническое  оснащение образовательного процесса:

 Инструменты:

  • Цветная бумага,
  • гофрированный картон,
  • картон белый и цветной,
  • клей (наилучшим является клей ПВА),
  • зубочистки,
  • спички длинные,
  • бумажные полоски шириной 5-7 мм,
  • ножницы,
  • карандаши простые,
  • линейка,
  • кисточки для клея,
  • салфетки,
  • клеенка.

Оборудование:

  • столы,
  • стулья,
  • мольберт,
  • наглядный материал,
  • инструкционные карты,
  • интерактивная доска,
  • компьютер,
  • проектор

     

3.4.Мониторинг

Для планирования, организации деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста технике «квиллинг», а также для выявления эффективности работы была необходима диагностика.

Критерии для оценки базовых умений старших дошкольников в технике «квиллинг», разработаны самостоятельно.  (Приложение №1)

3.5. Литература

  • Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань» 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  • Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек».  Изд.:  Мой мир, 2008.
  • Зайцева А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009.
  • Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», Изд.: «Ниола - Пресс», Москва 2008.
  • Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». - Изд.: Мир книги, Москва 2008.
  • Материалы интернета: www.maam.ru;  www.nsportal.ru http:/, stranamasterov.ru

Приложение №1

Диагностика уровня овладения техникой «квиллинг»

Фамилия, имя

ребёнка

Правильно пользоваться необходимыми инструментами

Умение скручи-вать  разные формы

Умение

самостоятельно                           выкладывать из формы свои поделки

Умение прик-

леивать формы на фон

Знание базовых форм и условных обозна-чений

Подби-

рает

цвета

Составле-

ние композиции из форм

Стремле-

ние к совер-

шенству и законченности в работе

Система оценок: средний уровень, высокий уровень




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Волшебные бусинки" (для детей 6-7 лет)

Программа по дополнительному образованию, бисероплетение. Для использования педагогами ДО, воспитателями и учителями начальных классов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Волшебный фоамиран»

Пояснительная запискаПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают внимательность, моторику рук...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная кисточка»

Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую  направленность, по уровню усвоения – базов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные пальчики»

Направленность программыНаправленность программы художественно-эстетическая: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и спо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Волшебные ладошки»

Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его гла...