Дополнительная образовательная программа"Волшебный мир оригами"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа) по теме

Программа дополнительного образования "Волшебный мир оригами" является программой художественно-эстетической направленности.Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей у детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.Цель программы-всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами,как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon волшебный мир оригами59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №10 г.о.Чапаевск Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Березка»»

Дополнительная образовательная программа

«Волшебный мир оригами»

Средняя группа (4 – 5 лет)

  2012 - 2013 учебный год

Воспитатель: Канакова Елена Викторовна

г.о.Чапаевск

2012г.

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Соколов С. «Сказки оригами», Соколова С. «Школ оригами: аппликация и мозаика»; Т.И.Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» (популярное пособие для родителей и педагогов); Бич Р. «Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия и практики работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами».

В дошкольном возрасте устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, аппликации, лепке у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные самолетики, с девочками складывали бумажные стаканчики. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Данный вид деятельности не только доступен и интересен детям дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей у детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умения осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненные в технике аппликации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

Формировать умения следовать устным инструкциям;

Обучать различным приемам работы с бумагой;

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;

Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству оригами;

Расширять коммуникативные способности детей;

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся с детьми в количестве 10 человек. Занятия проводятся 4 раза в месяц с октября по май, во второй половине дня (по пятницам).

год обучения

количество занятий

количество детей в кружке

в месяц

в год

2012-2013

4

32

10

Методы, используемые на занятиях кружка: беседа, рассказ, сказка, стихотворения, рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий: тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

Научатся различным приемам работы с бумагой;

Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

Научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия оригами;

Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;

Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома лучших работ;

Проведение выставок детских работ.

Перспективный план

месяц

Тема

Содержание

О к т я б р ь

1. Знакомство с оригами

2. Знакомство с условными знаками и приемами оригами

3. «Дом»

4. Базовая форма. ▲ «Гриб»

Познакомить детей с новым видом искусства – «оригами». Познакомить с условными обозначениями и основными приемами складывания бумаги.

Используя базовую форму «книжечка» изготовить дом.

Упражнять в складывании квадратный лист бумаги пополам и по диагонали.

Н о я б р ь

1. «Ежик»

2. «Стаканчик»

3. «Котенок»

4. «Рыбка»

Закрепить с детьми основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник).

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Помочь овладеть различными приемами и способами действий с бумагой (сгибание, надрезание, склеивание)

Д е к а б р ь

 

1. «Елка»

2. «Царевна – елочка» (композиция)

3. «Новогодняя открытка»

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму ▲, готовить заготовки на определенную тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса; мастерить новогоднюю открытку. Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Я н в а р ь

1. Зайчик

2. Лиса

3. В зимнем лесу (композиция)

Используя базовую форму ▲, продолжать развивать умение детей изготавливать поделки. Формировать умения следовать устным инструкциям. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Ф е в р а л ь

1. Самолет

2. Кораблик

3. Яхта

4. «Кораблик в бурном море»

Закрепить с детьми основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник). Развивать умения осознанно применять знакомые приемы, переносить усвоенные навыки по складыванию на новые поделки.

М а р т

1. Солнышко

2. Цветы для мамы

3. Бабочка

4. «Лицо девочки»

Упражнять детей в складывании бумаги разными способами, из знакомой базовой формы ▲, складывать лепестки цветов, бабочку, «лицо девочки», соединяя детали, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Обогащать словарь детей специальными терминами.

А п р е л ь

1. Собака

2. Кошка

3. Лягушонок

4. Кузнечик

Упражнять в складывании квадратного листа бумаги по диагонали, находить острый угол; перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

М а й

1. Базовая форма «Воздушный змей»

2. Композиция «Два веселых гуся»

3. Итоговое занятие

Используя новую базовую форму упражнять детей в изготовлении деталей моделей гусей, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию. Создавать коллективную композицию. Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Используемая литература

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» (популярное пособие для родителей и педагогов).

Т.Сержантова «Оригами для всей семьи»

С.Соколова «Сказки оригами»

С.Соколова «Школа оригами: аппликация и мозаика»

Р.Бич «Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия и практика работы с детьми дошкольного возраста по обучению основам искусства оригами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 3-4 лет. Срок реализации 1 год.

Программа дополнительного образования «Лепка и аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельност...

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир лепки и аппликации» для детей 4-5 лет. Срок реализации 1 год.

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных особенностей.В программе представлен такой вид художественно...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный мир лепки и аппликации" для детей 5-6 лет. Срок реализации 1 год.

Дополнительная образовательная программа «Лепка и аппликация в старшей группе» разработана для детей 5-6 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как ориентирована на ...

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Конспект образовательной деятельности интегрированной направленности «Сборка изделия «Снежинка»», разработанный в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Волшебный завиток».

Цель занятия: формирование у обучающихся интереса к изготовлению зимнего декора и эмоционального отклика на поэтические образы природы....

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...

Дополнительная рабочая программа «Волшебная страна оригами» В старшей группе на 2023-2024 уч. год

Актуальность.Актуальность программы - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурно...