Серия тематических занятий.
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)

Кошкарева Ольга Александровна

 «ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ»

«Как всё начиналось.»

Цель: выяснить с детьми, какое главное отличие человека от животных, какие первоначальные спортивные навыки имелись у первобытного человека; развивать мелкую моторику пальцев по­средством рисования; помочь детям вспомнить культурно-гигие­нические требования, которые необходимо выполнять для того чтобы жизнь была здоровой и долгой; учить предвидеть послед­ствия лени и нечистоплотности; совершенствовать навыки в метании, прыжках, ползании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ»

«Как всё начиналось.»

Цель: выяснить с детьми, какое главное отличие человека от животных, какие первоначальные спортивные навыки имелись у первобытного человека; развивать мелкую моторику пальцев посредством рисования; помочь детям вспомнить культурно-гигиенические требования, которые необходимо выполнять для того чтобы жизнь была здоровой и долгой; учить предвидеть последствия лени и нечистоплотности; совершенствовать навыки в метании, прыжках, ползании.

Материал и подготовка к занятию: картинки с изображением первобытных людей       в центре зала устанавливают модель костра (красный обруч, угольки для рисования, дрова); на шведской стенке закрепляют листы картона (вид скалы); подготавливаются навесные щиты с изображениями злых динозавров и мешочки для метания, две гимнастические скамейки и две доски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал, педагог предлагает им расположиться на полу вокруг костра.

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами отправимся к первобытным людям и постараемся найти ответ на вопрос, почему люди стали отличаться от животных, например, от обезьян. Согласны? Давайте представим себе, что мы сидим в пещере вокруг первого в жизни людей костра, а вокруг нас неведомый мир. Взглянем на него.

Просмотр картин и обсуждение их.

Педагог предлагает детям походить вокруг костра сгорбившись, «как обезьяны», и выпрямившись; между ходьбой проводится имитация движений первобытного человека: метания копья, камня; выкапывания ловушки для зверя, установки бревен, кольев.

Дети подводятся к выводу, что человек стал отличаться от животных благодаря тому, что начал трудиться.

«А теперь я предлагаю вам самим отправиться на охоту. Согласны? — спрашивает педагог. — Хорошо. Только прежде чем начать охоту, мы с вами так же, как первобытные люди, нарисуем животное и охотника. Люди верили, что это приносит им удачу».

Педагог предлагает ребятам взять из костра угольки и нарисовать животных и охотников на скале.

Самостоятельное творчество детей — рисование на картонных щитах. 

« Теперь точно удача будет способствовать отважным войнам. Путь к месту охоты не легок он всегда с препятствиями и вести себя нужно как можно тише что бы не вспугнуть зверя.»

Эстафета «Проползи бесшумно между двумя скамейками и преодолей полосу препятствий».

«Молодцы! Вы прекрасно-справились со своим заданием, — говорит педагог. — А теперь можно поупражняться в меткости. Это одно из основных качеств любого хорошего охотника».

Метание мешочков в вертикальную цель.

Игра «Охотники и утки»

Педагог говорит: «Ребята, прежде чем и дти на охоту охотник должен уметь незаметно подбиратся к добыче, бесшумно. Я хочу проверить, сможете ли вы справиться и с этой задачей».

Игра «Тише едешь» ( с преодолением препятствий)

По окончании педагог говорит: «Вы молодцы. Теперь я вижу, что вы отличаетесь от обезьян смышленостью, ловкостью и трудолюбием. Вы бы не пропали среди диких животных.

Далее педагог подводит основной итог занятия: дети должны ответить, почему человек стал отличаться от животных (начал трудиться). Рассказывает: «В древности людям было явно не до спорта. Все их силы уходили на поиски пищи, необходимой для элементарного выживания. Но именно в этих постоянных поисках у них и вырабатывались первые спортивные навыки. Нет ничего удивительного в том, что охота на диких зверей, защита от хищников и борьба с врагами, как правило, были связаны с бегом, прыжками, плаванием, метанием копий и стрел.

ПЕРВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

«Хвала олимпийцам.»

Цель: познакомить детей с зарождением Олимпийского движения; сравнить виды спорта, входившие в древние Олимпийские игры, с «Веселыми стартами», которые проводятся в детском саду; совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений; приучать к выполнению данного слова (клятвы).

Материал и подготовка к занятию: в зале помещают гимнастическую скамейку, покрытую матами; раскладывают следующие предметы: детский географический атлас, изображение бога Зевса, модель факела спортивных соревнований, фонограмма греческой народной мелодии, копье и кубы, мат для прыжков в длину, мячи для метания, ленты для победителей,,бумага и карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал и располагаются свободно на скамейках.

Педагог говорит, что сегодня дети отправятся в путешествие во времени и поговорят об истории возникновения спорта. Предлагает вспомнить чем стал отличаться человек от животных. Продолжает: «Человек стал трудиться, он построил крепкие дома, сшил красивую одежду, научился готовить вкусную пищу. У людей появилась возможность развлекаться в свободное от труда время. Одним из таких развлечений стали занятия спортом. Они служили также военной подготовкой юношей. Сегодня я хочу рассказать вам о первых в мире крупных спортивных соревнованиях — Олимпийских играх. Слышали вы когда-нибудь о таких состязаниях?»

Педагог рассказывает, что первые Олимпийские игры прошли в Олимпии в Греции. Показывает в географическом атласе эту страну, ее расположение относительно России.

Рассказ педагога:« В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам радостную весть: «Все — в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» На время Олимпийских игр запрещались войны между враждующими городами. В состязаниях мог участвовать любой желающий. Олимпийские игры посвящались богу Зевсу. Это был чисто мужской праздник. Участники состязаний соревновались обнаженными, они не стеснялись своего красивого мускулистого тела. Греки и богов изображали в виде стройных и сильных людей».

Педагог. В первый день атлеты приходили в храм Зевса в Олимпии (показывает слайд), зажигали священный огонь (включает факел) и давали клятву бороться честно.

Педагог (предлагает всем встать). Я буду бороться честно за моих богов и за мое отечество и оставлю после себя добрую память. Я буду подчиняться законам соревнований!

Дети.  Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Педагог предлагает детям сесть на скамейки. Объявляет, что малые Олимпийские игры открыты.

1-й вид состязаний бег.

Выбирается первая пара, которая встает около лежащего на полу копья. По команде дети бегут по периметру зала с обязательным обеганием ориентиров (кубов). Побеждает тот, кто быстрее возьмет в руки копье. Победитель самостоятельно выбирает себе соперника из числа еще не участвовавших в состязании ребят.

Мальчики и девочки соревнуются отдельно, выбираются два чемпиона,

2-й вид состязаний прыжки в длину.

Выбираются два чемпиона —  мальчик и девочка.

3-й вид состязаний — метание копья или диска.

Проводится метание мяча малого диаметра в вертикальную цель. Попавший становится победителем.

4-й вид состязаний — кулачный бой.

Соревнование организуется только среди мальчиков по типу выбора соперника в беге. Борцы встают на покрытую матом скамейку друг против друга, руки за спиной в замке. Побеждает тот, кто первым столкнет соперника со скамейки.

Педагог рассказывает, что в последний день игр участники и зрители вновь приходили к храму Зевса где проходило торжественное награждение победителей.

Награждение чемпионов — на голову детям повязывают атласные ленты, зрители громко кричат: «Ура! Слава победителю!»

Педагог продолжает рассказ: «После игр каждый победитель возвращался в родной город. Жители города выходили ему навстречу, прославляли. В память о славной победе жители города устанавливали на площади статую чемпиона».

Игра «Сделай фигуру».

Под фонограмму греческой народной мелодии дети изображают в динамике возвращение победителей в родной город (езда на колесницах), а затем статично — статую чемпиона Олимпийских игр. Перед игрой педагог подчеркивает, что они должны показать разных чемпионов древних игр: бегуна, прыгуна, метателя или борца.

В заключительной части занятия педагог сравнивает виды спорта, которыми занимались древние греки и дети этой группы (бег, прыжки, метание), Педагог раздает детям бумагу с предложением нарисовать на них фигуры полюбившихся им спортсменов.

КОЛЬЦА ДРУЖБЫ

Цель: продолжить знакомство с идеалами Олимпийского движения; познакомить с континентами Земного шара и их древними обитателями, подарившими миру любимые всеми игры; совершенствовать навыки выполнения основных видов движений, а также навеки в играх со строгими правилами; воспитывать чувства дружбы, взаимовыручки, ответственности за взятые на себя обязательства.

Материал: два факела (как основу можно использовать электрический фонарик); мячи (по числу детей); гимнастический конь (гимнастическая скамейка); напольные маты; баскетбольные кольца (3 шт.)детские арбалеты; глобус; картины (30x40 см) с изображением олимпийской символики и различных видов спорта)3.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог. Ребята! Мы научились с вами на занятиях выполнять различные спортивные упражнения и движения. познакомились с разнообразными видами спорта. Сегодня я хочу рассказать вам о пяти кольцах дружбы, которые объединяют всех спортсменов Земли. Хотите вы услышать мой рассказ? Вспомните наше занятие, посвященное древним Олимпийским играм. Где проходили эти игры? Для чего они проводились? В наше время, стремясь вернуть связанные с древними Олимпийскими играми идеалы добра и справедливости, люди решили возродить эти игры. Сегодня, спустя много веков, в Олимпии вновь загорается олимпийский огонь. Раз в четыре года на стадион одной из стран мира вбегает человек с факелом, зажженным от этого огня. Давайте и мы с вами проведем «эстафету священного огня».

Эстафета с факелами. Проводится бег по периметру зала с факелом в руках. По окончании бега факелы устанавливают на видном месте.

Педагог. Более ста лет назад в Олимпии был построен новый стадион. Был также организован Международный олимпийский комитет, в который вошли представители разных стран. Комитет хотел, чтобы как и в древности, спорт сдружил людей. Эти надежды сбылись: сейчас на Олимпийские игры съезжаются спортсмены со всех пяти континентов планеты.  Символ Олимпиады — пять цветных сплетенных колец — обозначает дружбу между всеми континентами: Европой (голубой цвет), Азией (желтый цвет), Африкой (черный цвет), Австралией (зеленый цвет), Америкой (красный цвет). (Объяснение сопровождается демонстрацией колец на рисунке с символикой и континентов на глобусе.)

Педагог продолжает: «Мы познакомимся сегодня с народами континентов и теми видами спорта, которые они подарили всем остальным людям».

1. Африка (рассматриваются глобус и символ).

Педагог рассказывает, что у народов Африки и Древнего Египта и в других ранних цивилизациях спорт составлял важную часть религиозных обрядов и ритуалов, с помощью которых люди пытались повысить урожаи, ускорить приход весны. Зачастую мяч во время таких церемоний символизировал собой солнце и присущие ему животворящие силы.

Педагог продолжает свой рассказ: «В давние времена спорт, по всей видимости, доставлял людям не меньшее удовольствие, чем в наши дни. Одним из излюбленных видов спорта были прыжки через быка, которые представляли собой поистине захватывающее зрелище и требовали от участников соревнований незаурядного мастерства и исключительного мужества7. В современной гимнастике есть подобный элемент: прыжки через гимнастического коня или козла Я предлагаю вам испытать себя на ловкость и смелость. Вы все хорошо умеете прыгать через гимнастическую скамейку с упором на руки. Сегодня я ее подниму немного выше, и вы сможете представить, что прыгаете через настоящего быка».

Прыжки через «быка». В состязании принимают участие все желающие. При этом необходимо соблюдать все правила техники безопасности.

2.        Америка (рассматриваются глобус и символ).

Педагог рассказывает, что для индейцев, населяющих Центральную Америку, игра в мяч была чисто религиозным ритуалом, так же, как и у египтян, направленным на обеспечение богатого урожая. Площадка для игры с мячом8 олицетворяла собой весь мир, а перемещения мяча означали движение Солнца и Луны.

Педагог объясняет, что гол засчитывался в том случае, если одной из команд удавалось загнать мяч в противоположный конец площадки, причем бить по нему разрешалось только локтями, бедрами и коленками. Однако можно было выиграть и сразу, если мяч пролетал сквозь кольцо, установленное высоко над площадкой. Педагог рассказывает, что сто лет назад в Америке был изобретен баскетбол10, правила которого были схожи с древнеиндейскими. Говорит, что дети тоже осваивали некоторые элементы баскетбола и сегодня у них пройдут маленькие соревнования.

Отбивание мяча одной рукой от пола. Выигрывает тот, кто дольше всех будет отбивать мяч.

Бросание мяча в баскетбольное кольцо. Выигрывает тот, кому с наибольшего расстояния удается попасть в цель.

3.        Азия (рассматриваются символ и глобус).

«В Японии, Китае и Тибете боевые искусства разрабатывались для самообороны и применялись, главным образом, в реальном бою, для того чтобы обезвредить противника или убить его, — рассказывает педагог. — Из-за своей установки на физическое совершенство и духовную дисциплину боевые искусства стали широко применяться для выработки самоконтроля и выдержки. Было создано много школ борьбы. Какие из них вы знаете?.. Правильно, видов борьбы много, но объединяет их то, что спортсмен в любом случае должен быть смелым,  сильным, быстрым и гибким. Я хочу проверить, обладаете ли вы этими качествами».

Кувырки вперед. Побеждает тот, кто сделает наибольшее количество кувырков, продвигаясь вперед по четырем состыкованным матам.

4.        Австралия (рассматривание глобуса и символа).

Педагог рассказывает: «Этот континент был открыт и исследован путешественниками позднее других континентов. Населяют его племена туземцев, одним из средств существования которых является охота. Туземцы обладают великолепными навыками стрельбы из лука. В настоящее время этот боевой вид искусства стал спортивным. Лучники всех стран соревнуются в меткости».

Метание пластмассовых палок на дальность.

5.        Европа (рассматривание глобуса и символа).

Педагог продолжает свой рассказ: «Многие современные виды спорта зародились в Европе, главным образом, в Англии. Язык этой страны вы изучаете в нашем детском саду. Английский король 400 лет назад издал специальный документ под названием «Книга спортивных игр», где говорилось, что его подданные имеют право заниматься спортом. С этого времени широкое распространение в обществе получили игры с мячом».

Обсуждение картин" с изображеиями игр в гольф, теннис, крикет, бильярд, пел-мел.

Педагог говорит, что в то время большой популярностью стал пользоваться футбол.

Показывает рисунок12: Говорит о том, что в Европе впервые в мире стали организовываться соревнования между разными командами, а значит, понадобилось создание единых правил для всех. И вновь первыми стали английские школы для юношей, в которых и были выработаны такие правила.

Обсуждение картин13, изображающих разные виды футбола и регби.

Игра «Чья команда более ловкая?»

Зал делят (шнуром или скамейкой) на две части. Группа разбивается на две команды. Каждый участник получает по мячу.

Под звуки мелодии дети стараются перебросить на сторону противника наибольшее количество мячей. Побеждает та команда, на чьей стороне по окончании мелодии оказывается меньше мячей. В заключение педагог говорит: «История Олимпиады — это история удивительных побед, интересных событий, крепкой дружбы... Но об этом вам расскажут более подробно в школе на уроках истории и физкультуры. Мы же с вами проведем в зимние каникулы свою Олимпиаду на собственной площадке».


ЗИМНИЙ СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ЗИМНЯЯ СПОРТИВНАЯ ОЛИМПИАДА»

Цель: вызвать положительный эмоциональный настрой, устойчивый интерес к занятиям спортом; закаливать организм детей; закрепить навыки ходьбы на лыжах, катания на санках, метания в цель; воспитывать чувства коллективизма и взаимовыручки; вырабатывать умение управлять своей деятельностью (как я это делаю?).

Материал: флаг с олимпийской символикой, индивидуальные эмблемы для каждой группы, закрепленные на нагрудниках, игрушки из цветной бумаги (изготовлены самими детьми), вымпелы для награждения команд, мозаика с символами лыж, коньков и санок; фонограмма песен и мелодий для проведения открытия и закрытия Олимпиады; мелкие сувениры для победителей; санки, ледянки, лыжи, клюшки с шайбами, флажки, ориентиры, пьедестал почета; автобус, угощение в лесу, большие пироги на вечер.

Утро

Сбор в большом зале детского сада всех подготовительных к школе групп. Преподаватель физического воспитания объявляет об открытии Зимней Олимпиады детского сада.

Торжественный подъем флага с олимпийской символикой под фонограмму мелодии Ю. Чичкова «Фанфары».

Педагог предлагает выбрать также и символ для соревнований в детском саду — медвежонка, который был талисманом Московской Олимпиады.

Общая гимнастика под фонограмму мелодии Р. Бойко «Олимпийский марш».

По окончании гимнастики педагог информирует детей о планах на предстоящий день — о выезде в сосновый бор, где будет зажжен «Олимпийский огонь» и будут первые в жизни детей настоящие спортивные соревнования. Проводит краткую беседу о правилах поведения в пути и в лесу.

День

1.        Выезд в сосновый бор после завтрака на автобусе.

  1. Продвижение от автомагистрали до места проведения соревнований по лесной тропе (около 400 м).
  2. Выход на специально подготовленную площадку (около городской лыжной базы, где при необходимости можно обогреть детей);

украшение деревьев самодельными игрушками;

сбор веток для костра (место заранее подготовлено) и его разведение;

построение групп вокруг костра («олимпийского огня»), объявление о начале спортивных соревнований.

4.        Проведение соревнований.

Детям еще в детском саду надевают нагрудники трех основных цветов с самодельными эмблемами. За каждой группой закрепляется представитель судейской коллегии — учащийся педагогического колледжа — для регистрации показателей и подсчета заработанных баллов.

Конкурс «Назови зимние виды спорта». Команда, назвавшая наибольшее количество видов спорта, получает 1балл.

Конкурс «Собери мозаику» (лыжи, коньки, санки). Команда, быстрее всех составившая рисунок, получает 1 балл. Мозаику команде предлагается собрать на том месте, где далее будет проходить соответствующий конкурс.

Индивидуально-групповые гонки проводятся поточным способом (каждая группа разбивается на три подгруппы, которые расходятся на контрольные пункты, отмеченные мозаикой):

санки — спуск с пологой горы со сбором расставленных флажков (7—8 шт.). Фиксируется количество собранных флажков, выводится средний показатель по каждой подгруппе;

лыжи —«биатлон» — продвижение на расстояние 4 м на лыжах и метание в вертикальную цель. Фиксируется количество мячей, достигших цели; выводится средний показатель по подгруппе;

коньки — «хоккей» — требуется клюшкой забить три шайбы в ворота. Фиксируется количество забитых шайб, выводится средний показатель.

По каждому виду по окончании выполнения заданий командам присваиваются: за первое место — 3 балла, за второе место — 2 балла, за третье место — 1 балл.

Детей, показавших наилучшие результаты, награждают на пьедестале почета медалями или подарками.

Групповые эстафеты (от каждой группы на эстафету приглашаются 6 участников):

  • санки — «Кто первый?» — стоя на санках на коленях, отталкиваться лыжными палками;
  • лыжи — «Гонки» — продвижение вперед по ориентирам;
  • санки — «Слалом» — спуск с пологой горы до определенной отметки.

  1. Ориентирование на местности — поиск талисмана. Ребенок, который первым его находит, приносит своей команде 1 балл.
  2. Сбор вокруг костра. Подведение предварительных итогов. Награждение эстафетных команд. Угощение.
  3. Катание с гор на ледянках, санках, лыжах.
  4. Возвращение.

Вечер

Подведение итогов Олимпиады.

Вручение командам пирогов и вымпелов:

  • «Команде — победительнице зимней Олимпиады детского сада»,
  • «Самой дружной команде зимней Олимпиады детского сада»,
  • «Самой веселой и настойчивой команде зимней Олимпиады детского сада».

Просмотр диафильмов серии «Ну, погоди» со спортивной тематикой.

Спуск флага Олимпиады под фонограмму мелодии Ю. Чичкова «Фанфары».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического занятия из серии «История развития спорта» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект тематического занятия из серии "История развития спорта" для детей старшего дошкольного возраста "Первые олимпийские игры" с презентацией....

Серия сюжетно - тематических занятий по физической культуре для детей 3- 4 лет.

Сюжетное занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений....

Серия тематических занятий "Рисуем музыку"

Серия тематических занятий "Рисуем музыку"...

Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...


 

Комментарии

Спасибо, Ольга Александровна! Серия тематических занятий очень увлекательна!

Черникова Лариса Владимировна

Ольга Александровна!Развитие мелкой моторики - это путь к развитой речи и отличному самочуствию ребёнка в дальнейшей жизни!Беру на заметку!

Вы правы, Лариса Владимировна!

Черникова Лариса Владимировна

Самое интересное для детей, когда идёт развитие, через игру, вот таких тематических занятий.Здорово!Благодарю!

Молодец! Так держать

Кошкарева Ольга Александровна

Спасибо, коллеги за поддержку!

Ольга Александровна как всегда ваши конспекты просты и интересны, очень занимательные. Спасибо.

Кошкарева Ольга Александровна

Спасибо, Елена Анатольевна! Для меня важно Ваше мнение!