опыт работы по теме:"Дизайн - как средство развития творческих способностей дошкольников"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Ольга Викторовна Калашникова

Центральным моментом  моей работы по развитию творческих способностей является развитие у  детей  «детского дизайна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

Тема : «Дизайн –как средство развития творческих способностей дошкольников»

                                                          Воспитатель:

                                                                                                 первой категории

                                                                                                 Калашникова.О.В

Ст. Стародеревянковская  2013 г.

 «Дети, конечно, не делаются художниками от того, что

в течении дошкольного детства им удалось создать

несколько действительно художественных образов.

Но в развитии их личности это оставляет глубокий след,

так как они приобретают опыт настоящего творчества,

который в дальнейшем приложат к любой области труда.»

Н.П. Сакулина.

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены      ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изо творчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.  

Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребёнка, так и развитию личности ребёнка в целом.

Центральным моментом  моей работы по развитию творческих способностей является развитие у  детей  «детского дизайна».

 Что такое детский дизайн? И может ли  ребёнок  быть дизайнером  в полном смысли слова? Для того, чтобы разобраться в этом, вспомним, что само слово  «дизайн» подразумевает: «замысел», «задумку», «композицию». А задумать, составить план, сконструировать можно всё что угодно.

Говоря о ребёнке – дизайнере, мы зачастую подразумеваем ребёнка – ху-дожника. На самом деле дизайн – это необычный взгляд на обычные вещи. Дизайн это красота.

Значит, главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму. Из этого следует, что для того, чтобы ребёнок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нестандартное видение окружающего мира.

Поощрение детей к дизайну, благородное, но трудное и длительное дело.

Занятие  детским  дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общение способности к анализу и обобщению, творческие способности, пространственное воображение, проектно – образное мышление. Дети начинают осознавать своё соавторство, авторскую компетентность, участие в создании объектов красоты, учатся благоустраивать быт, используя опыт дизайна в детском саду. Чтобы  приобщать эффективнее  ребёнка к дизайну,

я с родителями посещаю выставки, музеи и празднества. На прогулах по станице  показываю детям своеобразие  оформления витрин и рекламы, интерьеров и площадей, обращаю на внешний облик людей, их гардероб.

Детский дизайн ориентирован на выполнение задач в области художественно – эстетического образования дошкольников. Потребность ребёнка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном.

Таким образом, потребность общества в личности нового  типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально – экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность  можно реализовать     через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребёнка.

 Сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие  нашего народа. Всё это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет её сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему так актуальны занятия дизайн – деятельностью старших дошкольников. У детей развиваются художественно – творческие способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:

* развивается наглядно–образное мышление; художественный и  эстетический вкус, чувство стиля;

* развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;

*  повышается этетическая культура детей;

* развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;

* получение навыков работы с различными материалами;

* формирование проектной культуры у детей и воспитание грамотного потребителя.

Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, ощущение радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов составляющих среду ребёнка. Элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует  определённый результат. Ребёнок знакомится с разными художественными приёмами и поделочными материалами с доступными способами  изготовления и украшения своих изделий.

Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности  в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон  личности ребёнка, в том числе и развитию художественного творчества.

Первый этап.

Чтобы привить любовь ребят к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начинала я с младшего дошкольного возраст, используя в своей работе нетрадиционные техники изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественное творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно ввожу элементы дизайна, которые в работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности.

Я  знакомила родителей с достижениями детей,  каждого в отдельности. Из этого общения я узнала, насколько родители заинтересованы жизнью детей в детском саду. В процессе работы с воспитанниками я почувствовала стремление родителей к собственному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформление выставок, посещать занятия, т.к.  увидели, что дети посещают их с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства. Приносили совместно созданные поделки, композиции.

 Это позволило составить план работы  с родителями по теме: «Детский дизайн как, средство развития творческих способностей дошкольников». План прилагается (клуб «Рукодельница»). Провела для родителей мастер-класс по теме: «Театр ложек своими руками» (материал прилагается).

Второй этап:

Познакомила ребят с такой художественно-творческой деятельностью как, декорирование. Оно включает в себя несколько направлений : мозаику из различных бросовых материалов, лоскутную аппликацию, бумагопластику , декупаж.  Значение понятия «декорировать» - придавать чему-либо красивый вид,  художественное оформление.   Занятия декорированием с детьми старшего возраста дают возможность научиться работать с разнообразным материалом, фантазировать, делать своими руками симпатичные поделки, благоприятны для развития социальных взаимоотношений.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребёнок познаёт азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте,  прилагать усилия для достижения общего результата.

Чтобы раскрыть особенности методики воспитательной работы, которая приводит к формированию у детей способов сотрудничества, необходимо определить, какой вид деятельности и какое содержание занятий позволяют объединить дошкольников в небольшие группы, каждая из которых выполняет  общее задание.

Организация занятий по декорированию более эффективна на этапе закрепления имеющихся у дошкольников навыков, когда ребята не нуждаются в дополнительном разъяснении приёмов работы, их внимание можно сосредоточить на других задачах. Получаемые изделия –это различные панно, игрушки, предметы быта (фоторамки и рамки для любимых открыток, шкатулки, салфетки)

В процессе декорирования ребята выкладывают изображение на фоне разного цвета. Материал и цвет для фона может быть различным (гобелен. мешковина, цветной картон) .Тематика таких работ разнообразна. Наиболее яркими получаются пейзажи и праздничные сюжеты: «Заячья полянка», «Новогодний фейерверк», «День рожденье лесной феи». При декорировании соблюдается определённая последовательность: от больших деталей панно- к малым, от более прочных – к хрупким. Поначалу элементы композиции выбирались произвольно, но постепенно дети переходили к осознанному выбору, используя разнообразные по фактуре материалы для достижения большей выразительности. Во время занятий декорированием для каждой группы подбирала определённый набор  материалов. Можно использовать  разнообразный  материал: кружево, ткань, цветные нити, гофрированный картон, бисер. Так же можно применять природный материал – кора деревьев, речные камешки, ракушки; для флористических композиций используют сухоцветы, элементы искусственной зелени. Выбор материала зависит от тематики занятий. Так, например, в цикле занятий «Оформляем рамки для коллажа» применялась техника бумагопластики   в сочетании с декорированием этих рамок природными материалом (скорлупа лесных орехов, семена растений).

Развитие навыков сотрудничества на занятиях декорированием требует серьёзных педагогических усилий взрослого и должно осуществляться  поэтапно. Задача воспитателя состоит  в том, чтобы  разъяснять детям, как следует договариваться, учитывать желания друг друга, предлагать свои варианты;  избегая конфликтов, справедливо распределять задания между собой; учить слышать других.

Для формирования и развития социальных отношений на занятиях декорированием педагогу необходимо учитывать ряд факторов:

  • Положительная направленность на взаимодействие со сверстниками не только как друга, но и как партнёра по совместной деятельности;
  • Мотивационный компонент при постановке задач (сделать   для   кого-то подарок, поделку)
  •  Знание детьми правил, моделей сотрудничества и эффективных вариантов проведения в процессе взаимодействия;
  •  Обеспечение успешности ребёнка дошкольного возраста (если этот фактор не учитывается, то снижается самооценка ребёнка, затрудняется общение);
  •  Формирование способности распознать ситуацию сотрудничества, выбрать и принять такую позицию в социальных отношениях, которая отвечает его возможностям в данной деятельности (например   умение выслушивать и считаться с мнением других).

 Опыт моей работы показал, что такой вид художественно-творческой деятельности, как декорирование, не только позволяет получить качественный, привлекательный, а следовательно, ценный в глазах ребёнка и окружающих «продукт», но и способствует развитию социальных отношений: умение ориентироваться в окружающей обстановке, повышению уровня самосознания, формированию положительных взаимоотношений.

Если взрослый не поощряет  творчество ребёнка, не верит в его фантазии, не знает особенностей мышления , он мешает ему открывать мир. Изобразительная деятельность, как  известно, развивает у ребёнка чувство цвета, формы, композиции, способствует переносу усвоенных приёмов работы в свободную деятельность. Если ребёнка на занятии научат рисовать красиво дерево, он с удовольствием не раз будет изображать его в свободное время, но как это бывает, деревья будут всегда одинаковыми. Поэтому важно не просто вооружить детей знаниями, умениями, навыками, но и максимально раскрыть их творческий потенциал, научить видеть волшебное  в самом  обыденном.

Во всём многообразии мне хотелось  найти материал доступный, простой в использовании, экологически безопасный, а главное, способный максимально разбудить фантазию ребёнка. И я нашла! Соль, рисование солью. Сколько сладких мгновений может испытать маленький художник, рассыпая соль для создания шедевра!

«Сладкие солёные мгновения» - который,  наряду с развитием   художественно- творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колосальный   арттерапевтический  эффект.

*Выход за рамки шаблонного мышления в цветовосприятии окружающего  мира (снег может быть розовым, а небо жёлтым), в передаче формы, образа («оживить» неживое и придумать не существующее) способствует максимальному развитию воображения и фантазии.

*В одном произведении соединяются разные техники скульптуры, графики, живописи. Рисование может быть рельефным, тогда графика приобретает живописный характер-линии при работе с солью своеобразны по ширине,  глубине,   форме.

*Осуществляется   межсенсорная   синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения- можно рисовать запах, звук, вкус…

*Достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить свою работу, нет страха перед ошибкой.

Работа выстроена поэтапно: каждый этап состоит из четырёх-шести занятий. На каждом необходимо проводить пальчиковые игры, растяжение или сжатие мышц кисти. Для работы с солью необходимы дощечки для каждого ребёнка с бортиками из прозрачного оргстекла размером А4, А3. Этапы прилагаются.

Работа по всем этапам занимает шесть-семь  месяцев. Рисование солью уже с первых занятий дает большие возможности для самовыражения. Дети учатся различать реальный мир, составлять разные композиции, подбирать красивые, гармоничные цветосочетания, различать цветовые контрасты и нюансы. Рисование солью можно использовать и на любых программных занятиях – это занимает немного времени (минуты три) и приобретает характер дидактических игр с художественным содержанием. Выставки наших «солёных фантазий» с нетерпением ждут и родители и дети. Многие рисуют по соли и дома, привлекая родителей. По моим наблюдениям ,  детям  занимающимся в кружке, стало легче и интереснее создавать и придумывать что-то новое, своё и на занятиях, ив жизни.  

Во время работы с солью изменилась психоэмоциональное состояние детей: обычно замкнутые «пробудились», а непоседы занимаются, затаив дыхание. Они стали отзывчивыми ив то же время сдержанными в критических оценках   друг друга- каждый рисунок индивидуален и неповторим.

Фантазия, воображение-это основа, на которой  формируются творческие способности и в итоге незаурядный характер ребёнка  в будущем.

Мир, в котором живёт малыш, наполнен не только  реальными, но и сказочными событиями. Дети  фантазируют, потому что хотят побыть  в роли волшебников.

 Нужно немного помочь ребёнку, и придуманные им чудеса станут реальностью!

Индивидуально работаю с наиболее одарёнными детьми, что позволяет  дать им дополнительные знания,  умения и навыки; расширять возможности в изобразительной деятельности.

Деятельность  с детьми целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...

опыт работы на тему" Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Государственное автономное профессиональное                  образовательное учреждение города...

Опыт работы по теме: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

ВВЕДЕНИЕ.   Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий...

Опыт работы по теме: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей у дошкольников».

Актуальность :Дошкольное детство - это важный период в жизни ребёнка и в воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников.

данной работе описываю свой педагогический опыт  по теме  пластилинография как средство развития творческих способностей детей....

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей, является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала детей, способствует развитию личности,...