Игровые технологии как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
консультация по информатике (старшая группа)

Меркульева Светлана Анатольевна

Игровые технологии помогают в решении многих из проблем: развитию воображения и творческих способностей, формирования у детей символической функции сознания, помогает детям переносить свойства одних вещей на другие.Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение самостоятельно применять свои знания в разных условиях. Это возможно лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют как педагогов, так и психологов на развивающее обучение, которое диктует необходимость использования новых игровых технологий, при которых интегрировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия для дошкольников. Для того чтобы вызвать у ребёнка интерес к игровым технологиям, воспитатели прибегают к таким задачам:

- вызвать у детей старшего дошкольного возраста интерес к развивающим играм, желание действовать с дидактическим материалом;

- способствовать к формированию сенсорных эталонов, умению сравнивать предметы по цвету, размеру, форме или длине;

 - создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти и творческих способностей дошкольников;

 - воспитывать у детей старшего дошкольного возраста самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

В случае выполнения поставленных задач возможно добиться определенных результатов:

- овладение детьми старшего дошкольного возраста способами действий, необходимыми для возникновения элементарных математических представлений;

 - развитие у детей старшего дошкольного возраста способностей к моделированию и конструированию;

- формирование познавательных интересов, умения использовать занимательный игровой материал, как в образовательной деятельности, так и в играх самостоятельного характера.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Развитие ребенка в игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется самостоятельно сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение самостоятельно применять свои знания в разных условиях. Это возможно лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Игровые технологии помогают в решении многих из перечисленных проблем: развитию воображения и творческих способностей, формирования у детей символической функции сознания, помогает детям переносить свойства одних вещей на другие.

Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:

- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;

- в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;

- игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;

- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;

- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;

- игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры.

Игровую деятельности широко изучали учёные, исследователи как в педагогике, так и в психологии:

такими учеными как: Г. Спенсер, К. Бюлер, К. Гросс, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, С.Л. Новоселова - анализировались теории происхождения игр, их функции, созданы различные классификации;

- определено место и роль игры в развитии и становлении личности, такими учеными как: Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и другие.

Дошкольный возраст является уникальным и важным периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

В настоящее время существует огромное количество инновационных игровых технологий для развития дошкольников, среди которых робототехника – или по-другому конструирование и программирование.

Это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности. Этот вид технологической игры связан с сборками и программированием робототехнических средств с помощью конструктора LEGO WeDo.

Основные задачи технологических игр:

-воспитывать интерес к техническим видам творчества;

- развивать умение работать по инструкции.

Использование метода моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивать у детей умственную активность, сообразительность, самостоятельность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учить выделять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта

- способствовать развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

Целостность использования этих игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Этот уровень достижений ребенка должен обязательно диагностироваться.

Логичность заключается в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, а педагог получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе детей и на каждого в отдельности.

Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режимных моментов и игра.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать самостоятельно умозаключения.

Информационный век делает актуальной интеграцию ИКТ в образование, так как такая интеграция способствует эффективному решению проблемы поиска баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Для образовательных проектов сегодня особенно актуальны мультимедийные, интерактивные, мобильные, беспроводные технологии. И следующий вид инновационных игровых педагогических технологий из проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»

Работа с интерактивными столами

Мультимедийные кино-проекты.

Все эти три вида относятся к технологиям из проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» интерактивный стол ActivTable, который делает обучение креативным и очень интересным. Стол несет в себе образовательные функции и вместе с тем поддерживает игру, как ведущий вид деятельности дошкольников, является ярким и наглядным, что делает его использование в среде дошкольного образования значимым.

Стол совместим как с ноутбуком, так и с проектором, экраном, интернетом. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков.

Сегодня Multitouch (мультитач) технологии стали частью нашей жизни, и воспитанники детского сада с естественным любопытством и удовольствием подходят к первым multitouch интерактивным столам ActivTable, потому, что они знают – это нечто особенное и интересное. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения психолога: развивается положительная мотивация обучения. А мотивация, как мы знаем, залог успеха любой деятельности. Уникальные обучающие свойства,интерактивный стол ActivTable подходит всем детям, включая детей с особыми потребностями.

Программное обеспечение ActivTable включает несколько интерактивных приложений:

- Многовариантный вопрос – дети отвечают на вопросы, перетаскивая изображение;

- Сортировка по группам – дети распределяют понятия по группам;

- Рисование – дети выбирают цвета и эффекты и рисуют пальцами;

- Мультимедиа – дети перетаскивают фото и видеофайлы и меняют их размер;

- Сложение, счет – воспитанники вместе решают примеры, вспоминают счет.

Каждое приложение позволяет организовать работу над материалом определенным образом.

Второй большой плюс работы на интерактивном столе – это развитие коммуникативных способностей. Дети работают в группе: учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делиться своими эмоциями.

Например, в приложении «Рисование» можно использовать традиционные психологические методы для развития чувства взаимопонимания, так на занятии проводится игра «Продолжи рисунок», когда один ребенок начинает рисовать, а другие дети должны понять, что он задумал и закончить рисунок. На столе это задание приобретает другой смысл и форму.

Ещё один вариант интерактивной игры «Животный мир» - игра направлена на развитие соотнесения животных с их «домами» (например, нарисована рыба, ее необходимо поместить в подводный мир, корову – на ферму и т.д.).

Интерактивная игра «Гонки» направлена на развитие речи, проверку реакции на быстроту ответа, развитие познавательных процессов: памяти, внимания, ориентации в пространстве, мышления. Детям предлагается проехать по гоночной трассе на машине, для этого необходимо отвечать на разнообразные вопросы и т.д.

Важной задачей воспитания старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками.

Коллективные взаимоотношения - это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них - общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность, культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений связано с осуществлением задач воспитания устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения, самостоятельности, организованного поведения.

Особенностью образа жизни старших дошкольников является развивающийся коллективный характер их деятельности. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общих вещах. Усвоение правил поведения в коллективе, участие в совместной деятельности со сверстниками формирует взаимоотношения детей. Выполнение правил поведения требует от дошкольников умения понимать ситуацию и настроение окружающих, сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение, уступчивость). Практическое освоение правил поведения происходит в разных видах совместной деятельности детей: коллективное планирование, распределение обязанностей или ролей и в игре т. д.

Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста вызывают положительные эмоции у каждого из них, помогают выстраивать доброжелательные отношения между друг другом, когда дети играют и работают коллективно, парно, сообща.При коллективной форме организации учебной работы ведущую роль играет общение и взаимодействие детей друг с другом. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.

Список литературы:

1. ВавиловаЛ.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.

2. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

3. Кудрявцева Е. А. Организация игровой деятельности в ДОО: технология и содержание, Учитель 2016.

4. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - № 5

5. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру //Старший воспитатель, 2007 - № 6

6. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011.-С.140-146.

7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...

Игровая деятельность как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.Иг...

Проект " Технология игрового стрейчинга, как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста»

Основной проблемой современного общества является полноценное развитие и формирование здоровья детей. Дошкольный возраст является важным периодом в жизни каждого человека. В этом возрасте закладываютс...

Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей — одна из важнейших в современном дошкольном образовании. Организация достаточной двигательной активности детей дошкольного во...