Кружок "Умелые ручки"
материал по конструированию, ручному труду по теме

Малачева Ирина Михайловна

Кружковая работа с детьми средней группы в технике "Тестопластика", "Декупаж".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кружок "Умелые ручки"177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная

образовательная программа

по художественно-творческому развитию детей

«Умелые ручки»

Программа рассчитана на детей: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год.

Разработала: воспитатель Малачева И.М.

Пояснительная записка    

        Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками художественного творчества как: тестопластика, декупаж.

           Тестопластика - лепка декоративных изделий из соленого теста, состоящего из натуральных компонентов. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса, а также вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам.

            Лепка имеет большое значение  для обучения и  воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию  зрительного  восприятия, памяти, образного мышления, привитию  ручных умений и навыков, необходимых для успешного  обучения в школе. Лепка  так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство  прекрасного, умение  понимать прекрасное  во всем его  многообразии.

          Декупаж - техника украшения различных поверхностей, вырезанными из бумаги картинками. Цель этого модного дизайнерского приема – при помощи бумажной аппликации добиться эффекта рисованного красками изображения. Декупажные узоры выглядят, как роспись, и выполнить их достаточно просто. Декупаж – это одна из самых простых декоративных техник, которая позволяет создавать своими руками неповторимые, и в то же время  интересные, эффектные вещи.

        Основные материалы для декупажа - это акриловый лак, для защиты поверхности,  акриловые краски, трехслойные салфетки для декупажа, ножницы, клей ПВА. Для создания творческих работ из салфеток вырезают или вырывают изображения (рисунок), обводя влажной кисточкой мотив, чтобы было удобнее его отделить.

Цель программы:  Развитие самостоятельности, творческой активности детей в процессе художественного творчества.

Основные задачи:

  1. Обучающие задачи:
  1.  формировать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
  2.  создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;

  2. Развивающие задачи:

  1. развивать интерес к дизайн – творчеству;
  2. развивать художественный и творческий потенциал;
  3.         развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность,   
    аккуратность.

3. Воспитывающие задачи:

  1. формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело
    обращаться с материалами и инструментами;
  2. развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
  3.  учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.

Принципы построения программы:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность:

  1. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  2. Активность и  самостоятельность.
  3. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Содержание программы

        Программа кружка рассчитана на работу с детьми младшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня с сентября по май. Продолжительность занятия – 20 минут.

Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и коллективно, способствует решению учебных задач и заданий.

Количество занятий

 в неделю

В месяц

В год

Кол-во
детей
в группе

2

Вторник 16.00 - 16.20

Четверг 16.00 - 16.20

8

60

14

  1. Ахмедзянова Амина
  2. Бурая Алина
  3. Елисеева Лена
  4. Задорина Яна
  5. Каратаев Артем
  6. Лаптев Сергей
  7. Левкин Егор
  8. Маркушина Алена
  9. Рябцева Марина
  10. Тарасюк Валентин
  11. Титова Аня
  12. Харин Глеб
  13. Шерснев Денис
  14. Шорникова Галя

Методы, используемые на занятиях кружка:

  1. беседа, рассказ, сказка;
  2. рассматривание иллюстраций;
  3. показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемый результат.

дети младшего дошкольного возраста должны:

  1. Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  2. Выполнять аппликации из различных материалов.
  3. Освоить навыки работы с ножницами и клеем.
  4. Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  5. Научатся видеть необычное в обычных предметах

Уметь:

  1. Составлять композицию.
  2. Декоративно оформлять изделие.
  3. Контролировать качество изделия.
  4. Вырезать по контру предметы разной формы.

Литература.

Грибовская А. А. “Коллективное творчество дошкольников” М., 2008.;

Махмутова Х. “Декупаж из салфеток” М.; 2010.;

Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008.;

Хананова И.Н. Соленое тесто. М., 2006.;

Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007;

Скребцова Т.О. Соленое тесто. «Феникс», 2007.

План работы кружка по ручному труду «Умелые ручки»

в средней группе «Подсолнышки»

на 2012-2013 учебный год.

Название темы

Количество занятий

Работа с природным материалом

10

Работа с соленым тестом

35

Работа с бросовым материалом

10

Работа в технике декупаж

5

Итого в год

60

Годовое тематическое планирование работы кружка по ручному труду  

«Умелые ручки» в средней группе «Подсолнышки»

На 2012-2013 учебный год.

Октябрь

Цикл занятий «Овощи, фрукты, ягоды, грибы»

Задачи:  

  1. Учить детей лепить объемные фигуры.
  2. Закреплять умение соединять детали с помощью воды.
  3. Развивать композиционные умения.
  4. Закреплять знания фруктов, овощей.

1 неделя

1

«Овощи»

2

«Фрукты»

2 неделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

2

«Грибы в лукошке»

3 неделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

2

«Корзина с брусникой»  (коллективная работа)

4 неделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

2

Оформление готовой работы

Ноябрь

Цикл занятий «Посуда»

Задачи:

  1. Знакомить детей с основными видами сокольской керамической посуды.
  2. Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания.
  3. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.
  4. Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.

1 неделя

1

«Лепим сокольскую керамику»

Кувшин

2

Блюдце

2 неделя

1

Миска

2

Продолжение работы (раскрашивание)

3 неделя

1

Чашка и блюдце

2

Продолжение работы (раскрашивание)

4 неделя

1

Горшок

2

Продолжение работы (раскрашивание)            

Декабрь

Цикл занятий «Готовимся к Новому году»

Задачи:

  1. Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике.
  2. Показать разные приемы оформления поделок.
  3. развивать чувство формы, пропорции.
  4. Воспитывать аккуратность.

1 неделя

1

«Снежинка» (налеп)        

2

«Снеговик»

2 неделя

1

«Тигренок»

2

«Новогодние игрушки»

3 неделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

2

«Лыжник» (с использованием природного материала)

4 неделя

1

«Ёлочка»

2

Оформление работы в сюжет.

Январь

Цикл занятий «Мы играем»

Задачи:

  1.  Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные приемы и способы лепки.
  2. Вызвать у детей интерес к изготовлению игрушек для пальчикового театра, сюжетно-ролевых игр.
  3. Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

2 неделя


1.


«Пальчиковый театр «Колобок»

3 неделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

2

«Хлебобулочные изделия для игры в «Магазин»

4 неделя

1

«Овощи и фрукты для игры в «Магазин»

2

Продолжение работы (раскрашивание)

Февраль

Цикл занятий «Животные»

Задачи:

  1. Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине, пропорциям.
  2. Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.
  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.

1 неделя

1

«Ёжик»

2

«Зайчик»

2 неделя

1

«Медведь»

2

«Уж»

3 неделя

1

«Тигренок»

2

«Бельчонок»

4 недделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

2

Оформление «Мини - зоопарк»

Март

Цикл занятий «Цветы для мамы»»

Задачи:

  1. Продолжать учить планировать свою работу.
  2. Развивать воображение.
  3. Знакомить с работой в технике «Декупаж».
  4. Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.

1 неделя

1

«Декоративная тарелка» (декупаж)

2

Продолжение работы.

2 неделя

1

Кулон для мамы

2

Продолжение работы (раскрашивание)

3 неделя

1

«Букет» (налеп)

2

Продолжение работы (раскрашивание)

4 неделя

1

 «Цветочная поляна» (декупаж, коллективная работа)

2

Продолжение работы

Апрель

Цикл занятий «Идет весна красна»

Задачи:

  1. Продолжать учить детей работать с салфетками в технике «Декупаж».
  2. Развивать технические умения и навыки.
  3. Воспитывать аккуратность.

1 неделя

1

«Одуванчик»

2

Продолжение работы (раскрашивание)

2 неделя

1

Космос «Звездное небо» (растягивание)

2

Продолжение работы (раскрашивание)

3 неделя

1

«Пасхальный сувенир» (декупаж)

2

Продолжение работы.

4 неделя

1

«Декоративная тарелка» (декупаж) (коллективная работа)

2

Продолжение работы.

Май

Цикл занятий «Насекомые»

Задачи:

  1. Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.
  2. Учить лепить насекомых, передавая характерные особенности их строения и окраски.
  3. Учить оформлять работы дополнительными материалами.
  4. Воспитывать интерес к живой природе
  5. Развивать способность к фантазированию.

1 неделя

1

«Гусеница»

2

«Бабочка»

2 неделя

1

«Улитка»

2

«Пчелка»

3 неделя

1

Продолжение работы (раскрашивание)

2

«Баночка для чая «Божья коровка»» (декупаж)

4 неделя

1

Продолжение работы.

2

Выставка детских работ

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Диагностика по ручному труду
(средняя группа)

№ п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

(резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать)

Мелкая моторика

приро-дный

бро-совый

соленое тесто

декупаж

Сформирован -

На стадии формирования -

Не сформирован -

Педагогическое обследование детей по ручному труду
(средняя группа)


п/п

Задания, вопросы

Используемый материал при выполнении задания

Знания, умения, навыки

сформированы

на стадии формировани

1

Узнай и назови вид материала и его свойства

Природный, бросовый, тесто, салфетки

Знает и называет не менее 5 видов материала и 5 свойств

Знает и называет не менее 3 видов материала и свойств

2

Овладение приемами работы с материалами

Клей,   ножницы, стека,  палочки

Владеет приемами (режет,  наклеивает)

Владеет приемами

3

Развитие конструированных способностей и художественного вкуса

Природный, бросовый и вспомогательный материал

Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает ее

Делает попытки или выполняет работу с помощью взрослого

4

Мелкая моторика рук

Мелкие вспомогательные детали, мозаика

Прочно скрепляет детали самостоятельно

Пытается скреплять самостоятельно или с помощью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...