Рабочая учебная программа по разделу «Игры-занятия со строительным материалом». 2 группа раннего возраста.
рабочая программа по конструированию, ручному труду по теме

Рабочая учебная программа по  разделу «Игры-занятия со строительным материалом». 2 группа раннего возраста. (Срок реализации 1 год).

Составлена на основе программы Воспитание и обучение в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования

администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 118 для детей раннего возраста»

г. Сыктывкара

Принято:                                                                                                                                                                        Утверждаю:

Педагогическим советом                                                                                                                                              Заведующий МДОУ № 118

Протокол №                                                                                                                                                                    ____________ Н.М.Петрова

от «__»___________20___                                                                                                                                              от «___»_____________20__

Рабочая учебная программа

по  разделу «Игры-занятия со строительным материалом»

II группа раннего возраста

(Срок реализации 1 год)

Составлена на основе программы Воспитание и обучение в детском саду

под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой

Автор программы: старший воспитатель

Парфентьева Жанна Валерьяновна,

Дата: _________20___г.

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая учебная  программа составлена на основе обязательного минимума содержания по изобразительной деятельности Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; на основе нормативных документов: в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» от 22.08.2004г № 122-ФЗ, ст. 15, Типовым Положением о дошкольном образовательном учреждении № 666 от 01.09.2008г, писем Минобразования РФ от 09.08.2000 № 237/23-16 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы», от 24.04.1995г № 46/19-15, от 02.06.1998г № 89/34-16.

        Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря  нему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, эскизами, выкройками. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его  пространственного, математического мышления.

        Основное внимание при организации конструирования уделяется  развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

        К началу второго года жизни у детей начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыгрывать постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование. Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность в общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.

В течение недели проводится одно занятие по конструированию. Занятия проводятся по подгруппам длительностью 10 мин. Детей делят на две подгруппы с уровня сформированности навыков. Остальные дети в это время играют под наблюдением помощника воспитателя. Всего 36 занятий.

        Данная программа реализуется в течение 1 года.

        Ведущими формами и методами обучения являются игровые занятия.

        Для оценки результатов обучения использованы задания, наблюдения, игры-поручения, игровые задания, диалогическое общение.

        Для реализации рабочей учебной программы используется учебно-методический комплект, который является методическим обеспечением общеобразовательной Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и направлен на более эффективное усвоение детьми программного материала.

Литература:

  • Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва, Мозаика-Синтез, 2006
  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва, Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2006
  • Воспитание и обучение в первой группе раннего возраста (программа и методические рекомендации) сост. С.Н.Теплюк. Москва, Мозаика-Синтез, 2008
  • Л.В.Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» (программа и конспекты занятий). Москва, ТЦ «Сфера», 2006
  • Е.А.Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста. 1 – 3 года» (методическое пособие для воспитателей и родителей). Москва, Мозаика-Синтез, 2007

Перспективное планирование по разделу «Игры – занятия со строительным материалом»

II группа раннего возраста

месяц


Тема занятий.

Программное содержание


Материал  

Методы и приемы

взаимодействия

 с детьми

Форма контроля

освоения способов, знаний, умений детей

сентябрь                                                    

В период адаптации проводятся индивидуальные занятия, разговоры с детьми, показ игрушек-забав, организация     занимательной деятельности с отдельными детьми и по подгруппам в соответствии с желаниями детей.

октябрь

1 занятие

Тема: «Построим домик для петушка».

Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям. Учить удерживать внимание, понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней.

Настольный строительный набор, игрушка Петушок.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание строительного материала, иллюстраций

инд. работа: построй домик для животных

2 занятие

Тема: «Построим домик для котика».

Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям. Учить удерживать внимание, понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней.

Настольный строительный набор, игрушка котик.

Игра - занятие показ, объяснения, строительного материала, игрушки домик

инд. работа: построй домик для животных

3 занятие

Тема: «Построим домик для зайчика».

Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям. Учить удерживать внимание, понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней.

Напольный строительный набор, игрушка зайка.

Игра - занятие показ, объяснения, строительного материала, наблюдение за домами на улице

инд. работа: построй домик для животных

4 занятие

Тема: «Стульчик для петушка».

Учить детей совершать элементарные действия с одинаковыми деталями. Познакомить с кубиком. Учить действовать по слову воспитателя, совершать игровые действия, акцентировать внимание на красном цвете. Способствовать речевой активности детей, желанию общаться, понимать слова и выражения: «сидит», «побежал», «поет».

Кубики разного цвета, петушки.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание стульев

инд. работа: построй стул для куколки

ноябрь

1 занятие

Тема: «Стульчик для матрешки».

Учить детей совершать элементарные действия с одинаковыми деталями. Продолжить знакомить с кубиком. Учить действовать по слову воспитателя, совершать игровые действия, акцентировать внимание на красном цвете. Способствовать речевой активности детей, гуманным взаимоотношениям, желанию общаться.

Кубики разного цвета, матрешки.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание стульев в кукольном уголке, худ. слово

инд. работа: построй стул для мишутки

2 занятие

Тема: «Башня».

Учить детей действовать по заказу воспитателя, устанавливать детали друг на друга, акцентировать внимание на синем цвете. Способствовать речевому общению детей.

Маленькие кубики красного и синего цвета

Игра - занятие показ, объяснения, худ. слово

Д/И «Кубик на кубик»

3 занятие

Тема: «Башня».

Учить детей действовать по заказу воспитателя, устанавливать детали друг на друга, акцентировать внимание на желтом цвете. Способствовать речевому общению детей.

Крупные кубики синего и желтого цвета.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций

Д/И «Найди такойже»

4 занятие

Тема: «Башня».

Познакомить детей с кирпичиком. Продолжать учить устанавливать детали друг на друга, акцентировать внимание на зеленом цвете. Способствовать речевому общению детей.

Кирпичики зеленого  и желтого цвета.

Д/И

показ, объяснения

Д/И «Кубик на кубик»

декабрь

1 занятие

Тема: «Дорожка».

Учить детей элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу, узкой короткой гранью). Учить узнавать кирпичик, акцентировать внимание на зеленом цвете. Развивать желание общаться. Учить игровым действиям, произносить «прыг-прыг».

Кирпичики разного цвета, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций

инд. работа: построй дорожку для машины

2 занятие

Тема: «Дорожка возле елочки».

Учить детей элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу, узкой короткой гранью). Учить узнавать кирпичик, акцентировать внимание на желтом цвете. Развивать желание общаться. Учить игровым действиям, произносить «прыг-прыг».

Крупные кирпичики разного цвета, елочки, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций

инд. работа: построй дорожку для Маши

3 занятие

Тема: «Широкая дорожка».

Учить детей элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу, широкой гранью). Учить узнавать кирпичик. Развивать желание общаться. Учить игровым действиям.

Кирпичики разного цвета, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций

Д/И «Узкое и широкое»

4 занятие

Тема: «Дорожка».

Учить детей элементарным действиям с одинаковыми строительными деталями (приставлять кирпичики друг к другу, широкой гранью). Учить узнавать кирпичик, подбирать кирпичики определенного цвета. Развивать желание общаться. Учить игровым действиям.

Крупные кирпичики разного цвета, клубочки, игрушки: мама – кошка и котята.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций

Д/И «Сделай сам как покажу»

январь

1 занятие

Тема: «Стол и стул».

Упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их. Учить приему накладывания и прикладывания деталей. Побудить детей к общению. Учить слушать и понимать объяснения.

Кубики и кирпичики желтого цвета, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание кукольной мебели

инд. работа: построй мебель для Маши

2 занятие

Тема: «Стол и стул».

Упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их. Закреплять  прием накладывания и прикладывания деталей, строить и объединять постройки по смыслу сюжета. Побудить детей к общению. Учить слушать и понимать объяснения.

Кубики и кирпичики желтого и зеленого цвета, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание мебели в группе

инд. работа: построй комнату для кукол

3 занятие

Тема: «Стол и стул».

Упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их. Закреплять  прием накладывания и прикладывания деталей, строить и объединять постройки по цвету. Побудить детей к общению. Учить слушать и понимать объяснения.

Кубики и кирпичики разных  цветов из крупного строительного материала, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций

инд. работа: построй, что хочешь из мебели

февраль

1 занятие

Тема: «Стол и стул».

Упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их. Закреплять  прием накладывания и прикладывания деталей, строить и объединять постройки по цвету. Закрепить названия цветов. Побудить детей к общению. Учить слушать и понимать объяснения.

Кубики и кирпичики разных  цветов, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения.

инд. работа: построй, что хочешь из мебели

2 занятие

Тема: «Машины».

Учить приему накладывания деталей, различать постройки по цвету. Познакомить с новой деталью – пластиной (толстой). Учить произносить «би-би», понимать слова: «едет», «большая», «маленькая». Учить игровым действиям.

Кубики и кирпичики разных цветов, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание игрушки машин, худ. слово

инд. работа: построй машину для мишки.

3 занятие

Тема: «Автобус».

Учить приему накладывания деталей, различать постройки по цвету. Продолжать знакомить с новой деталью – пластиной (толстой). Продолжать учить произносить «би-би». Учить игровым действиям.

Красные и зеленые кубики и кирпичики, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание машин на улице.

инд. работа: построй зверятам автобус

4 занятие

Тема: «Автобус и грузовик».

Учить приему накладывания деталей, акцентировать внимание на синем цвете. Продолжать знакомить с новой деталью – пластиной (толстой). Продолжать учить произносить «би-би», понимать слова: «едет», «большая». Учить игровым действиям.

Синие кубики и кирпичики из крупного строительного материала, игрушки для обыгрывания

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций

инд. работа: построй сам любую машину.

март

1 занятие

Тема: «Поезд».

Продолжать учить приему накладывания деталей, различать постройки по цвету. Продолжать знакомить с новой деталью – пластиной. Учить игровым действиям.

Кубики и кирпичики разных цветов, игрушки для обыгрывания.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций, худ. слово

Д/И «Угадай, что я построила и построй сам такой же»

2 занятие

Тема: «Заборчик».

Учить детей устанавливать кирпичики в ряд на узкую, длинную грань, плотно приставляя друг к другу, понимать слова: «забор», «строю», «матрешки», «сидят», «бегают», «идут». Произносить звукоподрожание «топ-топ». Понимать выражения «приставь кирпичик к кирпичику», «построй ровно».

Для каждого ребенка по 6 – 7 синих кирпичиков из крупного строительного материала, матрешки.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций, худ. слово

инд. работа: спрячь киску за забором

3 занятие

Тема: «Низкий заборчик».

Учить детей устанавливать кирпичики в ряд на широкую грань, плотно приставляя друг к другу, понимать слова: «забор», «строю», «матрешки», «сидят», «бегают», «идут». Произносить звукоподрожание «топ-топ». Понимать выражения «приставь кирпичик к кирпичику», «построй ровно».

Кирпичики разных цветов, матрешки.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание забора на площадке

инд. работа: построй забор для машины

4 занятие

Тема: «Заборчики высокие и низкие».

Учить детей устанавливать кирпичики в ряд на узкую и широкую грань, плотно приставляя друг к другу, понимать слова: «забор», «строю». Понимать выражения «приставь кирпичик к кирпичику», «построй ровно».

Для каждого ребенка по набору кирпичиков, петушки.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание готовых построек

инд. работа: построй разные заборы.

апрель

1 занятие

Тема: «Разноцветный забор».

Закрепить умение детей устанавливать кирпичики в ряд, плотно приставляя друг к другу. Учить чередовать кирпичики по цвету. Понимать выражения «приставь кирпичик к кирпичику», «построй ровно».

Наборы строительных деталей на каждого ребенка, зайчики.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций

инд. работа: построй сам, что хочешь

2  занятие

Тема: «Скамеечка для котика».

Учить детей делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей, акцентировать внимание на черном цвете. Закрепить знания детей о пластине. Побудить детей к общению. Учить играть с постройками.

Пластины, кубики, игрушки: котики, собачки.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание готовых построек, худ. слово

инд. работа: построй скамейку куколке.

3 занятие

Тема: «Скамеечки для матрешек».

Учить детей делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей. Закрепить знания детей о пластине. Учить строить низкую и широкую скамейку. Понимать слова «низкая», «высокая». Побудить детей к общению. Учить играть с постройками.

Пластины, кубики, матрешки.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций

инд. работа: построй широкую скамейку.

4  занятие

Тема: «Воротца и заборчик».

Продолжать учить детей делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей. Закрепить знания о пластине. Учить детей действовать по словесному указанию воспитателя. Понимать слова «низкая», «высокая». Побудить детей к общению. Учить играть с постройками.

Пластины, кубики из крупного строительного материала, куклы.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание готовых построек, худ. слово

инд. работа: построй разные скамейки.

май

1 занятие

Тема: «В гости котик пришел».

Продолжать учить детей делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей. Закрепить знания цветов. Учить детей действовать по словесному указанию воспитателя. Учить строить низкую и широкую скамейку. Понимать слова «низкая», «высокая». Побудить детей к общению. Учить играть с постройками.

Кирпичики разных цветов, игрушки: котик и котята.

Игра - занятие объяснения, рассматривание готовых построек, худ. слово

инд. работа: построй скамейку для гостей.

2 занятие

Тема:  «Домик для матрешки».

Учить детей способу прикладывания и накладывания деталей. Познакомить с новой деталью – призмой. Учить произносить слово «дом», различать желтый и красный цвета. Учить понимать выражения: «поставь крышу сверху», «стоят рядом». Развивать желание вступить в игровое общение с воспитателем и с друг другом.

Кубики, красные призмы, матрешки.

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание иллюстраций, худ. слово

инд. работа: построй домик мышке

3 занятие

Тема: «Домик».

Продолжать учить детей способу прикладывания и накладывания деталей. Продолжать знакомить с новой деталью – призмой. Учить различать зеленый и красный цвета. Учить понимать выражения: «поставь крышу сверху», «стоят рядом». Развивать желание вступить в игровое общение с воспитателем и с друг другом.

Кубики, красные призмы из крупного строительного материала, куклы

Игра - занятие показ, объяснения, рассматривание готовых построек, худ. слово

инд. работа: построй домик куколке

4 занятие

Тема: «Домик в лесу».

Продолжать учить детей способу прикладывания и накладывания деталей. Продолжать знакомить с новой деталью – призмой. Учить различать зеленый и красный цвета. Учить понимать выражения: «поставь крышу сверху», «стоят рядом». Развивать желание вступить в игровое общение с воспитателем и с друг другом.

Кубики, призмы разных цветов, матрешки, елочки.

Игра – занятие

объяснения, рассматривание готовых построек, худ. слово

инд. работа: построй домик мишке

июнь

1 занятие

Тема: «Будка для собаки».

Продолжать учить детей способу прикладывания и накладывания деталей. Продолжать знакомить с новой деталью – призмой. Закрепить умение детей ставить кирпичики на широкую и узкую грань. Учить понимать выражения: «поставь крышу сверху», «стоят рядом». Развивать желание вступить в игровое общение с воспитателем и с друг другом.

Кубики, призмы разных цветов, собачки.

Игра - занятие объяснения, рассматривание готовых построек, худ. слово

Д/И «Сказочный домик»

2 занятие

Тема: «Веселые кубики».

Закрепить умение детей  действовать одновременно с несколькими деталями, учить различать их. продолжать учить приему накладывания и прикладывания деталей. Учить объединять постройки по смыслу сюжета. Побуждать детей к общению. Учить играть с постройками.

Наборы строительного материала разного размера, игрушки для обыгрывания.

Развлечение объяснения, рассматривание готовых построек, худ. слово

Самостоятельная игра детей со строительным материалом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры –занятия по развитию речи в группе раннего возраста на тему: «Кошка в гости к нам пришла».

Конспект игры занятия  для активизация речевой активности у детей раннего возраста....

Конспект игры-занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Тема: «Петушки».

Способствовать  формированию умения детей вступать в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий....

Конспект игры-занятия по развитию движений в группе раннего возраста "Поможем Шарику найти его домик"

Это конспект игры-занятия по развитию движений. Интересное и увлекательное путешествие для малышей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА "СОЛНЫШКО" НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Целевой раздел1.1. Пояснительная записка             Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценног...

Конспект игры-занятия по сенсорному развитию (первая группа раннего возраста)

Тема:«Катание шариков красного и синего цвета в ворота»....

Конспект игры - занятия по развитию речи в группе раннего возраста Тема: « Кошечка».

Конспект игры - занятия по развитию речи в группе раннего возраста Тема: « Кошечка». Цель: Развитие у детей речевых способностей, обогащение активного словаря детей.Задачи: Образовате...