Литературно-музыкальный праздник «Остров сказок» (по сказкам А.С. Пушкина)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Плахова Елена Петровна

Литературно-музыкальный

праздник

 

«Остров сказок»

(по сказкам А.С. Пушкина)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostrov_skazok.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальный

праздник

«Остров сказок»

(по сказкам А.С. Пушкина)

Цель: Знакомить детей с классическим, литературным и музыкальным наследием великих русских гениев, поэта А.С. Пушкина и музыканта Н. Р.- Корсакова. Учить устанавливать художественные параллели между разными видами искусств на основе образности сказок А.С. Пушкина. Развивать дикцию, память, выразительность чтения; развивать у детей образное мышление, фантазию посредством создания сказочных образов совместными усилиями; воспитывать чувство бережного отношения к книге; развивать в детях лучшие человеческие    качества – доброту, дружбу, взаимовыручку, честность, смелость, эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа:

Знакомство с биографией А.С. Пушкина, чтение детских сказок, рассматривание детских иллюстраций А. Елисеева «Сказки Пушкина», изготовление работ (изодеятельность), «Сказки А.С. Пушкина глазами детей». Слушание музыкальных отрывков из оперы сказки «Сказка о царе Салтане», «О золотом петушке» Римского- Корсакова; беседы. Сказка в музыке Н. Римского-Корсакова; заучивание наизусть любимых отрывков из сказок; разучивание песен и танцев.

Материалы и оборудование:

  1. Украшение зала «Сказки А.С. Пушкина»
  2. Выставка работ детей
  3. Магнитофон, кассеты «Слушаем классику», «Широкая масленица»
  4. Стул – количество детей
  5. Игрушка «Кот»
  6. Иллюстрации А. Елисеева «Сказки Пушкина»
  7. Дидактическая игра «Назови сказку»
  8. Волшебная книга
  9. Шумовые инструменты
  10. Костюмы:   царица,

богатыри,

солнце,

месяц,

ветер,

Елисей,

Царевна,

Мудрец,

восточные красавицы + мальчик.

  1. Зеркало
  2. Ложки
  3. Лошадка, петушок
  4. Обручи – 2 шт.
  5. Мешки для мешания – для всех
  6. Платок – восточный
  7. Платочки волны по кол-ву детей
  8. Письмо – Книги
  9. Лукошко + угощение
  10. Венок

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Муз. рук.: Дорогие ребята! Согласитесь, что нет наверное на свете человека, который не любил бы сказки. Во всяком случае, надеюсь, что среди вас таких нет. Потому что только любители и поклонники всего волшебного  смогут сегодня отыгрываться с нами в одно совсем необычное путешествие. Нам предстоит побывать на острове, о котором мало кто знает. Чтобы наше путешествие было удачным, мы его начнем волшебной песней, может она нам поможет проникнуть сказочный мир.

Песня «Подарок» муз. Л. Семновой, сл. В. Сусловой

Вос-ль:      Что это? Слышите? Вроде бы где-то плещутся волны о  бе-рег?  А это что за дерево? И кот на цепи? Мне, кажется, что я догадываюсь где мы? Посмотрите, берег, изогнутый в форме лука, да это же Лукоморье – это страна, находится на острове Буяне, который лежит посреди моря – океана, там всегда тепло. Растет на нем дуб мокрецкий, люди его называют деревом жизни, стоит там бел – горюч камень Алатырь – в том камне сила великая. Но главное, что на этом острове рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки, оттуда они разлетаются по всему миру.

Чтение стихотворения «У лукоморья»

Муз. рук.:  Вот такое таинственное, полное чудес стихотворение, а кто же его сочинил? (Ответы) Да, это великий русский поэт – А.С. Пушкин.

     Он, тоже, как и вы был когда-то маленьким и очень любил слушать бесконечные сказки, которые и бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал, и няня – Арина Родионовна, и дядя – собиратель сказок Василий Львович. И часто вечером, примостившись у корзины с разноцветными клубками, слушая завораживающий красивый певучий голос бабушки, рисовал в воображении своих сказочных героев и пытался сочинить свои сказки и стихи.

     Он писал: «Слушать так душе отрадно,

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал, да глядел!»

И настолько А.С. Пушкин понял этот сказочный мир, что много поколений зачитываются сказками уже самого поэта, которые пленяют своей искренностью и удивительными историями. А где же мы можем найти все сказки А.С. Пушкина, всех его героев – и злых, и добрых – конечно, в книге. А вот и она, только книга это тоже не простая, а волшебная, она поможет нам – это нам пропуск в мир чудесных превращений. Ведь остров Буян загадочный. Но что-то книга не открывается, что же нужно сделать? Раз мы хотим попасть в сказки А.С. Пушкина, то попробуем назвать их.

Дидактическая игра «Назови сказку»

(Открывается книга и звучит музыка).

Вос–ль:     Ребята, наша волшебная книга приглашает нас в путешествие, но вы должны проявлять смелость, находчивость, быть знатоками сказок А.С. Пушкина, знать героев, и сказку чтоб могли говорить, и песнь, и танцы заводить, ведь «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!» И мы с вами поплывем на волнах воображения, встретимся с любимыми сказочными персонажами, вспомним самые известные картины сказок.

Стихотворение «Сказки Пушкина»:

Чтец:          Сказки Пушкина мы знаем:

Любим очень и читаем,

Изучаем наизусть.

В них живет наш русский дух!

В сказках любим буйство свежих красок,

Торжество добра над темным злом.

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Хоровод «По морю»

В какую же сказку мы попали? Мы узнаем.

Чтецы:              Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На воздушных парусах

Корабельщики дивятся,

На кораблике толпятся,

На знакомом острову

Чудо видят наяву:

Город новый златоглавый,

Пристань с крепкою заставой

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Вос–ль:     Какая это сказка?

                  Назови мне героев этой сказки.

                  Кто добрый, а кто злой и коварный?

   Но на острове том есть три чуда. Какие?

Чтецы:        Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница какая?

Белка песенки поет,

Да орешки все грызет.

Вос–ль:     А какую же песню поет белочка?

… белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумруды вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет,

И с присвисточкой поет.

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде…

Вос–ль:     Белочка очень ловко грызла орешки, а дети наши попробуют также умело сыграть эту песенку на разных инструментах.

Шумовой оркестр «Во саду ли, в огороде…»

Вос–ль:     Какое же второе чудо?

Чтецы:        … море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор!

Вос–ль:     Ну а  третье чудо?

Чтецы:        За море царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

 Выступает, словно пава.

А как речь то говорит,

Словно реченька журчит.

Музыкально-дидактическая игра «Что это?» (слуховой анализ прослушивания).

Вос-ль: В каждой сказке недобрые герои сказок творят зло, но добрые, мужественные борются с ними. Так в этой сказке самовлюбленная царица думала, что она лучше всех. В какой?

Театральная зарисовка «Царица с зеркалом»:

Царица:       «Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

Зеркальце:  Что же зеркальце в ответ:

                    «Ты прекрасна, спору нет.

Но царица всех милее, всех румяней и белее»

Царица:       «Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь то успокою».

Вос-ль: Как же царица собралась успокоить молодую царевну? Какое же зло она задумала? (Ответы детей)

Но как невзлюбила царевну царица, так горячо полюбили ее богатыри.

Богатыри:   Братья милую девицу

Полюбили. К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело

Всех их семеро вошло.

Старший молвил ей:

«Девица, знаешь

Всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Примири нас как-нибудь.

Одному женою будь.

Прочим милою сестрою.

Игра-хоровод «Со веночком я хожу».

Царевна:     «Ой, вы,  молодцы честные,

Братцы вы мои родные,-

Как мне быть? Ведь я невеста,

Для меня вы все равны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

Вос-ль: К кому же только не обращался королевич Елисей, который искал свою любимую царевну. Давайте проследим за его дорогой.

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

К красну солнцу молодец

Обратился наконец:

Елисей:        «Свет мой, солнышко, скажи,

Не видало, где на свете

Ты царевны молодой?»

Солнце:       «Свет ты мой, я

Царевны не видало.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил».

Елисей:       «Месяц, месяц, мой дружок!

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?».

Месяц:        Братец мой-

Не видал я девы красной.

На сторожке я стою

Только в очередь мою

Без меня царевна, видно,

Пробежала…

Погоди! Об ней быть может

Ветер знает.

Елисей:       Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Не видал ли , где на свете

Ты царевны молодой.

Ветер:          Постой! Там за речкой

Тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора.

В той норе во тьме печальной

Гроб качается хрустальный,

В том гробу твоя невеста.

Царевна:     Как же долго я спала

Вос-ль:       И трубит уже молва,

                   Дочка царская жива!

Вот так замечательно заканчивается эта сказка. А вот другой персонаж

Мудрец:      Посади ты эту птицу,

Молвил он царю, на спицу!

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно.

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе беды,

Вмиг тогда мой петушок

Приподнимет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

Вос-ль:   Что же это за сказка? А какие слова кричал петушок на спице? (Кирикуку, царствуй лежа на боку!)

И была в той сказке девица, Шамаханская царица – восточная красавица. У нас тоже такие есть.

Танец «Восточный».

Вос-ль: Но не долго любовался царь красотой ее. За то, что он обидел человека, сам же за это и поплатился.

              А в другой сказке А.С.Пушкин показывает, что ум и смекалка многого стоят. Кто это всех победил, да еще и попа наказал за его жадность? Конечно, Балда!

              Игры: «Наперегонки»,

                         «Метание в цель»,

                         «Перетяни».

Вос-ль: Но наша галерея сказок на этом не завершилась. Какая же сказка у нас осталась? (Ответ детей).

             Мы знаем, что несколько раз приходил старик к морю, чтобы исполнить желания сварливой старухи и даже море в этой сказке было живое. И мы с вами покажем, как изменялось состояние моря (волнами).

  1. Жил старик со своею старухой                                                                                   у самого синего моря
  2. Вот пошел он к синему морю,                                                                                   видит море слегка разыгралось.
  3. Вот пошел он к синему морю,                                                                                   помутилось синее море.
  4. Старичок отправился к морю,                                                                                    почернело синее море.
  5. Вот идет он к синему морю,                                                                                        видит на море черная буря                                                                                          так и вздулись сердитые волны,                                                                                 так и ходят, так воем и воют.
  6. (море успокоилось).

 Вос-ль: Молодцы! Вы прекрасно справились со своею ролью.

     Слышите, музыка. Это книга нас зовет к себе, что же такое? А вот письмо.

 Дорогие гости волшебного острова!

Я волшебная книга, во мне заключена вся глубина и мудрость земная. Я давно за вами наблюдаю. Мне нравится, что вы знаете много сказок А.С.Пушкина. Но говорят, что дети сейчас другие и они не любят слушать и читать книги. Вы такие? Тогда ответьте на мои вопросы.

  1. Кто из вас уже умеет читать?
  2. Назовите мои любимые книги?
  3. Назовите своих любимых героев?
  4. Как нужно обращаться с книгой?
  5. Назовите слова, которые начинаются на слово «лук» («лука» - кривизна, изгиб, дуга): лукошко, лукоморье,
  6. А как вы будете называть хитрого человека, изворотливого (лукавый).

Волшебная книга: Что это за человек, у него какая-то кривизна имеется, и где – в словах, в поступках,- это криводушный человек. Он все время притворяется, никогда не говорит прямо, замышляет какое-то коварство, обман, т.е. хитрит, лукавит. Как правило – это нечистая сила. Поэтому, ребята, нужно быть добрыми, совершать хорошие поступки. А за то, что вы меня порадовали своими знаниями, вот вам и угощенье в лукошке. Я прощаюсь с вами.

Вос-ль: А мы прощаемся с этим волшебным островом, но будем помнить об этом путешествии и возвращаться, искать там другие чудеса и сказки.

     Чтец:     К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые как сны.

Стелются слова, слова-алмазы,

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Все скорей нам хочется узнать,

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Песня: «Сказка» - музыка и слова Е.Никитиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Калейдоскоп сказок" по сказкам А. С. Пушкина

Совместное творчество детей и родителей (подготовительная группа)...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".

Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;         Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...

Проект по проведению тематической недели сказки А. С. Пушкина «Чудесный мир волшебных сказок» для детей подготовительной группы.

Цель: знакомство детей дошкольного возраста с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина.Задачи:·        Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. ...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. Акция «Сказки А.С. Пушкина – детям»

Сказки А.С. Пушкина близки и дороги, как взрослым, так и детям. Они не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему любима не одним поколением....